12. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание

Цель занятия:

познакомиться с богослужебными особенностями и символикой при совершении таинств Крещения и Миропомазания

Задачи:

  • вспомнить ранее изученный в рамках предмета «Православное вероучение» смысл таинств Крещения и Миропомазания
  • познакомиться с древней практикой оглашения
  • изучить порядок действий и молитв чинопоследования таинств Крещения и Миропомазания, а также сопутствующих обрядов
  • познакомиться с символическим смыслом производимых действий

Использованная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Главы «Таинство Крещения», «Таинство Миропомазания».
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Таинство Крещения», «Таинство Миропомазания».
  3. Чинопоследование таинства Крещения. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/shemy/chinoposledovanie-kreshhenija.shtml (дата обращения 09.10.2017).
  4. Чинопоследование таинства Миропомазания. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/shemy/miropomazanie.shtml (дата обращения 09.10.2017).

Дополнительная литература:

  1. Таинства Крещения и Миропомазания. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainstva-tserkvi/tainstva-kreshheniya-i-miropomazaniya/1/image/fotor313/ (дата обращения 11.10.2017).
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 09.10.2017).
  3. Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Главы 1, 2.
  4. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 4. Главы V – VIII.
  5. Рукова С. О Таинствах Церкви в изложении для детей. – М.: Стогна, 2003. Глава «О таинствах Крещения и Миропомазания».
  6. Требник на церковнославянском языке гражданским шрифтом с русским переводом. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb.shtml (дата обращения 09.10.2017).

Ключевые понятия:

  • Крещение
  • Миропомазание

Словарь урока:

  • Оглашенные
  • Восприемники
  • Возложение рук
  • Чин оглашения
  • Купель
  • Благословение воды
  • Помазание елеем
  • Миро
  • Омовение мира
  • Пострижение волос
  • Воцерковление

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему таинство Крещения  называют новым рождением?
  2. В какой праздник крестили новых членов в Древней Церкви?
  3. Какое священнодействие Крещения является центральным, самым главным в таинстве?
  4. При произнесении каких слов совершается таинство Крещения?
  5. В чем значение возложения рук священником на крещаемого?
  6. Как в Крещении происходит отречение от сатаны?
  7. Какое священнодействие Крезения восстанавливает разрушенную первородным грехом целостность человека?
  8. Что символизирует собой белая одежда крещаемого?
  9. В чем суть таинства Миропомазания?
  10. При произнесении каких слов совершается таинство Миропомазания?
  11. Что символизирует собой пострижение волос?
  12. Чем отличается воцерковление мальчиков и девочек в Крещении?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью решения письменного теста.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Раздача детям схемы чинопоследования.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 20 «Таинства. Крещение. Миропомазание»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 55 «Таинство Крещения»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 56 «Таинство Миропомазания»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Таинство Крещения».
  2. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «О подготовке к крещению».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Как совершается крещение».
  4. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Таинство Миропомазания».
  5. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Как совершается Таинство Миропомазания».

1) Подготовка к Крещению

2) Совершение Крещения

3) Совершение Миропомазания

4) Шествие вокруг купели и обряды восьмого дня

5) Воцерковление и молитва на сороковой день

1) Подготовка к Крещению

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду с призыванием Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа,омываетсяот первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (рождается духовно).

В раннехристианские времена взрослого человека допускали к Крещению не сразу. Его готовили для этого иногда год и более. Готовящийся к Крещению назывался оглашенным, потому что его «оглашали», то есть учили истинам веры и позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня в Церкви нет правила готовить взрослых ко Крещению каким-то строго установленным образом, как нет и правила крестить их вместе в один день (раньше таким днем была Пасха). Каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию Таинства, что у него нет веры, а креститься он хочет, допустим, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его к вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере их родителей и восприемников (крестных родителей), которые ручаются перед Церковью за крещаемого младенца и обязаны научить его вере, когда он повзрослеет. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него посредством Таинства Крещения. Когда крестят младенца, то все обеты Святого Крещения от его имени произносят восприемники (крестные). По русской традиции крестных бывает двое: женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для мальчика это мужчина, для девочки женщина. Они обязательно должны быть верующими.

2) Совершение Крещения

На купели устанавливаются и зажигаются три свечи, священник в белом облачении выходит к крещаемым и начинает молитвы на наречение имени. В первой молитве впервые произносится имя, которое дается младенцу.

В молитве он просит, чтобы свет лица Господня знаменовался на младенце (здесь называется имя). Затем священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы крест, которым крещаемый «знаменуется», был и в сердце, и в мыслях его, чтобы он уходил от мирской суеты и следовал повелениям Господним. В Православной Церкви установился обычай давать имена не любые, а в честь святых.

