2. Проповедь апостолов. Апокрифы

Цель занятия:

повторить изученное ранее о деле апостольской проповеди и познакомиться с новым историческим литературным источником – апокрифами

Задачи:

  • умение пояснить, почему день Пятидесятницы считается Днем рождения христианской Церкви
  • повторить имена 12 апостолов
  • понять роль апостолов в распространении Благой вести
  • познакомиться с особенностями создания каждого из четырех Евангелий
  • понять значение апокрифической литературы для христиан

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Главы 3-6.
  2. Апокрифы: что скрывают «запретные книги»? [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/apokrify-chto-skryvayut-zapretnye-knigi (дата обращения 18.09.2017).
  3. Что такое апокриф? // Фома. – 1997. – № 1 (4).

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4. Часть1. Главы 1-2.
  2. Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб., 1998. Главы 1-3.

Ключевые понятия:

  • Проповедь
  • Апокриф

Словарь урока:

  • Пятидесятница
  • Рождение Церкви
  • Благая весть
  • Миссионер
  • Апостол
  • Евангелист

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь избрал апостолов?
  2. В каком городе пребывали апостолы после Вознесения?
  3. Почему Пятидесятница считается Днем рождения Церкви?
  4. Для кого предназначал свое Евангелие каждый из евангелистов?
  5. Какие исторические источники I-II веков вам известны кроме Евангелия?
  6. Относятся ли апокрифы к Священному Писанию?
  7. Какой тип апокрифов был Церковью отвергнут и почему?
  8. История каких двунадесятых праздников известна исключительно из апокрифов?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказы детей (ответы на вопросы учителя) о дне Пятидесятницы с помощью презентации из серии "Начальная история земной Церкви Христовой" или презентации про апостолов.

Рассказ учителя по новой теме.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью письменного задания.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 1 «Иисус Христос и Его Церковь»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 188 «Избрание двенадцати апостолов»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 225 «Обращение апостола Павла»:

  1. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Апостол Лука».

1) Апостолы в Иерусалиме

2) День рождения Церкви

3) Двенадцать апостолов

4) Святые Евангелисты

5) Апокрифы

1) Апостолы в Иерусалиме

Иерусалим был религиозным центром еврейского народа. Основан город за тысячу лет до Рождества Христова, и с ним были связаны все славные события истории Израиля. Когда-то в Иерусалиме стоял Храм Господень, построенный царем Соломоном, сыном царя Давида. Храм этот был разрушен при завоевании Иерусалима вавилонянами, но на его месте после воз­вращения евреев из вавилонского плена был выстроен новый, еще более величественный Храм, и он оставал­ся для них единственным в мире Храмом. При этом в каждой еврейской общине была синагога – дом для молитвенных собраний, но Храм был только один, в Иерусалиме – тот Храм, в который во время его освя­щения в виде облака вошла слава Господня. Каждый еврей, где бы он ни жил, старался хоть раз в жизни по­бывать в Иерусалиме, чтобы совершить в Храме поклонение Богу. Те, кто могли это делать, собирались в Иерусалим каждый год в дни великих праздников, и тогда в городе бывало в два с лишним раза больше на­рода, чем в обычное время. Толпы людей наводняли улицы, разговор шел на многих языках, торговля рас­цветала, а Храм был полон молящихся.

Перед Вознесением на небо Господь Иисус Христос заповедал Своим бли­жайшим ученикам не отлучаться из Иерусалима до времени, когда они будут «облечены силой свыше» (Лк.24:49). Они исполнили это, и с ними вместе пре­бывали Матерь Божья и некоторые другие ученики (Деян.1:12-14).

По предложению Петра, на место Иуды, предавшего Господа Иисуса Христа, по­сле молитвы, по жребию был избран Матфий, ученик Господа со времени начала Его проповеди, так что число ближайших учеников (последователей) Христа осталось двенадцать (Деян.1:15-26). Кроме того, в число апостолов вошли еще более семидесяти учени­ков Христа, ставших свидетелями Его явлений после Воскресения из мертвых (1Кор.15:5-9). Их Господь Иисус и послал (греческое слово «апостол» означает «посланник») проповедовать по всему миру о Своем Воскресении.

