39. Послание к Галатам. Два Послания к Фессалоникийцам

Цель занятия:

познакомиться с содержанием Послания к Галатам и двух Посланий к Фессалоникийцам апостола Павла

Задачи:

  • познакомиться с обстоятельствами написания апостолом Павлом Послания к Галатам и Посланий к Фессалоникийцам
  • изучить основные темы, которых касается апостол Павел в рассматриваемых Посланиях
  • познакомиться с фрагментами текста рассматриваемых Посланий апостола Павла

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4, Часть 2. Главы 7, 9.
  2. Иванов А.И. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. – М., 2002. Главы «Послание к Галатам»,  «Первое Послание к Фессалоникийцам», «Второе Послание к Фессалоникийцам».

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, глава X «Послания апостольские».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Главы «Послание к Галатам»,  «Первое Послание к Фессалоникийцам», «Второе Послание к Фессалоникийцам».

Ключевые понятия:

  • Послание к Галатам
  • Послания к Фессалоникийцам

Словарь урока:

  • Закон и вера
  • Детоводитель ко Христу
  • Распятие плоти со страстями

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что послужило поводом для написания апостолом Павлом Послания к Галатам?
  2. Что говорит в Послании к Галатам апостол Павел о соотношении закона и веры?
  3. Почему в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о свободе и рабстве: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли кто призван, не смущайся» (1Кор.7:20), а в Послании к Галатам – по-другому: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1)?
  4. Что значат слова апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24)?
  5. Найдите в 6 главе Послания к Галатам выражение, ставшее пословицей.
  6. Почему апостол Павел написал послания к Фессалоникийцам?
  7. Какие нравственные советы дал апостол Павел Фессалоникийцам в своем Первом Послании?
  8. Какие слова из Первого Послания к Фессалоникийцам читаются во время отпевания усопших?
  9. Что означает призыв апостола Павла «бодрствовать и трезвиться»?
  10. Как звучит призыв апостола Павла к радости в Первом Послании к Фессалоникийцам?
  11. Какова основная тема Второго Послания к Фессалоникийцам?
  12. Найдите в 3 главе Второго Послания к Фессалоникийцам выражение, ставшее пословицей.

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное, и беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух отдельных отрывков из Послания к Галатам и Посланий к Фессалоникийцам с последующим разбором смысла прочитанного.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 247. «Послание апостола Павла к галатам. Часть 1»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 248. «Послание апостола Павла к галатам. Часть 2»:

1) Происхождение Послания к Галатам

2) Благовествование Евангелия непреложно

3) Закон – детоводитель ко Христу

4) Бывшие язычники стали детьми Божьими в свободе

5) Дар христианской свободы

6) Дела плоти и плод духа

7) Духовная взаимопомощь и самоиспытание

8) Язвы Господа Иисуса

9) Два послания к Фессалоникийцам

10) Подражание Церквам, находящимся в Иудее

11) Забота святого Павла о фессалоникийцах

12) Заветы святого Павла Церкви

13) Учение о воскресении мертвых

14) «О временах и сроках»

15) Радость и молитва

16) Второе Послание к Фессалоникийцам

1) Происхождение Послания к Галатам

Послание к Галатам написано апостолом Павлом в дни его третьего путешествия, на пути из Асии в Гре­цию. Галатская церковь состояла главным образом из обращенных язычников. Она была основана самим апостолом Павлом во время его путешествия. Галаты приня­ли Христово учение с большим воодушевлением. Про­поведь апостола сопровождалась многими чудесами, исцелениями больных, а также знамениями. Святой Па­вел полюбил Церковь галатов и имел все основания надеяться на ее процветание в вере и жизни. Однако, во время своего третьего путешествия он получил дур­ные вести о галатах. У них в Церкви, по-видимому, по­явились иудейские проповедники, которые старались всеми силами разрушать дело апостола Павла. Они упрекали бывших язычников в том, что те, приняв христианство, не исполняют ветхозаветных законов Моисея; принуж­дали их обрезываться и т. д. Вообще же искажали уче­ние Христово и этим смущали Церковь. Все это сильно огорчило апостола, и тогда он написал галатам полное воодушевления горячее послание, в котором, главным образом, отстаивает основы христианской свободы.

2) Благовествование Евангелия непреложно

«Удивляюсь, – с огорчением пишет апостол Павел, – что вы от призвавшего вас благодатию Христовой так скоро переходите к иному благовествованию. Которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущаю­щие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:6-8). «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человеков, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).

Далее апостол напоминает галатам историю свое­го обращения, своей встречи в Иерусалиме с апосто­лами Петром, Иаковом и Иоанном, которые подали ему и Варнаве руку общения, чтобы идти к язычни­кам, а другим – к обрезанным; вспоминает, что Тита, бывшего с ним в Иерусалиме, хотя и эллина, апосто­лы не принуждали к исполнению закона Моисеева, в частности, к обрезанию (Гал.2:1-10).

