18. Учение Иисуса Христа о 2 главных заповедях. Притча о милосердном самарянине

Цель занятия:

познакомиться с заповедями о любви к Богу и ближнему

Задачи:

  • узнать и понять, какие две заповеди являются главными для христианина
  • познакомиться с притчей о милосердном самарянине
  • понять ответ Иисуса Христа о том, кто есть ближний
  • захотеть оказывать помощь ближним

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 41. «Притча о милосердном самарянине».
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Притча о благодетельном Самарянине».
  3. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – Амрита-Русь, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 3. Глава «Главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему».

Ключевые понятия:

  • Любовь к Богу
  • Любовь к ближнему

Словарь урока:

  • Притча о милосердном самарянине
  • Самарянин
  • Священник
  • Левит
  • Милосердие

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему священник прошёл мимо раненого?
  2. Кто помог раненому?
  3. Кого можно назвать ближним?
  4. Чему учит нас притча о милосердном Самарянине?
  5. Знаешь ли ты случаи в твоей жизни, похожие на эту притчу?
  6. Какие две заповеди Господь называет главными?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Раскрашивание детьми раскраски с одновременным прослушиванием аудиозаписи «Притча о добром самарянине. Читает И.Смоктуновский».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы.

Просмотр презентации о 2 главных заповедях и беседа с детьми.

Игра «Солнышко милосердия». Дети встают в круг. Учитель просит их рассказать о каких-либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится солнышком милосердия.
Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком», и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т.д. Если солнышко не может придумать, что оно подарят тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Выполнение детьми задания «Соедини точки по номерам».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Взаправду». «Шапка-невидимка»:

  1. Телепередача «Мастерская добрых дел». «Отношение к ближним»:

  1. Мультфильм «Притча о добром самарянине»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 202. «Главная заповедь Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему»:

1) Заповеди Иисуса Христа о любви к Богу и ближнему

2) Притча о милосердном самарянине

3) Нравственные выводы

(Лк. 10:25-37)

1) Заповеди Иисуса Христа о любви к Богу и ближнему

Однажды к Иисусу Христу подошел один человек (из числа ученых, всю жизнь изучавших Священное Писание) и сказал: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил ему:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим»

Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Вот какие заповеди Господь назвал самыми главными. Тогда человек спросил: «А кто мой ближний?» В ответ ему Спаситель рассказал такую притчу:

2) Притча о милосердном самарянине

По пустынной дороге из Иерусалима в Иерихон шел человек. На него напали разбойники, ограбили и изранили его и бросили чуть живым. Этим же путем проходил священник иерусалимского храма, посмотрел на него и прошел мимо. То же сделал и левит, служитель при храме. Проезжал этой дорогой один иностранец – самарянин (иудеи очень не любили самарян, не садились с ними вместе за стол и старались даже не говорить с ними). Увидев раненого, он остановился, перевязал его раны, посадил на своего осла и привез в гостиницу. Спеша по своим делам, самарянин не мог остаться с больным, он заплатил хозяину, оставил на будущие расходы и обещал заплатить при возвращении всё, что будет на него израсходовано.

«Как ты думаешь? Кто был ближним раненому разбойниками?» –  спросил Господь.

Человек, спросивший Господа, ответил: «Тот, кто оказал ему милость».

«Иди и ты поступай так же», – сказал Христос.

3) Нравственные выводы

Священник и левит знали, что заповедь Божия, написанная в законе Моисеевом, требовала любви к Богу и ближнему. Но они знали об этом только умом, в сердце и душе исполнять эту заповедь у них не было силы. Самарянин же не знал об этой заповеди, так как он не знал закона Моисеева, но душа и сердце его были добрыми. Он помог раненому человеку, и в этом была его любовь к Богу. Всякий человек, какой бы он ни был религии, особенно если он в горе и страдании, для нас ближний, и ему мы должны охотно и с любовью помогать. Этим мы прославляем Имя Божие, показываем и нашу любовь к Богу.

Надо заметить, что некоторые иудеи считали обязанностью любить только своих друзей и только им оказывать помощь, а своих врагов ненавидели, как и мы часто делаем. Но Иисус Христос дал нам другой закон. Он говорил: «Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, молитесь за оскорбляющих вас, и как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними».

Самаряне были во вражде с иудеями, но, несмотря на это, один самарянин помог несчастному иудею. Научимся же из этой притчи, что надо любить всех людей, и попросим Бога, чтобы Он помог нам сохранить любовь даже и к тем, кто нас не любит и готов нам сделать зло. Будем помнить заповедь: «Люби ближнего своего, как самого себя». Если представится нам возможность помочь кому-нибудь, то нечего спрашивать, друг он нам или недруг, добрый или злой, соотечественник или чужой. Кто бы он ни был, он нам ближний, наш брат, и мы должны с радостью помочь ему, чем можем: деньгами, если их имеем, добрым советом, трудом или участием.

Подавая помощь ближнему, мы даем Самому Богу. Иисус Христос сказал: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». Под словами «братья Мои меньшие» Он разумел всех несчастных, нуждающихся в помощи.

Проверочные вопросы:

  1. Почему священник прошёл мимо раненого?
  2. Кто помог раненому?
  3. Кого можно назвать ближним?
  4. Чему учит нас притча о милосердном Самарянине?
  5. Знаешь ли ты случаи в твоей жизни, похожие на эту притчу?
  6. Какие две заповеди Господь называет главными?