15. Нашествие персов и арабов. Иконоборчество. Торжество Православия в 843 г.

Цель занятия:

познакомиться с хронологией развития иконоборческого движения и борьбы Церкви с этой ересью

Задачи:

  • познакомиться с историей «великого переселения народов» в VII веке
  • понять связь зарождения иконоборчества с арабскими завоеваниями
  • изучить аргументы иконоборцев и развитие богословской мысли иконопочитателей
  • познакомиться с историей и последствиями Седьмого Вселенского Собора
  • познакомиться с историей праздника Торжества Православия
  • изучить наиболее значимые в истории имена иконоборцев и защитников иконопочитания

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Глава 15.
  2. История Христианской Церкви. Конспект учителя. Вертоград. – 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013. Уроки 18, 19.

Дополнительная литература:

  1. Языкова И. Иконоборчество и иконопочитание. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikonopochitanie/#ixzz3RwLilP2w (дата обращения 17.01.2018).
  2. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Глава 12.
  3. Асмус В., прот. История Церкви. Курс лекций. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus/istorija-tserkvi/ (дата обращения 18.09.2017). Лекции 12-14.

Ключевые понятия:

  • Иконоборчество
  • Иконопочитание

Словарь урока:

  • Император Лев Исавр
  • Император Константин Копроним
  • Никея
  • Седьмой Вселенский Собор
  • Императрица Ирина
  • Им­ператор Лев Армянин
  • Торжество Православия
  • Императрица Феодора
  • Преподобный Иоанн Дамаскин
  • Икона «Троеручица»

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. В чем разница между раннехристианскими симво­лическими изображениями и иконами?
  2. В чем вы видите разницу между иконографией и живописью или графикой на библейские или церков­но-исторические сюжеты?
  3. Что означает термин «иконоборчество»?
  4. Почему иконоборчество зародилось именно в начале VIII века?
  5. Какой Вселенский Собор, где и когда был созван в защиту иконопочитания?
  6. Почему иконопочитание не прекратилось сразу после Вселенского Собора?
  7. Кто из защитников иконопочитания вам известен?
  8. Какова история появления образа Божией Матери «Троеручица»?
  9. Какое событие мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Решение детьми теста по нескольким последним темам.

Закрепление новой темы с помощью выполнения детьми письменного задания с использованием текста про св. Иоанна Дамаскина.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации о иконобрчестве или презентации иерея Андрея Моховикова о святителях и семи Вселенских Соборах для закрепления изученного.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью письменного задания.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 263 «Седьмой Вселенский Собор»:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 3 «Эпоха Вселенских Соборов» (с 16-й минуты):

  1. Исламские завоевания. Первые 100 лет джихада:

1) Великое переселение народов

2) Арабские завоевания

3) Краткая история иконоборчества

4) Значение святых икон

5) Сопротивление иконоборчеству

6) Торжество Православия

7) Преподобный Иоанн Дамаскин

1) Великое переселение народов

К VII в. политическое положение Римской империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего на­звание «Великое переселение народов». К этому вре­мени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от «варварос» – непо­нятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провин­циям Римской империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испа­нии. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятиле­тия одна их часть двинулась в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгром­лена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы бы­ли в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI-VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков, на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высше­го могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742-814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как им­ператор, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продол­жали считать единственным центром империи ромеев (т. е. римлян).

2) Арабские завоева­ния

В 632 г. начали свои завоевания арабы-мусульмане. В течение нескольких лет ими были завоеваны Иеруса­лим, Антиохия, Дамаск и Александрия. Таким образом, Византия навсегда лишилась своих восточных провин­ций. Затем была покорена вся Северная Африка, за­воеваны Испания и часть Галлии. Также были захваче­ны острова Кипр и Родос. Несколько раз военная уг­роза нависала над Константинополем.

