3. Жизнь Ранней Церкви. Иерархическое устройство Церкви. Богослужение

Цель занятия:

познакомиться с характерными чертами жизни раннехристианских общин

Задачи:

  • повторить уже известные из книги Деяний апостолов факты, касающиеся образа жизни первых христиан
  • познакомиться с формами церковного служения, существовавшими в ранней Церкви
  • проанализировать сходства и различия церковной иерархии ранней Церкви с современной иерархией
  • познакомиться с использованием символических изображений в Древней Церкви

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Глава 7.
  2. Шмеман А., прот. Церковь после апостолов // Альфа и Омега. – 1994. – № 3.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4. Часть1. Глава 3.
  2. Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2012. Глава «Церковное собрание».
  3. Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: (Из давних времен христианской Церкви). – СПб., 2008. Глава I.
  4. Христианство век за веком / Под ред. архиепископа Егорьевского Марка (Головкова). – М.: Даръ, 2011. Глава «Первый век христианства».

Ключевые понятия:

  • Ранняя (Древняя) Церковь
  • Дары Духа Свято­го
  • Христианское служение

Словарь урока:

  • Агапы
  • Иерархия
  • Приход
  • Епископ
  • Пресвитер
  • Диакон
  • Диаконисса
  • Пророк
  • Дидаскал (учитель)
  • Экзорцист
  • Литургия
  • Символические изображения

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. В чем выражалась новизна отношений людей между собою в христианстве первых веков?
  2. Сколько ступеней было в церковной иерархии ранней Церкви?
  3. В чем заключалось отличие епископской степени того времени от современного?
  4. Какие дополнительные функции, не сохранившиеся до нашего времени, выполняли диаконы в ранней Церкви?
  5. В каком качестве существовало женское священство в Древней Церкви?
  6. Какие основные части Божественной Литургии присутствовали уже в первые века существования Церкви?
  7. Какие элементы христианской символики первых веков вам известны?
  8. Что понималось под «особыми Дарами Святого Духа» в ранней Церкви?
  9. Какие церковные должности, существовавшие в первые века, не сохранились до нашего времени?
  10. Можно ли говорить о большей вовлеченности мирян в богослужебную жизнь и церковное управление в первые века христианства?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр презентации о первых христианских изображениях в катакомбах.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 1 «Иисус Христос и Его Церковь»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 223 «Первые христиане»:

1) Характер отношений христиан между собою

2) Благотворительность

3) Апостольская проповедь

4) Дары Святого Духа

5) Таинства Церкви

6) Содержание Божественной Литургии

7) Служители Церкви

8) Символические изображения в ранней Церкви

1) Характер отношений христиан между собою

Что значило быть христианином в первые века истории Церк­ви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен?

За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, оставались рабами, а те, кто владели ра­бами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои граж­данские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бед­ные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в послед­нем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в дру­ге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, не­зависимо от своего происхождения, социального по­ложения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и со­державшая новый характер отношений между людьми.

Апостол Павел не требовал от христиан-рабовла­дельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих ра­бов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима, то написал письмо его хозяину Филимону: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого ро­дил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добро­вольно. Ибо, может быть, он для того на время от­лучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, осо­бенно мне, а тем больше тебе и по плоти, и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне» (Флм. 10-18).

2) Благотворительность

Богатые христиане не были обязаны отказываться от своего богатства, тем не менее они могли добро­вольно пожертвовать его на помощь нуждающимся ра­ди спасения своей души. Церковь заботилась о том, чтобы никто из ее членов не страдал от нужды. Дьяко­ны – то есть служители, а в те времена были также и женщины-служительницы, или диакониссы, – заботились о бедных и больных членах местной церкви. На церков­ных собраниях устраивались сборы, чтобы помогать другим местным церквам, попавшим в беду, например, по причине неурожая и голода. Также устраивались агапы, или вечери (ужины) любви, на которых состоя­тельные члены местной церкви оказывали своим нуж­дающимся собратьям вспомоществование. В свою оче­редь проповедь апостолов чаще всего была связана или со сбором средств для помощи нуждающимся, или с раздачей собранной помощи. То, какое значение имела благотворительность в Древней Церкви, мы увидим ниже, когда будем говорить о Евхаристии.

