5. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня

Цель занятия:

получить общее представление о структуре Всенощного бдения и смысле некоторых моментов службы

Задачи:

  • познакомиться с общей структурой Всенощного бдения
  • уметь объяснить основной духовный смысл Всенощного бдения
  • познакомиться с отдельными важными моментами Всенощного бдения, смыслом произносимых молитв и символическим значением действий священства
  • научиться узнавать эти важные моменты в ходе службы

Использованная литература:

  1. Красовицкая М. Литургика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999. Глава 5. «Богослужебные книги», глава 6. «Богослужебные тексты».
  2. Потапов В., прот. Смысл и структура Всенощного Бдения. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie#potapov (дата обращения 10.09.2017).
  3. Асмус М., диак. Трудные места Всенощного бдения. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/trudnye-mesta-vsenoshhnogo-bdeniya (дата обращения 10.09.2017).
  4. Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010. Главы 273 – 315.

Дополнительная литература:

  1. Всенощное бдение. Схема с приложением фотографий и аудиофрагментов. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/library/vsenoshhnoe-bdenie.shtml (дата обращения 07.09.2017).
  2. Пархоменко К., свящ. Фоторассказ о Всенощном бдении. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/vsenoshhnoe-bdenie/ (дата обращения 10.09.2017).
  3. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 2. Глава I. «Последование вечерни», глава IV «Последование утрени».
  4. Колчуринский Н. Беседы о богослужении Православной Церкви. Вечерня. [Электронный ресурс] – URL:  http://slovotech.narod.ru/vech2.pdf (дата обращения 04.09.2017). Глава 2. «Последование вечерни».
  5. Колчуринский Н. Беседы о богослужении Православной Церкви. Утреня. [Электронный ресурс] - URL:  http://slovotech.narod.ru/utren2.pdf (дата обращения 04.09.2017).

Ключевые понятия:

  • Утреня
  • Вечерня
  • Всенощное бдение

Словарь урока:

  • Предначинательный псалом
  • Лития
  • Шестопсалмие
  • Полиелей
  • Малый вход
  • Благословение хлебов
  • Канон
  • Кафизма

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие богослужения входят в состав Всенощного бдения?
  2. Почему Всенощное бдение служится именно субботним вечером?
  3. Почему Всенощное бдение носит такое название?
  4. Какая ветхозаветная книга чаще всего звучит за Всенощной?
  5. Каков основной духовный смысл Всенощного бдения?
  6. Какой символический смысл заложен в каждении храма?
  7. Почему в субботу вечером на Всенощной читают именно 1-й псалом?
  8. Что означает слово «Аллилуйя»?
  9. Что символизирует собою малый вход?
  10. Почему лития по Уставу должна совершаться в притворе храма?
  11. Что символизируют погашенные на время Шестопсалмия светильники?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентаций о вечерне и утрене в составе Всенощного бдения.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Раздача детям схемы чинопоследований вечерни и утрени в составе Всенощного бдения.

Рассказ учителя по новой теме, дополняемый фрагментами видеоматериалов и анализ схем чинопоследований.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Видеоматериалы:

1. Всенощное бдение с разъяснением:

2. Телефильм «Бодрствуйте и молитесь»:

3. Телепроект «Закон Божий». Часть 80 «Всенощное бдение. Вечерня»:

4. Телепроект «Закон Божий». Часть 81 «Всенощное бдение. Утреня»:

5. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Из чего состоит вечерня».

