начального богословского образования
39. Послание к Галатам. Два Послания к Фессалоникийцам
Цель занятия:
познакомиться с содержанием Послания к Галатам и двух Посланий к Фессалоникийцам апостола Павла
Задачи:
- познакомиться с обстоятельствами написания апостолом Павлом Послания к Галатам и Посланий к Фессалоникийцам
- изучить основные темы, которых касается апостол Павел в рассматриваемых Посланиях
- познакомиться с фрагментами текста рассматриваемых Посланий апостола Павла
Использованная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4, Часть 2. Главы 7, 9.
- Иванов А.И. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. – М., 2002. Главы «Послание к Галатам», «Первое Послание к Фессалоникийцам», «Второе Послание к Фессалоникийцам».
Дополнительная литература:
- Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, глава X «Послания апостольские».
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Главы «Послание к Галатам», «Первое Послание к Фессалоникийцам», «Второе Послание к Фессалоникийцам».
Ключевые понятия:
- Послание к Галатам
- Послания к Фессалоникийцам
Словарь урока:
- Закон и вера
- Детоводитель ко Христу
- Распятие плоти со страстями
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Что послужило поводом для написания апостолом Павлом Послания к Галатам?
- Что говорит в Послании к Галатам апостол Павел о соотношении закона и веры?
- Почему в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о свободе и рабстве: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли кто призван, не смущайся» (1Кор.7:20), а в Послании к Галатам – по-другому: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1)?
- Что значат слова апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24)?
- Найдите в 6 главе Послания к Галатам выражение, ставшее пословицей.
- Почему апостол Павел написал послания к Фессалоникийцам?
- Какие нравственные советы дал апостол Павел Фессалоникийцам в своем Первом Послании?
- Какие слова из Первого Послания к Фессалоникийцам читаются во время отпевания усопших?
- Что означает призыв апостола Павла «бодрствовать и трезвиться»?
- Как звучит призыв апостола Павла к радости в Первом Послании к Фессалоникийцам?
- Какова основная тема Второго Послания к Фессалоникийцам?
- Найдите в 3 главе Второго Послания к Фессалоникийцам выражение, ставшее пословицей.
Ход урока. Вариант 1:
Просмотр видеоматериалов.
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное, и беседа с детьми.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух отдельных отрывков из Послания к Галатам и Посланий к Фессалоникийцам с последующим разбором смысла прочитанного.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 247. «Послание апостола Павла к галатам. Часть 1»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 248. «Послание апостола Павла к галатам. Часть 2»:
1) Происхождение Послания к Галатам
2) Благовествование Евангелия непреложно
3) Закон – детоводитель ко Христу
4) Бывшие язычники стали детьми Божьими в свободе
7) Духовная взаимопомощь и самоиспытание
9) Два послания к Фессалоникийцам
10) Подражание Церквам, находящимся в Иудее
11) Забота святого Павла о фессалоникийцах
12) Заветы святого Павла Церкви
13) Учение о воскресении мертвых
16) Второе Послание к Фессалоникийцам
1) Происхождение Послания к Галатам
Послание к Галатам написано апостолом Павлом в дни его третьего путешествия, на пути из Асии в Грецию. Галатская церковь состояла главным образом из обращенных язычников. Она была основана самим апостолом Павлом во время его путешествия. Галаты приняли Христово учение с большим воодушевлением. Проповедь апостола сопровождалась многими чудесами, исцелениями больных, а также знамениями. Святой Павел полюбил Церковь галатов и имел все основания надеяться на ее процветание в вере и жизни. Однако, во время своего третьего путешествия он получил дурные вести о галатах. У них в Церкви, по-видимому, появились иудейские проповедники, которые старались всеми силами разрушать дело апостола Павла. Они упрекали бывших язычников в том, что те, приняв христианство, не исполняют ветхозаветных законов Моисея; принуждали их обрезываться и т. д. Вообще же искажали учение Христово и этим смущали Церковь. Все это сильно огорчило апостола, и тогда он написал галатам полное воодушевления горячее послание, в котором, главным образом, отстаивает основы христианской свободы.
