начального богословского образования
2. Проповедь апостолов. Апокрифы
Цель занятия:
повторить изученное ранее о деле апостольской проповеди и познакомиться с новым историческим литературным источником – апокрифами
Задачи:
- умение пояснить, почему день Пятидесятницы считается Днем рождения христианской Церкви
- повторить имена 12 апостолов
- понять роль апостолов в распространении Благой вести
- познакомиться с особенностями создания каждого из четырех Евангелий
- понять значение апокрифической литературы для христиан
Использованная литература:
- Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Главы 3-6.
- Апокрифы: что скрывают «запретные книги»? [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/apokrify-chto-skryvayut-zapretnye-knigi (дата обращения 18.09.2017).
- Что такое апокриф? // Фома. – 1997. – № 1 (4).
Дополнительная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4. Часть1. Главы 1-2.
- Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб., 1998. Главы 1-3.
Ключевые понятия:
- Проповедь
- Апокриф
Словарь урока:
- Пятидесятница
- Рождение Церкви
- Благая весть
- Миссионер
- Апостол
- Евангелист
Содержание занятия (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- Для чего Господь избрал апостолов?
- В каком городе пребывали апостолы после Вознесения?
- Почему Пятидесятница считается Днем рождения Церкви?
- Для кого предназначал свое Евангелие каждый из евангелистов?
- Какие исторические источники I-II веков вам известны кроме Евангелия?
- Относятся ли апокрифы к Священному Писанию?
- Какой тип апокрифов был Церковью отвергнут и почему?
- История каких двунадесятых праздников известна исключительно из апокрифов?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказы детей (ответы на вопросы учителя) о дне Пятидесятницы с помощью презентации из серии "Начальная история земной Церкви Христовой" или презентации про апостолов.
Рассказ учителя по новой теме.
Закрепление темы с помощью письменного теста.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов.
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.
Закрепление темы с помощью письменного задания.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 1 «Иисус Христос и Его Церковь»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 188 «Избрание двенадцати апостолов»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 225 «Обращение апостола Павла»:
- Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Апостол Лука».
1) Апостолы в Иерусалиме
Иерусалим был религиозным центром еврейского народа. Основан город за тысячу лет до Рождества Христова, и с ним были связаны все славные события истории Израиля. Когда-то в Иерусалиме стоял Храм Господень, построенный царем Соломоном, сыном царя Давида. Храм этот был разрушен при завоевании Иерусалима вавилонянами, но на его месте после возвращения евреев из вавилонского плена был выстроен новый, еще более величественный Храм, и он оставался для них единственным в мире Храмом. При этом в каждой еврейской общине была синагога – дом для молитвенных собраний, но Храм был только один, в Иерусалиме – тот Храм, в который во время его освящения в виде облака вошла слава Господня. Каждый еврей, где бы он ни жил, старался хоть раз в жизни побывать в Иерусалиме, чтобы совершить в Храме поклонение Богу. Те, кто могли это делать, собирались в Иерусалим каждый год в дни великих праздников, и тогда в городе бывало в два с лишним раза больше народа, чем в обычное время. Толпы людей наводняли улицы, разговор шел на многих языках, торговля расцветала, а Храм был полон молящихся.
Перед Вознесением на небо Господь Иисус Христос заповедал Своим ближайшим ученикам не отлучаться из Иерусалима до времени, когда они будут «облечены силой свыше» (Лк.24:49). Они исполнили это, и с ними вместе пребывали Матерь Божья и некоторые другие ученики (Деян.1:12-14).
По предложению Петра, на место Иуды, предавшего Господа Иисуса Христа, после молитвы, по жребию был избран Матфий, ученик Господа со времени начала Его проповеди, так что число ближайших учеников (последователей) Христа осталось двенадцать (Деян.1:15-26). Кроме того, в число апостолов вошли еще более семидесяти учеников Христа, ставших свидетелями Его явлений после Воскресения из мертвых (1Кор.15:5-9). Их Господь Иисус и послал (греческое слово «апостол» означает «посланник») проповедовать по всему миру о Своем Воскресении.
2) День рождения Церкви
Наступал десятый день после Вознесения Господня. Это был праздник Пятидесятницы, великий еврейский праздник в память дарования Богом через Пророка Моисея Своему народу Десяти Заповедей. Все Апостолы находились в Иерусалиме вместе в одном доме. Был третий час дня по еврейскому делению суток, а по нашему девятый час утра. Вдруг раздался шум с неба, как от несущегося сильного ветра, и он наполнил дом, где находились ученики Христовы. Тогда явились огненные языки и остановились над каждым из Апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках; которых они раньше не знали (Деян.2:1-4).
В Иерусалиме в тот день было множество людей, верящих в Единственного Бога и пришедших как из разных мест Палестины, так и из различных стран на великий праздник. Большая толпа собралась на шум около дома, где находились ученики Христовы. Все изумлялись, слыша, как ученики обращались к ним на языках тех стран, откуда они пришли.
— Разве они не галилеяне? — говорили в толпе. — Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? (Деян.2:5-13).
