1. Обзор Евангельской истории

Цель занятия:

понять, какие события и обстоятельства подго­товили человечество к принятию проповеди  Иисуса Христа

Задачи:

  • познакомиться с теми выгодами, которые предоставляло делу христианской проповеди политическое единство Римской империи
  • познакомиться с религиозной концепцией, главенствующей в Римской империи
  • повторить идею богоизбранности еврейского народа
  • понять, как еврейское рассеяние повлияло на распространение в мире идеи о Едином Боге
  • кратко повторить цель Боговоплощения и основные этапы жизни Иисуса Христа
  • вспомнить обстоятельства появления Церкви Христовой на земле

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Главы 1, 2.
  2. Дворкин А.Л. Корни христианства//Альфа и Омега. – 1996. – № 1 (8).

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.4. Введение.
  2. Асмус В., прот. История Церкви. Курс лекций. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus/istorija-tserkvi/ (дата обращения 18.09.2017). Лекция 1.
  3. Карты Римской империи во времена Нового Завета. [Электронный ресурс] – URL: https://voskreska.org/obshchij-katalog-materialov/kraty-po-sobytiyam-novogo-zaveta/183-rimskaya-imperiya-vo-vremena-novogo-zaveta (дата обращения 04.07.2018).

Ключевые понятия:

  • Полнота времен

Словарь урока:

  • Римская империя
  • Палестина
  • Народ еврейский (израильский)
  • Богоизбранность
  • Еврейское рассеяние
  • Боговоплощение
  • Церковь

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. В чем заключалась «полнота времен» накануне Рождества Христова?
  2. Каким было политическое положение Иудеи в это время?
  3. Чем устройство Римской империи способствовало христианской проповеди?
  4. Какие религиозные взгляды превозобладали в Римской империи того времени?
  5. Как еврейскому народу удалось в языческом мире сохранить свою веру в единого Бога?
  6. Почему иудейская религия стала интересовать другие народы?
  7. Кратко перечислите основные этапы жизни Иисуса Христа.
  8. Какое событие считается Днем рождения христианской Церкви и почему?

Ход урока. Вариант 1:

Дети с помощью учителя вспоминают двунадесятые праздники, рассказывающие об этапах жизни Иисуса Христа (от Благовещения до Пятидесятницы).

Выполнение детьми письменного задания: расположение этих 9 праздников на ленте времени в хронологическом порядке.

Рассказ учителя о «полноте времен».

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Воспоминание о жизни Иисуса Христа с помощью презентации о двунадесятых праздниках.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

1) «Полнота времен»

2) Политическая уникальность Римской империи

3) Господствовавшие религиозные концепции

4) Богоизбранность еврейского народа

5) История земной жизни Иисуса Христа

6) Церковь Христова

1) «Полнота времен»

Апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал 4:4).

«Полнота времен» – очень важный термин. Воля Божия исполняется не только в жизни отдельных людей, но и в жизни целых народов, и в жизни всего мира. Господь вошел в историю, когда человечество «созрело» для того, чтобы принять благую весть, когда для этого сложились все необходимые условия. Мы поем в рождественской стихире, что Христос родился, когда на всей земле было единое правление Августа: «Августу единоначальствующу на земли многоначалие человеков преста. И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя многобожие идолов упразднися под единем царством мирским грады быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша».

2) Политическая уникальность Римской империи

К нача­лу нашей эры, то есть ко времени явления в мир Господа Иисуса Христа, завоевания римлян были почти закон­чены. Все Средиземное море стало как бы их внутрен­ним озером. Все прибрежные страны были завоеваны. Римские легионы проникли и в южную часть Англии, и в лесные глубины Западной Европы. Римские правите­ли управляли Сирией, римские крепости строились по берегам Рейна. Северная Африка тоже была римским владением. Только Индия и Китай оставались закры­тыми для остального мира и не думали о нем. Персид­ская империя была неизменным противником Рим­ской, и между ними велась непрекращающаяся война. Объединяющим элементом империи были обязательная для всех верность единому императору и подчиненная ему единая военная система. Римская армия, хотя и относительно небольшая по сравнению с военными силами современного милитаристского государства, была достаточной для поддержания порядка и сохранения знаменитого римского мира.

