начального богословского образования
6. Служба часов
Цель занятия:
понять историю происхождения и основную тему богослужения Первого, Третьего, Шестого и Девятого часа
Задачи:
- познакомиться с историей возникновения службы часов
- ознакомиться со схемой чинопоследования часов
- уметь объяснить богослужебную тему каждого часа
Использованная литература:
- Зайцев А. Время Церкви: Часы. [Электронный ресурс] – URL: http://foma.ru/vremya-tserkvi-chasyi.html (дата обращения 11.09.2017).
- Часы. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/chasy (дата обращения 11.09.2017).
Дополнительная литература:
- Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 2. Глава V «Последование часов».
- Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Главы 262, 263.
Ключевые понятия:
- Часы
Словарь урока:
- Первый час
- Третий час
- Шестой час
- Девятый час
- Великопостные часы
- Царские часы
- Пасхальные часы
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Когда появились службы часов?
- Почему существуют именно Первый, Третий, Шестой и Девятый часы?
- Какова основная богослужебная тема каждого часа?
- Как кратко охарактеризовать структуру чинопоследования часов?
- Кто обычно участвует в совершении службы часов?
- Чем занят священник во время служб Третьего и Шестого часа?
- Что такое Царские часы?
- Чем отличаются Пасхальные часы?
Ход урока:
Раздача детям схемы чинопоследования часов.
Рассказ учителя по новой теме с фрагментарным просмотром видеоматериалов и анализ схемы чинопоследования.
Рассматривание инфографики о службе часов (часть 1, часть 2, часть 3).
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Чтение первого, третьего, шестого и девятого часов в храме иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» на территории Военного госпиталя в п. Каменка Выборгского р-на Ленинградской обл. (аудио): https://azbyka.ru/audio/chasy.html
- Телефильм «Бодрствуйте и молитесь» (начиная с 2 ч 25 мин):
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Третий и шестой час».
1) Часы
Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, с памятью того или иного святого или иным праздником. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.
Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:
«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).
Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).
Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.
2) Структура часов
Структура часов типична для всех четырех часов. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).
Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о том, какие события на этом часе вспоминаются.
3) Первый час
Первый час посвящен мыслям и чувствам верующих при наступлении утра. Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.
4) Третий час
Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.
Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связаны с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествием Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа – естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Святого Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час.
Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.
5) Шестой час
Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27:45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.
В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).
6) Девятый час
Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.
По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.
Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.
7) Великопостные часы
Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм, великопостные тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».
8) Царские часы
Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.
Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».
9) Пасхальные часы
Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.
Проверочные вопросы:
- Когда появились службы часов?
- Почему существуют именно Первый, Третий, Шестой и Девятый часы?
- Какова основная богослужебная тема каждого часа?
- Как кратко охарактеризовать структуру чинопоследования часов?
- Кто обычно участвует в совершении службы часов?
- Чем занят священник во время служб Третьего и Шестого часа?
- Что такое Царские часы?
- Чем отличаются Пасхальные часы?