37. Святители Петр и Алексий Московские

Цель занятия:

познакомиться с положением Церкви на Руси в XIV веке и деятельностью святителей Московских Петра и Алексия

Задачи:

  • познакомиться с деятельностью митрополита Кирилла
  • познакомиться с историями поставления митрополитов из русских
  • кратко познакомиться с основными событиями в жизни святителей Петра и Алексия Московских
  • проанализировать вклад каждого из святителей в дело устроения Русской Церкви
  • понять, как повлияла деятельность святителей Петра и Алексия на перенесение русской столицы в Москву

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Часть 2. Главы 6, 7.
  2. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Сортавала: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Главы 10-12.
  3. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 25.12.2017). Глава 39.
  4. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период II. Главы 1, 2.

Дополнительная литература:

  1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., Московский Рабочий, 1991. Глава 6 «Святители».
  2. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobroklonskij/rukovodstvo-po-istorii-russkoj-tserkvi/ (дата обращения 20.02.2018). Часть 2. Глава 2.

Ключевые понятия:

  • Святитель Петр митрополит Московский
  • Святитель Алексий митрополит Московский

Словарь урока:

  • Митрополит Кирилл
  • Ханский ярлык
  • Церковный Собор
  • Исцеление Тайдулы
  • Чудов монастырь
  • Успенский собор московского Кремля

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему митрополит Киевский Кирилл так и не выбрал город для своего постоянного пребывания?
  2. Какой вклад внес митрополит Кирилл в порядок церковной жизни на Руси?
  3. Каких новых привилегий для христиан добился святитель Петр от хана Узбека?
  4. Почему святитель Петр выбрал для постоянного пребывания маленький городок Москву?
  5. Какой знаменитый московский храм был заложен при митрополите Петре?
  6. Почему сейчас мы называем Московскими митрополитов, занимавших в XIV веке Киевскую кафедру?
  7. Какое чудесное видение в детстве повлияло на выбор святителем Алексием своего жизненного пути?
  8. В чем заключались основные задачи московских митрополитов XIV века?
  9. В честь какого чуда был построен в Москве Чудов монастырь?

Ход урока:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 7 «Православие на Руси» (первые 3 минуты):

  1. Мульткалендарь. 3 января. «Святитель Петр митрополит Московский и всея Руси»:

  1. Мульткалендарь. 25 февраля. «Святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси»:

  1. Видеоцикл «Минутная история». «Киев. Взлет и падение»:

      5. Видеоцикл «Минутная история». «Возвышение Москвы»:

       6. Телепроект «Паломничество в вечную Россию». Выпуск 18 «Алексий Московский»:

  1. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси».

1) Митрополит Кирилл

2) Поставление святителя Петра на Киевскую митрополию

3) Святитель Петр

4) Поставление святителя Алексия на Киевскую митрополию

5) Святитель Алексий

1) Митрополит Кирилл

Монгольский погром печально сказался на состоянии Русской Церкви, произведя в ней сильное расстройство порядка. При разорении Киева без вести пропал недавно присланный из Греции митрополит Иосиф. На его место около 1243 года избран был новый митрополит Кирилл. Возвратясь из Греции со своего посвящения (около 1247 года), он уже не нашел себе удобного приюта в разоренном Киеве и должен был выбрать для своего местопребывания другой город, – или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Он не мог еще сделать между ними решительного выбора и, не имея таким образом «пребывающего града», все время своего 33-летнего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место.

Пользуясь веротерпимостью монголов, митрополит Кирилл учредил в 1261 году православную епископию в самой столице ханов Сарае, а у хана выпросил ярлык духовенству. Еще при первом обложении Руси данью духовенство было освобождено от ее платежа. Хан Менгу-Темир в своем ярлыке так же освобождает все белое и черное духовенство от всех своих даней и пошлин, чтобы беспечально молились за него и за все его, ханово, племя. Церковные земли и угодья, церковные люди, вещи, книги, иконы и прочее объявлены неприкосновенными; запрещено под страхом злой смерти хулить православную веру.

В конце XIII века центр церковной жизни переместился во Владимир. Там митрополит Кирилл созвал в 1274 году Собор для устройства церковной жизни всей митрополии и искоренения различных нестроений в Русской Церкви. Было определено: крещение совершать через троекратное погружение, помазывать миром отдельно от масла (елея). Строгие правила были введены относительно кандидатов в священство.

