19. Притча о сеятеле. Притча о мытаре и фарисее

Цель занятия:

познакомиться с притчей о сеятеле и с притчей о мытаре и фарисее

Задачи:

  • понять назначение евангельских притч
  • познакомиться с евангельской притчей о сеятеле и ее толкованием
  • познакомиться с евангельской притчей о мытаре и фарисее
  • познакомиться с добродетелью смирения

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Главы 39 «Притча о сеятеле», 40 «Притча о мытаре и фарисее».

Дополнительная литература:

  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Главы «Притча о сеятеле», «Притча о фарисее и мытаре».

Ключевые понятия:

  • Слово Божие
  • Смирение
  • Покаяние

Словарь урока:

  • Внимательность
  • Богопознание
  • Мытарь
  • Фарисей
  • Гордость
  • Праведность
  • Осуждение

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что такое «притча»?
  2. С чем сравнил Спаситель душу человека?
  3. Что значит семя в этой притче, и кто Сеятель?
  4. Как называется книга, где записаны слова Божии?
  5. Что надо делать, чтобы слово Божие сохранилось в нашей душе?
  6. Как молился фарисей и как молился мытарь?
  7. Как должны мы молиться?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Изготовление детьми панно-гербария «4 вида почв».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Раскрашивание детьми раскраски с одновременным прослушиванием аудиозаписи «Притча о сеятеле. Читает И.Смоктуновский».

Закрепление темы с помощью презентации, иллюстрирующей стихотворение «Притча о сеятеле и семенах».

Видеоматериалы:

Мультфильм «Библейские притчи: притча о сеятеле»:

 

1) Что такое притча

2) Притча о сеятеле

3) Чтение Евангелия

4) Притча о мытаре и фарисее

(Лк. 8:4-9, 11-15; Мф. 13:1-10, 18-23; Мк. 4:1-10, 13-20)

1) Что такое притча

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми, неучеными людьми. Чтобы им легче было понять Его ученье, Иисус Христос часто объяснял его «притчами» – простыми, понятными примерами из обыкновенной жизни.

Вот, например, как рассказал Он о слове Божием и людях, которые слушают это слово по-разному: одни забывают слышанное, другие же сохраняют его.

2) Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять на поле. Он разбрасывал семена, и они падали на вспаханную землю. Некоторые упали около дороги, где плуг не прошел, и земля осталась твердой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на камни, оставшиеся на вспаханном поле, дали ростки, но не могли вырасти, так как для них не было достаточно влаги. Иные упали среди сорной травы, и она, выросши, закрыла от зерен солнечный свет и теплоту, и слабые ростки завяли. Семена же, упавшие на хорошо вспаханную влажную и мягкую землю, пустили крепкие корни, дали колосья на которых выросло по тридцать, шестьдесят а то и по сто новых зерен.

Ученики просили Спасителя объяснить им этот рассказ. Спаситель сказал:

— Земля – это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божие: упавшее при дороге и съеденное птицами – это слово Божие, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию: диавол приходит и легко похищает у такого человека услышанное, так что и следа не остается: такие люди не верят в Бога и не могут спастись. Семя, упавшее на камень это слово Божие, принятое душой, недостаточно подготовившейся к принятию: душа сначала с радостью принимает слышанное, верует, но не крепко: как только придет горе или гонение за слово Божие, она забывает его. Семя, упавшее среди сорной травы, – это слово Божие, услышанное человеком, который скоро забывает о нем, думая больше о своих удовольствиях, богатстве и заботясь только о них. Эти заботы закрывают от человека теплоту и свет слова Божия. И, наконец, семя, упавшее на добрую землю – это слово Божие, принятое и сберегаемое человеком, хорошо приготовившим свою душу. Слово Божие, как растение, вырастает в добром и чистом сердце, дает колос и на нем многие зерна: чем заботливее и лучше приготовит свою душу человек, чем больше он будет заботиться об исполнении заповедей Божиих, тем больше доброго сделает в своей жизни.

3) Чтение Евангелия

Эта притча учит нас, как важно внимательно слушать слово Божие. И в церкви, во время литургии и всенощной, чтение Евангелия – особенно торжественный момент. Перед царскими вратами ставят аналой, на который диакон или священник кладут Евангелие, чтобы чтение его было слышно по всей церкви. Прислужник выносит свечу и ставит ее перед аналоем, и священник, благословляя диакона на чтение Евангелия, просит Бога дать нам силы исполнять то, что сказано в Евангелии. Евангелие в церкви читается небольшими кусочками, чтобы легче было помнить услышанное. На всенощных, под воскресение, всегда читают о воскресении Спасителя, под праздники – о событиях, которые вспоминаются, в остальные дни в церкви прочитывается по кусочкам все Евангелие. Так как мы не всегда можем придти в церковь и услышать Евангелие, то в наших календарях на каждый день написано, какой кусочек его будет читаться в церкви в этот день, чтобы мы могли дома сами прочесть и сохранить в душе слово Божие. Такое постоянное чтение, которое не берет много времени и потому не трудно, приготовит нашу душу, как хорошую землю, для исполнения заповедей Божиих.

(Лк. 18:10-14; Мф. 6:9-13)

4) Притча о мытаре и фарисее

Однажды Христос рассказал ученикам притчу о том, как надо молиться Богу.

Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой – мытарь.

Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали.

Фарисей молился так:

— Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает.

А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил:

— Боже, милостив будь ко мне грешному!

И Господь сказал:

— Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего грехи свои, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит.

Мытарь знал, что он грешен, и каялся перед Богом. Фарисей же считал себя праведным, гордился и был доволен собой: в этом был его грех. Мы не должны осуждать друг друга. Только Бог может справедливо судить о каждом человеке. Сам Христос осудил фарисея и одобрил молитву мытаря.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое «притча»?
  2. С чем сравнил Спаситель душу человека?
  3. Что значит семя в этой притче, и кто Сеятель?
  4. Как называется книга, где записаны слова Божии?
  5. Что надо делать, чтобы слово Божие сохранилось в нашей душе?
  6. Как молился фарисей и как молился мытарь?
  7. Как должны мы молиться?