начального богословского образования
20. Таинство Священства
Цель занятия:
познакомиться с Таинством Священства
Задачи:
- узнать историю установления Таинства Священства
- понять смысл и назначение Таинства Священства
- познакомиться с основными богослужебными моментами Таинства Священства
Использованная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Раздел 5. Глава «Таинство Священства».
- Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава «Таинство Священства».
Дополнительная литература:
- Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 11, Часть 3. Урок 38.
- Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 6. Глава «Таинство Священства».
Ключевые понятия:
- Священство (Рукоположение)
- Степени священства
Словарь урока:
- Диакон
- Священник (Пресвитер)
- Епископ
- Иерархия
- Пастырь
Содержание занятия: (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- Какие Таинства относятся к числу необязательных для всех христиан?
- В каком Таинстве получают благодать пастыри Церкви?
- Почему это Таинство называется иначе Рукоположением?
- Когда оно совершается?
- Сколько всего степеней священства?
- Кто посвящает в них?
- Чем отличается посвящение в епископа?
- Над кем может быть совершено Таинство Священства?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме.
Просмотр видеоматериалов.
Беседа с детьми.
Закрепление темы с помощью выполнения письменного задания.
Ход урока. Вариант 2:
Повторение прошлой темы и рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.
Дети продолжают работу с таблицей, начатую на вводном уроке о Таинствах. Работают самостоятельно с текстами о Священстве, перенося найденную информацию в таблицу.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Вера святых». Часть 23 «Таинство Священства»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 62 «Таинство Священства»:
2) Установление Таинства Священства
4) Порядок совершения Таинства Священства
5) Качества кандидата в священство
В Таинствах Крещения, Миропомазания, Причащения и Покаяния даруется нам благодать Божия, необходимая для спасения каждого из нас; поэтому эти Таинства нужны всем, и без них нельзя спастись. Но, кроме этих необходимых для всех Таинств, Господь дал своей Церкви еще три особых Таинства, которые необходимы только для некоторых лиц. Это – Таинства Священства, Брака и Елеосвящения.
1) Смысл Таинства Священства
Таинство Священства или Хиротония (по-гречески «рукоположение») необходимо для лиц, посвящающих себя пастырскому служению. В христианской Церкви есть особо избранные лица, обязанные совершать богослужение, учить и наставлять в вере и благочестии. Это – священство, священнослужители. В Таинстве Священства, через рукоположение епископа, дается этим людям благодать для совершения Таинств и служения Церкви Христовой.
2) Установление Таинства Священства
Таинство Священства есть установление Божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Еще во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос избрал и приготовил двенадцать учеников для особого служения в Церкви. Они должны были совершать некоторые священнодействия и распространять истинную веру. По вознесении Иисуса Христа на небо, Он ниспослал на них Духа Святого для выполнения этой великой обязанности. Апостолы же, со своей стороны, по внушению Святого Духа, избрали достойных лиц для пастырского служения и передали им благодать священства через возложение рук. Так возникло в Церкви Христовой Таинство Священства. Апостол Павел в Милите сказал пастырям в Ефесской Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Из этих слов святого апостола видно, что не человек, а Святой Дух поставляет в Церкви пастырей.
3) Степени Священства
В Священстве различают три степени: епископов, священников (или пресвитеров) и диаконов. Диакон служит при Таинствах, помогает священникам и епископам при их совершении; священник совершает все Таинства, кроме самого Таинства Священства, и зависит от епископа; епископ же совершает все Таинства и является ближайшем преемником святых апостолов.
Священники – не только совершители святых Таинств и церковных служб. Они – пастыри, наставники для народа Божиего, имеют благодать и власть учить и проповедовать слово Божие.
4) Порядок совершения Таинства Священства
Таинство Священства совершают только епископы и только в алтаре, у престола, во время литургии. Чин Таинства Священства имеется в трех видах, в зависимости от того, кто рукополагается – диакон, священник или епископ. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов.
Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Святого Духа, и потому посвящение называется иначе Рукоположением. Архиерей покрывает голову рукополагаемого концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека «Божественная благодать... пророчествует (т. е. производит) во диакона (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Далее на него возлагают священные одежды, положенные его сану.
Почти так же происходит посвящение в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине храма вслух произносит исповедание веры и обещание как следует по закону проходить свое служение. Потом он приводится в алтарь и становится на колена пред престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи возлагают на посвящаемого правые руки и держат над его головою открытое Евангелие письменами вниз – это как бы рука Самого Господа, посвящающая и подчиняющая ставленника закону Евангелия.
5) Качества кандидата в священство
Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель. Он «Должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги» (1Тим.3:2). Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание» (1Тим.3:5-7).
Проверочные вопросы:
- Какие Таинства относятся к числу необязательных для всех христиан?
- В каком Таинстве получают благодать пастыри Церкви?
- Почему это Таинство называется иначе Рукоположением?
- Когда оно совершается?
- Сколько всего степеней священства?
- Кто посвящает в них?
- Чем отличается посвящение в епископа?
- Над кем может быть совершено Таинство Священства?