«О, несмысленные галаты! – продолжает святой Па­вел, – кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Хри­стос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, на­чав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3:1-3).

3) Закон – детоводитель ко Христу

В ветхозавет­ное время царствовал «закон», а в Новом Завете цар­ствует «вера». «До пришествия веры, – учит апостол, мы за­ключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться ве­рою. По пришествии же веры, мы уже не под руководсгвом детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса, – восклицает апостол Павел, – все Вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Хри­сте Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:23-29).

4) Бывшие язычники стали детьми Божьими в свободе

Апостол Павел внушает галатам, что они, став христианами, уже не рабы «вещественных начал», а свободные дети Божии, которым Бог послал в сердца «Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал.4:6). «Не знав Бога, – говорит апостол Павел бывшим языч­никам, – вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познавши Бога, иди, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к не­мощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?.. Боюсь за вас, не на­прасно ли я трудился у вас» (Гал.4:8-9,11).

Далее, апостол Павел на примере Авраама и его двух сыно­вей, из которых один был рожден от свободной (Сарры), а другой от рабы (Агари), вновь разъясняет галатам разницу Ветхого и Нового Заветов. И заканчивает словами: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:31).

5) Дар христианской свободы

Апостол продолжа­ет: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: ...во Христе Иисусе не имеет силы ни об­резание, ни необрезание, но вера, действующая лю­бовью» (Гал.5:1, 6). «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение» (Гал.5:10). «К свободе призваны вы, братия; только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заклю­чается: люби ближнего своего, как самого себя» (Гал.5:13-14).

6) Дела плоти и плод духа

«Я говорю, – продолжает святой Павел, – поступайте по духу, и вы не будете испол­нять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так, что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы ду­хом водитесь, то вы не под Законом. Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечисто­та, непотребство, идолослужение, волшебство, враж­да, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблаз­ны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предва­рял, что поступающие так Царствия Божия не наследу­ют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготер­пение, благосгь, милосердие, вера, кротость, воздержа­ние. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24).

7) Духовная взаимопомощь и самоиспытание

По­следняя часть послания касается духовной помощи друг другу и строгости к самим себе. «Братия, – призывает апостол Павел галатов, – если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кро­тости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть иску­шенным. Носите бремена друг друга и таким образом ис­полните Закон Христов» (Гал.6:1-2). Каждый да испытыва­ет свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал.6:4). «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время по­жнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать доброе всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:9-10).

8) Язвы Господа Иисуса

Кончается послание нео­бычным свидетельством апостола о себе, как соучаст­нике в Страстях Христовых. «Никто не отягощай меня: ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иису­са Христа со духом вашим, братия. Аминь» (Гал.6:17-18).

Мы не знаем, услышан ли был галатами призыв апостола Павла, но основная тема послания – обличение законничества, к сожалению, нередкого в христиан­кой среде, и призыв к духовной свободе, имеет вечное значение.

9) Два послания к Фессалоникийцам

Оба послания к Фессалоникийцам, иначе назы­ваемые «К Солунянам», принадлежат к самым ран­ним писаниям апостола Павла. Они составлены во время второго проповеднического путешествия апостола и доставлены из Коринфа в Фессалонику (Солунь) «братом» Тимофеем.

Цель посланий – поддержать духовную связь с одной из первых и любимых апостолом Павлом Ма­кедонских церквей, основанных им во время его вто­рого путешествия, ободрить фессалоникийцев в их скорбях и разъяснить некоторые вопросы христиан­ской веры.

Получив из Фессалоники добрые вести через сво­их учеников, святой апостол вскоре после первого посла­ния отправил туда еще и второе.

10) Подражание Церквам, находящимся в Иудее

По силе веры, терпению и обстоятельствам самозащи­ты перед своими соотечественниками, апостол Павел сравнивает новоначальную Фессалоникийскую церковь с первыми христианскими Церквами, возникши­ми в Иудее сейчас же после вознесения Господа Иису­са Христа. Как тогда неверующие иудеи преследовали своих единоплеменников христиан, так и теперь, го­ворит апостол Павел, идолопоклонники эллины преследу­ют своих единоплеменников, принявших благовестие о Христе. «Вы, братия, – пишет апостол, – сдела­лись подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же пре­терпели от своих единоплеменников, что и те от иуде­ев, которые убили и Господа Иисуса Христа и Его про­роков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем че­ловекам противятся, которые препятствуют нам гово­рить язычникам, чтобы спаслись» (1Фес.2:14-15).

