начального богословского образования
13. Таинства Церкви: Покаяние
Цель занятия:
познакомиться с чинопоследованием и символикой при совершении таинства Покаяния
Задачи:
- вспомнить ранее изученный в рамках предмета «Православное вероучение» смысл таинства Покаяния
- изучить порядок действий и молитв чинопоследования таинства Покаяния
- познакомиться с символическим смыслом производимых действий
Использованная литература:
- Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Главы «Таинство Покаяния. Исповедь».
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Таинство Покаяния».
- Чинопоследование таинства Покаяния. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/shemy/pokayanie.shtml (дата обращения 09.10.2017).
Дополнительная литература:
- Пономарев В. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 09.10.2017).
- Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Глава 5.
- Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 4. Глава IX. «Последование о исповедании».
- Рукова С. О Таинствах Церкви в изложении для детей. – М.: Стогна, 2003. Глава «Покаяние – таинство примирения с Богом».
- Требник на церковнославянском языке гражданским шрифтом с русским переводом. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.shtml (дата обращения 09.10.2017).
Ключевые понятия:
- Покаяние
- Исповедь
Словарь урока:
- Епитимия
- Общая исповедь
- Частная исповедь
- Духовник
- Разрешительная молитва
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Почему таинство Покаяния уподобляется второму Крещению?
- Где может происходить таинство Покаяния?
- Перед кем исповедуется христианин во время Таинства Покаяния?
- Является ли епитимия наказанием?
- Можно ли считать исповедь совершенной, если сознательно утаил грех?
- Для чего нужно примириться со всеми?
- Влияет ли участие в таинстве Покаяния на здоровье человека?
- Кто такой духовный отец?
- Обязан ли священник дать разрешение грехов пришедшему на исповедь человеку?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме с помощью первой части презентации.
Разбор схемы чинопоследования и беседа с детьми.
Закрепление темы с помощью решения кроссворда.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Вера святых». Часть 22 «Таинство Покаяния»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 60 «Таинство Покаяния»:
- Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 5 «Исповедь, молитва и пост»:
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «О таинстве исповеди»:
1) Смысл и история таинства Покаяния
3) Совершение Исповеди в храме
4) Схема чинопоследования Таинства Покаяния
1) Смысл и история таинства Покаяния
Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Власть разрешать (прощать) грехи Господь Иисус Христос дал святым Апостолам, а через них и всем священникам: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Покаяние необходимо для любого христианина, если он хочет быть настоящим членом Святой Церкви, ведь грехи отдаляют человека от Бога – источника всякого добра, делают его чужим Христу, который является Главой Церкви. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8-9).
Исповедь существовала в Церкви с самого ее возникновения. Уже к апостолам приходили люди, «исповедуя и открывая грехи свои» (Деян.19:18). В то время обращение к Церкви людей было таким горячим, а стремление избавиться от грехов таким сильным, что повсеместно была распространена открытая исповедь: грешник исповедовался перед всеми открыто. Дисциплина покаяния также была весьма строгой. За тяжкие грехи устанавливались суровые наказания вплоть до отлучения от Церкви на длительный срок и даже до смертного часа. Для присоединения к Церкви после совершения тяжкого греха нужно было совершить дела покаяния, показать себя раскаявшимся не на словах, а на деле и загладить преступления чистой и беспорочной жизнью.
Кающиеся в древности разделялись на четыре разряда. Плачущие не смели входить в церковное здание, где проходили богослужения, и только просили у проходящих, чтобы они помолились за них. Слушающие стояли в притворе, слушая слова богослужения. Им разрешалось подходить под благословение, но так же, как готовящиеся ко крещению, они не могли участвовать в литургии верных и со слезами покидали храм при словах: «Оглашеннии, изыдите!». Припадающие стояли уже в самом храме, хотя и в самой задней его части, но тоже не могли присутствовать на литургии верных, и лишь купностоящие (то есть стоящие вместе) оставались в храме все время. Однако они не могли причащаться Святых Христовых Таин. А так как раньше причащались все верные, присутствующие на литургии, то кающиеся особенно горестно переживали свое отлучение от Святых Даров.
Так строго относилась Церковь к людям, добровольно отлучающим себя от Христа своими грехами. Начиная с IX века исповедь становится тайной повсеместно, а ступени кающихся упраздняются, но и тогда за тяжкие грехи отлучали на целые годы.
