43. Соборы XVI века. Святители Макарий и Филипп

Цель занятия:

познакомиться с церковно-государственными отношениями в эпоху правления царя Иоанна Грозного

Задачи:

  • познакомиться с деятельностью святителя Макария, митрополита Московского
  • изучить цели и результаты канонизационных Соборов и Стоглава
  • понять, в чем изменилась политика Иоанна Грозного в 60-х годах XVI века, и как это сказалось на отношениях с церковными первоиерархами
  • познакомиться с житием святителя Филиппа, митрополита Московского

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Часть 2. Глава 9.
  2. Куломзина С.С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 2. Глава 4.
  3. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М., 2005. Глава «Русская Церковь при св. митрополите Макарии. Церковные Соборы 1540-1550-х гг.».

Дополнительная литература:

  1. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Сортавала: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Глава 22 «Царь Иоанн Грозный. Стоглавый Собор. Покорение Казани».
  2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период III. Глава 2.
  3. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 25.12.2017). Глава 46.

Ключевые понятия:

  • Святитель Макарий, митрополит Московский
  • Святитель Филипп, митрополит Московский

Словарь урока:

  • Макарьевские Соборы
  • Стоглав
  • Канонизация святых
  • Секуляризация земель
  • Царь Иоанн IV Грозный
  • Опричнина
  • Малюта Скуратов

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Какое влияние оказывал митрополит Макарий на юного царя Иоанна IV?
  2. Как относился царь Иоанн Грозный к проведению церковных Соборов?
  3. Почему о Соборах 40-х годов 16 века говорят как о «канонизационных»?
  4. Почему такое большое значение имело прославление русских святых именно в эти годы?
  5. Имена каких святых, прославленных на Соборах, вам знакомы?
  6. Почему Собор 1551 года назвали Стоглавым?
  7. Какого рода вопросы рассматривались на Стоглавом Соборе?
  8. Какие решения были приняты Стоглавым Собором в отношении церковных землевладений?
  9. Какие решения Стоглавого Собора свидетельствовали о невысоком уровне богословия и, в целом, духовной жизни на Руси в середине 16 века?
  10. Какие решения Стоглавого собора применяются и в наше время?
  11. Какое влияние оказали решения Стоглавого Собора на последующий церковный раскол?
  12. Какие изменения произошли в правлении царя Иоанна после смерти жены Анастасии и митрополита Макария?
  13. За что пострадал митрополит Филипп?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр презентации о митрополите Филиппе.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью письменного задания.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 7 «Православие на Руси» (с 13,5 по 17,5 минуты):

  1. Мульткалендарь. 12 января. «Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси»:

  1. Мульткалендарь. 22 января. «Святитель Филипп»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Святитель Филипп митрополит Московский»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Русская Церковь при Иоанне Грозном. Часть 1»
  2. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Русская Церковь при Иоанне Грозном. Часть 2»
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Святой митрополит Макарий и его труды»
  4. Телепроект «Рассказы о святых».  Часть «Святитель Филипп Митрополит Московский»
  5. Видеоцикл «Минутная история». «Иван Федоров и информационная война»:

1) Святитель Макарий

2) Макарьевские Соборы

3) Земской и Стоглавый Соборы

4) Русская Церковь после смерти митрополита Макария

5) Святитель Филипп

1) Святитель Макарий

В царствование Василия III и в правление матери Иоанна IV Елены Глинской отношения между Церковью и государством были сложными. От этого страдало в первую очередь духовное просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа Новгородского Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и церковное просвещение нашло себе защитника.

Уже в Новгороде архиепископ Макарий окружил себя образованными сотрудниками и начал свою просветительскую деятельность, которая была продолжением работы прп. Максима Грека. Были составлены Четьи-Минеи в 12 томах (жития святых), Титулярник (историческая энциклопедия, богато украшенная миниатюрами) и Степенная книга (сборник, прославлявший благочестие царей и цариц). По переезде в Москву он продолжал свою работу, благотворно влиял на молодого царя Ивана IV, выбрал для него достойных помощников и руководителей в лице новгородского священника Сильвестра и Адашева, и начал подготовку Собора, чтобы провести необходимые реформы церковной жизни.