Однако, как в первых Церквах в Иудее, так и те­перь в Фессалонике, вера христианская восторже­ствовала, и святой Павел восклицает: «Кто наша надеж­да, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы слава наша и радость» (1Фес.2:19-20).

11) Забота святого Павла о фессалоникийцах

Апостол Па­вел знал, какую напряженную борьбу приходилось выдерживать фессалоникийцам за существование своей Церкви. И это беспокоило апостола. Находясь в Афинах, он предпочел остаться в этом городе в оди­ночестве, но сотрудника своего Тимофея послал в Фессалонику, чтобы утвердить и утешить тамошних братьев, чтобы никто из них не поколебался в скор­бях, зная, что страдания в борьбе за веру Христову суждены Богом (1Фес.3:1-3).

«Не терпя более, – пишет апостол фессалоникий­цам, – я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы при всей скорби и нуж­де нашей утешались вами, братия... Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Фес.3:5-8).

12) Заветы святого Павла Церкви

Апостол Павел высо­ко ценит веру и жизнь Фессалоникийской церкви, но он знает, что стремление к совершенству не имеет границ, а, кроме того, на пути христианской жизни всегда бывает много препятствий. Поэтому, в своем послании апостол спешит еще раз напомнить фесса­лоникийцам те заповеди Господа Иисуса, которые он им проповедовал во время своего пребывания у них. «Вы знаете, – пишет он, – какие мы дали вам за­поведи от Господа Иисуса... Чтобы вы воздерживались от блуда (т. е. сохраняли душевную и телесную чисто­ту не как язычники, не знающие Бога)... ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:2,7).

И далее апостол призывает фессалоникийцев пре­успевать в братолюбии и в том, чтобы «жить тихо, де­лать свое дело и работать своими собственными ру­ками» (1Фес.4:11) и вести себя достойно и «благоприлич­но» по отношению «к внешним» (1Фес.4:12), т. е. не уни­жать своим поведением Церковь перед языческим обществом.

Наконец, апостол Павел просит уважать трудя­щихся и представителей в Господе и вразумляющих (т. е. пастырей) и почитать их преимущественно, с лю­бовью за дело их. Он умоляет также фессалоникийцев вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых и быть долготерпеливым ко всем, не воздавать злом за зло, но всегда искать добра друг другу и всем (1Фес.5:12-15), быть в мире между собою.

13) Учение о воскресении мертвых

До сведения апостола Павла, по-видимому, дошел слух о глубокой и безна­дежной скорби некоторых членов Церкви, похоро­нивших своих близких. Фессалоникийцы ждали ско­рого пришествия Христа на землю и скорбели, что умершие не смогут вместе с живыми разделить ра­дость встречи грядущего Господа. На это святой Павел им пишет: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе (т. е. христи­ан) Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до прише­ствия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Арханге­ла и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Хри­сте воскреснут прежде. Потом и мы, оставшиеся в Живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение (т. е. навстречу) Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:13-17). Эта часть послания апостола Павла читается в Церкви во время чина отпевания усопших.

14) «О временах и сроках»

Первые христиане напря­женно ждали второго пришествия Христа на землю и хотели знать, когда именно это произойдет, долго ли осталось ждать, и какие признаки конца мира. Святой Павел разъясняет, что точного срока никто знать не может, но некоторые признаки Второго При­шествия должны быть известны христианам.

«О временах же и сроках нет нужды писать вам, – продолжает апостол, – ибо сами вы достоверно зна­ете, что день Господень так придет, как тать ночью (т. е. неожиданно). Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1Фес.5:1-4). Другими словами, для всего нехристианского че­ловечества «конец» будет совершенно неожидан, но христиане должны быть к нему всегда готовы. Они должны «бодрствовать и трезвиться» (1Фес.5:6) духовно и быть во всеоружии веры и любви. «Потому что Бог, – говорит далее святой Павел, определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Ии­суса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем или спим, жили вместе с Ним» (1Фес.5:9-10).

15) Радость и молитва

Трудно представить себе бо­лее радостный и бодрый призыв человека к служе­нию Господу, чем делает это святой Павел в заключе­ние своего первого послания к Фессалоникийцам. «Всегда радуйтесь, – пишет он, – непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте, проро­чества не уничижайте, все испытывайте (т. е. прове­ряйте), хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:16-23).

Гармоническая жизнь всего человеческого есте­ства, его духовной, душевной (чувства) и телесной природы, может казаться недоступным идеалом зем­ного бытия. Но что невозможно человеческим силам, то совершается Богом. Поэтому свтой апостол кончает свой призыв такими словами: «Верен Призываю­щий вас, Который и совершит сие. Братия, молитесь о нас... Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» (1Фес.5:24-25,28).