2) Благовествование Евангелия непреложно
«Удивляюсь, – с огорчением пишет апостол Павел, – что вы от призвавшего вас благодатию Христовой так скоро переходите к иному благовествованию. Которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:6-8). «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человеков, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).
Далее апостол напоминает галатам историю своего обращения, своей встречи в Иерусалиме с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, которые подали ему и Варнаве руку общения, чтобы идти к язычникам, а другим – к обрезанным; вспоминает, что Тита, бывшего с ним в Иерусалиме, хотя и эллина, апостолы не принуждали к исполнению закона Моисеева, в частности, к обрезанию (Гал.2:1-10).
«О, несмысленные галаты! – продолжает святой Павел, – кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3:1-3).
3) Закон – детоводитель ко Христу
В ветхозаветное время царствовал «закон», а в Новом Завете царствует «вера». «До пришествия веры, – учит апостол, – мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководсгвом детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса, – восклицает апостол Павел, – все Вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:23-29).
4) Бывшие язычники стали детьми Божьими в свободе
Апостол Павел внушает галатам, что они, став христианами, уже не рабы «вещественных начал», а свободные дети Божии, которым Бог послал в сердца «Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал.4:6). «Не знав Бога, – говорит апостол Павел бывшим язычникам, – вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познавши Бога, иди, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?.. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:8-9,11).
Далее, апостол Павел на примере Авраама и его двух сыновей, из которых один был рожден от свободной (Сарры), а другой от рабы (Агари), вновь разъясняет галатам разницу Ветхого и Нового Заветов. И заканчивает словами: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:31).
5) Дар христианской свободы
Апостол продолжает: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: ...во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:1, 6). «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение» (Гал.5:10). «К свободе призваны вы, братия; только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя» (Гал.5:13-14).
6) Дела плоти и плод духа
«Я говорю, – продолжает святой Павел, – поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так, что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под Законом. Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благосгь, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24).
7) Духовная взаимопомощь и самоиспытание
Последняя часть послания касается духовной помощи друг другу и строгости к самим себе. «Братия, – призывает апостол Павел галатов, – если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов» (Гал.6:1-2). Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал.6:4). «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать доброе всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:9-10).
8) Язвы Господа Иисуса
Кончается послание необычным свидетельством апостола о себе, как соучастнике в Страстях Христовых. «Никто не отягощай меня: ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» (Гал.6:17-18).
Мы не знаем, услышан ли был галатами призыв апостола Павла, но основная тема послания – обличение законничества, к сожалению, нередкого в христианкой среде, и призыв к духовной свободе, имеет вечное значение.
9) Два послания к Фессалоникийцам
Оба послания к Фессалоникийцам, иначе называемые «К Солунянам», принадлежат к самым ранним писаниям апостола Павла. Они составлены во время второго проповеднического путешествия апостола и доставлены из Коринфа в Фессалонику (Солунь) «братом» Тимофеем.
Цель посланий – поддержать духовную связь с одной из первых и любимых апостолом Павлом Македонских церквей, основанных им во время его второго путешествия, ободрить фессалоникийцев в их скорбях и разъяснить некоторые вопросы христианской веры.
Получив из Фессалоники добрые вести через своих учеников, святой апостол вскоре после первого послания отправил туда еще и второе.
10) Подражание Церквам, находящимся в Иудее
По силе веры, терпению и обстоятельствам самозащиты перед своими соотечественниками, апостол Павел сравнивает новоначальную Фессалоникийскую церковь с первыми христианскими Церквами, возникшими в Иудее сейчас же после вознесения Господа Иисуса Христа. Как тогда неверующие иудеи преследовали своих единоплеменников христиан, так и теперь, говорит апостол Павел, идолопоклонники эллины преследуют своих единоплеменников, принявших благовестие о Христе. «Вы, братия, – пишет апостол, – сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса Христа и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись» (1Фес.2:14-15).
Однако, как в первых Церквах в Иудее, так и теперь в Фессалонике, вера христианская восторжествовала, и святой Павел восклицает: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость» (1Фес.2:19-20).
