3. Единство Божие. Свойства Божии

Цель занятия:

познакомиться со свойствами Божиими

Задачи:

  • осознать непостижимость существа Бога
  • познакомиься со свойствами Божиими, уметь их пояснить

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 1.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О первом члене Символа Веры».
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Первый член Символа Веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «Свойства Божии», «О первом члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Главы «Верую во единаго Бога…», «...Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Урок 4.
  5. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  6. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Бог есть Дух
  • Бог есть любовь

Словарь урока:

  • Единство Божие
  • Свойства Божии
  • Вечность
  • Неизменяемость
  • Вездесущие
  • Всемогущество
  • Всеведение
  • Всеблагость
  • Всеправедность
  • Вседовольство
  • Всеблаженство
  • Премудрость

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным?
  4. Почему мы называем Его Творцом и Создателем?
  5. Почему мы называем Его Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?
  6. Как можно узнать Бога?
  7. Почему мы говорим, что «Бог есть любовь»?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр передачи «Кто такой Бог?» Обсуждение увиденного.

Работа с раздаточным материалом. Дети должны по очереди попытаться объяснить одно свойство Божие, привести примеры из жизни.

Дети читают рассказы и стихотворения к уроку.

Дети выполняют рисунок, иллюстрирующий рассказ о всемогуществе Божием.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Кто такой Бог?»:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 7 «Бог Отец. Творец Создатель»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 8 «О  свойствах Божиих»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 9 «Свойства Божии»:

1) Кто такой Бог?

2) Свойства Божии

3) Стихотворение «Бог есть Дух» Я.Грот

4) Стихотворение «Свойства Божии». Священник А. Феодосьев

5) Рассказ «Вездеприсутствие Божие». А. Царевский

6) Рассказ «Всемогущество Божие». А. Царевский

1) Кто такой Бог?

Однажды языческий царь, Гиерон, спросил своего знаменитого мудреца, Симонида: «Скажи мне, мудрец, что такое Бог»? Мудрец ответил царю: «Дай мне один день на размышление, и тогда я дам тебе ответ». День прошёл, и царь пожелал услышать ответ, но мудрец сказал ему: «Дай мне два дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Когда прошли и эти дни и царь с уверенностью уже ожидал ответа, Симонид сказал: «Дай мне четыре дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Но прошли и эти дни, а Симонид по-прежнему не давал царю желанного ответа. Он все продолжал откладывать его, требуя всякий раз на размышление времени в два раза больше, чем сколько дано было ему в предыдущий раз. Царь, наконец, нетерпеливо спросил, что означают эти постоянные отсрочки? Мудрец сказал: «Царь, чем более я размышляю о существе Божием, тем менее понимаю его. Существо Его непостижимо». Мы христиане можем ответить на этот вопрос иначе.

2) Свойства Божии

Существо Бога непостижимо и для нас, но из слова Божия мы знаем о свойствах Божиих и можем дать иной ответ, чем тот, который дал языческий мудрец. Ответ этот заключается в трех словах, сказанных святым апостолом Иоанном Богословом: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога.

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4:24).
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.
Бог сказал Моисею: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим.6:16).

Бог вечен. Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет.

Бог – Всемогущий. В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в своей силе и власти.

Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24:13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».

Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.

Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного всеприсутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).

Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс.103:13-14).

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

3) Стихотворение «Бог есть Дух» Я.Грот

– Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
– Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... – Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.

Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он – Дух; Его престол – весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.

4) Стихотворение «Свойства Божии». Священник А. Феодосьев

Бог – вечный Дух и беспредельный,
Он – самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он – всеблагой и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный,
Он – вседовольный, всеблаженный.

5) Рассказ «Вездеприсутствие Божие». А. Царевский

– Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. – спросил один мальчик свою мать. – Я не совсем понял этот урок.

– Я объясню тебе это так, – ответила мать, – как слышала сама в детстве. Слушай!

Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.

Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.

Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.

Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.

Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.

Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: «Покажи-ка Мне ее».

Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: «Что ты делаешь?» – или слов: «Как тебе не стыдно!»

6) Рассказ «Всемогущество Божие». А. Царевский

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей».

Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.

Слушая такие речи, король сказал:

– Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.

Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.

Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.

– Не смей подходить ко мне, море! – грозно крикнул Канут. – Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? – спросил царь придворных.

Те молча поклонились царю в знак согласия.

– Так подойдите ко мне, друзья, ближе.

Придворные подошли.

А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.

– Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? – спросил царь. – Разве не сами же вы сказали, что я – повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:

– Смотрите – это ваш король. Затем, подняв руки к небу, добавил:

– А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и всё Им созданное.

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным?
  4. Почему мы называем Его Творцом и Создателем?
  5. Почему мы называем Его Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?
  6. Как можно узнать Бога?
  7. Почему мы говорим, что «Бог есть любовь»?