16) Второе Послание к Фессалоникийцам

Второе послание к Фессалоникийцам написано через несколько месяцев после первого. Фессалоникийцы, несмотря на увещания апостола в первом послании, продолжали волноваться нетерпеливым ожиданием второго пришествия Христа. И это нару­шало жизнь Церкви. Поэтому, основная мысль второ­го послания посвящена именно этой теме, но, кроме того, здесь затрагиваются и другие вопросы жизни церковной общины в Фессалонике.

Последнее начинается приветствием, в котором апостол упоминает вместе с собою Силу и Тимофея и еще раз благодарит Бога за преуспеяние веры фессалоникийцев, за преизбыток их любви, соединяющей их друг с другом, и за то, что, несмотря на все гоне­ния и скорби ими переносимые, они стали образцом веры и терпения среди церквей Божиих.

Невзгоды и испытания, говорит апостол, состав­ляют доказательство того, что настоящее положение вещей не может быть окончательным, что настанет время, когда гонители их будут наказаны, а сами они Получат облегчение от бедствий, и это время наста­нет с «явлением Господа Иисуса с неба (когда Он придет) в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:7-8).

Святой Павел призывает фессалоникийцев «быть до­стойными их звания», т. е. высоко нести знамя хри­стианской веры и жизни, и переходит к разъяснению учения о втором пришествии Христа. «Молим вас, братия, – пишет он, – о прише­ствии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собра­нии к Нему, не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного (по-видимому, существовали подложные послания апостола Павла), будто уже наступает день Хри­стов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противя­щийся и превозносящийся выше всего, называемо­го Богом или святынею, так что в храме Божием ся­дет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, – продолжает апостол Павел, – что я, еще находясь у вас, говорил вам сие? И ныне вы знаете, что не до­пускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззаконния уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Го­сподь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит яре­нием пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знаме­ниями и чудесами ложными, и со всяким неправед­ным обольщением погибающих за то, что они не при­няли любви истины для своего спасения. И за сие по шлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фес.2:1-11).

Все эти объяснения и грозные предостережения должны были быть понятными фессалоникийцам, по­тому что являлись только повторением и добавлением к тому, что уже раньше проповедовал апостол Павел в Фессалониках. «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам сие?» – спрашивает апостол (2Фес.2:5). (Некоторые толкователи объясняют неясность таких понятий, как «удерживающий» и «тайна беззакония в действии» тем, что здесь имелась в виду Римская го­сударственная власть, о которой писать открыто тог­да было опасно).

Но для современного читателя пророчества святого Павла о втором пришествии Христа и тех событи­ях, которые ему будут предшествовать, могут быть правильно поняты только в связи с общим учением «О конце» – Апокалипсиса Иоанна Богослова и по­сланиями апостола Петра на эту тему (2 Пет. 3:6-18).

Во всяком случае, апостол утешает фессалоникийцев тем, что все тяжкие испытания и гибель постиг­нут только беззаконников и не принявших благове­стия Евангелия, но что верующих и верных христиан Господь избрал ко спасению. Поэтому апостол призывает к верности: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы нау­чены или словом, или посланием нашим. Сам же Го­сподь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбив­ший нас... да утешит ваши сердца» (2Фес.2:15-17).

Наконец, святой Павел еще раз настаивает, чтобы чле­ны Церкви жили нормальной и добродетельной жиз­нью, чтобы они занимались трудом, удалялись от вся­кого бесчиния, не были тунеядцами: «Если кто не хо­чет трудиться, тот и не ешь, – восклицает он, – вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Фес.3:10,13). «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами» (2Фес.3:16). И в конце следует собственноручная подпись апостола: «Пишу я так: Бла­годать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2Фес.3:18).

Проверочные вопросы:

  1. Что послужило поводом для написания апостолом Павлом Послания к Галатам?
  2. Что говорит в Послании к Галатам апостол Павел о соотношении закона и веры?
  3. Почему в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о свободе и рабстве: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли кто призван, не смущайся» (1Кор.7:20), а в Послании к Галатам – по-другому: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1)?
  4. Что значат слова апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24)?
  5. Найдите в 6 главе Послания к Галатам выражение, ставшее пословицей.
  6. Почему апостол Павел написал послания к Фессалоникийцам?
  7. Какие нравственные советы дал апостол Павел Фессалоникийцам в своем Первом Послании?
  8. Какие слова из Первого Послания к Фессалоникийцам читаются во время отпевания усопших?
  9. Что означает призыв апостола Павла «бодрствовать и трезвиться»?
  10. Как звучит призыв апостола Павла к радости в Первом Послании к Фессалоникийцам?
  11. Какова основная тема Второго Послания к Фессалоникийцам?
  12. Найдите в 3 главе Второго Послания к Фессалоникийцам выражение, ставшее пословицей.