11) Забота святого Павла о фессалоникийцах
Апостол Павел знал, какую напряженную борьбу приходилось выдерживать фессалоникийцам за существование своей Церкви. И это беспокоило апостола. Находясь в Афинах, он предпочел остаться в этом городе в одиночестве, но сотрудника своего Тимофея послал в Фессалонику, чтобы утвердить и утешить тамошних братьев, чтобы никто из них не поколебался в скорбях, зная, что страдания в борьбе за веру Христову суждены Богом (1Фес.3:1-3).
«Не терпя более, – пишет апостол фессалоникийцам, – я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, – то мы при всей скорби и нужде нашей утешались вами, братия... Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1Фес.3:5-8).
12) Заветы святого Павла Церкви
Апостол Павел высоко ценит веру и жизнь Фессалоникийской церкви, но он знает, что стремление к совершенству не имеет границ, а, кроме того, на пути христианской жизни всегда бывает много препятствий. Поэтому, в своем послании апостол спешит еще раз напомнить фессалоникийцам те заповеди Господа Иисуса, которые он им проповедовал во время своего пребывания у них. «Вы знаете, – пишет он, – какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса... Чтобы вы воздерживались от блуда (т. е. сохраняли душевную и телесную чистоту не как язычники, не знающие Бога)... ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:2,7).
И далее апостол призывает фессалоникийцев преуспевать в братолюбии и в том, чтобы «жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками» (1Фес.4:11) и вести себя достойно и «благоприлично» по отношению «к внешним» (1Фес.4:12), т. е. не унижать своим поведением Церковь перед языческим обществом.
Наконец, апостол Павел просит уважать трудящихся и представителей в Господе и вразумляющих (т. е. пастырей) и почитать их преимущественно, с любовью за дело их. Он умоляет также фессалоникийцев вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых и быть долготерпеливым ко всем, не воздавать злом за зло, но всегда искать добра друг другу и всем (1Фес.5:12-15), быть в мире между собою.
13) Учение о воскресении мертвых
До сведения апостола Павла, по-видимому, дошел слух о глубокой и безнадежной скорби некоторых членов Церкви, похоронивших своих близких. Фессалоникийцы ждали скорого пришествия Христа на землю и скорбели, что умершие не смогут вместе с живыми разделить радость встречи грядущего Господа. На это святой Павел им пишет: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе (т. е. христиан) Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом и мы, оставшиеся в Живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение (т. е. навстречу) Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:13-17). Эта часть послания апостола Павла читается в Церкви во время чина отпевания усопших.
14) «О временах и сроках»
Первые христиане напряженно ждали второго пришествия Христа на землю и хотели знать, когда именно это произойдет, долго ли осталось ждать, и какие признаки конца мира. Святой Павел разъясняет, что точного срока никто знать не может, но некоторые признаки Второго Пришествия должны быть известны христианам.
«О временах же и сроках нет нужды писать вам, – продолжает апостол, – ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью (т. е. неожиданно). Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1Фес.5:1-4). Другими словами, для всего нехристианского человечества «конец» будет совершенно неожидан, но христиане должны быть к нему всегда готовы. Они должны «бодрствовать и трезвиться» (1Фес.5:6) духовно и быть во всеоружии веры и любви. «Потому что Бог, – говорит далее святой Павел, – определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем или спим, жили вместе с Ним» (1Фес.5:9-10).
15) Радость и молитва
Трудно представить себе более радостный и бодрый призыв человека к служению Господу, чем делает это святой Павел в заключение своего первого послания к Фессалоникийцам. «Всегда радуйтесь, – пишет он, – непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте, пророчества не уничижайте, все испытывайте (т. е. проверяйте), хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:16-23).
Гармоническая жизнь всего человеческого естества, его духовной, душевной (чувства) и телесной природы, может казаться недоступным идеалом земного бытия. Но что невозможно человеческим силам, то совершается Богом. Поэтому свтой апостол кончает свой призыв такими словами: «Верен Призывающий вас, Который и совершит сие. Братия, молитесь о нас... Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» (1Фес.5:24-25,28).
