13. Таинства Церкви: Покаяние

Цель занятия:

познакомиться с чинопоследованием и символикой при совершении таинства Покаяния

Задачи:

  • вспомнить ранее изученный в рамках предмета «Православное вероучение» смысл таинства Покаяния
  • изучить порядок действий и молитв чинопоследования таинства Покаяния
  • познакомиться с символическим смыслом производимых действий

Использованная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Главы «Таинство Покаяния. Исповедь».
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Таинство Покаяния».
  3. Чинопоследование таинства Покаяния. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/shemy/pokayanie.shtml (дата обращения 09.10.2017).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 09.10.2017).
  2. Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Глава 5.
  3. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 4. Глава IX. «Последование о исповедании».
  4. Рукова С. О Таинствах Церкви в изложении для детей. – М.: Стогна, 2003. Глава «Покаяние – таинство примирения с Богом».
  5. Требник на церковнославянском языке гражданским шрифтом с русским переводом. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.shtml (дата обращения 09.10.2017).

Ключевые понятия:

  • Покаяние
  • Исповедь

Словарь урока:

  • Епитимия
  • Общая исповедь
  • Частная исповедь
  • Духовник
  • Разрешительная молитва

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему таинство Покаяния уподобляется второму Крещению?
  2. Где может происходить таинство Покаяния?
  3. Перед кем исповедуется христианин во время Таинства Покаяния?
  4. Является ли епитимия наказанием?
  5. Можно ли считать исповедь совершенной, если сознательно утаил грех?
  6. Для чего нужно примириться со всеми?
  7. Влияет ли участие в таинстве Покаяния на здоровье человека?
  8. Кто такой духовный отец?
  9. Обязан ли священник дать разрешение грехов пришедшему на исповедь человеку?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью первой части презентации.

Разбор схемы чинопоследования и беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 22 «Таинство Покаяния»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 60 «Таинство Покаяния»:

  1. Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 5 «Исповедь, молитва и пост»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «О таинстве исповеди»:

1) Смысл и история таинства Покаяния

2) Общая и частная исповедь

3) Совершение Исповеди в храме

4) Схема чинопоследования Таинства Покаяния

5) О духовном отце

1) Смысл и история таинства Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Власть разрешать (прощать) грехи Господь Иисус Христос дал святым Апостолам, а через них и всем священникам: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Покаяние необходимо для любого христианина, если он хочет быть настоящим членом Святой Церкви, ведь грехи отдаляют человека от Бога – источника всякого добра, делают его чужим Христу, который является Главой Церкви. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8-9).

Исповедь существовала в Церкви с самого ее возникновения. Уже к апостолам приходили люди, «исповедуя и открывая грехи свои» (Деян.19:18). В то время обращение к Церкви людей было таким горячим, а стремление избавиться от грехов таким сильным, что повсеместно была распространена открытая исповедь: грешник исповедовался перед всеми открыто. Дисциплина покаяния также была весьма строгой. За тяжкие грехи устанавливались суровые наказания вплоть до отлучения от Церкви на длительный срок и даже до смертного часа. Для присоединения к Церкви после совершения тяжкого греха нужно было совершить дела покаяния, показать себя раскаявшимся не на словах, а на деле и загладить преступления чистой и беспорочной жизнью.

Кающиеся в древности разделялись на четыре разряда. Плачущие не смели входить в церковное здание, где проходили богослужения, и только просили у проходящих, чтобы они помолились за них. Слушающие стояли в притворе, слушая слова богослужения. Им разрешалось подходить под благословение, но так же, как готовящиеся ко крещению, они не могли участвовать в литургии верных и со слезами покидали храм при словах: «Оглашеннии, изыдите!». Припадающие стояли уже в самом храме, хотя и в самой задней его части, но тоже не могли присутствовать на литургии верных, и лишь купностоящие (то есть стоящие вместе) оставались в храме все время. Однако они не могли причащаться Святых Христовых Таин. А так как раньше причащались все верные, присутствующие на литургии, то кающиеся особенно горестно переживали свое отлучение от Святых Даров.

Так строго относилась Церковь к людям, добровольно отлучающим себя от Христа своими грехами. Начиная с IX века исповедь становится тайной повсеместно, а ступени кающихся упраздняются, но и тогда за тяжкие грехи отлучали на целые годы.