3) Апостольская проповедь

Самым значительным со­бытием в жизни местной церкви было прибытие кого-нибудь из апостолов. В первом столетии Благую Весть проповедовали люди, которые сами знали и видели Хри­ста, слышали Его проповедь или были близкими друзья­ми слышавших и видевших Его. Это были живые расска­зы очевидцев, живое воспоминание о виденном и слы­шанном, и это всегда производило сильное впечатление. Еще до того, как были написаны четыре Евангелия, ме­стные церкви получали от апостолов письма-послания.

Мы знаем о четырнадцати посланиях, подписанных именем апостола Павла, о двух – апостола Петра, трех – апостола Иоанна и по одному от апостолов Иакова, «брата Господня», и его брата Иуды.

Жизнь ранних христиан была проникнута духом любви друг к другу, заботы друг о друге, и в то же вре­мя в ней все время шло обучение христианской вере, развивалось правильное понимание истин веры и жизни, а первыми учителями были люди, близко знавшие Самого Иисуса Христа или Его апостолов.

4) Дары Святого Духа

Духовная жизнь Первоначаль­ной Церкви была так богата и насыщенна, что нам ее трудно себе представить. В писаниях апостолов мы постоянно встречаем такие выражения: «Дух Святой сошел на них...», «Исполнились Духа Святого...» (Деян.2:4), «Дух сказал Филиппу...» (Деян.8:20), «Горя Духом, он говорил и учил о Господе...» (Деян.18:25). Апостол Павел в своем послании к коринфянам (1 Кор.12:4-12) говорит о дарах Духа Святого как о чем-то хорошо известном всем христианам. Члены Церкви, обладавшие чрезвычайными духовными дарованиями (их называли пророками), особо ценились в раннехристианской среде. Обычно они удостаивались чести быть предстоятелями молитвенных собраний первых поколений христиан. Другой дар Святого Духа – учи­тельство – также высоко ценился в ранней Церкви. Учители (называвшиеся еще дидаскалами), объяснявшие истины веры, пользо­вались в местных церквах большим авторитетом.

5) Таинства Церкви

В первые годы жизни Христовой Церкви были установлены те таинства, которые суще­ствуют в ней и теперь. Чтобы стать христианином, нужно было креститься. Дары Духа Святого передава­лись через возложение рук апостолов и их преемни­ков епископов (что сохранилось и теперь в таинствах миропомазания и священства). Но центральным собы­тием в церковной жизни была Евхаристия (что по-гречески означает благодарение) – собрание всей ме­стной церкви на вечерю, по образу Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками перед Его крестными страданиями. В первом веке исторического бытия Церкви Христовой Евхаристия совершалась не так, как теперь служится Божественная Литургия, но в ней присутствовали те же основные моменты.

6) Содержание Божественной Литургии

Христиане собирались в первый день седмицы, ко­торый именовался Днем Господним и был посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Этим они отличались от иудеев, по­свящавших общей молитве субботу. На собрании пе­лись молитвы и ветхозаветные псалмы, а позднее так­же стали читаться отрывки из писаний апостолов и из Евангелия. Выбранный христианами из своей среды и поставленный апостолами для руководства местной церковью служитель, именовавшийся епископом (т.е. надзирателем) или пресвитером (т.е. старейшиной), говорил проповедь. Потом приносили хлеб и вино, и он произносил слова, сказанные Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере: «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, го­воря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19-20).

Все отвечали: «Аминь» (что по-еврейски означает «истинно так»). Потом произносились молитвы, в которых Церковь благодарила Бога Отца за посланно­го Им в мир Его единственного Сына, Господа Иисуса Христа, передавшего верящим в Него под видом хлеба и вина Свое Тело и Кровь как залог их будущего вос­кресения и вечной жизни. После этого все члены мест­ной церкви приобщались Тела и Крови Христовой.

