17. Расцвет христианского искусства

Цель занятия:

познакомиться с расцветом византийского искусства в VI веке, развитием богословия и монашества в XI-XIV веках.

Задачи:

  • понять, что вкладывается в понятие византийской культуры
  • познакомиться с расцветом христианского искусства в период правления императора Юстиниана
  • кратко познакомиться с творчеством святых Григория Паламы и Симеона Нового Богослова
  • познакомиться с понятием исихазма
  • узнать о зарождении монашества на святой горе Афон

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Глава 17.
  2. Асмус В., прот. История Церкви. Курс лекций. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus/istorija-tserkvi/ (дата обращения 18.09.2017). Лекция 10.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Часть 1. Глава 10.

Ключевые понятия:

  • Византия
  • Император Юстиниан

Словарь урока:

  • Храм Софии в Константинополе
  • Прп. Симеон Новый Богослов
  • Свт. Григорий Палама
  • Умная молитва
  • Исихазм
  • Нетварные энергии
  • Фаворский свет
  • Святая гора Афон

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Откуда произошло наименование Византии для Восточной части Римской империи?
  2. В чем заслуга императора Юстиниана в развитии хритианского искусства?
  3. Какие известные византийские богословы IX-XV веков вам известны?
  4. Как вы думаете, почему на второй неделе Великого поста Церковью вспоминается святитель Григорий Палама?
  5. Что такое исихазм?
  6. Какое влияние на русское христианское искусство оказала Византия?
  7. Как зародилось монашество на святой горе Афон?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр анимированной карты Византийской империи.

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр презентации о византийском искусстве.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Анимированная карта «Византийская империя»:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 6 «Падение Византии» (первые 9 минут про Афон, свт. Григория Паламу и исихазм):

  1. Видеофильм «Святая гора Афон. История и Святыни Афона» из серии «Мир Приключений»:

 

1) Византийское государство

2) Расцвет культуры Византии в VI веке

3) Православное богословие IX-XV веков

4) Православное зодчество XI-XIV веков

5) Православное монашество на святой горе Афон

1) Византийское государство

Начиная с Константина Великого, мы имеем дело с историческим явлением, которое называется в истории «Византия». Начнем с самого названия. Нам оно кажется само собой разумеющимся, а на деле настоящие византийцы никогда византийцами себя не называли. Они именовались римлянами. Равным образом, не называли они себя и греками, хотя этническая и культурная основа Византии, конечно, греческая. Дело в том, что в Священном Писании Нового Завета понятия «эллин» (т. е. грек) и «язычник» отождествились. Поскольку это национальное имя стало обозначением вероисповедания, отвергнутого греческой нацией, то нация эта отказалась и от своего национального имени – замечательный пример смирения. В дохристианскую эпоху греки, хотя и покоренные римлянами, осознавали и именовали себя греками (точнее, эллинами). Приняв христианскую веру, они отвергли свое национальное имя, слишком тесно связанное с языческими воспоминаниями. Они усвоили имя римлян, а свое государство, империю, которую мы, не задумываясь, зовем Византийской, прозвали Римским государством, Римской державой. Свою столицу же, официально называвшуюся «Константинополь», они величали «Новым Римом».

Только некоторые византийские историки, по старой памяти, именовали столицу государства Византием, и это вполне вписывалось в их общий стиль. Византием назывался городок, стоявший на месте великой столицы, построенной св. Константином. Но это старое название столицы вовсе не распространялось на государство и на его население у византийских писателей. Только западные писатели и западные политики, которые отрицали державные права Византии, как при ее историческом существовании, так и после турецкого завоевания, отказывали ей и в имени, какое она сама избрала, и какое она, как можно признать, вполне законно носила. Отказывали же ей в имени Римской державы только потому, что на него претендовала очень поздно возникшая так называемая «Священная Римская империя германской нации». Она возникла в 800 г., когда франкский король Карл Великий был коронован как император. Таким образом, эта западная империя, имевшая довольно слабые связи с Древним Римом, возникла после большого исторического перерыва. Если ее в какой-то степени и можно считать преемницей древней Римской империи, то с гораздо большим правом является ею Византия, чья преемственная связь с Римом не прерывалась на миг.