2) Общая и частная исповедь

По церковным правилам исповедь происходит перед священником, но Самому Богу. Священник является только свидетелем нашего покаяния. На аналое перед ним лежит Евангелие и крест, как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Такая исповедь называется частной или тайной.

Обычно перед ней, прочитав предварительно молитвы, священник совершает общую исповедь, то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на Таинство, возбуждая покаянное настроение и напоминая грехи, которые по забывчивости или по неведению присутствующие вовсе не имели в виду раскрыть перед лицом Божиим на исповеди.

Иногда бывает, что верующие ограничиваются только частью исповеди и после напоминания священника о грехах только подходят к нему за разрешительной молитвой, но сами не раскаиваются вслух перед ним и Господом. Может ли такое покаяние считаться искренним? Конечно, нет. Получается, что батюшка исповедуется перед собравшимися, а не они перед ним. Всегда можно выбрать время и место для исповеди, тщательно подготовившись заранее и вспомнив свои грехи, а то и записав их на листочке, чтобы не забыть случайно.

В современной богослужебной традиции есть два дня, когда к Исповеди приходят по возможности все православные христиане. Это первая пятница Великого поста и среда перед Страстным четвергом и Страстной Пятницей. Тогда регулярно приступающие к таинству Покаяния христиане могут ограничиться общей исповедью без личного перечисления грехов. Это дозволяется ради того, чтобы успели приступить к таинству все пришедшие, и как итог выслушанного Великого покаянного канона Андея Критского в первые четыре дня (на Исповеди в первую пятницу), и в воспоминание самых скорбных дней и событий Православной Церкви на Страстной седмице.

3) Совершение Исповеди в храме

Исповедь совершается в храмах по-разному, утром и вечером, но обязательно до литургии.

Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лежащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся. По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собравшимся и произносит следующее напутственное слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».

После этого священник обычно напоминает кающимся грехи, которые они могли совершить, и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповедь. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслушивает приходящих к нему.

После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию. «Епитимия» в переводе с греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвенного правила, поклонов, чтения акафиста в течение нескольких дней, пост, милостыня и другие подобные уроки в духовном старании.

Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимия не будет исполнена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.

После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.

Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии. «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, – говорит святой Иоанн Лествичник, – стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

4) Схема чинопоследования Таинства Покаяния

Чинопоследование Таинства делится на две части. Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.

  1. Вынос Креста и Евангелия на аналой.
  2. Увещание священника перед Исповедью.
  3. Возглас: «Благословен Бог наш...».
  4. «Начало обычное» (от «Царю Небесный…» до «Отче наш»).
  5. Чтение 50-го псалма.
  6. Тропари.
  7. Господи, помилуй. (40 раз).
  8. Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».
  9. Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...».
  10. Чтение Символа веры.
  11. Личная исповедь.
  12. Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами...».

На практике пп. 5,6,7,10 иногда опускаются.

5) О духовном отце

Священник, которому мы регулярно исповедуемся, называется духовником. Священники бывают разные, поэтому лучше выбрать одного, которого знаешь, и исповедоваться ему постоянно. Это ценно еще и тем, что между исповедующимся и батюшкой постепенно устанавливается духовная близость, которая может перерасти в духовное родство. Духовный отец знает особенности своих духовных детей и может вести их по пути спасения в Царствие Небесное, давая советы и остерегая от искушений. Святые отцы говорят, что надо приложить все усилия, чтобы найти себе такого духовного отца, потому что без него путь спасения крайне затруднителен. Специального чина посвящения в духовные чада не существует, это отношения, которые скрепляются временем и доверием.

Задача духовника – привести человека ко Христу; когда же человек встретит Христа в своем личном опыте, священник должен отступить в тень и не заслонять собой Господа.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а Старец Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Нужно учесть, что действие Святого Духа не всегда распространяется на всё, что духовный человек говорит.

Когда идёшь спрашивать о чём-либо духовного отца, молись: «Господи Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле Твоей».

Проверочные вопросы:

  1. Почему таинство Покаяния уподобляется второму Крещению?
  2. Где может происходить таинство Покаяния?
  3. Перед кем исповедуется христианин во время Таинства Покаяния?
  4. Является ли епитимия наказанием?
  5. Можно ли считать исповедь совершенной, если сознательно утаил грех?
  6. Для чего нужно примириться со всеми?
  7. Влияет ли участие в таинстве Покаяния на здоровье человека?
  8. Кто такой духовный отец?
  9. Обязан ли священник дать разрешение грехов пришедшему на исповедь человеку?