2) Макарьевские Соборы

В один год с венчанием Иоанна Грозного на царство, в 1547 году состоялся и церковный Собор, первый в ряду так называемых Макарьевских Соборов. Он был посвящен канонизации новых русских святых. Следующий подобный Собор имел место в 1549 году. Оба эти канонизационных Собора, безусловно, находились в тесной связи с венчанием Иоанна IV на царство. Новое положение Русского государства как православного царства заставляло по-новому осмыслить и статус Русской Церкви как автокефальной, а теперь – и в связи с имперским достоинством Москвы. Москва – Третий Рим – становилась столицей православного мира и, как первенствующая кафедра Русской Церкви, – духовным центром Православного мира. Это новое положение необходимо было подтвердить и оформить особыми актами канонизации русских святых, подвиг которых лежал в основании Русской Церкви и Московского православного царства. До святителя Макария в святцах значилось только 22 русских святых. Митрополит Макарий канонизировал 39 новых святых Русской Церкви на этих двух соборах (из них 30 – к общерусскому почитанию, а 9 – к местному). Большинство этих святых было уже известно православным верующим, они давно почитались на Руси как местночтимые. Среди новоканонизированных святых были, например, святые благоверные князья Александр Невский и Михаил Тверской, святой митрополит Московский Иона, святитель Стефан Пермский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и целый ряд других великих подвижников. Эти канонизационные Соборы имели огромное положительное значение для жизни Церкви, народа и государства. Помимо того мистического момента, который содержит каждая канонизация, Соборы 1547 и 1549 годов, безусловно, способствовали росту благочестия, оживлению церковной жизни, оздоровлению духовности русского народа.

Бесспорно, в соборных инициативах митрополита Макария, в его программе оживления церковной жизни сказалась личная святость Московского митрополита. Но преодолеть реалии времени наметившегося духовного упадка Руси было уже невозможно даже при всей удивительной активности великого святителя. И все же разносторонняя деятельность митрополита поражает. Макарий ревнует о возрождении соборного начала в церковной жизни. Макарьевские Соборы собирались регулярно – практически через каждые два года, а то и чаще. Митрополит стремится к соблюдению канонических норм. Даже в более ранние и более духовно здоровые периоды церковной истории Руси мы не видим такой регулярности в направлении реализации принципа соборности. Интересно также отметить, что по времени проведения Соборы 1547 и 1549 годов совпадают со столетним юбилеем автокефалии Русской Православной Церкви. И хотя тогда на Руси специальные юбилеи еще не были приняты, обширные канонизации как бы подводили итог столетнему независимому бытию Московской митрополии. Кроме того, общерусские канонизации отражали и факт объединения русских земель в Московское царство, утверждали и скрепляли единство Церкви, государства и народа.

3) Земской и Стоглавый Соборы

Продолжая в делах государственных начатое Макарием в сфере церковной, Иоанн, в свою очередь, проводит реформу местного управления, исправляет Судебник, начинает преобразования в военной и финансовой областях: это позднее приведет к упорядочению поместного землевладения. В 1550 году Иоанн IV созвал Земский Собор – предприятие по тем временам исключительное. Царь держал речь к народу на Красной площади – это рождало невиданное доселе впечатление единения всего народа вокруг своего монарха. Впрочем, в это время это именно так, вероятно, и было – русский люд любил своего молодого, энергичного, жесткого (пока еще не жестокого), но справедливого царя и многого от него ожидал. Тем более, что свою речь Иоанн начал с обличения боярского своеволия и лихоимства. Расправы, однако, не последовало – царь призвал всех по-христиански простить друг другу обиды и впредь блюсти справедливость. Сам Иоанн обещал стоять на ее страже и призывал митрополита и иерархов обличать его, государя, если в чем он будет не прав. Царь обещал принимать и разбирать от любого человека челобитные в случае утеснений и несправедливости.

