начального богословского образования
14. Таинства Церкви: Евхаристия
Цель занятия:
закрепить полученные знания о литургии верных, подробнее рассмотрев священнодействия Евхаристии и познакомившись с их символикой
Задачи:
- вспомнить ранее изученный в рамках предмета «Православное вероучение» смысл таинства Евхаристии
- изучить порядок действий и молитв чинопоследования таинства Евхаристии
- познакомиться с символическим смыслом производимых действий
Использованная литература:
- Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Главы «Таинство Причащения, или Евхаристия».
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Таинство Евхаристии. Божественная Литургия».
- Пономарев В. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 09.10.2017).
Дополнительная литература:
- Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Глава 3.
- Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 2. Глава VII.
- Таинство Причащения. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainstva-tserkvi/tainstvo-prichashheniya/1/image/fotor499/ (дата обращения 09.10.2017).
- Рукова С. О Таинствах Церкви в изложении для детей. – М.: Стогна, 2003. Глава «Таинство Евхаристии».
Ключевые понятия:
- Евхаристия
- Причащение
Словарь урока:
- Литургия
- Хлеб и вино
- Тело и Кровь Христовы
- Святые Дары
- Евхаристический пост
- Каноны
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Как главная надежда христианина связана с Литургией?
- В чем состоит таинство Евхаристии?
- В чем заключается подготовка христианина к таинству Евхаристии?
- Сколько хлебов используется на литургии для Причащения?
- Чем отличается Причащение священнослужителей в алтаре от Причащения вне алтаря?
- Почему для Причащения мирян используется лжица?
- Чем отличается Причащение больных на дому?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.
Беседа с детьми.
Закрепление темы с помощью решения письменного теста.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Вера святых». Часть 21 «Таинство Причащения»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 61 « Таинство Евхаристии»:
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Таинство Евхаристии»:
1) Смысл Таинства Евхаристии
Причащение – это такое Таинство, в котором верующий причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство Причащения возрождает в человеке благодатную жизнь во Христе. Причащаясь, то есть принимая Его Тело и Кровь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Причащение совершается общинно в храме во время Евхаристии, то есть на литургии.
Причащение Святых Таин необходимо для того, чтобы войти в жизнь вечную. Господь в Святом Евангелии говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:53). Святой Симеон Солунский говорит так: «Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении».
2) Подготовка к Причащению
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться и получить разрешение от священника. К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным, особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, потому что церковный день начинается с утрени, которая теперь служится вечером. После службы следует сохранять молитвенное настроение. Дома можно немного поесть, но только до 12 часов ночи. После полуночи наступает время евхаристического поста, когда нельзя уже ни есть, ни пить.
Вечером прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. Утро начинается с утренних молитв и правил ко Святому Причащению, хотя можно прочитать правила и накануне. Перед Причащением следует приготовить себя и телесно: вымыться, опрятно одеться и прочее. Причащающемуся никак нельзя опаздывать на богослужение и нежелательно никуда отходить.
3) Совершение Евхаристии в храме
Таинство Евхаристии совершается с определенного момента Литургии верных. Последование Литургии едино и совершать Евхаристию в отрыве от ее остальных частей невозможно. Поэтому рассматривать чинопоследование Таинства необходимо в контексте всех остальных, подготовительных тайнодействий Литургии.
Что касается совершительной части Таинства, то оно тоже делится на несколько частей.
1. Возносится хвала и благодарение Богу за все неисчислимые благодеяния, явленные Им человеческому роду в творении, Божественном промысле и особенно в воплощении Спасителя - это песнопения «Достойно и праведно Тя Пети» и «Сый Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...».
2. Произносятся слова установления Таинства: «Приидите, ядите...» и «Пийте от нея вси...», в которых выражается всемогущая воля Спасителя о преложении хлеба и вина в Его Тело и Кровь.
3. Происходит призывание Духа Святого на предложенные Святые Дары: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия».
4. Троекратно благословляются Святые Дары: «И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».
Основание для такого порядка совершения Таинства находим в Священном Писании, которое, описывая Тайную Вечерю, отмечает, что Спаситель не просто преподал апостолам хлеб и вино, а прежде воздал хвалу Господу (Лк. 22:19), а потом благословил и освятил их (Мф. 26:26-27 и Мк. 14:22).
После молитвы «Отче наш» в алтаре начинается причащение священства. Заметим, что Причащение является обязательным для каждого служащего Литургию.
После освящения Святых Даров теплота (теплая вода) вливается в потир. Святой Герман говорит: «как из Божественного ребра истекли кровь и вода, исполненные теплоты, так и во время причащения теплая вода, вливаемая в чашу, дополняет совершенный образ или вид Таинства для причащающихся края потира, которые касаются как бы самого жизнодательного ребра».
Священник раздробляет Агнца на четыре части, чтобы эти же четыре части, по разложении их, представляли образ креста. Святой Симеон Солунский говорит: «Священник разделяет Хлеб на четыре части и полагает их крестообразно, и в этом видит распятого Иисуса. Ибо не может быть выше зрелища, как зрелище высочайшего Бога в виде такого смирения». Святой Герман говорит: «Хотя и разделяется, но остается нераздельным и нераздробляемым и весь обретается в каждой отдельно взятой части; ибо хотя чрез смерть и подпадал Он тлению, но во аде плоть Его не видела истления». Следовательно, хотя кто причащается малейшей частицы из того Хлеба, то он причащается всего Тела Христова и всей Крови Христовой. В этом смысле и священник при самом раздроблении Святого Агнца произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый, но не разделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Словом «раздробляется» обозначается преломление, а словом «разделяется» – раздаяние. Как Господь на Тайной вечери сперва благословил Хлеб, потом преломил и наконец дал святым ученикам Своим, апостолам. Одна четверть Агнца служит для причащения священнослужителей, три четверти – для причащения мирян вне алтаря.