А затем устраивался сбор средств для нуждающихся, и все давали, кто сколько мог. Последнее имело особое значение, так как первые христиане помнили обра­щенное к ним апостольское наставление: «Если вы имеете общение в нетленном (имеется в виду таинст­во Евхаристии), то тем более должны его иметь в тленных вещах» (Учение Двенадцати Апостолов, гл. 4, ст. 8). Само слово общение (в славянской традиции ему со­ответствует слово причастие) в его первохристиан­ском понимании означает, что вкушающие Тело Хри­стова от одного хлеба и пьющие Его Кровь из одной чаши призваны иметь «общение во всем», то есть помо­гать друг другу во всех жизненных обстоятельствах.

С тех пор прошло много веков, следующие поколе­ния святых отцов и учителей Церкви вкладывали свой духовный и литературный дар в создание новых литур­гических молитвословий, но в Божественной Литур­гии по-прежнему сохраняется то ее основное содер­жание, которое существовало с самого начала.

Сохранилось письмо святого мученика Иустина Философа (ум. 166), в котором он описывает воскрес­ную Литургию: «В первый день недели все христиане города и ок­рестных деревень собираются вместе. Мы вместе чита­ем Апостолов и писания пророков. Пресвитер обра­щается к собравшимся и убеждает их следовать тому, что мы только что прослушали... Потом встают, молят­ся и после молитвы приветствуют друг друга братским целованием. Потом приносится хлеб и вино, и пресви­тер произносит слова молитвы и благодарения. Все от­вечают «Аминь». Диаконы раздают хлеб и вино всем присутствующим и приносят их болящим... Только те, кто верит в истинность христианского вероучения, мо­гут принимать Святое Причастие, потому что Причас­тие не просто хлеб и вино, а истинное тело и кровь Спа­сителя. В конце собрания те, кто могут это сделать, жертвуют сколько могут на помощь больным и бедным».

7) Служители Церкви

К концу первого века в Церкви установилось три чина иерархии (священноначалия) –  епископы, пресвитеры (священники) и диаконы.

Во главе общины стоял Епископ. Его власть была особенная. Поставленный апостолами или их преемниками – другими епископами, он для своей Церкви являл образ Самого Христа – Главы и Источника всей ее жизни. Без него ничего не должно было делаться в Церкви, потому что его служение, его особый дар в том и состоял, чтобы собрание христиан через Таинства преображалось в Тело Христово, соединясь в неразрывное единство новой жизни. Он совершал крещение, приносил Евхаристию, раздавал Дары в собрании. А со властью совершать Таинство неразрывно связывалась и власть учительства: он учил в собрании не от себя, а в Духе; он являлся хранителем апостольского предания, свидетелем вселенского единства Церкви. И из того же источника вытекал и дар пастырства: епископ – как Христос – имел заботу о всех вместе и о каждом в отдельности, он являл живое средоточие братства и общения христиан между собою. В дальнейшем поставление епи­скопа осуществлялось епископами соседних областей в количестве не менее двух или трех. Епископы осуще­ствляли руководство всеми церквами (приходами) ка­кой-либо области.

Епископу в управлении церковью помогали пресвитеры. Если епископов св. Игнатий уподобляет Христу, то в пресвитерах видит он апостолов. Поставленные, рукоположенные епископом, они помогали ему во всем, передавали общине его учение, заботу, распоряжения. Христианство распространялось сначала почти исключительно по городам, и потому первоначальная Церковь – это именно городская община, собрание христиан в одно место вокруг епископа. Позднее, когда число христиан увеличится и такое единое собрание станет невозможным, городская община как бы выделит из себя сеть подчиненных ей пригородных общин, или «приходов». Тогда пресвитеры заменят в них епископа, станут его полномочными представителями, как бы связующим звеном между ним и приходом. Таким образом через таинство епископского рукоположения все общины сохраняли свою органическую связь с Епископом как благодатным «органом» церковного единства.

