начального богословского образования
3. Жизнь Ранней Церкви. Иерархическое устройство Церкви. Богослужение
Цель занятия:
познакомиться с характерными чертами жизни раннехристианских общин
Задачи:
- повторить уже известные из книги Деяний апостолов факты, касающиеся образа жизни первых христиан
- познакомиться с формами церковного служения, существовавшими в ранней Церкви
- проанализировать сходства и различия церковной иерархии ранней Церкви с современной иерархией
- познакомиться с использованием символических изображений в Древней Церкви
Использованная литература:
- Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Глава 7.
- Шмеман А., прот. Церковь после апостолов // Альфа и Омега. – 1994. – № 3.
Дополнительная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4. Часть1. Глава 3.
- Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2012. Глава «Церковное собрание».
- Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: (Из давних времен христианской Церкви). – СПб., 2008. Глава I.
- Христианство век за веком / Под ред. архиепископа Егорьевского Марка (Головкова). – М.: Даръ, 2011. Глава «Первый век христианства».
Ключевые понятия:
- Ранняя (Древняя) Церковь
- Дары Духа Святого
- Христианское служение
Словарь урока:
- Агапы
- Иерархия
- Приход
- Епископ
- Пресвитер
- Диакон
- Диаконисса
- Пророк
- Дидаскал (учитель)
- Экзорцист
- Литургия
- Символические изображения
Содержание занятия (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- В чем выражалась новизна отношений людей между собою в христианстве первых веков?
- Сколько ступеней было в церковной иерархии ранней Церкви?
- В чем заключалось отличие епископской степени того времени от современного?
- Какие дополнительные функции, не сохранившиеся до нашего времени, выполняли диаконы в ранней Церкви?
- В каком качестве существовало женское священство в Древней Церкви?
- Какие основные части Божественной Литургии присутствовали уже в первые века существования Церкви?
- Какие элементы христианской символики первых веков вам известны?
- Что понималось под «особыми Дарами Святого Духа» в ранней Церкви?
- Какие церковные должности, существовавшие в первые века, не сохранились до нашего времени?
- Можно ли говорить о большей вовлеченности мирян в богослужебную жизнь и церковное управление в первые века христианства?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме.
Просмотр презентации о первых христианских изображениях в катакомбах.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов.
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.
Закрепление темы с помощью письменного теста.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 1 «Иисус Христос и Его Церковь»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 223 «Первые христиане»:
1) Характер отношений христиан между собою
6) Содержание Божественной Литургии
8) Символические изображения в ранней Церкви
1) Характер отношений христиан между собою
Что значило быть христианином в первые века истории Церкви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен?
За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, оставались рабами, а те, кто владели рабами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои гражданские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бедные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в последнем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в друге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, независимо от своего происхождения, социального положения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и содержавшая новый характер отношений между людьми.
Апостол Павел не требовал от христиан-рабовладельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих рабов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима, то написал письмо его хозяину Филимону: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти, и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне» (Флм. 10-18).
2) Благотворительность
Богатые христиане не были обязаны отказываться от своего богатства, тем не менее они могли добровольно пожертвовать его на помощь нуждающимся ради спасения своей души. Церковь заботилась о том, чтобы никто из ее членов не страдал от нужды. Дьяконы – то есть служители, а в те времена были также и женщины-служительницы, или диакониссы, – заботились о бедных и больных членах местной церкви. На церковных собраниях устраивались сборы, чтобы помогать другим местным церквам, попавшим в беду, например, по причине неурожая и голода. Также устраивались агапы, или вечери (ужины) любви, на которых состоятельные члены местной церкви оказывали своим нуждающимся собратьям вспомоществование. В свою очередь проповедь апостолов чаще всего была связана или со сбором средств для помощи нуждающимся, или с раздачей собранной помощи. То, какое значение имела благотворительность в Древней Церкви, мы увидим ниже, когда будем говорить о Евхаристии.
3) Апостольская проповедь
Самым значительным событием в жизни местной церкви было прибытие кого-нибудь из апостолов. В первом столетии Благую Весть проповедовали люди, которые сами знали и видели Христа, слышали Его проповедь или были близкими друзьями слышавших и видевших Его. Это были живые рассказы очевидцев, живое воспоминание о виденном и слышанном, и это всегда производило сильное впечатление. Еще до того, как были написаны четыре Евангелия, местные церкви получали от апостолов письма-послания.
Мы знаем о четырнадцати посланиях, подписанных именем апостола Павла, о двух – апостола Петра, трех – апостола Иоанна и по одному от апостолов Иакова, «брата Господня», и его брата Иуды.
Жизнь ранних христиан была проникнута духом любви друг к другу, заботы друг о друге, и в то же время в ней все время шло обучение христианской вере, развивалось правильное понимание истин веры и жизни, а первыми учителями были люди, близко знавшие Самого Иисуса Христа или Его апостолов.