Первое священнодействие Крещения – это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука священника здесь – это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к нему человека.

В чине оглашения три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.

После того, как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него. Священник поворачивает и крестных, и их крестника лицом на запад, то есть символически – ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.

Следующие вопросы надо знать и крестным, и крестнику, потому что на них нужно сознательно отвечать.

Священник:
– Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

Крестник или крестный (за ребенка):

– Отрицаюсь.

Эти вопрос и ответ повторяются трижды.

Тогда священник говорит:

– Дунь и плюнь на него.

Плевок – это знак крайнего презрения. Сатана побежден силой Божией, христианину нечего его бояться и для того, чтобы показать, что он не боится мести сатаны, крестник или его крестный дует и плюет (слегка, потому что это все-таки символ, и презрение не зависит от количества слюны) на сатану.

Священник велит повернуться после этого лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
– Сочетаешься ли Христу?

Ответ:
– Сочетаюсь.

Вопрос и ответ повторяются трижды.

После исповедания верности Христу крестник или крестный читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…».

Всем присутствующим раздаются зажженные свечи и священник произносит возглас, которым начинается Божественная Литургия: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…».

Во время следующей ектении священник просит о том, чтобы вода в купели освятилась силой, и действием, и наитием Святого Духа, чтобы этой воде Богом была послана благодать избавления и благословение Иордана, то есть той реки, в которой крестился Христос. Священник молится, чтобы на эту воду сошло очистительное действие Святой Троицы и чтобы она стала способной отогнать все наветы видимых и невидимых врагов.

Молится священник и о крещаемом, чтобы он сподобился стать участником смерти и воскресения Христа Бога, чтобы он сохранил благодать крещения до Страшного Суда Божия.

Затем священник трижды благословляет воду и крестообразно дует на нее, говоря при этом: «Пусть сокрушатся образом крестного знамения все сопротивные (Богу) силы». Так освящается вода.

В особом сосуде у священника хранится елей для Крещения. Священник окунает в него кисточку и помазывает воду крестообразно. Вода в купели помазывается в знак того, что воды крещения служат к примирению с Богом. Это действие напоминает о явлении милости Божией находящимся в Ноевом ковчеге, когда Господь послал с голубицей масличную ветвь – знамение примирения Бога и людей.

Потом елеем помазывается крещаемый, как подвижник Христов, вступающий в борьбу с грехом. Священник говорит:

– Помазуется раб Божий (тут произносится имя) елеем радования во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Священник помазывает крещаемому чело (лоб) – для разумения заповедей Божиих, перси (грудь) во исцеление души и тела, уши – в слушание веры, руки – для святых дел, ноги – для следования по стопам заповедей Господних. Это помазание елеем означает восстановление разрушенной первородным грехом целостности человека (его духа, души и тела) и примирение его с Творцом.

Крещение в Православной Церкви совершается погружением в воду троекратно.

Сразу после помазания елеем с крещаемого снимают одежду, крестный подводит (или подносит) его к купели, и священник погружает его со словами:

Крещается раб Божий (произносится имя) во имя Отца (погружение), Аминь, и Сына (погружение), Аминь, и Святаго Духа (погружение), Аминь.

Из купели крещеного воспринимает от священника крестный (крестная). На крещеного надевают белую одежду и крест.

При этом поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш» (по-русски: «Ты, Многомилостивый Христос Бог наш, Который одевается светом, как ризой, подай и мне светлую ризу»).

Момент этот очень важный. Светлая рубашка или риза символизирует новую одежду души, полученную от Бога в Таинстве Крещения. Перед началом его была снята старая одежда, как груз греха, к которому уже не надо обращаться, а из купели вышел новый человек – ему нужна и новая одежда, светлая и чистая. Крест же служит видимым знаком веры человека в Иисуса Христа.

3) Совершение Миропомазания

Таинство Миропомазания сейчас совершается вместе с Таинством Крещения, сразу следом за ним. Миропомазание совершается тотчас после погружения в купель. Священник читает молитву, в которой благодарит Господа за очищение, освящение и рождение от воды и Духа нового члена Церкви и просит дать через Миропомазание печать дара Духа Святого. Эта печать Господня охраняет нас и защищает.

Святое миро (миро – благовонное масло, освященное Патриархом) освящается один раз в несколько лет и затем рассылается по приходам для совершения Таинства Миропомазания. Оно хранится в крестильном ящичке священника вместе с другими принадлежностями, необходимыми для Крещения и Миропомазания.