Арабы исповедовали ислам (что значит «предан­ность Богу»). Основателем этой новой религии был Мухаммад (570-632), уроженец аравийского города Мекки, объявивший в 612 г., что он получил через ар­хангела Гавриила откровение от Бога восстановить истинную религию. В основу этой религии Мухаммад взял иудейскую веру в единственного Бога, в бессмер­тие души, в Страшный Суд, рай и ад. Сам Мухаммад требовал только борьбы с отрицателями Бога, но его преемники начали завоевание мира и священную вой­ну со всеми, кто не считался мусульманином (право­верным), т. е. последователем Мухаммада, ими почи­тавшегося как последнего из Пророков, в ряду кото­рых они также признавали Моисея и Иисуса Христа. При этом мусульмане считали, что нельзя изображать ничего святого – ни Бога, ни прославленных святых, и строго держались этого правила. Следует сказать, что и в Византии, постоянно испытывавшей исламскую уг­розу, в VIII в. императорами стала проводиться поли­тика, получившая название иконоборчества.

3) Краткая история иконоборчества

Первый закон против почитания святых икон в 726 г. издал император Лев Исавр (царствовал в 717-741 гг.), его политику с еще большей ревностью продолжил его сын Константин Копроним (царствовал в 741-770 гг.), а его внук Лев Хазар (царствовал в 775-780 гг.) также не стал ее отменять. Но вдова последнего императри­ца Ирина (правила в 780-790 гг.) была почитательни­цей святых изображений, и при ней в Никее в 787 г. был проведен Седьмой Вселенский Собор, догматиче­ски утвердивший иконопочитание как учение Церкви.

Однако гонение на святые иконы и их почитателей вновь воздвиг император Лев Армянин (царствовал в 813-820 гг.) и продолжили его преемники Михаил II (царствовал в 820-829 гг.) и Феофил (царствовал в 829-842 гг.). И лишь вдова последнего императрица Феодора (правила в 842-855 гг.) окончательно утвер­дила иконопочитание в 843 году. Это событие получило название Торжества православия и ежегодно празд­нуется Церковью в первое воскресенье Великого По­ста.

4) Значение святых икон

Почему иконы так много значили для православных христиан? С ранних времен истории Церкви христиане создавали разные символи­ческие изображения в местах своих молитвенных соб­раний. На стенах римских катакомб видны изображе­ния Пастуха, несущего овечку, и виноградных лоз, символически обозначающих Христа, пророка Дании­ла во рву со львами и др.

Когда Церковь вышла из подполья, стали появлять­ся исторические изображения, повествующие о собы­тиях священной истории, а также изображения Хри­ста, Божьей Матери и чтимых святых. И хотя в IV в. среди церковных деятелей находились противники та­ких изображений, говорившие, что Бога описать и изобразить невозможно, тем не менее почитание свя­тых икон прочно вошло в церковную традицию.

Следует сказать, что священные изображения в хра­мах имели также и просветительское значение, зримо напоминая молящимся о том, что читается и поется за богослужением. Мы не можем видеть Бога, не можем описать Его, изобразить Его, но в Иисусе Христе Бог вочеловечился, стал человеком, одним из нас, и об этом, как и о событиях Его земной жизни и служения, свидетельствуют священные изображения в росписи стен, мозаике и живописи на досках. Один православный церковный автор VII в. в связи с этим писал: «Я изо­бражаю лик Христов и Его страдания и в храмах и в домах. Я пишу на дереве, на холсте, на разных пред­метах, чтобы, видя эти изображения, я помнил то, что они изображают. Когда мы почитаем книги Свя­щенного Писания, мы не бумагу, не чернила, не об­ложку почитаем, а слово Божье. Почитая иконы, мы не дерево, не краски почитаем, а Господа Иисуса Христа, изображенного на них».

5) Сопротивление иконоборчеству

Когда в 726 г. ви­зантийский император Лев Исаврянин издал закон, за­прещающий почитание икон, был дан приказ убрать все иконы из храмов и других помещений. И хотя сре­ди проводников данной политики были и некоторые епископы, это вызвало народные волнения. Начались беспорядки, и при их усмирении было немало убитых.

