11. Значение Воскресения Христова

Цель занятия:

уяснить значение Воскресения Христова как главного события в спасении человечества

Задачи:

  • познакомиться с евангельскими свидетельствами явления воскресшего Христа
  • понять значение встреч и бесед воскресшего Господа с учениками
  • познакомиться с ветхозаветными пророчествами о Воскресении Христовом
  • понять смысл Воскресения Христова как победы над смертью
  • познакомиться с особенностями пасхального богослужения
  • понять центральное значение праздника Пасхи в богослужебном круге

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 5.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О пятом члене Символа веры».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 5.
  4. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Пятый член Символа веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О пятом члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «И воскресшаго в третий день по Писанием».
  4. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  5. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Воскресение Христово
  • Победа над смертью

Словарь урока:

  • Пасха
  • Явления ученикам
  • Лука и Клеопа
  • Еммаус
  • Пророчества

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

   

Проверочные вопросы:

  1. На какой день воскрес Спаситель?
  2. Почему Иисус Христос не остался во гробе?
  3. Каким было воскресшее тело Спасителя?
  4. Что значат слова «по Писанием»?
  5. Какой ветхозаветный прообраз воскресения Христа вам знаком?
  6. Кому являлся Иисус Христос после Своего воскресения?
  7. О чём Он беседовал, являясь ученикам?
  8. Что Иисус Христос сделал для людей Своей смертью и Воскресением?
  9. Как ещё называют праздник Воскресения Христова?
  10. Какие особенности пасхального богослужения вам известны?
  11. Какой день называется «Малой Пасхой»?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с зачитыванием евангельских отрывков о явлениях воскресшего Спасителя.

Беседа с детьми о значении Воскресения.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Повторение евангельских событий Воскресения Христа с помощью презентации.

Рассказ учителя по новой теме.

Дети пишут развернутый ответ на вопрос «О чём бы я спросил при встрече воскресшего Христа?» Обсуждение написанного и выводы.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 12 «Воскресение Христово»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 14 «Беседа о пятой и шестой частях Символа веры»:

 

1) Воскресение Иисуса Христа

2) Явления воскресшего Христа

3) Исполнение ветхозаветных пророчеств

4) Победа над смертью

5) Сорокадневное пребывание воскресшего Спасителя на земле

6) Праздник Пасхи

7) Особенности пасхального богослужения

5. И воскресшаго в третий день по Писанием

1) Воскресение Иисуса Христа

Мы веруем, что Иисус Христос воскрес на третий день после смерти. Когда человек умирает, то душа его оставляет тело, которое становится безжизненным и предается погребению. То же самое произошло и с умершим на кресте Иисусом Христом. Душа Его оставила тело и отошла к Отцу Небесному, а святейшее тело Его, по снятии со креста, было погребено Иосифом Аримафейским. Апостол Иаков говорит: «Тело без духа мертво» (Иак. 2:26). Значит, когда Иисус Христос воскрес, то Дух Его возвратился в тело, и оно снова стало живым. Дивно и непостижимо событие Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Воскресшее тело Иисуса Христа, не будучи духом, имело свойства духа.

2) Явления воскресшего Христа

В вечер того же дня, когда Иисус Христос воскрес, апостолы собрались в Иерусалиме в доме, двери которого они заперли, по причине страха перед иудеями. Никто, очевидно, не мог войти к ним через такие двери. И, однако, среди них явился Христос. Чудно было это явление Господа. В затворенные пространства могут проникать только духи, но здесь Господь явился в теле Своем и именно в том самом, которое было пригвождено к кресту. И при этом Он показал ученикам Свои руки и ноги, прободенные на кресте.

Являясь таким чудесным образом, воскресший Иисус Христос мог становиться и невидимым. Так, когда Лука и Клеопа, ученики Христа, шли из Иерусалима в Еммаус и беседовали о событиях, случившихся в последние дни в городе, то Сам воскресший Христос, приблизившись, пошел с ними, как бы исполняя слово Свое: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф.18:20). Беседуя с учениками, Иисус Христос подошел с ними к тому селению, куда они шли, и сделал вид, что идет дальше. Но ученики, не узнавая Его, удержали Его, Он вошел с ними в дом. Во время благословления пищи ученики узнали Спасителя, и тогда Он сделался невидимым для них (Лк. 24:13-32).