4) Дары Святого Духа
Духовная жизнь Первоначальной Церкви была так богата и насыщенна, что нам ее трудно себе представить. В писаниях апостолов мы постоянно встречаем такие выражения: «Дух Святой сошел на них...», «Исполнились Духа Святого...» (Деян.2:4), «Дух сказал Филиппу...» (Деян.8:20), «Горя Духом, он говорил и учил о Господе...» (Деян.18:25). Апостол Павел в своем послании к коринфянам (1 Кор.12:4-12) говорит о дарах Духа Святого как о чем-то хорошо известном всем христианам. Члены Церкви, обладавшие чрезвычайными духовными дарованиями (их называли пророками), особо ценились в раннехристианской среде. Обычно они удостаивались чести быть предстоятелями молитвенных собраний первых поколений христиан. Другой дар Святого Духа – учительство – также высоко ценился в ранней Церкви. Учители (называвшиеся еще дидаскалами), объяснявшие истины веры, пользовались в местных церквах большим авторитетом.
5) Таинства Церкви
В первые годы жизни Христовой Церкви были установлены те таинства, которые существуют в ней и теперь. Чтобы стать христианином, нужно было креститься. Дары Духа Святого передавались через возложение рук апостолов и их преемников епископов (что сохранилось и теперь в таинствах миропомазания и священства). Но центральным событием в церковной жизни была Евхаристия (что по-гречески означает благодарение) – собрание всей местной церкви на вечерю, по образу Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками перед Его крестными страданиями. В первом веке исторического бытия Церкви Христовой Евхаристия совершалась не так, как теперь служится Божественная Литургия, но в ней присутствовали те же основные моменты.
6) Содержание Божественной Литургии
Христиане собирались в первый день седмицы, который именовался Днем Господним и был посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Этим они отличались от иудеев, посвящавших общей молитве субботу. На собрании пелись молитвы и ветхозаветные псалмы, а позднее также стали читаться отрывки из писаний апостолов и из Евангелия. Выбранный христианами из своей среды и поставленный апостолами для руководства местной церковью служитель, именовавшийся епископом (т.е. надзирателем) или пресвитером (т.е. старейшиной), говорил проповедь. Потом приносили хлеб и вино, и он произносил слова, сказанные Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19-20).
Все отвечали: «Аминь» (что по-еврейски означает «истинно так»). Потом произносились молитвы, в которых Церковь благодарила Бога Отца за посланного Им в мир Его единственного Сына, Господа Иисуса Христа, передавшего верящим в Него под видом хлеба и вина Свое Тело и Кровь как залог их будущего воскресения и вечной жизни. После этого все члены местной церкви приобщались Тела и Крови Христовой.
А затем устраивался сбор средств для нуждающихся, и все давали, кто сколько мог. Последнее имело особое значение, так как первые христиане помнили обращенное к ним апостольское наставление: «Если вы имеете общение в нетленном (имеется в виду таинство Евхаристии), то тем более должны его иметь в тленных вещах» (Учение Двенадцати Апостолов, гл. 4, ст. 8). Само слово общение (в славянской традиции ему соответствует слово причастие) в его первохристианском понимании означает, что вкушающие Тело Христова от одного хлеба и пьющие Его Кровь из одной чаши призваны иметь «общение во всем», то есть помогать друг другу во всех жизненных обстоятельствах.
С тех пор прошло много веков, следующие поколения святых отцов и учителей Церкви вкладывали свой духовный и литературный дар в создание новых литургических молитвословий, но в Божественной Литургии по-прежнему сохраняется то ее основное содержание, которое существовало с самого начала.
Сохранилось письмо святого мученика Иустина Философа (ум. 166), в котором он описывает воскресную Литургию: «В первый день недели все христиане города и окрестных деревень собираются вместе. Мы вместе читаем Апостолов и писания пророков. Пресвитер обращается к собравшимся и убеждает их следовать тому, что мы только что прослушали... Потом встают, молятся и после молитвы приветствуют друг друга братским целованием. Потом приносится хлеб и вино, и пресвитер произносит слова молитвы и благодарения. Все отвечают «Аминь». Диаконы раздают хлеб и вино всем присутствующим и приносят их болящим... Только те, кто верит в истинность христианского вероучения, могут принимать Святое Причастие, потому что Причастие не просто хлеб и вино, а истинное тело и кровь Спасителя. В конце собрания те, кто могут это сделать, жертвуют сколько могут на помощь больным и бедным».
7) Служители Церкви
К концу первого века в Церкви установилось три чина иерархии (священноначалия) – епископы, пресвитеры (священники) и диаконы.