Вся Римская империя была покрыта сетью дорог и водных, морских путей. Никогда еще в истории человечества не было так просто добираться от Иеруса­лима до Рима или от Гибралтара до Черного моря. Даже в наше время, с современными возможностями пользовать­ся авиацией, поездами, теплоходами, для путешествий из страны в страну требуются паспорта и визы... Тогда же границы между государствами были прозрачными. И это обстоятельство давало возможность проповедникам хри­стианства свободно передвигаться по миру.

В Римской импе­рии было осуществлено замечательное единство языка и цивилизации. Рим унаследовал культуру Древней Греции и распространил ее по всей территории своего государства. В каком бы уголке Римской империи ни оказывался путешественник того времени, он всюду находил тот же тип общественной жизни и домашнего устройства, те же законы, таких же чиновников, того рода книги. Греческий язык был общим языком об­разованных людей, и даже простые люди могли хоть немного объясняться по-гречески. Первые христиан­ские благовестники, приходя в новую страну, могли рассчитывать на общий язык со своими слушателями.

Благодаря всему этому процветала торговля, прекрасные дороги и безопасные моря весьма облегчали путешествия, а единый международный язык способствовал интеллектуальному обмену. Именно в этой империи, несмотря на то, что многие ее правители были далеки от идеала, а чиновники – коррумпированы, было обеспечено, хоть и грубое, но правосудие, – в степени, никогда ранее не виданной в мире. Граждане империи гордились ею и ее достижениями.

К тому же при всем имперском единстве и при всем военном контроле Рим никогда не стремился уничтожить местные установления. Во всех местных делах обитателям провинций предоставлялось самое широкое самоуправление. Все местные религиозные верования, обычаи и обряды уважались и сохранялись. Народы говорили на своих языках и придерживались своих обычаев. Местным правителям, чьи земли входили в империю, предоставлялась значительная автономия; зачастую сохранялись местные княжества. Именно таким княжеством в составе империи была Палестина во времена Христа. Жизнеспособность Римской империи во многом была результатом уважительного отношения к местным правам и верованиям. Это разнообразие империи, не менее поразительное, чем ее единство, чуть ли не ярче всего проявлялось в области религиозной мысли.

3) Господствовавшие религиозные концепции

Христианство не явилось в пустой мир. В то время уже сложились понятия вселенной, религии, греха, наказания, искупления и воздаяния, которые христианство должно было принять во внимание и предложить свои ответы. Церковь не возводила свой храм на пустом месте. Концепции, существовавшие в мире до ее появления, и явились тем материалом, который она использовала для возведения своей земной структуры; они дали те формы, в которые она облекала свое Священное Предание.

Во что же верил средний житель Империи? Он верил в существование сверхъестественной силы или сил, невидимых, вечных, намного превосходящих человека по своим возможностям. Эти силы контролировали человеческую судьбу и были объектами поклонения, совершаемого в молитвах, ритуалах и жертвоприношениях. Земля была в центре Вселенной. Вокруг нее вращались солнце, планеты и звезды. Над вселенной были небеса, а под ней – обиталище усопших людей или злых духов. Понятия о некоем всеобщем нравственном законе не существовало. Все происходящее в природе виделось результатом деятельности невидимых духов добра и зла, правящих миром абсолютно произвольно. Следовательно, чудеса ощущались не просто как абстрактная возможность, – мир был полон чудес и сверхъестественных явлений: высшие силы прибегали к ним всякий раз, когда им нужно было обратить внимание людей на что-то важное или необычное. Мир был переполнен бесчисленным количеством духов, как праведных и добрых, так и злонамеренных. Духи эти постоянно затрагивали жизнь человека, некоторые даже могли вселяться в человека и заставлять его совершать как добрые, так и злые поступки.

Нужно сказать, что в том мире чрезвычайно остро ощущалась неудовлетворенность таким положением дел, царили чувство трагедии, тупика и глубокое недовольство существующими условиями жизни. Это проявлялось в самых различных формах религиозной жизни, и все более проступали необходимость найти другие, лучшие отношения с духовным, невидимым миром и стремление человека обрести помощь, большую, чем он когда-либо от кого-либо получал.

Помимо этих общих концепций, присущих народной религиозности, необходимо помнить и о влиянии на мир, в который пришло христианство, греческой философии. Христианство явилось в мир, интеллектуально чрезвычайно развитый, мир, в котором постоянно жила и развивалась мощная философская традиция. Философия, казалось бы, давала ответы на многие из главных вопросов бытия. Но учение фи­лософов воспринимали немногие, так как оно обращалось скорее к уму, чем к сердцу, а серьезное образование было уделом лишь очень узкого круга интеллектуалов. В этом состоянии духовного голода многие люди стали интересоваться «мистиче­скими» религиями завоеванных римлянами восточных стран. В них чувствовалось что-то таинственное, новое, чего не было в греко-римской мифологии. Кажется иногда, что в темноте ночи языческого мира начинал брезжить свет ожидания Благой Вести о Христе.

