начального богословского образования
3. Суточный и недельный круг богослужения
Цель занятия:
закрепить знания о суточном и недельном богослужебных кругах
Задачи:
- изучить состав богослужений суточного круга
- познакомиться с литургическими темами каждого дня недели
Использованная литература:
- Красовицкая М. Литургика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999. Глава 5. «Богослужебные книги», глава 6. «Богослужебные тексты».
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Богослужебное время».
- Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010.
Дополнительная литература:
- Колчуринский Н. Беседы о богослужении Православной Церкви. Вечерня. [Электронный ресурс] – URL: http://slovotech.narod.ru/vech2.pdf (дата обращения 04.09.2017). Глава 1. «О молитве и богослужении».
- Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 1. Глава XIII. «О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных».
Ключевые понятия:
- Суточный круг богослужений
- Недельный (седмичный) круг богослужений
Словарь урока:
- Вечерня
- Повечерие
- Полунощница
- Утреня
- Первый час
- Третий час
- Шестой час
- Девятый час
- Всенощное бдение
- Литургия
Содержание занятия (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- В какое время суток по традиции начинается новый богослужебный день?
- В какой богослужебной книге содержатся службы суточного богослужебного круга?
- Какой день недели считается первым днем седмичного богослужебного круга?
- Какой день недели посвящен воспоминанию Крестной смерти Спасителя?
- Какие дни особого почитания Пресвятой Богородицы?
- Почему Литургия не входит в суточный богослужебный круг?
- Какие службы объединяются во Всенощном бдении?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.
Закрепление темы с помощью решения кроссворда.
Ход урока. Вариант 2:
Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).
Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Буква в духе». «Суточный богослужебный круг»:
- Телепроект «Буква в духе». «Седмичный богослужебный круг»:
- Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 6 «Богослужение»:
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Богослужебные круги»:
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Суточный круг».
- Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Что такое Божественная Литургия».
2) Литургия – богослужение вне времени
4) Седмичный круг богослужений
1) Богослужебное время
Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения; по-другому его можно называть суточным. Второй круг – седмичный (ил, по-русски, недельный круг). Третий круг – годовой.
Наше богослужение не есть просто законническое, строго регламентируемое распределение служб по времени суток. Это распределение с древнейших времен осмыслялось и наполнялось очень высоким богословским смыслом. В этом осмыслении было не только объяснение причины, почему назначено, например, в этот час молиться, и молиться соборно, всем вместе, — оно содержит в себе и некую помощь в молитве. Вот что писал о богослужебном времени святитель Симеон Солунский: «Итак, молитве надлежало бы быть немолчной и непрестанной, как у Ангелов, так как того только Бог и требует от нас, чтобы мы памятовали о Нем и пребывали с Ним, Его единого искали, любили и созерцали, дабы таким образом и блага Его получали от Него прямо и непосредственно. Но поскольку, по причине нашей телесности и необходимых требований плоти, это для нас невозможно, этот дар Божий сообщается изредка и только некоторым – равноангельным людям, постольку Церковь, по необходимости, установила для молитвы определенные и безусловно обязательные часы, в которые молиться каждый верующий уже обязан».
Службы, входящие в состав суточного круга в порядке их следования: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы.
2) Литургия – богослужение вне времени
Мы не упомянули литургию, но так просто поставить ее в ряд мы не сможем. Центром богослужения является таинство Евхаристии. С Евхаристией связаны два таинства вхождения в Церковь: Крещение и Миропомазание, которые делают возможным участие в евхаристической жизни. Богослужение времени, образованное суточным кругом служб тоже связано с Евхаристией. Таинство Евхаристии нельзя включить в этот круг, потому что природа его иная, не связанная по сути своей с «временами и сроками» – суть таинства Евхаристии не временная, а вечная. Поэтому таинство Евхаристии, которое совершается на литургии, не есть одна из служб суточного круга, и нельзя сказать, что она входит в этот круг. Отец Александр Шмеман говорит о том, что таинство Евхаристии неким образом «сопрягается» с богослужением времени, привходит в него, вечно является нам во времени. Литургия выше прочих славословий и есть как бы дело Божие, которое никто другой кроме священника совершать не может. Все остальные службы могут быть иногда совершаемы без иерея людьми мирскими, и могут совершаться вне храма, в домах. Но священная Литургия совершается только в храме, и никем другим, а только священником, получившим на это рукоположение и власть.