В 754 г. император Константин Копроним созвал Собор, пригласив на него только тех епископов, кото­рые были согласны с политикой иконоборчества. Со­бор высказался против почитания икон. Это определе­ние проводилось в жизнь «огнем и мечом», так что много новых мучеников пострадало за это время.

Иконоборцы не признавали ни нахождения икон в храмах и в частных домах, ни молитвы перед иконами. Они стали уничтожать и сжигать иконы. При этом це­лью правительства было также получение драгоцен­ных металлов и камней, которыми украшались иконы, почитавшиеся народом как великие святыни. По мне­нию сторонников иконоиочитания, движение иконо­борцев было опасно, потому что, отрицая священные изображения, оно таким образом отрицало и то, что ме­жду нашей земной жизнью и небесным, духовным миром есть связь, что, вочеловечившись, став человеком, Сын Божий – Господь Иисус Христос освятил весь мир и дал возможность земному миру общаться с небесным. В этом было глубокое значение христианства. Иконо­борчество, по воззрению иконопочитателей, разрывало связь между Церковью земной и Церковью небесной.

Главными защитниками икон были монахи. Мона­стыри и скиты служили крепкими бастионами в борьбе за иконопочитание. Борьба с иконами, иконоборчест­во, превратилась в борьбу с монастырями. Без под­держки монастырей трудно было бы мирянам отстоять свою религиозную традицию.

Однако жестокость преследований почитателей икон понемногу стала утихать. Наконец в 787 г. благо­честивая императрица Ирина добилась смещения с Константинопольского Патриаршего Престола ико­ноборца Павла и возведения иконопочитателя святого Тарасия. Затем она созвала в Никее Собор, получивший название Седьмого Вселенского, который ясно изложил учение Церкви об иконах: «Мы почита­ем святые иконы и служим Единому Богу». В честь заслуг в деле защиты святых икон в этом Соборе приняли участие не только епископы, но и представители мона­стырей, проявивших особую стойкость в деле иконопочитания в продолжение долгого времени разгула иконоборчества. Этот собор, созванный сперва в Константинополе, а потом перенесенный в Никею, состоял из 367 епископов. Он осудил деяния лже-собора 754 года и утвердил иконопочитание. Патриарх Тарасий в окружном послании оповестил всех о решении. Папа Адриан I, приславший на собор своих легатов, утвердил его постановления для Западной Церкви.

6) Торжество Православия

Однако иконоборчество на этом не прекратилось. Наследовавший Ирине им­ператор Лев Армянин издал новый закон: иконы в хра­мах должны были быть размещены очень высоко, так, чтобы к ним нельзя было бы прикладываться. Все по­нимали, что это первый шаг в новой борьбе с иконами. Но теперь Церковь была готова, Вселенский Собор от имени всей Церкви ясно высказался за почитание икон, и Константинопольский Патриарх святой Никифор обратился с воззванием ко всем верующим. Император приказал арестовать Патриарха, низло­жить с престола и выслать, но его слова успели дойти до народа. В Вербное Воскресенье 815 г. множество монахов из Студийского монастыря в Константинопо­ле во главе со своим игуменом преподобным Феодо­ром торжественным крестным ходом со свя­тыми иконами прошли через весь город.

Сразу же началось жестокое гонение на монахов и на других почитателей икон. Много епископов было сослано, сотни монахов арестовано, некоторые из них были замучены.

Только двадцать восемь лет спустя, в 843 г., при им­ператрице Феодоре кончилась власть иконоборцев. Константинопольским Патриархом стал исповедник иконопочитания, особенно пострадавший во время преследований, монах святой Мефодий. В первое воскресенье Великого Поста 843 г. почитание икон вновь было торжественно провозглашено в храме святой Софии в Константинополе. День этот был на­зван днем Торжества Православия, и с тех пор Цер­ковь отмечает его каждый год.

7) Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин жил в Сирии в пер­вой половине VIII века. Сирия тогда находилась под властью арабского халифа Абдель-Малека. Родился он в состоятельной и уважаемой христианской семье и был окружен любовью и заботой. Учителем его был ученый монах, которого отец Иоанна нашел и купил на рынке, где арабы продавали в рабство своих пленных.