4) Богоизбранность еврейского народа

Евреи (или израильтяне) были не столь многочис­ленны в сравнении с великими народами Древнего ми­ра. Они не играли большой политической роли, не создали столь замечательных произведений литерату­ры и искусства, как греки, или такого количества вы­дающихся архитектурных памятников, как египтяне. Только в царствование царей Давида и Соломона, за десять веков до Рождества Христова, Израильское го­сударство было сильным и единым. То, что мы читаем в Ветхом Завете, даст нам представление об израильтя­нах как о людях непостоянных, часто боязливых и не верных своим учителям. Философия, литература, ис­кусство и наука других народов стояли на более высо­ком уровне.

Но с самых ранних времен израильтяне отличались от них всех более глубоким, более чистым и возвышенным представлением о Боге. По своему географическому положению Иудея всегда была закрытой, изолированной страной. Она нигде не соприкасалась с морем, и дороги ее были труднопроходимы. На севере и западе она граничила с враждебными народами, на востоке была ограничена рекой Иордан и Мертвым морем и только на юге была открыта доступу посторонних влияний. Даже это способствовало иудеям сохранять во всей чистоте ветхозаветный закон. Именно израильтянам Сам Бог открыл, что Он единствен, что только Он – Творец неба и земли. Через пророка Моисея Он дал им Свои заповеди, следуя которым человек пребывает в истине и добре и получает от Бога награду.

Когда мы читаем самую первую книгу Ветхого За­вета – Бытие, возникает впечатление, что Бог искал в мире тот народ, которому бы Он открыл Себя, и нашел его в бедном, малоизвестном пастушеском племени. Несмотря на свои слабости, евреи вступили в Завет (Договор) с Богом, поверив в единственного Бога Творца неба и земли, справедливого и милостивого. Они приняли Его Закон, учивший жить справедливо, в любви к Богу и к людям. При этом Израиль помнил о данном ему Богом обещании, что в мир явится Спаситель (Мессия), и ожидал Его прихода в течение долгих и трудных для себя веков.

Еще одно обстоятельство имело большое значение для будущей христианской проповеди. Задолго до начала христианской эры евреи рассеялись по странам Средиземноморского бассейна. Еврейские ремесленники и торговцы проникали в разные уголки Римской империи. Римляне относились к ним с неко­торым презрением, но они создавали свои общины, свои синагоги, соблюдали свои религиозные законы. Живя несколькими поколениями вне Пале­стины, многие из них утрачивали родной язык, говоря на языках тех народов, среди которых они жили. Но при этом они сохраняли свою веру в Единственного Бога и в Его Закон. Эта вера привлекала внимание наиболее вдумчивых язычников и казалась им глубже и мудрее римской мифологии с ее многочисленными божествами. Многие язычники посещали синагоги, читали Священное Писание, зна­ли об обещанном Спасителе-Мессии. Они не станови­лись иудеями, но были, до известной степени, подго­товлены к восприятию Вести о пришедшем в мир Христе.

Богооткровенная вера Израиля оказалась единст­венной, способной воспринять Благую Весть о Хри­сте, которому надлежало прийти в мир.

5) История земной жизни Иисуса Христа

И вот, когда настала «полнота времен», в семье Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в палестинском городе Вифлееме родился мальчик, истинным Отцом Которого стал Господь Бог. Названный отец Иисуса Христа, Иосиф и родная Мать Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария были люди бедные, однако относились к царскому роду царя Давида. Рождению Иисуса Христа предшествовало чудо в виде Благовещенья Девы Марии.

После Рождества к младенцу Иисусу Христу пришли на поклонение пастухи, а позже волхвы. После посещения волхвов, обручник Иосиф был предупрежден Ангелом о том, что царь Иудейский Ирод замыслил убить младенца, и поэтому Святое Семейство переселилось в Египет. После возвращения из Египта Иисус жил вместе со своей семьей в Галилейском городе Назарете. И только после того, как Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он вместе с родителями был взят на праздник Пасхи в город Иерусалим и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками.