1) Вечернее богослужение накануне воскресного дня

2) Структура Всенощного бдения

3) Духовный смысл Всенощного бдения

4) «Востаните»

5) Предначинательный псалом

6) Каждение храма

7) «Блажен муж»

8) «Аллилуйя»

9) «Вечерний вход» («Малый вход»)

10) «Мир всем»

11) Лития

12) Молитва «Ныне отпущаещи»

13) Шестопсалмие

14) Полиелей

15) Благословение хлебов

16) Чтение Евангелия

17) Канон

1) Вечернее богослужение накануне воскресного дня

Для того, чтобы изучить порядок совершения таких крупных богослужений суточного круга, как вечерня и утреня, и усвоить их духовный смысл понадобится огромное количество времени. В нашем занятии мы сможем дать лишь кратко основные сведения о них. При этом не будем останавливаться на богослужении будних дней и двунадесятых праздников, которые существенно отличаются. Поговорим о богослужении воскресного дня, в котором субботним вечером мы участвуем чаще всего, и которое называется Всенощным бдением или, коротко, Всенощной.

Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По словам Священного Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша (1 Кор. 15:14). И воскресная служба, конечно же, имеет в богослужении совершенно исключительное положение. Пасха – это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, даже не двунадесятый, поскольку он неизмеримо больше любого двунадесятого праздника. А воскресная служба является началом и вершиной седмичного богослужения; неделя – это первый день седмицы. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается. Вспомним названия воскресного дня: «воскресенье» не требует объяснения, «неделя» же говорит о том, что в этот день не надо делать мирских дел; это день, посвященный Богу. Вспомним заповедь о дне, посвященном Богу – это одна из десяти заповедей. В Ветхом Завете это день субботный, для новозаветных людей это день воскресный. Замечательны первохристианские названия этого дня: «день солнца», «день осьмый» (то есть, по-русски, восьмой). Второе название особенно удивительно, ведь в седмице всего семь дней; но, этот день не принадлежит седмице тварного, временного мира. Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии.

2) Структура Всенощного бдения

Всенощное Бдение, как говорит само название – это богослужение, которое в принципе продолжается всю ночь. Правда в наше время такие продолжающиеся всю ночь службы бывают редко, в основном только в некоторых монастырях, как например, на Афоне. В приходских же храмах Всенощное бдение совершается обычно в сокращенном виде.

Всенощное бдение переносит верующих к давно прошедшим временам ночных богослужений первохристиан. У первых христиан вечерняя трапеза, молитва и поминовение мучеников и усопших, а также Литургия составляли одно целое – следы чего и сейчас сохранились в различных вечерних службах Православной Церкви. Собственно, Всенощное бдение состоит из трех богослужений: Великой Вечерни, Утрени и Первого Часа. В некоторых случаях первой частью Всенощного бдения является не Великая Вечерня, а Великое Повечерие. Утреня есть центральная и самая существенная часть Всенощного бдения.

3) Духовный смысл Всенощного бдения

В богослужении Всенощного бдения Церковь сообщает молящимся ощущение красоты заходящего солнца и обращает их мысль к духовному свету Христову. Церковь также направляет верующих на молитвенное размышление о наступающем дне и о вечном свете Царства Небесного. Всенощное бдение есть как бы богослужебная грань между прошедшим днем и наступающим.

Святитель Василий Великий так описал те стремления, которыми руководствовались древние составители вечерних песнопений и молитв: «Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Участвуя во Всенощном бдении, верующие как бы молитвенно прощаются с прошедшим и приветствуют наступающее. Вместе с тем, всенощная является также приготовлением к Божественной Литургии, к Таинству Евхаристии.

Далее мы рассмотрим подробнее лишь отдельные места Всенощного бдения.

4) «Востаните»

«Встаньте!» – с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений – отличительная черта русских храмов.

5) Предначинательный псалом

После начального возгласа священника хор поет 103-й, «Предначинательный псалом», начинающийся словами: «Благослови, душе моя, Господа» и заканчивающийся словами: «Вся премудростию сотворил еси!». Псалом этот является гимном о сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Основное чувство, которым пронизан этот псалом – восхищение человека, созерцающего красоту и стройность сотворенного Богом мира. Неустроенную землю Бог «устроил» в шесть дней творения – все стало прекрасным («добро зело»). В 103-м псалме содержится также мысль, что даже самое незаметное и малое в природе таит не меньше чудес, чем грандиозное. Полное, уставное пение этого псалма необыкновенно трудно и длится как минимум минут 30 (а на Афоне предначинательный псалом поют чуть ли не полтора часа), поэтому в наших приходских храмах оно сокращается.