Поскольку само имя Византии есть спорное имя, очень многое в ее истории тоже оспаривается. Оспариваются самые хронологические рамки этого исторического явления, т. е. историки не единодушны во мнении, когда закончилась собственно Римская империя, и когда началась Византия. На самом деле, как многие соглашаются, граница здесь весьма условна, так как не было никакого резкого обвала и обрыва. Происходила постепенная эволюция, которая превратила Римскую империю в греко-римскую державу, так называемую Византию.

2) Расцвет культуры Византии в VI веке

Культура Византии достигла небывалого расцвета в царствование Юстиниана Великого (527-565 гг.). Конечно, это виднейшая фигура, и многие считают, что его время можно принять как отправной момент для начальной датировки византийской истории. Сам Юстиниан был историческим оптимистом – как христианский государь, как хозяин государственного наследия Рима и как преемник культурного наследия Греции, а именно таковы три основные компонента явления, называемого нами византинизмом: христианская вера, римская государственность и греческая культура. Юстиниан, восстановивший империю в ее более или менее прежних границах, мог видеть себя на пороге какой-то новой благословенной исторической эры.

К этому времени в творениях Отцов Церкви богослов­ски оформилось здание греческого православия, су­мевшее выдержать сотрясения последующих догмати­ческих споров – монофелитского и иконоборческого. В это же время достигает пика своего развития и материальная культура Византии, самым ярким проявле­нием чего служит построенный стараниями Юстиниа­на храм Святой Софии в Константинополе. Будучи многие века самым большим христианским храмом в мире, он при этом до сих пор поражает своей необы­чайной красотой и величием. Великий храм Святой Софии оказал на архитектуру такое широкое влияние, что в этом отношении с ним не может состязаться ни одно другое произведение во всей истории искусств. По всему Востоку и по всему Западу мы встречаем бесчисленные подражания ее примеру, – в Равенне, Киеве, Венеции, Аахене, Палермо, Фессалонике, Каире, Сирии, Персии и Дельфах. И при всем восторге, какой вызывают в нас Парфенон или Пантеон, должно признаться, что внутренний вид Святой Софии – грандиознейший во всем мире.

Правда, затеянные Юстинианом многочисленные грандиозные постройки, равно как и его усилия, на­правленные на сохранение империи, опустошили каз­ну. А последовавшие в следующем столетии арабские завоевания, лишившие империю владений на Востоке и в Египте, еще более подорвали ее материальное бла­гополучие.

Однако еще больший урон нанес византийской куль­туре длившийся сто с лишним лет период иконоборче­ства. Культура Византии была по преимуществу куль­турой церковной, важное место в которой заняло иконописание, на долгие годы оказавшееся под запретом.

3) Православное богословие IX-XV веков

С середины IX века, несмотря на все более усиливав­шийся упадок империи, византийская культура стала переживать период нового расцвета. Значительной высоты достигло образование, и прежде всего бого­словское. И хотя эпоха Отцов Церкви к этому времени завершилась, в IX-XV вв. в Византии появляется не­мало замечательных богословов, наиболее известными из которых стали преподобный Симеон Новый Бого­слов (ум. 1032) и святой Григорий Палама (1296-1359).

Преподобный Симеон происходил из знатной и бо­гатой семьи. Он получил воспитание при император­ском дворе в Константинополе, и его ожидало блестя­щее будущее. Однако в возрасте 20 лет он оставил двор и решил посвятить себя монашеской жизни. Его наставником был прп. Симеон Благоговейный, которо­го он всю жизнь глубоко почитал. Поэтому самого Си­меона, когда он после кончины своего учителя сам стал игуменом монастыря св. Маманта, стали имено­вать уже Симеоном Новым. А за свои наставления и духовные стихи Церковь впоследствии усвоила ему имя Богослова. Прп. Симеон Новый Богослов оста­вил после себя 92 огласительных слова, в которых с духовным проникновением и простотой излагает ис­тины веры и христианской жизни. Этому же посвяще­ны его «Главы деятельные и богословские» числом 152. А его «Божественные гимны» являют высочай­ший образец духовной поэзии, свидетельствующий о стремлении человека к соединению с Богом.