Обмакнув кисточку в сосуд с миром, священник помазывает крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги и при каждом помазании возглашает: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». «Аминь» вместе со священником произносят и крестные, и крестники. В это время крещенному невидимо подаются дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело (лоб) помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения всех его дел.

4) Шествие вокруг купели и обряды восьмого дня

Затем крестники и крестные во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя», по-русски: «Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись. Славьте Бога!» Во время крестного хода вокруг купели все держат горящие свечи.

Сразу после шествия читается Апостол и Евангелие.

В раннехристианские времена новокрещеный ходил в светлой одежде, которую ему одевали после купели, целую неделю. Святое миро также оставалось на его теле в тех местах, где им помазывали, целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Святой Евхаристии и готовился к Причащению Святых Христовых Таин. По истечении недели он приходил к епископу, и миро омывали.

Сейчас все происходит в один день. После чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв священник берет специальную губку, обмакивает ее в купель и отирает ей те места на теле, которые он недавно помазывал Святым миром. Печать дара Духа Святого, которая видимым образом была обозначена миром, теперь остается в сердце христианина.

При омовении священник говорит крестнику: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… – Ты крестился. Просветился. Миропомазался. Освятился. Омылся: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Пострижение волос – это с древнейших времен символ и послушания, и жертвы. Например, чинопоследование вступления в монашеский чин так и называется «постриг».

В предварительной молитве священник прославляет Бога за то, что Он дал человеку Свой образ и создал человека с прекрасным телом и душой, и всякая часть его наполнена красотой и смыслом. Выше же всего поместил голову, и в ней – множество чувств, не мешающих друг другу.

С головы новокрещеного священник состригает несколько прядей волос как жертву и посвящение его Богу.

Произнося слова: «Постригается раб Божий (здесь называется имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», священник специальными ножницами состригает прядки волос с головы постригаемого крестообразно в четырех местах: на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы.

В это время крестный или прислуживающий священнику человек готовит комочек воска, раскатав его тоненько так, чтобы в нем поместились волосы. Слепив воск в комочек вместе с волосами крестный опускает его в купель.

На этом последование Таинства Крещения, Таинства Миропомазания и обрядов, которые его сопровождают, заканчивается.

5) Воцерковление и молитва на сороковой день

После того, как новокрещеные оденутся, их ведут вместе с родителями в храм (если Крещение происходило в отдельном помещении) для того, чтобы воцерковить, а матерей для того, чтобы прочитать над ними очистительную молитву сорокового дня после родов. И крестник, и его мать после этих молитв могут приступать к причастию Святых Христовых Таин. Если же Крещение происходит в храме, то эти молитвы священник может прочитать перед началом таинства Крещения. Если младенец крещался ранее 40-го дня с его рождения, то молитва эта откладывается до наступления 40-го дня, откуда и происходит ее название.

Мать с младенцем стоит напротив Царских Врат, преклонив голову, а священник читает такую молитву: «Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, и вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою (имя матери), очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися святых Твоих Таин».

Вторая часть молитвы относится к младенцу: «И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви: яко Ты привел еси е, и показал еси ему свет чувственный, да и умнаго сподобится света, во время еже определил еси, и сопричтется святому Твоему стаду, Единородным Твоим Сыном, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

После прочтения этой молитвы священник берет у матери младенца на руки, делает им крест перед Царскими Вратами со словами: «Воцерковляется раб Божий (имя младенца) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». А также: «Войдет в дом Твой, поклонится святому храму Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».

Мальчиков священник вносит в алтарь через северную дверь алтаря, обносит его вокруг престола и выносит через южную дверь. При этом он читает песнь Симеона Богоприимца, который взял на руки младенца Христа, когда Пресвятая Богородица принесла его в Иерусалимский храм.

Затем священник дает всем присутствующим целовать крест.

Проверочные вопросы:

  1. Почему таинство Крещения  называют новым рождением?
  2. В какой праздник крестили новых членов в Древней Церкви?
  3. Какое священнодействие Крещения является центральным, самым главным в таинстве?
  4. При произнесении каких слов совершается таинство Крещения?
  5. В чем значение возложения рук священником на крещаемого?
  6. Как в Крещении происходит отречение от сатаны?
  7. Какое священнодействие Крезения восстанавливает разрушенную первородным грехом целостность человека?
  8. Что символизирует собой белая одежда крещаемого?
  9. В чем суть таинства Миропомазания?
  10. При произнесении каких слов совершается таинство Миропомазания?
  11. Что символизирует собой пострижение волос?
  12. Чем отличается воцерковление мальчиков и девочек в Крещении?