6) Каждение храма

Во время пения 103-го псалма совершается каждение всего храма при открытых царских вратах. Это действие введено Церковью для того, чтобы напомнить верующим о витающем над Божиим творением Святом Духе. Открытые царские врата символизируют в этот момент рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, подобно тому, как совершенный Адамом первородный грех закрыл для человека двери рая и отдалил его от Бога.

Во всех этих действиях и песнопениях начала Всенощного Бдения, выявляется космическое значение православного храма, который представляет собой реальный образ мироздания. Алтарь с престолом символизирует рай и небо, где царствует Господь; священнослужители символизируют ангелов, служащих Богу, а средняя часть храма символизирует землю с человечеством. И подобно тому, как рай был возвращен людям искупительной жертвой Иисуса Христа, так сходят из алтаря к молящимся священнослужители в блестящих ризах, напоминающих тот Божественный свет, которым на горе Фаворе просияли одежды Христа.

Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих. Когда совершающий каждение диакон или священник кадит в сторону молящегося, тот в ответ наклоняет голову в знак того, что принимает каждение в его сторону как напоминание, что молитва верующего должна также легко возноситься к небу, как кадильный дым. Каждение в направлении молящихся также раскрывает ту глубокую истину, что Церковь видит в каждом человека образ и подобие Божие, живую икону Божию, обрученность Христу, полученную в таинстве Крещения.

7) «Блажен муж»

Как Адам у врат рая в раскаянии обратился с молитвой к Богу, так и диакон у закрытых царских врат начинает моление – Великую ектенью «Миром Господу помолимся…»

Но Адам только что слышал обещание Божие – «семя жены сотрет главу змия», придет на землю Спаситель, – и у Адама горит в душе надежда на спасение.

Эта надежда слышится в следующем песнопении Всенощного Бдения. Как бы в ответ на Великую ектенью звучит снова библейский псалом. Этот псалом – «Блажен муж» – первый встречающийся в книге псалмов, Псалтири, является как бы указанием и предостережением верующих от ошибочных, грешных путей жизни.

В современной богослужебной практике исполняется лишь несколько стихов этого псалма, которые торжественно поются с припевом «Аллилуйя». В монастырях в это время не только поется первый псалом «Блажен муж», но и полностью прочитывается вся первая кафизма Псалтири.

Мы знаем, что за одну седмицу Псалтирь должна быть прочитана целиком один раз. Кафизмы распределены по службам и по дням седмицы. Седмица начинается в неделю, неделя начинается в субботу вечером, поэтому в субботу на великую вечерню, естественно, приходится 1-я кафизма, начинающаяся словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Эта кафизма содержит значительное количество мессианских псалмов, т. е. тех псалмов, которые могут быть отнесены к пророчествам или как-то связаны с Господом нашим Иисусом Христом и делом спасения рода человеческого, которое Он совершил на земле, поэтому ошибочно думать, что это формальность – назначение 1-й кафизмы для воскресного дня.

8) «Аллилуйя»

То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуйя». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел – хвалить», «Йя – Бог». Это призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы – это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуйя» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуйя, Аллилуйя, Алилуйя: слава Тебе, Боже!» (трижды). 

9) «Вечерний вход» («Малый вход»)

Под словом «вход» понимается торжественное шествие, которое совершается из северных дверей, близ солеи к амвону, и от него Царскими вратами к престолу, на который переносится или кадило, или книга Евангелия, или самые Святые Дары с приличным такой святыне торжеством.