После своего воскресения Господь неоднократно  являлся своим ученикам, что отражено в Священном Писании:

  1. Марии Магдалине (Ин. 20:11-18; Мар. 16:9)
  2. Другим женщинам (Мф. 28:8-10)
  3. Петру (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5)
  4. Двум ученикам по дороге в Еммаус (Лк. 24:13-35; Мк. 16:12)
  5. Десяти ученикам (Лк. 24:36-43; Ин. 20:19-23)
  6. Позже одиннадцати ученикам  (1 Кор. 15:5; Ин. 20:24-29)
  7. Семи ученикам возле Тивериадского моря (Ин. 21:1-23)
  8. Пятистам последователям (1 Кор. 15:6)
  9. Иакову (1 Кор. 15:6)
  10. Апостолам в момент вознесения (Деян. 1:3-12).

3) Исполнение ветхозаветных пророчеств

О воскресении Иисуса Христа было написано еще в писаниях Ветхом Завета, в Библии, поэтому в символе веры и говориться: воскресшего в третий день «по Писанием». В разных местах Священного Писания можно найти пророчества, предсказания о страданиях, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа. Особенно ярко и ясно об этом говориться в 53-й главе в книге пророка Исайи. Сам Иисус Христос перед народом и учениками тоже неоднократно свидетельствовал, что Его умертвят, но что Он воскреснет. Так, незадолго до Своих страданий Он говорил ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). В другой раз Иисус Христос указал на знамение Ионы пророка, которое должно было повториться на Нем, ибо как Иона был как бы погребен во чреве китовом три дня и три ночи и затем снова живым был выброшен из него, так и Иисусу Христу надлежало пребывать во гробе три дня и три ночи и затем воскреснуть.

4) Победа над смертью

Почему без Воскресения наша вера была бы тщетной и потеряла бы смысл? Потому что Христос приходил на землю, страдал и умер, чтобы воскресить нашу человеческую природу и одержать победу над дьяволом, адом и смертью. А если бы не было воскресения, все это было бы невозможно. Все закончилось бы страстной пятницей, смертью и погребением Христа. Но Христос воскрес, и  теперь мы имеем веру и надежду воскреснуть с Ним.

До воскресения Христова все люди после смерти сходили во ад, в преисподняя земли. По-еврейски это место называлось Шеол.  Даже души ветхозаветных праведников находились там. Христос после Своей смерти также сошел в преисподнюю.  Господь сходит во ад, чтобы проповедовать там и вывести из него души всех с верою ожидавших Его. Господь находился в преисподней до дня Своего Воскресения, как поется в пасхальном песнопении: «Во гробе плотию, во аде же с душой, как Бог». На третий день Христос воскрес и своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении.  Отныне ад не имеет власти над теми, кто являются последователями Христа и живут по Его заповедям.

5) Сорокадневное пребывание воскресшего Спасителя на земле

По своем Воскресении Иисус Христос еще в продолжении сорока дней пребывал на земле, являясь Своим ученикам, беседовал с ними и вкушал пищу. Это укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа  настолько, что они во время гонений, когда их заставляли молчать, свидетельствовали: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20). Свидетельство Апостолов неопровержимо, потому что, воскресший Иисус Христос, Сам уверил их в Своем воскресении, чтобы они могли возвестить всему миру действительность этого славного события. Чудо воскресения подтвердило не только Божество Иисуса Христа, но и святость всего вообще Его учения.