Продолжением деяний Земского Собора, проведшего реформу государственную, по мысли царя, должен был стать Церковный Собор 1551 года (именуемый по традиции «Стоглавым» – по количеству глав в его соборном деянии), призванный подобным же образом упорядочить жизнь церковную. После того, как на Соборах 1547 и 1549 годов были решены вопросы чисто духовного порядка, нужно было заняться делами земного устроения Церкви, вопросами ее организации, проблемами утверждения церковного благочестия среди паствы. Можно сказать, что, утвердив на предыдущих Соборах духовное величие Русской Церкви, Стоглав мог теперь критически рассмотреть вопросы ее внутренней жизни, не опасаясь, что это вызовет соблазны. Все эти вопросы церковной жизни одновременно были связаны и с государственными задачами времени утверждения православного царства. Поэтому Стоглавый Собор имел не только церковное, но государственное значение. Хотя сегодня, надо отметить, Стоглавый Собор вызывает весьма двойственное отношение к себе. В нем отразились одновременно и величие, и трагизм положения Русской Церкви и Русского государства той эпохи. Решения его впоследствии, в XVII веке, были попросту отменены Церковью. Собор этот, пожалуй, можно сравнить с героическими усилиями, которые вызывают восхищение, хотя ясно, что сами по себе они не способны что-либо радикально изменить и привести к серьезным результатам. Наверное, иначе в ту пору уже и быть не могло.

Собор был очень представительным по своему составу: помимо митрополита в Москву прибыли еще 9 архиереев, множество духовенства, миряне. В его работе принял участие сам Иоанн Грозный, четырежды выступавший перед отцами Собора. Он задал им свои вопросы (37, а потом еще 32) о различных нестроениях, на которые и должно было принять ответы. Собор принял множество решений по самым разнообразным вопросам церковной жизни. На Соборе вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Вопрос о церковных землях мог стать очень важным, если бы он был рассмотрен под духовным углом зрения. Но, как уже отмечалось, спор иосифлян и нестяжателей к этому времени выродился в узко-партийную полемику, далекую от подлинной духовной глубины. Тем более, что Иоанн преследовал свою сугубо меркантильную цель – изъять для своих нужд земли церковные. Несмотря на противостояние иосифлян попыткам секуляризации, Иоанну все же по окончании соборных заседаний удалось провести ряд постановлений, частично ограничивавших дальнейший рост церковного землевладения. В частности, без разрешения царя архиереи и монастыри уже не могли свободно приобретать вотчины. А все, что было пожертвовано церкви боярами в период смуты после кончины Василия III, и вовсе велено было вернуть в казну.

Однако большинство других вопросов, рассмотренных Стоглавом, было при всем их важном для своего времени значении по большей части преходящим (имеющим временное значение). Никаких глубинных основ духовной жизни решения Стоглава по сути почти не затрагивали. Как пример можно привести вопросы о епархиальном управлении, о епископском суде, о благочинии монастырском, о порядке богослужения. Были рассмотрены и вопросы нравственного порядка, касавшиеся жизни клириков, монахов и мирян. Все это важные вопросы, но все они имели ограниченное, локальное значение. Может быть, более универсальным оказались постановления Стоглава, касавшиеся вопросов иконописания и церковного искусства в целом. Они вошли в иконописные подлинники и переписывались мастерами-изографами даже после отмены решений Стоглавого Собора в XVII веке. Да и сейчас они остаются весьма актуальными для иконописцев. Постановление Стоглава говорит в том числе и о духовном облике иконописца. Собор определил, что «подобает быти иконописцу кротку, благоговейну, не пьянице, не бийце, часто ходить на исповедь к святым отцам, в чистоте жить и по закону женитися...» и т. д.