В возрасте тридцати лет Иисус принял от Иоанна Крестителя Крещение в реке Иордан. Перед началом своего общественного служения Иисус Христос удалился в пустыню и постился там сорок дней, победив после этого искушение диавола. Общественное служение Иисуса Христа началось в Галилее с постепенного избрания Им апостолов. Первое Свое чудо Иисус Христос совершил в Кане Галилейской на свадьбе, превратив воду в вино, чем укрепил веру своих учеников.

После этого события, пробыв несколько дней в Капернауме, Иисус Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Из Иерусалимского храма Иисус выгнал торговцев, превративших храм из дома молитвы в дом торговли (Ин. 2:16). Изгнанием торговцев из Иерусалимского храма Иисус Христос вызвал к Себе враждебное отношение со стороны иудейских старейшин, особенно фарисеев.

После этого события Иисус Христос много ходил из одного места в другое и проповедовал Свое Учение по всей земле Израильской. Во время Своей проповеднической деятельности Иисус Христос совершил много чудес. Так, Он исцелил сына капернаумского царедворца, исцелил бесноватого в капернаумской синагоге, исцелил прокаженного, исцелил расслабленного в Капернауме, исцелил сухорукого, исцелил слугу капернаумского сотника и совершил исцеление многих больных. Иисус Христос совершил воскрешение дочери Иаира, исцелил двух слепцов, исцелил бесноватого и вылечил многих других людей. Наряду с этим Иисус Христос укротил бурю, когда плыл с учениками через Генисаретское озеро. Насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами и совершил много других великих чудес.

Помимо этого Иисус Христос произнес много проповедей перед народом. Например, проповеди в Назаретской синагоге, проповеди в окрестных горах и селениях, Нагорную проповедь и другие. Помимо проповедей Иисус Христос рассказал много притч. Например, о Царстве Божием, о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о десяти девах, о милосердном самарянине, о пропавшей овце и многие другие. Целью Иисуса Христа было вернуть людей к праведному образу жизни и создать Царство Божие среди людей. Поэтому Он учил их постоянно об этом заботиться и просить. Но Он не хотел это Царство насаждать искусственными, принудительными средствами. Поэтому Он уклонялся от всякого вмешательства в политическую жизнь страны, но призывал людей к исправлению своих сердец – к духовному возрождению.

После третьего года проповеднической деятельности Иисуса Христа один из Его учеников, Иуда Искариот за 30 серебряников предал своего Учителя иудейским начальникам.

После суда синедриона Иисус Христос был распят. Умер и погребен в Иерусалиме. В третий день после смерти Иисус Христос чудесным образом воскрес. А в сороковой день вознесся на небо. После Себя Он оставил на земле своих преданных учеников, которые продолжили распространять Его учение по всему миру.

6) Церковь Христова

День, когда в Иерусалиме на апостолов сошел Святой Дух, – это день рожде­ния Церкви Христовой на земле. Апостол Петр расска­зал народу, сбежавшемуся на шум как от несущегося сильного ветра, об Иисусе Христе, о том, как Он был распят, воскрес из мертвых и вознесся на небо, а также о том, что Он и есть тот Спаситель, Которого уже долго ждал еврейский народ. Слушавшие Петра были потрясе­ны до глубины души и стали спрашивать апостолов:

— Что нам делать?

Петр сказал им:

— Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа.

Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались в Иерусалиме и начали жить в любви и единомыслии, слушая апостолов и собираясь на мо­литву. Они часто причащались, как научил Своих уче­ников Иисус Христос на Тайной Вечере. У них все бы­ло общее: они продавали свое имущество, а выручен­ные средства делили так, что среди них не было ни бедных, ни богатых. Все их любили, потому что они были радостные и простые люди, и многие присоеди­нялись к ним. Это была первая на земле Церковь, то есть собрание верящих в Господа Иисуса Христа и кре­стившихся во имя Его (Деян 2:1-47).

Проверочные вопросы:

  1. В чем заключалась «полнота времен» накануне Рождества Христова?
  2. Каким было политическое положение Иудеи в это время?
  3. Чем устройство Римской империи способствовало христианской проповеди?
  4. Какие религиозные взгляды превозобладали в Римской империи того времени?
  5. Как еврейскому народу удалось в языческом мире сохранить свою веру в единого Бога?
  6. Почему иудейская религия стала интересовать другие народы?
  7. Кратко перечислите основные этапы жизни Иисуса Христа.
  8. Какое событие считается Днем рождения христианской Церкви и почему?