Во время вечерни иерей совершает вход так: он с непокрытой головой исходит из алтаря с кадилом и фимиамом, преклоняется среди храма и молится, потом встаёт, делает знамение креста рукой и кадилом с фимиамом, и опять возвращается в алтарь. Что выражает он этим? То, что Единородный Сын Божий, сойдя к нам с Небесных кругов, снова восшёл и нас возвёл на Небо.

Исход и нисшествие иерея знаменуют (символически изображают) сошествие Христа и уничижение Его; священническая одежда – воплощение; стояние посредине с преклоненной главой – то, что Спаситель был распят за нас посреди земли, и умер, и нисшел во ад. Потому-то священник и молится молча и преклоняясь, что Христос, предав Себя Отцу, сошёл во ад и вывел нас оттуда; для того-то и несёт фимиам, что этим изображаются поистине благоухающая душа и жизнь Спасителя. И держит Евангелие, как бы Самого Господа. Потому с ним и преклоняется, что Господь нисшел, потому и восстает, что Христос воскрес и нас совоздвиг.

А обратное восхождение и шествие в алтарь означает, что Христос взят был от земли и с воспринятой Им плотью восшёл туда, где был, и принеся Себя в жертву за нас, вознёс и освятил нас.

В начале вечернего входа открываются Царские двери, и этим показывается, что рай преступлением Адамовым долго был затворен, и ныне чрез пришествие Христово не только рай отверзся, но и небо.

Итак, весь вход знаменует бывшее в конце веков сошествие Бога. И об этом необходимо помнить, ибо благодаря тому мы и спасены, что сошёл к нам Бог. Потому-то и совершается вечерний вход преимущественно по субботам, знаменуя сошествие во ад и Воскресение.

10) «Мир всем»

Приветствие «Мир всем» часто звучит в богослужении, в том числе  и во время Всенощного Бдения.

Слово «мир» было формой приветствия у древних народов. Израильтяне до сих пор приветствуют друг друга словом «шалом». Это приветствие употреблялось и во дни земной жизни Спасителя. Древнееврейское слово «шалом» многогранно по своему смыслу, и новозаветным переводчикам его пришлось испытать немало затруднений, пока они не остановились на греческом слове «ирини». Помимо своего прямого смысла, слово «шалом» содержит в себе ряд ньюансов, например: «быть полноценным, здоровым, неповрежденным». Основное его значение динамично. Оно значит «жить хорошо» – в благополучии, достатке, здоровье и так далее. Все это понималось как в материальном, так и в духовном смысле, в порядке личном и общественном. В переносном смысле слово «шалом» означало добрые отношения между разными людьми, семьями и народами, между мужем и женой, между человеком и Богом. Поэтому антонимом, противоположением этого слова не обязательно была «война», но скорее все, что могло нарушить или уничтожить индивидуальное благополучие или добрые общественные отношения. В этом широком смысле слово «мир», «шалом» обозначало особый дар, который Бог даровал Израилю ради Своего с Ним Завета, т.е. договора, потому что совсем особым образом это слово выражалось в священническом благословении.

Именно в этом смысле это слово-приветствие употреблялось Спасителем. Им Он приветствовал апостолов, как об этом повествуется в Евангелии от Иоанна: «в первый день недели (по воскресении Христа из мертвых) … пришел Иисус, и стал посреди (учеников Своих) и говорил им: «мир вам!» И затем: «Иисус сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» И это не просто формальное приветствие, как часто случается в нашем человеческом обиходе: Христос совершенно реально облекает Своих учеников в мир, зная, что предстоит им пройти сквозь бездну вражды, преследований и через мученическую смерть.

Вот почему за богослужениями епископы и священники так часто и многократно благославляют народ Божий крестным знамением и словами: «мир всем!»