2) Общая и частная исповедь
По церковным правилам исповедь происходит перед священником, но Самому Богу. Священник является только свидетелем нашего покаяния. На аналое перед ним лежит Евангелие и крест, как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Такая исповедь называется частной или тайной.
Обычно перед ней, прочитав предварительно молитвы, священник совершает общую исповедь, то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на Таинство, возбуждая покаянное настроение и напоминая грехи, которые по забывчивости или по неведению присутствующие вовсе не имели в виду раскрыть перед лицом Божиим на исповеди.
Иногда бывает, что верующие ограничиваются только частью исповеди и после напоминания священника о грехах только подходят к нему за разрешительной молитвой, но сами не раскаиваются вслух перед ним и Господом. Может ли такое покаяние считаться искренним? Конечно, нет. Получается, что батюшка исповедуется перед собравшимися, а не они перед ним. Всегда можно выбрать время и место для исповеди, тщательно подготовившись заранее и вспомнив свои грехи, а то и записав их на листочке, чтобы не забыть случайно.
В современной богослужебной традиции есть два дня, когда к Исповеди приходят по возможности все православные христиане. Это первая пятница Великого поста и среда перед Страстным четвергом и Страстной Пятницей. Тогда регулярно приступающие к таинству Покаяния христиане могут ограничиться общей исповедью без личного перечисления грехов. Это дозволяется ради того, чтобы успели приступить к таинству все пришедшие, и как итог выслушанного Великого покаянного канона Андея Критского в первые четыре дня (на Исповеди в первую пятницу), и в воспоминание самых скорбных дней и событий Православной Церкви на Страстной седмице.
3) Совершение Исповеди в храме
Исповедь совершается в храмах по-разному, утром и вечером, но обязательно до литургии.
Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лежащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся. По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собравшимся и произносит следующее напутственное слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».
После этого священник обычно напоминает кающимся грехи, которые они могли совершить, и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповедь. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслушивает приходящих к нему.
После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию. «Епитимия» в переводе с греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвенного правила, поклонов, чтения акафиста в течение нескольких дней, пост, милостыня и другие подобные уроки в духовном старании.
Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимия не будет исполнена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.
После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.
Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии. «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, – говорит святой Иоанн Лествичник, – стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».
4) Схема чинопоследования Таинства Покаяния
Чинопоследование Таинства делится на две части. Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.
-
Вынос Креста и Евангелия на аналой.
- Увещание священника перед Исповедью.
- Возглас: «Благословен Бог наш...».
- «Начало обычное» (от «Царю Небесный…» до «Отче наш»).
- Чтение 50-го псалма.
- Тропари.
- Господи, помилуй. (40 раз).
- Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».
- Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...».
- Чтение Символа веры.
- Личная исповедь.
- Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами...».
На практике пп. 5,6,7,10 иногда опускаются.
5) О духовном отце
Священник, которому мы регулярно исповедуемся, называется духовником. Священники бывают разные, поэтому лучше выбрать одного, которого знаешь, и исповедоваться ему постоянно. Это ценно еще и тем, что между исповедующимся и батюшкой постепенно устанавливается духовная близость, которая может перерасти в духовное родство. Духовный отец знает особенности своих духовных детей и может вести их по пути спасения в Царствие Небесное, давая советы и остерегая от искушений. Святые отцы говорят, что надо приложить все усилия, чтобы найти себе такого духовного отца, потому что без него путь спасения крайне затруднителен. Специального чина посвящения в духовные чада не существует, это отношения, которые скрепляются временем и доверием.
Задача духовника – привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собой Господа.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а Старец Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Нужно учесть, что действие Святого Духа не всегда распространяется на всё, что духовный человек говорит.
Когда идёшь спрашивать о чём-либо духовного отца, молись: «Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле Твоей».
Проверочные вопросы:
- Почему таинство Покаяния уподобляется второму Крещению?
- Где может происходить таинство Покаяния?
- Перед кем исповедуется христианин во время Таинства Покаяния?
- Является ли епитимия наказанием?
- Можно ли считать исповедь совершенной, если сознательно утаил грех?
- Для чего нужно примириться со всеми?
- Влияет ли участие в таинстве Покаяния на здоровье человека?
- Кто такой духовный отец?
- Обязан ли священник дать разрешение грехов пришедшему на исповедь человеку?