Тогда апостол Петр вышел к народу и громко зазаговорил, так чтобы все его слышали. Он говорил о том, как Богом был обещан Спаситель, как Иисус Христос явился в мир, будучи посланным Богом Отцом, как Его убили, распяв на Кресте, и как Он воскрес и вознесся на небо. Выслушав его слова, собравшиеся были потрясены до глубины души и стали спрашивать Апостолов, что им делать, чтобы спастись. Петр ответил:
— Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и вы получите дар Святого Духа (Деян.2:14-40).
Три тысячи человек обратились ко Христу в тот день. Они крестились во имя Господа Иисуса и стали жить одной Церковью, то есть общиной верящих во Христа (Деян.2:41).
В исторической книге Нового Завета – Деяниях Апостолов – об этой самой первой Церкви сказано: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...» (Деян.4:32). Они собирались ежедневно в храме на молитву и по домам для преломления хлеба, то есть для совместного причащения. Во всем у них было согласие и единомыслие, и они были счастливы в той новой жизни, которую теперь узнали (Деян.2:42-47).
День Сошествия Святого Духа на Апостолов и есть день основания на земле Церкви Христовой – Единой Святой Соборной и Апостольской.
3) Двенадцать апостолов
Как мы знаем из повествований Евангелистов, Господь Иисус Христос еще во время Своего земного служения посылал Своих учеников в разные города и селения Палестины возвещать евреям приближение Царства Небесного, а после Своего Воскресения Он послал их проповедовать Благую Весть по всему миру. Что же мы знаем о первых проповедниках веры во Христа? Кто были эти люди, на которых была возложена грандиозная задача: «обратить все народы в число учеников Христа» (Мф.28:19)?
Что известно о благовестнических трудах двенадцати апостолов? Предание Церкви сохранило нам сведения о трудах двенадцати апостолов, проповедовавших Благую Весть:
- Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иудее. Освобожденный чудесным образом из темницы, он оставил Иерусалим и проповедовал в Сирии, в Малой Азии и в Риме, где и был распят.
- Апостол Иаков, сын Заведея, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из апостолов пострадал как мученик при царе Ироде Агриппе (Деян.12:1-2).
- Апостол и Евангелист Иоанн, сын Заведея и брат Иакова, упоминается в Евангелии как любимый ученик Иисуса Христа (Ин.13:23), взявший на себя заботу о Божьей Матери (Ин.19:25-27). После Ее Успения он поселился в Ефесе и проповедовал слово Божье в Малой Азии. Был сослан на остров Патмос, где написал таинственную книгу о будущем мира и Церкви Христовой – Откровение. Освобожденный из заточения, написал Евангелие и три Соборных Послания. Скончался в глубокой старости в первом десятилетии II века.
- Апостол Андрей Первозванный, брат Петра. По преданию, проповедовал во Фракии (территория нынешней Болгарии), в Греции и в Скифии (стране на северном берегу Черного моря). Был распят на кресте в форме буквы «X».
-
Апостол Филипп проповедовал, по преданию, в Галилее, Греции и Аравии. Был распят в возрасте 87 лет.
- Апостол Фома, который не сразу поверил в Воскресение Христово (Ин.20:24-29), проповедовал слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии, где и кончил жизнь мученически.
- Апостол Варфоломей сначала проповедовал вместе с Апостолом Филиппом в Сирии, а потом в Армении, где и принял мученическую смерть.
- Апостол и Евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии и Эфиопии, где кончил жизнь мученически.
- Апостол Иаков, сын Алфея, проповедовал в Палестине и Египте, где и погиб мученически.
- Апостол Симон Зилот, по преданию, был тем женихом, на свадьбе которого Христос превратил воду в вино (Ин.2:1-11). Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте. По преданию, погиб мученически на Кавказе.
- Апостол Иуда, называемый также Фаддеем, проповедовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где пострадал за Христа около 80-го года.
- Апостол Матфий, один из семидесяти учеников Господа Иисуса, был избран в число Двенадцати на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Проповедовал в Малой Азии и на Кавказе. Был побит камнями, а после смерти ему отсекли голову.
4) Святые Евангелисты
С первого века после Рождества Христова, когда еще живы были люди, знавшие и слышавшие учеников Христовых, в Церкви стали проверяться все записанные повествования об Иисусе Христе и другие произведения Его Апостолов. Во II веке уже в основном был установлен канон Нового Завета. Греческое слово канон означает «правило» или «порядок». В Новый Завет вошли четыре Евангелия, написанные Апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Вероятнее всего, как считает большинство современных библеистов, первым записал Евангелие как связный письменный текст святой евангелист Марк. Сделал он это, слушая проповедь апостола Петра в Риме где-то в середине 60-х гг. Его Евангелие – самое краткое по объему, в то же время насыщенное необыкновенной динамикой дел Иисуса при минимуме Его слов.
Евангелие от Матфея написано в общине христиан из иудеев Палестины – возможно, в Иерусалиме. По последним данным ученые датируют его 64-69 годами I века. Его отличают черты, характерные для иудейского поучения: пространные проповеди и наставления; повествование с непременным упоминанием соответствующих ветхозаветных пророчеств. Евангелие представлено как новый Закон, который дает новый Моисей – Иисус. Большое место занимает тема Церкви как нового народа Божия, нового Израиля.