6) Праздник Пасхи

Велик для христиан праздник Рождества Христова, ибо в это время вспоминается величайшее событие в мире, – воплощение Сына Божия нас ради человек и ради нашего спасения. Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертию и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости, приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Мы каждую неделю вспоминаем событие Воскресения Христа, празднуя день воскресный и называя его малой Пасхой.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

7) Особенности пасхального богослужения

Наступает пасхальная полночь. Торжественный благовест возвещает наступление праздника. Сейчас начнется торжественное богослужение, но не в церкви, а перед ее закрытыми дверями, на паперти.

Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, встанут перед дверями и, возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь. В этом хождении утру глубоку вне храма нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и Апостолов в вертоград Иосифов. Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града, начато перед запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан и Он Сам, уже воскресший, явился Апостолам дверем затворенным.

Но поспешим за священнослужителями в церковь. Что это? Все поют, поют и ничего не прочтут? Куда девались чтения? Где шестопсалмие, Псалтирь? Ничего этого не будет в продолжение 7 дней. Одно пение. Почему? Потому что это торжество из торжеств. В воскресении Господа заложен неиссякаемый источник благодати, поэтому и пение непрерывное. Если Церковь земная приближается к Небесной, торжествующей, то наиболее всего в эти дни.

В конце утрени происходит так называемое христосование. «Простим вся воскресением» - поется во время этого обряда, поэтому в это время надо подойти не только к друзьям, но и к врагам и сказать им: «Христос воскрес!» - и, облобызав их, навсегда прекратить вражду.

На литургии Пасхи главная особенность - это чтение Евангелия. Его читает не только диакон, но и все священнослужители и, таким образом, повторяют несколько раз. Почему же? А потому, что повторяемое содержит великие тайны.

Это как будто несколько евангелистов объясняют одно и то же, в знак взаимного согласия. Кроме того, там, где можно, Евангелие читается не на одном, а на разных языках, в память того, что Апостолы, воодушевленные воскресением Господа, приняв дар языков, возвестили Божество воскресшего всему миру, и в предвестие, что Евангелие Царствия будет проповедано всему миру.

После литургии перед Царскими вратами ставится хлеб с изображением Воскресения, называемый артосом. Его освящают и блюдут в церкви целую седмицу, а потом раздают в субботу после литургии. Хлеб этот служит и в воспоминание Пасхи ветхозаветной, которая праздновалась в память исхода евреев из Египта и составляла трапезу, на которой предлагали священный хлеб, и в воспоминание Пасхи христианской и события в Еммаусе, где был узнан Христос в преломлении хлеба, вкушавший пред Апостолами рыбу печену и от пчел сот, дабы уверить их в действительности Своего явления.

Вечерня Пасхи также имеет отличие: на ней читается Евангелие, чего не бывает на обыкновенной вечерне. Евангелие повествует о явлении Господа Апостолам, когда не было Фомы, что и послужило для него поводом к неверию. Читается оно на пасхальной вечерне потому, что само явление Господа было в этот вечер.

Кроме этих отличий, всю пасхальную неделю Царские двери остаются открытыми и во время служения, и после него, так что предстоящие в церкви могут видеть все, что совершается в алтаре и на престоле. Это значит, что смертью Господа разорвана завеса, скрывавшая «святая святых», куда однажды в год входил только архиерей, что Крестом Господа отверст вход в рай и на Небеса и что воскресением Господа раскрыты тайны Будущего Века.

Во весь пасхальный период до Троицына Дня запрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость о воскресении и чтобы предызобразить будущее наше состояние на Небе, где все печали и горе исчезнут.

Проверочные вопросы:

  1. На какой день воскрес Спаситель?
  2. Почему Иисус Христос не остался во гробе?
  3. Каким было воскресшее тело Спасителя?
  4. Что значат слова «по Писанием»?
  5. Какой ветхозаветный прообраз воскресения Христа вам знаком?
  6. Кому являлся Иисус Христос после Своего воскресения?
  7. О чём Он беседовал, являясь ученикам?
  8. Что Иисус Христос сделал для людей Своей смертью и Воскресением?
  9. Как ещё называют праздник Воскресения Христова?
  10. Какие особенности пасхального богослужения вам известны?
  11. Какой день называется «Малой Пасхой»?