Но все же при всей важности данного вопроса, для Поместного Собора более значимыми должны были стать другие проблемы, более общего порядка, но этого-то как раз и не оказалось в его работе. К сожалению, в ряде случаев решения Собора имели прямо негативное значение для дальнейшей церковной жизни Руси. Они отчасти послужили толчком для будущего раскола в XVII веке. Это, например, знаменитые постановления об обязательности сугубой Аллилуии и двуперстного перстосложения, о недопущении брадобрития и ряд других. Собор не только провозгласил эти второстепенные обрядовые моменты абсолютно значимыми, но и анафематствовал всех, кто их не приемлет. Это, конечно, было очень тревожным явлением, предвещавшим будущий раскол. На Руси с очевидностью уже утверждалось излишне обрядовое благочестие в ущерб традиционному православному пониманию таинства и обряда и их значения в деле спасения христианина. Придание обрядовым мелочам догматического значения, игнорирование практики Вселенской Церкви, возведение в правило местного предания, – все это, конечно, признаки, далеко не лучшие для характеристики духовной жизни Руси той эпохи. Это свидетельства очень низкого богословского уровня русских в XVI веке. Многое из определенного Стоглавом легло впоследствии в основу идеологии русского старообрядчества.

4) Русская Церковь после смерти митрополита Макария

С 1560 года отношение царя Иоанна к своим советникам резко изменилось. На процессе священника Сильвестра и Адашева, обвинявшихся в измене, только митрополит Макарий выступил в их защиту и требовал, чтобы их вызвали на суд. Игумен Троице-Сергиевой Лавры, Артемий, был осужден за свое слишком снисходительное отношение к еретикам и бежал в Литву. Наконец, Иоанн создал особое войско, опричнину, которое именем царя грабило и убивало кого хотело. Митрополит Макарий не дожил до учреждения опричнины, в 1563 году он скончался. Преемник Макария, митрополит Афанасий, бывший до этого царским духовником, после учреждения опричнины ушел на покой, и царь самолично вызвал на митрополию святого Германа, просветителя Казани, но за обличение опричнины изгнал его. В 1566 году царь пригласил на митрополичью кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа.

5) Святитель Филипп

Филипп был родом из знатной семьи бояр Колы­чевых. Жил он в тревожное вре­мя. Бояре боролись за власть, обвиняли друг друга в из­мене. Часто честных и знатных людей казнили, не разобрав дела. Так были казнены и три члена семьи Колычевых. Молодой Феодор Колычев решил тогда уйти из грешного и жестокого мира и стать монахом. Он удалился в Соловецкий монастырь на острове в дальнем северном Белом море. Став монахом, он полу­чил имя Филипп.

Первые десять лет Филипп охотно и смиренно ис­полнял все монастырские послушания: не оставляя мо­литвы, работал на кухне, пек хлеб, рубил дрова, носил воду и топил печи. Когда состарился настоятель мона­стыря, все монахи захотели, чтобы Филипп занял его место, и епископ Новгородский посвятил его.

В 1551 году игумен Филипп участвовал в церковном Соборе в Москве. Царю Иоанну в это время было уже двадцать лет, он сам принимал участие в работе Собора, и ему очень понравился прямой и просвещенный игумен Филипп.

Вернувшись на Соловки, Филипп привел в порядок всю жизнь монастыря, построил новые церкви и зда­ния и так хорошо поставил хозяйство, что в этом бед­ном холодном краю монахи сами содержали весь мона­стырь и помогали другим.

За эти годы в Москве многое изменилось. Умерла царица Анастасия, имевшая доброе влияние на царя. Сам Иоанн перестал советоваться с теми мудрыми по­мощниками, которых он к себе сначала призвал. Он стал подозрительным и жестоким и во всем видел из­мену. Московский митрополит Афанасий пробовал засту­паться за обиженных, но царь не хотел его слушать, и Афанасий в 1566 году, сняв белый куколь митрополита, ушел в монастырь. Надо было выбрать нового митро­полита. Был созван Собор, и игумену Филиппу было велено приехать в Москву. Когда он прибыл туда, решение поставить его митрополитом было уже при­нято.