Приступая к причащению, диакон просит прощения у священника; подобным образом и каждый из мирян, желающий принять причащение, кланяется предстоящим и тайно или в слух говорит им: «простите мне», и на это, побуждаясь христианскою любовью, все ему отвечают: «Бог да простит тебя».
Священнослужители в алтаре поодиночке приступают к чаше для причащения Крови. Имеющие пить из чаши должны немного приклонить колена; каждый пьет трижды и из благоговения все при первом разе говорят – «Святый Боже», при втором – «Святый Крепкий», при третьем – «Святый Бессмертный» и наконец – «помилуй нас».
Причащающиеся в алтаре сначала принимают Тело Христово, потом отдельно пьют Кровь Христову из чаши, а не в одно время причащаются и Тела и Крови, как миряне вне алтаря. Объясняется это так: «Христос преподал ученикам Своим в горнице сперва Тело Свое под видом хлеба отдельно, и потом отдельно же Кровь, под видом вина, а потом показал на кресте народу вместе и тело и изливающуюся из него кровь Свою. Посему священники, приемлющие в алтаре отдельно Тело Христово и отдельно причащающиеся Крови из чаши, представляют учеников Христовых, так приявших оные и причастившихся, а миряне, причащающиеся вне царских врат Тела и Крови вместе, означают тело, обагренное кровию на кресте».
Затем совершается причащение мирян. Когда отверзаются двери алтаря, диакон, выходя и показывая народу чашу с пречистыми Тайнами Тела и Крови Христовой, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Место этого народного причащения – вне алтаря, у амвона. Это причащение народа Симеон Солунский описывает так: «Прежде других всегда причащаются иподиаконы, находящиеся при всяком священнодействии, потому что они, хотя следуют за диаконами, но неприлично им причащаться в алтаре, потому что не в алтаре и посвящаются; потом причащаются чтецы и монахи, и затем миряне. В алтаре кроме архиереев, пресвитеров и диаконов никто не причащается; потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие – вне алтаря. И в руки не принимают Тела Христова; потому что они чином своим меньше и по степени чести ниже, хотя бы и отличались добродетелями. Поэтому каждому из них надобно соблюдать свой чин, как заповедует и апостол Павел: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7:24), тем более, что основание добродетелей есть смирение, даже в ангелах».
Стоя на возвышении или на солее, священник для каждого вынимает из чаши частицу Святого Тела, напоенную Кровию и причащает ею. При этом причащении употребление лжицы установил святой Иоанн Златоустый. До него в церкви мужчинам подавали части Святого Тела Христова в руки, а женщинам в чистые платки; но следующий случай послужил святому Златоусту поводом к отмене этого обычая. Одна женщина, приняв в церкви из рук Златоуста часть Тела Христова, отнесла ее в дом свой и смешала с каким-то чарованием для волхвования. Узнав об этом, святой Златоуст по всем церквам заповедал, чтобы не давать в руки частиц Тела Христова, но давать в уста верных лжицею, вместе с Божественною, под видом вина, Кровию.
Перед чашей каждый причастник совершает земной поклон, и сложив на груди руки крестообразно, правую на левую, подходит по очереди к Святым Дарам. При этом ясно называет священнику свое полное христианское имя и открывает рот для принятия Святых Таин. После приобщения целует край чаши и отходит без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. Проглотив теплоту и съев просфору, про себя прославляет Бога: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!». После причащения каждый христианин старается сохранять тишину внутреннюю и молчание.
4) Причащение на дому
В случае тяжелой болезни и невозможности присутствовать в храме при совершении Таинства, христианина, согласно его желанию, можно и нужно причащать на дому. Такая практика сложилась уже в древней Церкви и сейчас существует почти в том же виде, как и в первые века христианства.
По обычаю Православной Церкви, Святые Дары для больных приготовляются либо в Великий Четверток (по преимуществу), либо во всякое другое время церковного года, когда совершается полная (то есть святителя Иоанна Златоуста либо святителя Василия Великого) Литургия. Для этой цели на проскомидии приготовляется второй Агнец либо при ежедневном совершении Литургии в храме отлагается часть прелагаемого литургийного Агнца. Совершается это таким же образом, как и для Литургии Преждеосвященных Даров Великим постом.
Чинопоследование причащения больных имеет такой порядок.
1. Священник влагает часть Святых Таин в Потир и вливает туда немного вина.
2. Читаются «Обычное начало», «Приидите, поклонимся» (трижды), Символ веры и молитвы ко Святому Причащению.
3. Совершается Исповедь больного.
4. Больному преподаются Святые Тайны.
5. Затем читаются следующие молитвословия: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое, «Отче наш», тропарь дня и Богородичен.
6. Священник творит отпyст настоящего дня.
Проверочные вопросы:
- Как главная надежда христианина связана с Литургией?
- В чем состоит таинство Евхаристии?
- В чем заключается подготовка христианина к таинству Евхаристии?
- Сколько хлебов используется на литургии для Причащения?
- Чем отличается Причащение священнослужителей в алтаре от Причащения вне алтаря?
- Почему для Причащения мирян используется лжица?
- Чем отличается Причащение больных на дому?