11) Лития

По уставу лития совершается в притворе. Вот как говорит об этом святой Симеон Солунский: «Итак, в притворе мы совершаем литию потому, что Спаситель сошёл долу, до пределов нашего ничтожества, и совершаем её для того, чтобы в этом же месте и умилостивить Его. Здесь мы молимся, стоя пред вратами Небесными (ибо недостойны смотреть прямо на высоту Неба, если, возвратившись, не будем взывать: «согрешихом»), до тех пор пока Сам Он, исшедши к нам и встретив нас, благоутробно не призовёт к Себе».

Во время литии диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» и четыре других кратких молитв-прошений. Эти молитвы содержат мольбу о спасении людей, о церковной и гражданской власти, о душах христиан, о городах, о данной стране и живущих в ней верующих, об усопших, просьбу об избавлении от нашествия врагов, междоусобной брани. Эти пять прошений, читаемые диаконом, кончаются многократным пением «Господи, помилуй».

Лития совершается в обстановке усиленного смирения верующих и сопровождается перечислением имен целого ряда святых. Этим как бы подчеркивается один из основным догматов православия – почитание святых и молитвенное общение с ними.

Один из отличительных признаков литии – это многократное пение «Господи, помилуй».

Задача многократности пения и чтения «Господи, помилуй» – пропитать сердце, ум и душу молящегося. Целью повторения является сосредотачивание нашего внимания на молитвенной теме, которую Церковь считает особенно важной для духовного роста человека. Многократность, как лейтмотив в музыке, уходит с нами из храма в повседневную жизнь.

«Господи, помилуй». Два слова. Но сколько в них глубины! Прежде всего, именуя Бога Господом, мы утверждаем Его владычество над миром, над людьми, – главное – над собой, над тем, кто произносит это слово. «Господь» значит господин, владыка, потому мы и называемся «рабами» Божьими. В этом названии нет ничего обидного. Рабство само по себе явление отрицательное, так как оно лишает человека его первозданного дара – дара свободы. Так как этот дар дан человеку Богом, и только в Боге человек может обрести полноту свободы, то рабство Богу и есть это обретение своей совершенной свободы в Боге.

Совершив литию, иерей, предшествуемый светильниками, которые прежде были носимы перед ним, идёт чрез царские врата и как бы входит на Небо. Делается это во образ Божественного света, и святых, и предводительствующего Отца. За предстоятелем, ведомые им, следуют прочие священники, шествуя как бы за Иисусом Христом.

12) Молитва «Ныне отпущаещи»

В конце вечерни звучит молитва «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…» – то есть славословие, произнесенное святым Симеоном Богоприимцем, когда он в Иерусалимском храме принял на свои руки Богомладенца Христа в сороковой день после Его Рождества. В этой молитве Ветхозаветный старец благодарит Бога за то, что он сподобил его перед смертью увидеть Спасение (Христа), которое дано Богом во славу Израиля и для просвещения язычников и всего мира.

Вечерня начинается воспоминанием о сотворении мира, – первой страницей ветхозаветной истории и кончается молитвой «Ныне отпущаещи», символизирующей конец ветхозаветной истории. Священник заканчивает вечерню, преподавая с амвона молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков».

13) Шестопсалмие

Утреня в составе Всенощного бдения сразу начинается чтением «Шестопсалмия», то есть шестью избранными псалмами, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемыми в этом порядке и соединенными в одно литургическое целое. Чтение Шестопсалмия предваряется двумя библейскими текстами: вифлеемским ангельским славословием – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», которое читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Первый из этих текстов – ангельское славословие, кратко, но ярко отмечает три основных и связанных между собой устремления жизни христианина: ввысь к Богу, выражаемое в словах «Слава в вышних Богу», вширь к ближним в словах «и на земле мир» и вглубь своего сердца – устремление, выраженное в словах славословия «в человецех благоволение». Все эти устремления ввысь-вширь-вглубь создают в общем символ креста, являющийся, таким образом, символом идеала христианской жизни, дающим мир с Богом, мир с людьми и мир в душе.

