начального богословского образования
11. Значение Воскресения Христова
Цель занятия:
уяснить значение Воскресения Христова как главного события в спасении человечества
Задачи:
- познакомиться с евангельскими свидетельствами явления воскресшего Христа
- понять значение встреч и бесед воскресшего Господа с учениками
- познакомиться с ветхозаветными пророчествами о Воскресении Христовом
- понять смысл Воскресения Христова как победы над смертью
- познакомиться с особенностями пасхального богослужения
- понять центральное значение праздника Пасхи в богослужебном круге
Использованная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 5.
- Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О пятом члене Символа веры».
- Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 5.
- Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
Дополнительная литература:
- Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Пятый член Символа веры».
- Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О пятом члене Символа Веры».
- Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «И воскресшаго в третий день по Писанием».
- Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
- Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
Ключевые понятия:
- Воскресение Христово
- Победа над смертью
Словарь урока:
- Пасха
- Явления ученикам
- Лука и Клеопа
- Еммаус
- Пророчества
Содержание занятия: (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- На какой день воскрес Спаситель?
- Почему Иисус Христос не остался во гробе?
- Каким было воскресшее тело Спасителя?
- Что значат слова «по Писанием»?
- Какой ветхозаветный прообраз воскресения Христа вам знаком?
- Кому являлся Иисус Христос после Своего воскресения?
- О чём Он беседовал, являясь ученикам?
- Что Иисус Христос сделал для людей Своей смертью и Воскресением?
- Как ещё называют праздник Воскресения Христова?
- Какие особенности пасхального богослужения вам известны?
- Какой день называется «Малой Пасхой»?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме с зачитыванием евангельских отрывков о явлениях воскресшего Спасителя.
Беседа с детьми о значении Воскресения.
Просмотр видеоматериалов.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Повторение евангельских событий Воскресения Христа с помощью презентации.
Рассказ учителя по новой теме.
Дети пишут развернутый ответ на вопрос «О чём бы я спросил при встрече воскресшего Христа?» Обсуждение написанного и выводы.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Вера святых». Часть 12 «Воскресение Христово»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 14 «Беседа о пятой и шестой частях Символа веры»:
3) Исполнение ветхозаветных пророчеств
5) Сорокадневное пребывание воскресшего Спасителя на земле
7) Особенности пасхального богослужения
5. И воскресшаго в третий день по Писанием
1) Воскресение Иисуса Христа
Мы веруем, что Иисус Христос воскрес на третий день после смерти. Когда человек умирает, то душа его оставляет тело, которое становится безжизненным и предается погребению. То же самое произошло и с умершим на кресте Иисусом Христом. Душа Его оставила тело и отошла к Отцу Небесному, а святейшее тело Его, по снятии со креста, было погребено Иосифом Аримафейским. Апостол Иаков говорит: «Тело без духа мертво» (Иак. 2:26). Значит, когда Иисус Христос воскрес, то Дух Его возвратился в тело, и оно снова стало живым. Дивно и непостижимо событие Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Воскресшее тело Иисуса Христа, не будучи духом, имело свойства духа.
2) Явления воскресшего Христа
В вечер того же дня, когда Иисус Христос воскрес, апостолы собрались в Иерусалиме в доме, двери которого они заперли, по причине страха перед иудеями. Никто, очевидно, не мог войти к ним через такие двери. И, однако, среди них явился Христос. Чудно было это явление Господа. В затворенные пространства могут проникать только духи, но здесь Господь явился в теле Своем и именно в том самом, которое было пригвождено к кресту. И при этом Он показал ученикам Свои руки и ноги, прободенные на кресте.
