29. Пятидесятница и история Иерусалимской общины

Цель занятия:

познакомиться с историей зарождения христианской общины в Иерусалиме

Задачи:

  • начать изучение книги Деяний апостолов
  • повторить историю Сошествия Святого Духа на апостолов
  • познакомиться с содержанием и результатами первой проповеди апостола Петра
  • познакомиться с первыми чудесами, совершенными апостолами в Иерусалиме
  • познакомиться с событиями двух первых арестов апостолов
  • понять суть обвинения синедрионом апостолов и причину их освобождения из под ареста

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4, главы 1,2.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, глава IX.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Книга Деяний Святых Апостолов. Часть 1.
  3. Иванов А.И. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2002. Главы «Избрание апостола Матфия», «Сошествие Свтого Духа на апостолов».
  4. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – Изд. ЭКСМО, 2013.

Ключевые понятия:

  • Книга Деяний
  • Пятидесятница

Словарь урока:

  • Сошествие Святого Духа
  • Христианская община
  • Синедрион
  • Первосвященники
  • Проповедь
  • Чудеса апостолов
  • Крещение народа

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Какой день считается днем рождения хритстианской Церкви?
  2. Почему некоторые из наблюдавших Сошествие Святого Духа обвинили апостолов в пьянстве?
  3. К чему привела первая проповедь апостола Петра?
  4. Какими были последствия первых чудес, совершенных апостолами?
  5. За что был арестован апостол Петр?
  6. Какое влияние оказывали на членов синедриона совершаемые апостолами чудеса?
  7. Какие обвинения предъявили апостолам в синедрионе?
  8. Как повлиял Гамалиил на решение синедриона в отношении апостолов?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью 1, 2, 4 и 6 презентации из цикла «Начальная история Церкви».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

1. Телепроект «Закон Божий». Часть 223. «Первые христиане»:

2. Телепроект «Закон Божий». Часть 224. «Гонение иудеев на христиан»:

3. Телепередача «Доброе слово». «Деяния святых апостолов. Выбор двенадцатого апостола»

 

 

1) Сошествие Святого Духа на апостолов

2) Проповедь апостола Петра и первое крещение народа

3) Первые чудеса

4) Арест апостола Петра

5) Второй арест апостола Петра и других апостолов и их освобождение

1) Сошествие Святого Духа на апостолов

В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам ни­куда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой, – сказал им Го­сподь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. по­сле Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иу­дее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:5,8).

Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апосто­лы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иа­ков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иа­кова (Деян.1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Ма­терь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек.

Здесь вместо Иуды предателя был избран по жре­бию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий.

Прошло десять дней, и наступил день Пятидесят­ницы. У иудеев этот день был не только одним из ве­ликих годовых праздников, когда вспоминалось про­возглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, при­надлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, приняв­шие иудейскую веру.

Утром в этот день все апостолы были собраны вместе для молитвы Богу. И внезапно послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. Огненное пламя в виде разделяю­щихся языков засияло над каждым из апостолов. Это был знак сошествия Святого Духа. Апостолы испол­нились необычайной радостью и воодушевлением. В памяти их воскресли все дела и слова Христовы, все, чему Он учил с самого начала. Исполнилось обетова­ние возлюбленного Учителя и Господа, в прощальной беседе на Тайной Вечери говорившего им: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет сви­детельствовать о Мне. А также и вы будете свидетель ствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26-27). «Дух Истины наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

С этой минуты апостолы стали как бы новыми людьми. В них не было уже ни тени сомнений и колебаний, как раньше, например, у Фомы или у тех апостолов, которые, увидев воскресшего Христа на горе в Галилее, «одни поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:17). Теперь все они горели непобедимой верой и любовью к слову истины и были преисполнены неизъяснимой силой к проповеданию Царства Божия.