Апостол Лука писал Евангелие примерно тогда же для общин, состоящих в основном из язычников. Обращаясь к Священной истории, когда народом Завета был Израиль, евангелист показывает, что в Иисусе Бог не только посетил Свой избранный народ, но и оказал такую же великую милость язычникам: в Нем Бог явил «свет во откровение языков и славу людей Своих Израиля» (Лк. 2:32). Лука – спутник апостола Павла в его миссионерских путешествиях среди язычников – прекрасно усвоил суть его проповеди о том, что язычники, подобно дикой маслине (см. Рим. 11:17), отныне тоже привиты к стволу Священной истории.
Еще позднее, в 90–100-е гг. было написано Евангелие от Иоанна – четвертое и последнее из канонических Евангелий – о котором при первом приближении можно сказать, что оно восполняет то, о чем не сказано в первых трех. Это касается как фактического материала, так и богословского подхода. В нем мы читаем не только и не столько о делах Иисуса, сколько об их таинственном, «знаменательном» смысле и о той тайне познания истинного Бога, что открывается только верующему и только во Христе.
Кроме четырех Евангелий в Новый Завет вошли Деяния Апостолов, в которых Апостол Лука повествует о проповеди и трудах Апостолов после Вознесения Господня, и двадцать одно Послание Апостолов разным местным церквам. Последней книгой Нового Завета было Откровение Иоанна – повествование Апостола Иоанна о бывшем ему таинственном видении о будущем Церкви и мира.
5) Апокрифы
Если у человека верующего, но не очень хорошо знающего церковную традицию, спросить, почему Церковь вспоминает события, о которых не написано в Евангелии, – например, сошествие Спасителя в ад или Успение Богородицы, – то вопрос поставит нашего собеседника в неловкое положение. Люди же более осведомленные ответят, что и Рождество Девы Марии, и Ее детство, и юность Христа, и некоторые события после Христовых Страстей, – все это известно нам благодаря Священному Преданию, имеющему множество форм. И что новозаветные книги – лишь одна из них. Всё, о чем молчат канонические Евангелия, мы знаем из апокрифов.
Апокрифы (греч. – тайный, сокровенный) – произведения иудейской и ранне-христианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими.
Апокрифы бывают двух типов. Первые из них создавались в нехристианской среде, сектантами, которые претендовали на обладание некими «тайными знаниями». Такие книги могли внести смуту в сердца верующих, поэтому Церковь их отвергла, как поддельные. Точную дату их создания зачастую трудно установить, но первые такие фальшивки начали создаваться уже в III веке, и процесс этот длился вплоть до IX в.
Но есть и другой тип апокрифов. Члены Церкви тоже довольно часто брались за перо и фиксировали то, что современные исследователи отнесли бы к разряду народного творчества. Эти письменные памятники содержали жизнеописания святых, апостолов и Спасителя, рассказывали о различных чудесах либо же систематизировали нравственное учение Церкви. Так к началу IV века сформировался очень мощный пласт христианской литературы, который, помимо всего прочего, претендовал и на то, чтобы занять место наравне со Священным Писанием. К ним, например, можно отнести:
– «Протоевангелие Иакова» (ок. сер. II века);
– «Учение двенадцати апостолов, или Дидахе» (начало II века);
– «Евангелие от Никодима» (ок. нач. IV века);
– «Пастырь» Ерма (ок. II века);
– «Сказание об Успении Богородицы» (ок. V века).
Однако, несмотря на то, что они обладают довольно почтенным возрастом, Церковь так и не приравняла их к подлинным Евангелиям, Книге Деяний и Посланиям Апостольским. Для христиан они служат как бы дополнением к Новому Завету. И на то был ряд очень веских причин. Во-первых, большинство апокрифов появляется значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век – с этим фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений. То есть лично апостолами эти писания не могли быть написаны, хотя, бесспорно, в целом они отражают ту традицию, которая сложилась еще в апостольские времена. Во-вторых, практически все церковные апокрифы созданы анонимами, которые сознательно подписывались именами известных первохристианских писателей. А третья причина та, что эти книги не содержат в себе ничего нового, что не содержалось бы в канонических текстах. Как правило, апокрифические сборники либо являются пересказом благочестивых историй, либо повторением уже известных фраз и мыслей, высказанных Спасителем и Его учениками.
Таким образом, апокрифы не входят в число канонических книг Билии и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром.
Проверочные вопросы:
- Для чего Господь избрал апостолов?
- В каком городе пребывали апостолы после Вознесения?
- Почему Пятидесятница считается Днем рождения Церкви?
- Для кого предназначал свое Евангелие каждый из евангелистов?
- Какие исторические источники I-II веков вам известны кроме Евангелия?
- Относятся ли апокрифы к Священному Писанию?
- Какой тип апокрифов был Церковью отвергнут и почему?
- История каких двунадесятых праздников известна исключительно из апокрифов?