Являясь таким чудесным образом, воскресший Иисус Христос мог становиться и невидимым. Так, когда Лука и Клеопа, ученики Христа, шли из Иерусалима в Еммаус и беседовали о событиях, случившихся в последние дни в городе, то Сам воскресший Христос, приблизившись, пошел с ними, как бы исполняя слово Свое: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф.18:20). Беседуя с учениками, Иисус Христос подошел с ними к тому селению, куда они шли, и сделал вид, что идет дальше. Но ученики, не узнавая Его, удержали Его, Он вошел с ними в дом. Во время благословления пищи ученики узнали Спасителя, и тогда Он сделался невидимым для них (Лк. 24:13-32).
После своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам, что отражено в Священном Писании:
- Марии Магдалине (Ин. 20:11-18; Мар. 16:9)
- Другим женщинам (Мф. 28:8-10)
- Петру (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5)
- Двум ученикам по дороге в Еммаус (Лк. 24:13-35; Мк. 16:12)
- Десяти ученикам (Лк. 24:36-43; Ин. 20:19-23)
- Позже одиннадцати ученикам (1 Кор. 15:5; Ин. 20:24-29)
- Семи ученикам возле Тивериадского моря (Ин. 21:1-23)
- Пятистам последователям (1 Кор. 15:6)
- Иакову (1 Кор. 15:6)
- Апостолам в момент вознесения (Деян. 1:3-12).
3) Исполнение ветхозаветных пророчеств
О воскресении Иисуса Христа было написано еще в писаниях Ветхом Завета, в Библии, поэтому в символе веры и говориться: воскресшего в третий день «по Писанием». В разных местах Священного Писания можно найти пророчества, предсказания о страданиях, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа. Особенно ярко и ясно об этом говориться в 53-й главе в книге пророка Исайи. Сам Иисус Христос перед народом и учениками тоже неоднократно свидетельствовал, что Его умертвят, но что Он воскреснет. Так, незадолго до Своих страданий Он говорил ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). В другой раз Иисус Христос указал на знамение Ионы пророка, которое должно было повториться на Нем, ибо как Иона был как бы погребен во чреве китовом три дня и три ночи и затем снова живым был выброшен из него, так и Иисусу Христу надлежало пребывать во гробе три дня и три ночи и затем воскреснуть.
4) Победа над смертью
Почему без Воскресения наша вера была бы тщетной и потеряла бы смысл? Потому что Христос приходил на землю, страдал и умер, чтобы воскресить нашу человеческую природу и одержать победу над дьяволом, адом и смертью. А если бы не было воскресения, все это было бы невозможно. Все закончилось бы страстной пятницей, смертью и погребением Христа. Но Христос воскрес, и теперь мы имеем веру и надежду воскреснуть с Ним.
До воскресения Христова все люди после смерти сходили во ад, в преисподняя земли. По-еврейски это место называлось Шеол. Даже души ветхозаветных праведников находились там. Христос после Своей смерти также сошел в преисподнюю. Господь сходит во ад, чтобы проповедовать там и вывести из него души всех с верою ожидавших Его. Господь находился в преисподней до дня Своего Воскресения, как поется в пасхальном песнопении: «Во гробе плотию, во аде же с душой, как Бог». На третий день Христос воскрес и своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над теми, кто являются последователями Христа и живут по Его заповедям.
5) Сорокадневное пребывание воскресшего Спасителя на земле
По своем Воскресении Иисус Христос еще в продолжении сорока дней пребывал на земле, являясь Своим ученикам, беседовал с ними и вкушал пищу. Это укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа настолько, что они во время гонений, когда их заставляли молчать, свидетельствовали: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20). Свидетельство Апостолов неопровержимо, потому что, воскресший Иисус Христос, Сам уверил их в Своем воскресении, чтобы они могли возвестить всему миру действительность этого славного события. Чудо воскресения подтвердило не только Божество Иисуса Христа, но и святость всего вообще Его учения.
6) Праздник Пасхи
Велик для христиан праздник Рождества Христова, ибо в это время вспоминается величайшее событие в мире, – воплощение Сына Божия нас ради человек и ради нашего спасения. Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертию и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости, приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Мы каждую неделю вспоминаем событие Воскресения Христа, празднуя день воскресный и называя его малой Пасхой.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
7) Особенности пасхального богослужения
Наступает пасхальная полночь. Торжественный благовест возвещает наступление праздника. Сейчас начнется торжественное богослужение, но не в церкви, а перед ее закрытыми дверями, на паперти.
Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, встанут перед дверями и, возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь. В этом хождении утру глубоку вне храма нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и Апостолов в вертоград Иосифов. Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града, начато перед запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан и Он Сам, уже воскресший, явился Апостолам дверем затворенным.
Но поспешим за священнослужителями в церковь. Что это? Все поют, поют и ничего не прочтут? Куда девались чтения? Где шестопсалмие, Псалтирь? Ничего этого не будет в продолжение 7 дней. Одно пение. Почему? Потому что это торжество из торжеств. В воскресении Господа заложен неиссякаемый источник благодати, поэтому и пение непрерывное. Если Церковь земная приближается к Небесной, торжествующей, то наиболее всего в эти дни.
В конце утрени происходит так называемое христосование. «Простим вся воскресением» - поется во время этого обряда, поэтому в это время надо подойти не только к друзьям, но и к врагам и сказать им: «Христос воскрес!» - и, облобызав их, навсегда прекратить вражду.
На литургии Пасхи главная особенность - это чтение Евангелия. Его читает не только диакон, но и все священнослужители и, таким образом, повторяют несколько раз. Почему же? А потому, что повторяемое содержит великие тайны.
Это как будто несколько евангелистов объясняют одно и то же, в знак взаимного согласия. Кроме того, там, где можно, Евангелие читается не на одном, а на разных языках, в память того, что Апостолы, воодушевленные воскресением Господа, приняв дар языков, возвестили Божество воскресшего всему миру, и в предвестие, что Евангелие Царствия будет проповедано всему миру.
После литургии перед Царскими вратами ставится хлеб с изображением Воскресения, называемый артосом. Его освящают и блюдут в церкви целую седмицу, а потом раздают в субботу после литургии. Хлеб этот служит и в воспоминание Пасхи ветхозаветной, которая праздновалась в память исхода евреев из Египта и составляла трапезу, на которой предлагали священный хлеб, и в воспоминание Пасхи христианской и события в Еммаусе, где был узнан Христос в преломлении хлеба, вкушавший пред Апостолами рыбу печену и от пчел сот, дабы уверить их в действительности Своего явления.
Вечерня Пасхи также имеет отличие: на ней читается Евангелие, чего не бывает на обыкновенной вечерне. Евангелие повествует о явлении Господа Апостолам, когда не было Фомы, что и послужило для него поводом к неверию. Читается оно на пасхальной вечерне потому, что само явление Господа было в этот вечер.
Кроме этих отличий, всю пасхальную неделю Царские двери остаются открытыми и во время служения, и после него, так что предстоящие в церкви могут видеть все, что совершается в алтаре и на престоле. Это значит, что смертью Господа разорвана завеса, скрывавшая «святая святых», куда однажды в год входил только архиерей, что Крестом Господа отверст вход в рай и на Небеса и что воскресением Господа раскрыты тайны Будущего Века.
Во весь пасхальный период до Троицына Дня запрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость о воскресении и чтобы предызобразить будущее наше состояние на Небе, где все печали и горе исчезнут.
Проверочные вопросы:
- На какой день воскрес Спаситель?
- Почему Иисус Христос не остался во гробе?
- Каким было воскресшее тело Спасителя?
- Что значат слова «по Писанием»?
- Какой ветхозаветный прообраз воскресения Христа вам знаком?
- Кому являлся Иисус Христос после Своего воскресения?
- О чём Он беседовал, являясь ученикам?
- Что Иисус Христос сделал для людей Своей смертью и Воскресением?
- Как ещё называют праздник Воскресения Христова?
- Какие особенности пасхального богослужения вам известны?
- Какой день называется «Малой Пасхой»?