2) День рождения Церкви

Наступал десятый день после Вознесения Господня. Это был праздник Пяти­десятницы, великий еврейский праздник в память да­рования Богом через Пророка Моисея Своему народу Десяти Заповедей. Все Апостолы находились в Иеру­салиме вместе в одном доме. Был третий час дня по ев­рейскому делению суток, а по нашему девятый час ут­ра. Вдруг раздался шум с неба, как от несущегося силь­ного ветра, и он наполнил дом, где находились ученики Христовы. Тогда явились огненные языки и останови­лись над каждым из Апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках; кото­рых они раньше не знали (Деян.2:1-4).

В Иерусалиме в тот день было множество людей, верящих в Единственного Бога и пришедших как из разных мест Палестины, так и из различных стран на великий праздник. Большая толпа собралась на шум около дома, где находились ученики Христовы. Все изумлялись, слыша, как ученики обращались к ним на языках тех стран, откуда они пришли.

— Разве они не галилеяне? — говорили в толпе. — Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? (Деян.2:5-13).

Тогда апостол Петр вышел к народу и громко заза­говорил, так чтобы все его слышали. Он говорил о том, как Богом был обещан Спаситель, как Иисус Христос явился в мир, будучи посланным Богом Отцом, как Его убили, распяв на Кресте, и как Он воскрес и вознесся на небо. Выслушав его слова, собравшиеся были по­трясены до глубины души и стали спрашивать Апосто­лов, что им делать, чтобы спастись. Петр ответил:

— Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и вы получите дар Святого Духа (Деян.2:14-40).

Три тысячи человек обратились ко Христу в тот день. Они крестились во имя Господа Иисуса и стали жить одной Церковью, то есть общиной верящих во Христа (Деян.2:41).

В исторической книге Нового Завета – Деяниях Апостолов – об этой самой первой Церкви сказано: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...» (Деян.4:32). Они собирались ежедневно в храме на молитву и по домам для преломления хлеба, то есть для совместного причаще­ния. Во всем у них было согласие и единомыслие, и они были счастливы в той новой жизни, которую те­перь узнали (Деян.2:42-47).

День Сошествия Святого Духа на Апостолов и есть день основания на земле Церкви Христовой – Единой Святой Соборной и Апостольской.

3) Двенадцать апостолов

Как мы знаем из повествований Евангелистов, Господь Иисус Христос еще во время Своего земного служения посы­лал Своих учеников в разные города и селения Пале­стины возвещать евреям приближение Царства Небес­ного, а после Своего Воскресения Он послал их про­поведовать Благую Весть по всему миру. Что же мы знаем о первых проповедниках веры во Христа? Кто были эти люди, на которых была возложена грандиоз­ная задача: «обратить все народы в число учеников Христа» (Мф.28:19)?

Что известно о благовестнических трудах двена­дцати апостолов? Предание Церкви сохранило нам сведения о трудах двенадцати апостолов, проповедо­вавших Благую Весть:

  1. Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иудее. Освобожденный чудесным образом из темницы, он оставил Иерусалим и проповедовал в Сирии, в Малой Азии и в Риме, где и был распят.
  2. Апостол Иаков, сын Заведея, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из апостолов пострадал как мученик при царе Ироде Агриппе (Деян.12:1-2).
  3. Апостол и Евангелист Иоанн, сын Заведея и брат Иакова, упоминается в Евангелии как любимый ученик Иисуса Христа (Ин.13:23), взявший на себя заботу о Божьей Матери (Ин.19:25-27). После Ее Успения он поселился в Ефесе и проповедовал слово Божье в Ма­лой Азии. Был сослан на остров Патмос, где написал таинственную книгу о будущем мира и Церкви Христо­вой – Откровение. Освобожденный из заточения, на­писал Евангелие и три Соборных Послания. Скончался в глубокой старости в первом десятилетии II века.
  4. Апостол Андрей Первозванный, брат Петра. По преданию, проповедовал во Фракии (территория ны­нешней Болгарии), в Греции и в Скифии (стране на северном берегу Черного моря). Был распят на кресте в форме буквы «X».
  5. Апостол Филипп проповедовал, по преданию, в Галилее, Греции и Аравии. Был распят в возрасте 87 лет.
  6. Апостол Фома, который не сразу поверил в Вос­кресение Христово (Ин.20:24-29), проповедовал сло­во Божие в Персии, Месопотамии и Индии, где и кон­чил жизнь мученически.
  7. Апостол Варфоломей сначала проповедовал вме­сте с Апостолом Филиппом в Сирии, а потом в Арме­нии, где и принял мученическую смерть.
  8. Апостол и Евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии и Эфиопии, где кончил жизнь мучениче­ски.
  9. Апостол Иаков, сын Алфея, проповедовал в Па­лестине и Египте, где и погиб мученически.
  10. Апостол Симон Зилот, по преданию, был тем женихом, на свадьбе которого Христос превратил воду в вино (Ин.2:1-11). Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте. По преданию, погиб мученически на Кавказе.
  11. Апостол Иуда, называемый также Фаддеем, про­поведовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где пострадал за Христа около 80-го года.
  12. Апостол Матфий, один из семидесяти учени­ков Господа Иисуса, был избран в число Двенадцати на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Про­поведовал в Малой Азии и на Кавказе. Был побит кам­нями, а после смерти ему отсекли голову.

4) Святые Евангелисты

С первого века после Рождества Христова, когда еще живы были люди, знавшие и слышавшие учеников Христовых, в Церкви стали проверяться все записан­ные повествования об Иисусе Христе и другие произ­ведения Его Апостолов. Во II веке уже в основном был установлен канон Нового Завета. Греческое слово ка­нон означает «правило» или «порядок». В Новый Завет во­шли четыре Евангелия, написанные Апостолами Мат­феем, Марком, Лукой и Иоанном.

Вероятнее всего, как считает большинство современных библеистов, первым записал Евангелие как связный письменный текст святой евангелист Марк. Сделал он это, слушая проповедь апостола Петра в Риме где-то в середине 60-х гг. Его Евангелие – самое краткое по объему, в то же время насыщенное необыкновенной динамикой дел Иисуса при минимуме Его слов.

Евангелие от Матфея написано в общине христиан из иудеев Палестины – возможно, в Иерусалиме. По последним данным ученые датируют его 64-69 годами I века. Его отличают черты, характерные для иудейского поучения: пространные проповеди и наставления; повествование с непременным упоминанием соответствующих ветхозаветных пророчеств. Евангелие представлено как новый Закон, который дает новый Моисей – Иисус. Большое место занимает тема Церкви как нового народа Божия, нового Израиля.

Апостол Лука писал Евангелие примерно тогда же для общин, состоящих в основном из язычников. Обращаясь к Священной истории, когда народом Завета был Израиль, евангелист показывает, что в Иисусе Бог не только посетил Свой избранный народ, но и оказал такую же великую милость язычникам: в Нем Бог явил «свет во откровение языков и славу людей Своих Израиля» (Лк. 2:32). Лука – спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях среди язычников – прекрасно усвоил суть его проповеди о том, что язычники, подобно дикой маслине (см. Рим. 11:17), отныне тоже привиты к стволу Священной истории.

Еще позднее, в 90–100-е гг. было написано Евангелие от Иоанна – четвертое и последнее из канонических Евангелий – о котором при первом приближении можно сказать, что оно восполняет то, о чем не сказано в первых трех. Это касается как фактического материала, так и богословского подхода. В нем мы читаем не только и не столько о делах Иисуса, сколько об их таинственном, «знаменательном» смысле и о той тайне познания истинного Бога, что открывается только верующему и только во Христе.