Во главе общины стоял Епископ. Его власть была особенная. Поставленный апостолами или их преемниками – другими епископами, он для своей Церкви являл образ Самого Христа – Главы и Источника всей ее жизни. Без него ничего не должно было делаться в Церкви, потому что его служение, его особый дар в том и состоял, чтобы собрание христиан через Таинства преображалось в Тело Христово, соединясь в неразрывное единство новой жизни. Он совершал крещение, приносил Евхаристию, раздавал Дары в собрании. А со властью совершать Таинство неразрывно связывалась и власть учительства: он учил в собрании не от себя, а в Духе; он являлся хранителем апостольского предания, свидетелем вселенского единства Церкви. И из того же источника вытекал и дар пастырства: епископ – как Христос – имел заботу о всех вместе и о каждом в отдельности, он являл живое средоточие братства и общения христиан между собою. В дальнейшем поставление епископа осуществлялось епископами соседних областей в количестве не менее двух или трех. Епископы осуществляли руководство всеми церквами (приходами) какой-либо области.
Епископу в управлении церковью помогали пресвитеры. Если епископов св. Игнатий уподобляет Христу, то в пресвитерах видит он апостолов. Поставленные, рукоположенные епископом, они помогали ему во всем, передавали общине его учение, заботу, распоряжения. Христианство распространялось сначала почти исключительно по городам, и потому первоначальная Церковь – это именно городская община, собрание христиан в одно место вокруг епископа. Позднее, когда число христиан увеличится и такое единое собрание станет невозможным, городская община как бы выделит из себя сеть подчиненных ей пригородных общин, или «приходов». Тогда пресвитеры заменят в них епископа, станут его полномочными представителями, как бы связующим звеном между ним и приходом. Таким образом через таинство епископского рукоположения все общины сохраняли свою органическую связь с Епископом как благодатным «органом» церковного единства.
Диаконы также ставились епископом, они по-прежнему оставались помощниками пресвитеров, прежде всего в деле заведования церковным имуществом и оказания помощи нуждающимся прихожанам. На диаконах же лежала забота о распределении даров, о помощи бедным, об организации агап, словом, о том действительном единстве христиан, которое вытекает из их общения в таинстве. Кроме того, они также помогали епископам и пресвитерам в оглашении – научении истинам веры и христианской жизни – тех, кто готовился вступить в число членов Церкви через таинство Крещения. В свою очередь, заботу о вдовах несли упоминавшиеся выше диакониссы, которые также участвовали в научении истинам веры готовившихся к Крещению женщин.
Епископы, пресвитеры и диаконы избирались членами местных церквей-приходов или епархий (объединений приходов какого-либо города и прилегающей области).
Кроме того, в Церкви установился и ряд других служений. Так, важную роль играли чтецы, которым поручалось за богослужением чтение вслух Священного Писания. Они также поставлялись на свое служение епископами. Были в ранней Церкви и экзорцисты, которые, имея для этого особый дар, по благословению епископа занимались изгнанием нечистых духов из тех, кто был ими одержим.
Но если, по словам св. Игнатия Антиохийского, «без епископа, пресвитеров и диаконов нет Церкви», это не значит, что одна иерархия «активна» в ней. Каждый член ее имел свое служение и все они дополняли друг друга в нерасторжимом единстве. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же <…> производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу <…> Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело <…> и все напоены одним Духом» (1 Кор.12:4-7,12-13). Вот этот идеал целого, в котором оно не подчиняет себе личности, но сама личность раскрывается, находит себя только в служении братьям, и есть идеал ранней Церкви, в свете которого нужно понимать различные формы ее организации.
8) Символические изображения в ранней Церкви
С самого начала своего существования Церковь испытывала преследования, сначала со стороны религиозных вождей евреев, отвергнувших Иисуса как своего Мессию, а с 60-х годов I века уже со стороны Римского государства. Поэтому молитвенные собрания происходили тайком, и христианам приходилось особыми знаками или изображениями отмечать места, где они собирались для молитвы. Так, например, Христа изображали пастухом, несущим на плече овечку, как было сказано в одной из Его притчей (Ин.10:1-16). Греческое слово, означавшее «рыба», также являлось аббревиатурой, которая по-русски означает: «Иисус Христос Божий Сын – Спаситель». Таким образом, если кто- нибудь молча рисовал на песке изображение рыбы, можно было понять, что это христианин.
Итак, уже в начальный период церковной истории были заложены все те основы, на которых держится жизнь Церкви: евангельское учение, дары Духа Святого – святые таинства, иерархия, основные формы богослужения, забота о страждущих, символические изображения.
Проверочные вопросы:
- В чем выражалась новизна отношений людей между собою в христианстве первых веков?
- Сколько ступеней было в церковной иерархии ранней Церкви?
- В чем заключалось отличие епископской степени того времени от современного?
- Какие дополнительные функции, не сохранившиеся до нашего времени, выполняли диаконы в ранней Церкви?
- В каком качестве существовало женское священство в Древней Церкви?
- Какие основные части Божественной Литургии присутствовали уже в первые века существования Церкви?
- Какие элементы христианской символики первых веков вам известны?
- Что понималось под «особыми Дарами Святого Духа» в ранней Церкви?
- Какие церковные должности, существовавшие в первые века, не сохранились до нашего времени?
- Можно ли говорить о большей вовлеченности мирян в богослужебную жизнь и церковное управление в первые века христианства?