По уставу, во время чтения Шестопсалмия, свечи в храме погашаются. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности. Шестопсалмие содержит целую гамму переживаний, освещающую новозаветную христианскую жизнь – не только ее общее радостное настроение, но и скорбный путь к этой радости.

14) Полиелей

«Хвалите имя Господне. Аллилуйя». Этими словами начинается самый торжественный момент воскресной всенощной – «полиелей», – посвященный воспоминанию Воскресения Христова. Слово «полиелей» происходит от двух греческих слов, которые переводятся, как «многомилостивое пение»: полиелей заключается в пении «Хвалите имя Господне» с возвращающимся в конце каждого стиха псалмов припевом «яко в век милость Его», где Господь прославляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм и священнослужители появляются из алтаря, совершая каждение всего храма. В этих священнодействиях молящиеся реально видят, например, в открытии царских врат, как Христос восстал из гроба и вновь появился среди Своих учеников – событие изображенное в исхождении духовенства из алтаря на середину храма. В это время продолжается пение псалма «Хвалите имя Господне», с припевом ангельского возгласа «Аллилуйя» как бы от имени ангелов, призывающих молящихся славить воскресшего Господа.

15) Благословение хлебов

Хлебы здесь изображают те таинственные пять хлебов, которые Христос умножил и которыми насытил пять тысяч народа. В молитве священник просит Бога, дабы Он благословил «хлебы сии, пшеницу, вино и елей», как предметы, необходимые для поддержания нашей жизни. Так как в начале службы церковной, в предначинательном псалме, мы благодарили Бога за то, что Он «извел хлеб из земли, вино, которое веселит сердце человека, и елей, который лице его умастит», то, чтобы такому началу соответствовал и конец, мы, воздавая благодарение Богу за таковые дары, предлагаем те же самые предметы на благословение и просим умножить их. Такое благословение хлебов бывает только на всенощных бдениях.

16) Чтение Евангелия

Кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов – проповедников воскресения Христова.

Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они попеременно читаются на субботних всенощных одно за другим, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам.

После чтения воскресного Евангелия, священник выносит Священную Книгу для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как ангел, Христа, Которого проповедовал. Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены мироносицы, и все поют «Воскресение Христово видевше».

С момента полиелея все возрастает торжество и радость нашего общения с Христом. Эта часть Всенощной внушает молящимся, что в лице Иисуса Христа небо сходит на землю. Церковь также внушает своим чадам что, слушая песнопения полиелея, надо все время иметь в виду грядущий день и с ним Трапезу вечности – Божественную Литургию.

Царствие Небесное нужно встречать духом сокрушения и покаяния. Вот почему сразу после радостного песнопения «Воскресение Христово видевше» читается покаянный 50-й псалом, начинающийся словами «Помилуй мя, Боже».

17) Канон

После 50-го псалма священник помазует христиан освященным елеем. В это время начинается чтение канона. Каждый канон имеет какой-нибудь один предмет прославления: Пресвятую Троицу, евангельское или церковное событие, моление Богородице, ублажение святого или святых данного дня. В канонах воскресных прославляется воскресение Христово и грядущее за ним освящение мира, победа над грехом и смертью. В праздничных канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира. В этих канонах Церковь, как бы торжествует, созерцая отблески этого преображения, победы Христа над грехом и смертью.

Проверочные вопросы:

  1. Какие богослужения входят в состав Всенощного бдения?
  2. Почему Всенощное бдение служится именно субботним вечером?
  3. Почему Всенощное бдение носит такое название?
  4. Какая ветхозаветная книга чаще всего звучит за Всенощной?
  5. Каков основной духовный смысл Всенощного бдения?
  6. Какой символический смысл заложен в каждении храма?
  7. Почему в субботу вечером на Всенощной читают именно 1-й псалом?
  8. Что означает слово «Аллилуйя»?
  9. Что символизирует собою малый вход?
  10. Почему лития по Уставу должна совершаться в притворе храма?
  11. Что символизируют погашенные на время Шестопсалмия светильники?