Кроме четырех Евангелий в Новый Завет вошли Деяния Апостолов, в которых Апостол Лука повествует о проповеди и тру­дах Апостолов после Вознесения Господня, и двадцать одно Послание Апостолов разным местным церквам. Последней книгой Нового Завета было Откровение Иоанна – повествование Апостола Иоанна о бывшем ему таинственном видении о будущем Церкви и мира.

5) Апокрифы

Если у человека верующего, но не очень хорошо знающего церковную традицию, спросить, почему Церковь вспоминает события, о которых не написано в Евангелии, – например, сошествие Спасителя в ад или Успение Богородицы, – то вопрос поставит нашего собеседника в неловкое положение. Люди же более осведомленные ответят, что и Рождество Девы Марии, и Ее детство, и юность Христа, и некоторые события после Христовых Страстей, – все это известно нам благодаря Священному Преданию, имеющему множество форм. И что новозаветные книги – лишь одна из них. Всё, о чем молчат канонические Евангелия, мы знаем из апокрифов.

Апокрифы (греч. – тайный, сокровенный) – произведения иудейской и ранне-христианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими.

Апокрифы бывают двух типов. Первые из них создавались в нехристианской среде, сектантами, которые претендовали на обладание некими «тайными знаниями». Такие книги могли внести смуту в сердца верующих, поэтому Церковь их отвергла, как поддельные. Точную дату их создания зачастую трудно установить, но первые такие фальшивки начали создаваться уже в III веке, и процесс этот длился вплоть до IX в.

Но есть и другой тип апокрифов. Члены Церкви тоже довольно часто брались за перо и фиксировали то, что современные исследователи отнесли бы к разряду народного творчества. Эти письменные памятники содержали жизнеописания святых, апостолов и Спасителя, рассказывали о различных чудесах либо же систематизировали нравственное учение Церкви. Так к началу IV века сформировался очень мощный пласт христианской литературы, который, помимо всего прочего, претендовал и на то, чтобы занять место наравне со Священным Писанием. К ним, например, можно отнести:

– «Протоевангелие Иакова» (ок. сер. II века);

– «Учение двенадцати апостолов, или Дидахе» (начало II века);

– «Евангелие от Никодима» (ок. нач. IV века);

– «Пастырь» Ерма (ок. II века);

– «Сказание об Успении Богородицы» (ок. V века).

Однако, несмотря на то, что они обладают довольно почтенным возрастом, Церковь так и не приравняла их к подлинным Евангелиям, Книге Деяний и Посланиям Апостольским. Для христиан они служат как бы дополнением к Новому Завету. И на то был ряд очень веских причин. Во-первых, большинство апокрифов появляется значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век – с этим фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений. То есть лично апостолами эти писания не могли быть написаны, хотя, бесспорно, в целом они отражают ту традицию, которая сложилась еще в апостольские времена. Во-вторых, практически все церковные апокрифы созданы анонимами, которые сознательно подписывались именами известных первохристианских писателей. А третья причина та, что эти книги не содержат в себе ничего нового, что не содержалось бы в канонических текстах. Как правило, апокрифические сборники либо являются пересказом благочестивых историй, либо повторением уже известных фраз и мыслей, высказанных Спасителем и Его учениками.

Таким образом,  апокрифы не входят в число канонических книг Билии и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь избрал апостолов?
  2. В каком городе пребывали апостолы после Вознесения?
  3. Почему Пятидесятница считается Днем рождения Церкви?
  4. Для кого предназначал свое Евангелие каждый из евангелистов?
  5. Какие исторические источники I-II веков вам известны кроме Евангелия?
  6. Относятся ли апокрифы к Священному Писанию?
  7. Какой тип апокрифов был Церковью отвергнут и почему?
  8. История каких двунадесятых праздников известна исключительно из апокрифов?