Но в то время, когда апостолы пребывали в Духе Святом и оставались все вместе в горнице, они услышали шум, как бы от несущегося сильного ветра. Собравшийся народ пришел в смятение, и многие устремились к дому апостолов. Тогда апостол Петр, а с ним и все другие, вышли к народу и начали свою первую проповедь о Христе. Никогда не учившись, они стали говорить на языках тех народов, которые в это время наполняли Иерусалим. Это поразило всех. Слушатели, недоумевая, спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»

Но были здесь и случайно пришедшие и сомнева­ющиеся люди, которые, не понимая что произошло и не вникая в смысл слов апостолов, насмехались и го­ворили: «Они напились сладкого вина» (Деян.2:13).

2) Проповедь апостола Петра и первое крещение народа

Тогда апостол Петр обратился с речью к народу. «Мужи Иудейские и все живущие в Иеруса­лиме, – сказал он, – выслушайте слова сии. Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня (т. е. по нашему 9 часов утра, когда вообще ни­кто не пьет вино). Но это есть предреченное проро­ком Иоилем:излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян.2:14-17). «Иисуса Назорея, мужа засвидетельство­ванного вам от Бога силами и чудесами, и знамени­ями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как вы и сами знаете... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, растор­гнув узы смерти» (Деян.2:22-24).

И далее, ссылаясь на свидетельства пророков Ио­иля и Давида, огненным, вдохновенным словом апо­стол призывал всех к вере во Христа, как Сына Божия и Спасителя, распятого и воскресшего из мертвых. «Итак, твердо знай, весь дом израилев, – сказал он, – что Бог соделал Господом и Христом Сего Иису­са, Которого вы распяли» (Деян.2:36).

Пришедшие умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братья?» Петр же ответил им: «Покайтесь и да крестится каж­дый из вас во имя Иисуса Христа для прощения гре­хов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:37-38).

В тот день около трех тысяч иерусалимлян кре­стились и присоединились к Христовой Церкви. Эти новые члены Церкви постоянно пребывали в учении апостолов и братском общении друг с другом.

3) Первые чудеса

В первые же дни после сошествия Святого Духа, апостолы наполнили своим учением весь Иерусалим. Они совершали и многие чудеса, знамения, «верую­щих же более и более присоединялось к Господу, мно­жество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержи­мых, которые и исцелялись все» (Деян. 5:15-16).

Так, однажды, Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитв девятый. У дверей храма, называемых Крас­ными, сидел нищий, хромой от рождения, с детства ни­когда не ходивший: его носили и сажали. Увидев Петра и Иоанна, он стал просить у них милостыни. Но Петр сказал: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И взяв его за правую руку поднял. И вдруг укрепились его ступни и колена. Вскочив, начал он двигаться и вошел во храм, ходя и скача и хваля Бога.

В Иерусалиме в эти дни апостолы вообще соверша­ли много чудес, но этот случай, когда исцеление совер­шилось над человеком хромым от природы, особенно поразил всех. Народ сбежался в притвор Соломонов, чтобы видеть исцеленного нищего, который не отхо­дил от апостолов. Все изумлялись, но Петр сказал на­роду: «Мужи Израильские, что дивитесь сему или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или бла­гочестием сделали то, что он ходит?» И начав пропове­довать им о Иисусе Христе, Петр продолжал: «Сего Ии­суса, Которого вы предали и от Которого вы отреклись пред лицом Пилата», и Которого убили, «Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знае­те, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами... Итак, покайтесь и обратитесь, что­бы загладились грехи ваши...» (Деян.3:12-19).

Многие из слушавших слово Петра уверовали; и было число таких людей около пяти тысяч (Деян.4:4).

4) Арест апостола Петра

Досадуя на апостолов, что они учат народ о вос­кресении Христа, и что эта проповедь встречает огромный успех, начальники стражи при храме и саддукеи тут же в храме наложили руки на апостолов и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. На другой день собрались в Иерусалиме начальники, старейшины, первосвященники Анна и Каиафа и дру­гие члены Синедриона. Призвав апостолов, они спро­сили их: «Какою силою или каким именем вы сделали сие?» (т. е. исцелили хромого от рождения).

Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: «Начальники народа и старейшины Израильские, да будет известно вам и всему народу, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог вос­кресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:8-10,12).

Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, члены Синедриона удив­лялись и вместе с тем узнавали в них учеников Иису­са. Видя же исцеленного, стоящего рядом с ними, ниче­го не могли сказать вопреки, т. к. всем живущим в Иеру­салиме было известно, что апостолами совершено явное чудо. Тогда, выведя их на некоторое время из Синедрио­на и посовещавшись наедине, вновь позвали и под угро­зой приказали им прекратить проповедь в Иерусалиме. Но Петр и Иоанн ответили: « Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога. Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали» (Деян.4:19-20). Тог­да первосвященники, пригрозив апостолам, все же отпу­стили их, не находя возможным наказать, ибо весь народ прославлял Бога за происшедшее.

Выйдя на свободу, апостолы вернулись к своим и пе­ресказали все, что было с ними в Синедрионе. Тогда веру­ющие, благодарные Богу за освобождение Петра и Иоан­на и за все чудеса, которые совершались руками апосто­лов в Иерусалиме, обратились к Богу с горячей молитвой: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них... Поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного То­бою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским... и ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» (Деян.4:24-30).

Единодушие, сила и усердие этой общей молитвы были так велики, что, как говорит апостол Лука, «по мо­литве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили Слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян.4:31-32).

5) Второй арест апостола Петра и других апостолов и их освобождение

Апостолы с великою смелостью продолжали свою проповедь, и множество верующих присоединялось к Церкви. Из окрестных городов стекался народ в Иеру­салим, чтобы слышать учение апостолов и исцелять­ся от болезней. Все прославляли их и удивлялись единодушию жизни христиан. Но это вызвало зависть первосвященников иудейских и, выбрав удобный мо­мент, они вновь арестовали апостолов и заключили их в народную темницу. Однако, не долго были они в заключении. Бог освободил их чудесным образом. Ночью Ангел Господень отворил двери темницы и, вы­ведши их, сказал: «Идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни». Они послушались Ан­гела и поутру, придя в храм, продолжали проповедь о Царствии Божием (Деян.5:19-20).

Между тем, первосвященники собрали Синедри­он для суда над апостолами. Послали в темницу, что­бы привести подсудимых, но были крайне удивлены, когда служители им доложили, что апостолов там не оказалось. При этом добавили, что темницу они наш­ли запертою со всею предосторожностью и со стра­жею, пред дверями. Начальники стражи и первосвя­щенники недоумевали.

Но в это время кто-то пришел к ним и сказал: «Вот мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в хра­ме и учат народ». Тогда начальник храма направился туда со служителями и без принуждения, боясь наро­да, просил апостолов явиться в Синедрион. Апостолы согласились.

«Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? – спросили их члены Синедриона, – и вот вы на­полнили Иерусалим учением вашим; и хотите навести на нас кровь Того Человека». Члены Синедриона даже не решались назвать Иисуса Христа по имени.

Петр же и апостолы в ответ сказали: «Должно по­виноваться больше Богу, нежели человекам... Бог от­цов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертви­ли, повесив на древе...»

Услышав это, первосвященники исполнились гне­ва и умышляли умертвить апостолов, но некто Гамалиил, фарисей, законоучитель, уважаемый всем на­родом, приказал вывести апостолов на короткое вре­мя, а членам Синедриона сказал: «Мужи Израильские, подумайте сами с собою о людях сих, что нам с ними делать... Оставьте их: ибо если сие предприятие и сие дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками...» (Деян.5:34-39).

Совет Гамалиила был принят. Апостолов решили отпустить, но предварительно призвали и, жестоко избив, строго запретили говорить об имени Иисуса.

Но что для Благовестников Царствия Божия было это запрещение? Они вышли из Синедриона радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бес­честие. И продолжали проповедь.

Проверочные вопросы:

  1. Какой день считается днем рождения хритстианской Церкви?
  2. Почему некоторые из наблюдавших Сошествие Святого Духа обвинили апостолов в пьянстве?
  3. К чему привела первая проповедь апостола Петра?
  4. Какими были последствия первых чудес, совершенных апостолами?
  5. За что был арестован апостол Петр?
  6. Какое влияние оказывали на членов синедриона совершаемые апостолами чудеса?
  7. Какие обвинения предъявили апостолам в синедрионе?
  8. Как повлиял Гамалиил на решение синедриона в отношении апостолов?