16) Второе Послание к Фессалоникийцам
Второе послание к Фессалоникийцам написано через несколько месяцев после первого. Фессалоникийцы, несмотря на увещания апостола в первом послании, продолжали волноваться нетерпеливым ожиданием второго пришествия Христа. И это нарушало жизнь Церкви. Поэтому, основная мысль второго послания посвящена именно этой теме, но, кроме того, здесь затрагиваются и другие вопросы жизни церковной общины в Фессалонике.
Последнее начинается приветствием, в котором апостол упоминает вместе с собою Силу и Тимофея и еще раз благодарит Бога за преуспеяние веры фессалоникийцев, за преизбыток их любви, соединяющей их друг с другом, и за то, что, несмотря на все гонения и скорби ими переносимые, они стали образцом веры и терпения среди церквей Божиих.
Невзгоды и испытания, говорит апостол, составляют доказательство того, что настоящее положение вещей не может быть окончательным, что настанет время, когда гонители их будут наказаны, а сами они Получат облегчение от бедствий, и это время настанет с «явлением Господа Иисуса с неба (когда Он придет) в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:7-8).
Святой Павел призывает фессалоникийцев «быть достойными их звания», т. е. высоко нести знамя христианской веры и жизни, и переходит к разъяснению учения о втором пришествии Христа. «Молим вас, братия, – пишет он, – о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного (по-видимому, существовали подложные послания апостола Павла), будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, – продолжает апостол Павел, – что я, еще находясь у вас, говорил вам сие? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззаконния уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит ярением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие по шлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фес.2:1-11).
Все эти объяснения и грозные предостережения должны были быть понятными фессалоникийцам, потому что являлись только повторением и добавлением к тому, что уже раньше проповедовал апостол Павел в Фессалониках. «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам сие?» – спрашивает апостол (2Фес.2:5). (Некоторые толкователи объясняют неясность таких понятий, как «удерживающий» и «тайна беззакония в действии» тем, что здесь имелась в виду Римская государственная власть, о которой писать открыто тогда было опасно).
Но для современного читателя пророчества святого Павла о втором пришествии Христа и тех событиях, которые ему будут предшествовать, могут быть правильно поняты только в связи с общим учением «О конце» – Апокалипсиса Иоанна Богослова и посланиями апостола Петра на эту тему (2 Пет. 3:6-18).
Во всяком случае, апостол утешает фессалоникийцев тем, что все тяжкие испытания и гибель постигнут только беззаконников и не принявших благовестия Евангелия, но что верующих и верных христиан Господь избрал ко спасению. Поэтому апостол призывает к верности: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас... да утешит ваши сердца» (2Фес.2:15-17).
Наконец, святой Павел еще раз настаивает, чтобы члены Церкви жили нормальной и добродетельной жизнью, чтобы они занимались трудом, удалялись от всякого бесчиния, не были тунеядцами: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, – восклицает он, – вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Фес.3:10,13). «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами» (2Фес.3:16). И в конце следует собственноручная подпись апостола: «Пишу я так: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2Фес.3:18).
Проверочные вопросы:
- Что послужило поводом для написания апостолом Павлом Послания к Галатам?
- Что говорит в Послании к Галатам апостол Павел о соотношении закона и веры?
- Почему в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о свободе и рабстве: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли кто призван, не смущайся» (1Кор.7:20), а в Послании к Галатам – по-другому: «Итак, стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1)?
- Что значат слова апостола Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть, со страстями и похотями» (Гал.5:16-24)?
- Найдите в 6 главе Послания к Галатам выражение, ставшее пословицей.
- Почему апостол Павел написал послания к Фессалоникийцам?
- Какие нравственные советы дал апостол Павел Фессалоникийцам в своем Первом Послании?
- Какие слова из Первого Послания к Фессалоникийцам читаются во время отпевания усопших?
- Что означает призыв апостола Павла «бодрствовать и трезвиться»?
- Как звучит призыв апостола Павла к радости в Первом Послании к Фессалоникийцам?
- Какова основная тема Второго Послания к Фессалоникийцам?
- Найдите в 3 главе Второго Послания к Фессалоникийцам выражение, ставшее пословицей.