Преставился блаженный первосвятитель Кирилл в глубокой старости 9 декабря 1280 года в Переяславле-Залесском, при объезде северных епархий. Тело его перевезено было во Владимир, а потом в Киев и заключило собою ряд первосвятительских могил в Софийском соборном храме. В продолжении многолетнего святительства он старался восстановить разрушенное опустошителями, водворять мир между враждующими, оберегать вверенное ему стадо от влияния римского, исправлять беспорядки в жизни духовенства и народа, утвердить управление Церкви на правилах Соборов и святых отцов.

2) Поставление святителя Петра на Киевскую митрополию

Преемником митрополита Кирилла был Максим, родом грек, присланный Патриархом из Царьграда. Он также с 1299 года проживал во Владимире, чем вызвал большое недовольство на юго-западе, особенно в Галиче. После его смерти один из игуменов, именем Геронтий, взял его святительскую ризницу, утварь, а также церковных сановников и отправился в Константинополь искать себе поставления на Русскую митрополию.

В это же время южные князья обратились к Патриарху Константинопольскому с просьбою об учреждении особой митрополии для южных областей Русских. Это поручение возложено было на игумена Ратского монастыря на Волыни Петра, о котором князья (тайно от него самого) писали к Патриарху, чтобы он рукоположил этого игумена на южную митрополию. Промысл Божий устроил так, что смиренный Петр получил то, чего напрасно домогался властолюбивый Геронтий. Константинопольский патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, передал ему все необходимые регалии как первосвятителю Киевскому и всея России и вскоре отпустил его в отечество – это было в 1308 году.

3) Святитель Петр

Святой митрополит Петр, управлявший Церковью в 1308–1326 годах, родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет он поступил в монастырь, в котором исполнял разные трудные послушания и отличался кротостью и смирением. Здесь он научился писать иконы, и деньги, получаемые за труды, раздавал бедным. Он был искусным иконописцем, и две иконы Божией Матери его письма прославились потом чудесами. Достигнув священства, он, по благословению своего наставника, удалился из монастыря и основал собственную обитель в одном уединенном месте не берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни.

В годы его правления в жизни Русской Церкви произошло два знаменательных события. В 1313 году хан Узбек принял магометанство, и все подчиненные ему татарские племена последовали за своим повелителем. Положение христиан ухудшилось, так как мусульмане, в отличие от язычников, не были веротерпимы. Тем не менее, митрополиту Петру удалось в Орде не только получить ярлык от нового хана, но и добиться для Церкви новых привилегий. Все духовенство и население, живущее на церковных и монастырских землях, вышло из ведения светского суда.

Предвидя великое значение Москвы, митрополит Петр переселился туда и перед смертью завещал князю Ивану Даниловичу Калите построить там каменную церковь Пресвятой Богородицы и для убеждения его сказал пророчески: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Церковь была заложена и быстро воздвигалась; святитель успел устроить в ней для себя гроб собственными руками близ жертвенника, но не дожил до окончания строительства. На месте этой церкви впоследствии был воздвигнут большой Успенский собор, в котором и почивают мощи святителя.

Святитель Петр вскоре после смерти (в 1326) был прославлен, а мощи его были открыты в 1389 году. При них приносили впоследствии присягу князья, и совершалось избрание русских митрополитов.

Преемник святого Петра, митрополит Феогност, грек, прибывший в 1328 году из Константинополя, посетив Киев и Владимир, окончательно поселился в Москве. Вместе с этим сбылось пророчество святого митрополита Петра: вскоре после его кончины московский князь Иван Калита сделался в 1328 году великим князем, и с этого времени Москва постепенно возвышалась и стала, наконец, столицей России. При святителе Феогносте усилились междоусобицы между князьями и обострились отношения с Литвой и западнорусскими князьями. После многих трудностей и испытаний митрополиту удалось примирить враждующих и получить в Орде подтверждение церковных привилегий.