Филиппу очень не хотелось принимать сан митро­полита Московского. Наконец он сказал: «Я повинуюсь тебе, царь, но отмени опричнину, иначе невозможно мне быть митрополитом». «Не вмешивайся в дела государства», – отвечал царь, – «твое дело молиться за нас, а я буду править го­сударством по своей воле!»

Просьбы всех епископов, всего народа и воля царя в конце концов заставили Филиппа согласиться. Но он понимал, что ему не миновать беды.

Став митрополитом, Филипп бесстрашно говорил правду царю и обличал его в жестокости к подданным. Поначалу царь прислушивался к нему, и казни стали реже, но так продолжалось недолго.

В неделю крестопоклонную 1568 года царь пришел к обедне в Успенский собор вместе с опричниками в монашеских подрясниках, одетых поверх оружия и бо­гатых одежд. Святитель Филипп не дал им подойти под благословение и сказал при всем народе: «Не узнаю царя в такой одежде, не узнаю и в делах царства. Невин­ная кровь вопиет к Богу… Убойся суда Божия, мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная». На угрозы царя он отвечал: «Я пришлец на земли и готов пострадать за Истину. Где же моя вера, если я умолкну?» В конце июля произошло новое столкновение святителя с царем во время крестного хода в Новодевичьем монастыре из-за того, что святой Филипп во время чтения Евангелия увидал одного опричника с тафьей на голове и обратился к царю с укором и жалобой. Царь решился наконец свергнуть митрополита с кафедры. Нашлись клеветники с тяжкими обвинениями на святого. Царь созвал лжесобор из трех епископов, низверг святого Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Во время многолюдного богослужения, когда святитель Филипп совершал литургию, опричники ворвались в алтарь, сорвали с него облачение, с бранью и побоями выгнали из храма и, заковав в цепи, отвезли в Отрочь монастырь в Твери, где долго морили голо­дом. Было это всего через два года после поставления святого Филиппа митрополитом. Через год, про­езжая мимо этого монастыря, царь послал к Филиппу старшего опричника, Малюту Скуратова. Святитель сказал: «Вот пришел мой конец». Он причастился и стал на молитву. Малюта Скура­тов ворвался в его келью, и когда святитель отказал ему в благословении, сам задушил святителя.

Митрополита Филиппа очень скоро стали почитать как святого. Сын Ивана Грозного, царь Феодор, разре­шил монахам Соловецкого монастыря перевезти к се­бе тело святителя, а еще через сто лет царь Алексей Михайлович совершил торжественный обряд покая­ния перед гробом святого Филиппа.

Проверочные вопросы:

  1. Какое влияние оказывал митрополит Макарий на юного царя Иоанна IV?
  2. Как относился царь Иоанн Грозный к проведению церковных Соборов?
  3. Почему о Соборах 40-х годов 16 века говорят как о «канонизационных»?
  4. Почему такое большое значение имело прославление русских святых именно в эти годы?
  5. Имена каких святых, прославленных на Соборах, вам знакомы?
  6. Почему Собор 1551 года назвали Стоглавым?
  7. Какого рода вопросы рассматривались на Стоглавом Соборе?
  8. Какие решения были приняты Стоглавым Собором в отношении церковных землевладений?
  9. Какие решения Стоглавого Собора свидетельствовали о невысоком уровне богословия и, в целом, духовной жизни на Руси в середине 16 века?
  10. Какие решения Стоглавого собора применяются и в наше время?
  11. Какое влияние оказали решения Стоглавого Собора на последующий церковный раскол?
  12. Какие изменения произошли в правлении царя Иоанна после смерти жены Анастасии и митрополита Макария?
  13. За что пострадал митрополит Филипп?