Святой Григорий Палама был последней крупной фигурой византийского богословия. Как и многие дру­гие замечательные греческие богословы и церковные деятели, о которых мы уже говорили, он получает об­разование в Константинополе, где при императорском дворе была высшая школа. Еще будучи молодым, он устремляется на Святую Гору Афон, бывшую тогда центром православного монашества. Здесь он знако­мится с опытом умной или безмолвной молитвы. Со св. Григорием Паламой, благодаря его литературным трудам, связано богословско-аскетическое течение, полу­чившее признание в православной среде под названи­ем исихазма (от греч. «исихия» – безмолвие). Святому Григорию пришлось многое в жизни испытать. Он участвовал во многих спорах по вопросам, которые волновали богословские умы его времени; был избран архиепископом Фессалоник. А направляясь в Констан­тинополь, он даже побывал в плену у турок, которые к тому времени уже захватили запад Малой Азии. Но главным в его жизни стало отстаиваемое им учение о нетварных Божественных энергиях (действиях), кото­рыми, подобно свету, исходившему от Христа на горе Фавор во время Его преображения, Бог просвещает верующих в Него, давая им возможность богопознания.

4) Православное зодчество XI-XIV веков

Период XI-XIV веков, несмотря на внешние нестрое­ния, стал временем расцвета византийского искусства, которое оказало огромное влияние как на новопросве­щенных славян, так и на Западную Церковь.

Так, под руководством греческих зодчих в XI веке в Киеве был воздвигнут собор Святой Софии, украшен­ный руками греческих мастеров великолепными мо­заиками. Этот собор, долгие годы бывший главным храмом Руси, по сей день поражает нас красотой своих форм. Из Византии на Русь также пришла знаменитая икона Божией Матери (XII в.), получившая название Владимирской и ставшая затем главной святыней Рос­сии. В XIV веке в Москве и Новгороде трудился великий греческий иконописец Феофан, наиболее выдающей­ся работой которого стала роспись церкви Спасо-Преображения в Новгороде. В музеях нашей страны хранится немало прекрасных образцов византийского искусства данного периода, служившего образцом для древнерусских мастеров.

В свою очередь, в Венеции под руководством грече­ских зодчих был построен великолепный собор свято­го Марка, украшенный прекрасной греческой мозаи­кой. Ею тогда украшалось немало храмов на Западе.

5) Православное монашество на святой горе Афон

Те страны, в которых в IV в. началось монашество и пустынническая жизнь отшельников, теперь стали ча­стью мусульманского мира. Сначала они были завоева­ны арабами, а в XII веке турками. Центром греческой монашеской жизни с XI в. становится Святая Гора – целая монашеская республика на полуострове Афон в Македонии (Северная Греция). Начало первому монастырю ­– Великой лавре – положил здесь преподоб­ный Афанасий (ум. 1000), поселившийся на Афоне в 960 году. Вскоре Афон стал самым крупным центром монашеской жизни, так как туда переселились многие монахи из мест, занятых мусульманами. Также сюда устремились и жаждавшие монашеской жизни из сла­вянских стран, получивших христианство от Византии. Среди этих подвижников был и преподобный Анто­ний (ум. 1073), основавший затем в Киеве знаменитую Печерскую лавру. На Афоне возникли монастыри гре­ческие, болгарские,сербские и русские.

Проверочные вопросы:

  1. Откуда произошло наименование Византии для Восточной части Римской империи?
  2. В чем заслуга императора Юстиниана в развитии хритианского искусства?
  3. Какие известные византийские богословы IX-XV веков вам известны?
  4. Как вы думаете, почему на второй неделе Великого поста Церковью вспоминается святитель Григорий Палама?
  5. Что такое исихазм?
  6. Какое влияние на русское христианское искусство оказала Византия?
  7. Как зародилось монашество на святой горе Афон?