4) Поставление святителя Алексия на Киевскую митрополию

После смерти святителя Феогноста на митрополичью кафедру был избран епископ Владимирский Алексий, происходивший из знатного и богатого рода бояр Плещеевых. В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь за посвящением, но патриарх поставил его в митрополиты только при условии, что впредь русские митрополиты будут из греков. Пребывание его в Москве должно было быть только временным, а кафедра оставалась за Киевом. Но еще не выехал Алексий из Константинополя, как приехал сюда новый кандидат на митрополию Роман, человек знатного, княжеского рода, которого прислал сам литовский князь Ольгерд, который, желая освободиться от церковного подчинения своей страны московскому митрополиту, захотел иметь своего собственного митрополита. Он тоже был поставлен митрополитом для Литвы и Волыни. Киев все-таки оставлен был за святым Алексием. Оба митрополита явились на Русь и в Русской Церкви началось семилетнее смятение, по рассказу летописца, «сотворился мятеж во святительстве». И митрополит Алексий, и митрополит Роман не желали признавать себя возглавителями только части Русской Церкви и посылали всюду своих представителей. Тверское княжество признало митрополита Романа, чем еще более усилило смуту, кончившуюся только смертью последнего в 1362 году.

5) Святитель Алексий

Святой митрополит Алексий управлял Церковью с 1354 по 1378 год. Он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13-м году жизни был удостоен особенного призвания Божия: один раз он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков!» Отрок решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия. Двадцать лет он пробыл в этой обители и сделался известен князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами. В это время, для большего уразумения священных книг, он изучил греческий язык. Митрополит Феогност сознавал нужду в помощниках из русских для управления митрополией, и выбор его пал на Алексия. Двенадцать лет святой Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника, прежде чем сделаться его преемником.

Святой митрополит Алексий управлял Церковью в то опасное для русского государства время, когда власть великого князя, утвердившаяся в Москве, ослабела и даже перешла в другие руки. Это было во время великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого и особенно по его кончине, когда наследником его остался восьмилетний Димитрий (впоследствии герой Донской), а великим князем сделался князь суздальский. Святитель Алексий, несмотря на убеждения нового великого князя, не оставил Москвы и всячески старался доставить великокняжеское достоинство малолетнему Димитрию. Затем много помогал ему своими советами и усмирял удельных князей, для чего иногда решался на строгие пастырские меры. При этом он пользовался помощью и содействием современника своего великого угодника Божия преподобного Сергия, игумена Радонежского, который, по поручению святителя ходил в Нижний Новгород и Рязань для усмирения тамошних беспокойных князей.

Заботясь о благе Церкви и Отечества, святитель Алексий три раза путешествовал в Орду: в первый раз, по установившемуся обычаю, в начале своего святительства; во второй раз – по вызову хана Чанибека. Жена хана, Тайдула, три года была крайне больна и лишилась зрения. Между тем в Орду дошел слух о святой жизни Алексия, и Чанибек написал великому князю, прося его прислать святого митрополита Алексия для исцеления Тайдулы; в противном случае грозил, что пойдет опустошать землю русскую. Отказать было невозможно. Святитель возложил все упование на Бога и был подкреплен ободрительным знамением: когда он, перед отправлением в путь, служил молебен в соборной церкви, то пред ракой святого митрополита Петра зажглась сама собой свеча. По прибытии в Орду он отслужил молебен о больной Тайдуле, и, когда окропил ее святой водой, она вдруг прозрела. Памятником этого чуда стоит в Москве Чудов монастырь, устроенный в Кремле святителем. Едва святитель возвратился из Орды, как должен был идти туда в третий раз. Новый хан Бердибек требовал от всех русских князей усиленной дани и собирался на Россию войной. Святитель Алексий, при помощи исцеленной Тайдулы, укротил ярость Бердибека и даже получил от него новый ярлык, подтверждавший права Церкви и духовенства.

Перед кончиной своей, случившейся 12 февраля 1378 года, он имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Россию на пути к освобождению от ненавистного татарского ига. Святитель Алексий был погребен в Чудовом монастыре, а после Великой Отечественой войны мощи его были перенесены в Московский патриарший собор.

Проверочные вопросы:

  1. Почему митрополит Киевский Кирилл так и не выбрал город для своего постоянного пребывания?
  2. Какой вклад внес митрополит Кирилл в порядок церковной жизни на Руси?
  3. Каких новых привилегий для христиан добился святитель Петр от хана Узбека?
  4. Почему святитель Петр выбрал для постоянного пребывания маленький городок Москву?
  5. Какой знаменитый московский храм был заложен при митрополите Петре?
  6. Почему сейчас мы называем Московскими митрополитов, занимавших в XIV веке Киевскую кафедру?
  7. Какое чудесное видение в детстве повлияло на выбор святителем Алексием своего жизненного пути?
  8. В чем заключались основные задачи московских митрополитов XIV века?
  9. В честь какого чуда был построен в Москве Чудов монастырь?