3) Суточный круг богослужений
Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью.
Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня – новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни.
Иногда дети на вопрос «Почему богослужебный день начинается с вечера?» отвечают: «Ну, как же – от тьмы к свету». В этой нехитрой фразе отражена очень глубокая мысль, которую специалисты называют «восходящей динамикой богослужения». Обычный день заканчивается вечером с его неизбежной усталостью, а богослужебный день устремлен к свету, это ожидание восхода солнца, которое в церковном сознании связывается с приходом Спасителя, «Солнца правды», это ожидание величайшего таинства – Евхаристии.
Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде.
Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:30-46). Ее основная тема –Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании Второго Пришествия Христова.
При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф.27:1-2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день.
Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1-15).
На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть.
В начале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок, когда вечером служится девятый час, вечерня, утреня и первый час, а утром – третий и шестой часы, затем Литургия.
Повечерие и полунощница сейчас совершаются, в основном, только в монастырях или на монастырских подворьях. Повечерие в его наиболее торжественном варианте (великое повечерие) служится в приходских храмах Великим постом. В первые четыре дня Великого поста именно на этой службе, в ее начале, читается великий канон прп. Андрея Критского.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется Всенощным бдением. Бдение значит: бодрствование, а название всенощное указывает на то, что в раньше такое богослужение продолжалось всю ночь.
Итак, в наших храмах ежедневно служатся одни и те же службы. Но если мы внимательно вслушаемся в то, что поется и читается на них, мы без труда заметим, что служба одного дня отличается от такой же службы другого дня. В чем тут дело? Почему службы с одной стороны, одни и те же, с другой – всегда немного разные?
4) Седмичный круг богослужений
Дело в том, что каждый день седмицы и каждый день церковного года имеют свои особые священные воспоминания. И именно эти священные воспоминания делают службу каждого дня уникальной.
Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Материал этот различен и разнообразен, он имеет несколько тем, связанных с днями седмицы; здесь мы должны поговорить о том, как устроена и как составлена богослужебная седмица.
Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя. Среди дней седмицы этот день выделился с древнейших времен и у первых христиан назывался День Господень, День Солнца; это был день преимущественный для совершения Евхаристии, литургическая тема этого дня ясна: Воскресение Христово. Литургическая тема понедельника – воспоминание бесплотных Сил Небесных, вторника – прославление памяти Пророка и Крестителя Спасова Иоанна, среда и пятница – общая литургическая тема: Крест, Распятие Господне. Надо сказать, что среда и пятница тоже являются подъемами в течение богослужебной седмицы. Литургическая тема четверга – это память святых апостолов и святителя Николая. Суббота имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение усопших. Надо сказать, что суббота тоже достаточно рано выделилась среди прочих дней седмицы, это день особенный. Пресвятая Богородица прославляется во все дни седмицы и на всех службах, но дни особого Ее почитания – те, что имеют Господскую тему: неделя, среда и пятница.
Чередующиеся между собою молитвословия дневного, седмичного и годового кругов носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся же молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.
Проверочные вопросы:
- В какое время суток по традиции начинается новый богослужебный день?
- В какой богослужебной книге содержатся службы суточного богослужебного круга?
- Какой день недели считается первым днем седмичного богослужебного круга?
- Какой день недели посвящен воспоминанию Крестной смерти Спасителя?
- Какие дни особого почитания Пресвятой Богородицы?
- Почему Литургия не входит в суточный богослужебный круг?
- Какие службы объединяются во Всенощном бдении?