Диаконы также ставились епископом, они по-прежнему оставались помощниками пресвитеров, пре­жде всего в деле заведования церковным имуществом и оказания помощи нуждающимся прихожанам. На диаконах же лежала забота о распределении даров, о помощи бедным, об организации агап, словом, о том действительном единстве христиан, которое вытекает из их общения в таинстве. Кроме того, они также помогали епископам и пресвитерам в оглашении – научении истинам веры и христианской жизни – тех, кто готовился вступить в число членов Церкви через таинство Крещения. В свою очередь, за­боту о вдовах несли упоминавшиеся выше диакониссы, которые также участвовали в научении истинам веры готовившихся к Крещению женщин.

Епископы, пресвитеры и диаконы избирались чле­нами местных церквей-приходов или епархий (объе­динений приходов какого-либо города и прилегающей области).

Кроме того, в Церкви установился и ряд других слу­жений. Так, важную роль играли чтецы, которым по­ручалось за богослужением чтение вслух Священного Писания. Они также поставлялись на свое служение епископами. Были в ранней Церкви и экзорцисты, ко­торые, имея для этого особый дар, по благословению епископа занимались изгнанием нечистых духов из тех, кто был ими одержим.

Но если, по словам св. Игнатия Антиохийского, «без епископа, пресвитеров и диаконов нет Церкви», это не значит, что одна иерархия «активна» в ней. Каждый член ее имел свое служение и все они дополняли друг друга в нерасторжимом единстве. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же <…> производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу <…> Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело <…> и все напоены одним Духом» (1 Кор.12:4-7,12-13). Вот этот идеал целого, в котором оно не подчиняет себе личности, но сама личность раскрывается, находит себя только в служении братьям, и есть идеал ранней Церкви, в свете которого нужно понимать различные формы ее организации.

8) Символические изображения в ранней Церкви

С самого начала своего существования Церковь испы­тывала преследования, сначала со стороны религиоз­ных вождей евреев, отвергнувших Иисуса как своего Мессию, а с 60-х годов I века уже со стороны Римского государства. Поэтому молитвенные собрания проис­ходили тайком, и христианам приходилось особыми знаками или изображениями отмечать места, где они собирались для молитвы. Так, например, Христа изо­бражали пастухом, несущим на плече овечку, как было сказано в одной из Его притчей (Ин.10:1-16). Грече­ское слово, означавшее «рыба», также являлось аббре­виатурой, которая по-русски означает: «Иисус Христос Божий Сын – Спаситель». Таким образом, если кто- нибудь молча рисовал на песке изображение рыбы, можно было понять, что это христианин.

Итак, уже в начальный период церковной истории были заложены все те основы, на которых держится жизнь Церкви: евангельское учение, дары Духа Свято­го – святые таинства, иерархия, основные формы бо­гослужения, забота о страждущих, символические изо­бражения.

Проверочные вопросы:

  1. В чем выражалась новизна отношений людей между собою в христианстве первых веков?
  2. Сколько ступеней было в церковной иерархии ранней Церкви?
  3. В чем заключалось отличие епископской степени того времени от современного?
  4. Какие дополнительные функции, не сохранившиеся до нашего времени, выполняли диаконы в ранней Церкви?
  5. В каком качестве существовало женское священство в Древней Церкви?
  6. Какие основные части Божественной Литургии присутствовали уже в первые века существования Церкви?
  7. Какие элементы христианской символики первых веков вам известны?
  8. Что понималось под «особыми Дарами Святого Духа» в ранней Церкви?
  9. Какие церковные должности, существовавшие в первые века, не сохранились до нашего времени?
  10. Можно ли говорить о большей вовлеченности мирян в богослужебную жизнь и церковное управление в первые века христианства?