Иоанн, будучи знатного происхождения, прекрас­но образованным, внешне привлекательным, умным и одаренным музыкально, был призван ко двору халифа и очень быстро занял там высокий пост на государст­венной службе. Занимаясь государственными делами, он в то же время заинтересовался спорами о почита­нии икон. Он написал несколько писем-посланий, став­ших потом знаменитыми, объясняя глубокое богословское значение иконопочитания.

Чтобы подорвать доверие халифа к Иоанну, импе­ратор Лев распорядился написать письмо, подделывая почерк Иоанна, в котором тот якобы предлагает импе­ратору сдать грекам город Дамаск. Письмо это было передано халифу.

Гнев халифа был страшен. Он велел отрубить Иоан­ну правую руку и сослать его. Есть предание, что Иоанн, приложив к руке отрубленную ее часть, провел ночь в молитве к Божией Матери и рука чудесно срослась. В память этого чуда икона Божией Матери, перед которой молился Иоанн (она получила название «Троеручицы»), была украшена серебряным изображением его руки. Узнав о чудесном исцелении Иоанна, халиф хо­тел вернуть его во дворец, но тот не хотел больше ни славы, ни почета. Он ушел в Палестину, чтобы там по­ступить в монастырь прп. Саввы Освященного.

Сначала монахи не хотели принимать в свой мона­стырь столь знатного человека, но в конце концов один из старцев согласился взять его под свое руково­дство. Чтобы достичь смирения, которое необходимо монаху, Иоанн должен был отказаться от своего люби­мого призвания – церковного песнетворчества – и во всем слушаться старца.

Долго исполнял это послушание Иоанн, но однаж­ды, когда старец был в отсутствии, к нему пришел мо­нах с горячей просьбой. Умер его любимый брат, и он просит Иоанна написать слова и напевы надгробных молитв, которые помогут ему пережить горе. Иоанн долго колебался, но просьба была так искренна и горя­ча, что во имя Христово он согласился. Проработав всю ночь, он к утру принес те молитвенные песнопе­ния, которые мы до сих пор слышим на погребении: «Кая житейская слава пребывает печали непричастна...».

Когда старец вернулся и узнал, что Иоанн нарушил его послушание, то решил, что это было сделано из гордости, и хотел изгнать Иоанна из монастыря. С тру­дом согласился он его простить и, чтобы смирить его гордость, назначил на самые грязные работы. Смиренно и радостно взялся за них Иоанн, но старцу во сне явилась Божия Матерь и сказала:

– Зачем ты заградил источник, из которого истека­ла чистая вода, утоляющая жажду страждущих?

Тогда старец в раскаянии поспешил к Иоанну и просил его продолжать служить Богу данным ему та­лантом.

Преподобный Иоанн Дамаскин был творцом мно­гих молитв и песнопений, в том числе на праздники Рождества Христова и Пасхи. Он первый ввел пение на восемь гласов, восемь напевов для тропарей, кон­даков, канонов и других церковных песнопений.

Особое значение для Церкви имеет и богословское наследие прп. Иоанна Дамаскина. В его обширном религиозно-философском трактате «Источник зна­ния» имеется большой раздел под названием «Точное изложение православной веры», содержащий 100 глав. В нем систематически изложено все, что касается пра­вославного вероучения, как оно в течение веков рас­крывалось Отцами Церкви.

Проверочные вопросы:

  1. В чем разница между раннехристианскими симво­лическими изображениями и иконами?
  2. В чем вы видите разницу между иконографией и живописью или графикой на библейские или церков­но-исторические сюжеты?
  3. Что означает термин «иконоборчество»?
  4. Почему иконоборчество зародилось именно в начале VIII века?
  5. Какой Вселенский Собор, где и когда был созван в защиту иконопочитания?
  6. Почему иконопочитание не прекратилось сразу после Вселенского Собора?
  7. Кто из защитников иконопочитания вам известен?
  8. Какова история появления образа Божией Матери «Троеручица»?
  9. Какое событие мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста?