начального богословского образования
13. Житие блаженной Ксении Петербургской и блаженной Матроны Московской
Цель занятия:
познакомиться с житиями святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской
Ожидаемые результаты:
- знакомство с житием блаженной Ксении Петербургской
- знакомство с житием блаженной Матроны Московской
- понимание смысла подвига юродства Христа ради
Использованная литература:
- Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014. Главы «Блаженная Матрона Московская», «Блаженная Ксения Петербургская».
Дополнительная литература:
- Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. Изд. ЭКСМО, 2013.
Ключевые понятия:
- Блаженные (юродивые)
- Любовь к людям
- Прозорливость
Словарь урока:
- Блаженная Ксения Петербургская
- Блаженная Матрона Московская
- Подвиг
- Сострадание
- Молитва
Содержание занятия (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- Почему святая Ксения стала называть себя Андреем Фёдоровичем?
- Почему блаженная Ксения казалась людям странной?
- За что люди любили блаженную Ксению?
- Чем отличалась от других людей блаженная Матрона?
- Для чего множество людей приходило к блаженной Матроне?
- Можно ли назвать жизнь блаженной Матроны несчастной?
- Какими добродетелями обладала святая Матрона Московская?
- Что общего в житиях святых Ксении Петербургской и Матроны Московской?
Ход урока. Вариант 1:
Рассказ учителя по новой теме.
Просмотр видеоматериалов.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Рассказ учителя по новой теме с помощью презентаций о святых блаженных Ксении Петербургской и Матроне Московской.
Закрепление темы с помощью игры. Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, должен описать ситуацию, в которой лично он может помочь какому-нибудь человеку. Учитель помогает наводящими вопросами тем, кто затрудняется ответить.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 48. «Юродивые Христа ради»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 49. «Блаженная Ксения Петербургская»:
- Мульткалендарь. 6 февраля. «Блаженная Ксения Петербургская»:
- Мульткалендарь. 2 мая. «Блаженная Матрона Московская»:
- Телепроект «Рассказы о святых». «Святая блаженная Ксения Петербургская»:
- Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Блаженная Матрона Московская».
- Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Блаженная Ксения Петербургская».
2) Блаженная Ксения Петербургская
3) Блаженная Матрона Московская
1) Кто такие блаженные
С давних пор встречались на Руси странные люди. Одетые в лохмотья, едва прикрывавшие тело от ветра и дождя, жили они лишь подаянием. Одни из них скитались по белу свету из селения в селение, из города в город. Иные жили всегда на одном месте; не жили — ютились где-нибудь под мостом или в укромном уголке на задворках… О чём-то плакали, о чём-то молились… И вели эти безумные на вид люди странные речи. Но речи эти, дивился народ, часто оказывались пророческими. Имели эти люди особый дар — видеть насквозь каждого человека и знать, что с ним случится в будущем. А иногда они предсказывали даже судьбу страны. Народ называл таких людей юродивыми, или блаженными. И было их немало.
Народ никогда не обижал беззащитных юродивых, наоборот — почитал их, считая, что дар ясновидения дан им от Бога за то, что живут они согласно учению Иисуса Христа из священной книги Библии: «Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». «Отвергнись себя и возьми крест свой» — это значит: откажись от родного дома, от богатства, тёплой одежды, от вкусной пищи и даже от нормального поведения. «Следуй за мной» — это значит: посвяти жизнь свою Богу, молясь перед ним за себя и за всех людей.
Не всегда юродивыми становились по собственной воле, сознательно обрекая себя на этот высокий духовный подвиг. Случалось и так, что постигала человека какая-то беда, страшное потрясение переживал он — и в одночасье ломалась жизнь, менялась судьба. И человек, прежде ничем не отличавшийся, обыкновенный, становился вдруг юродивым.
2) Блаженная Ксения Петербургская
Петербургской её назвали потому, что она жила в Санкт-Петербурге на Петербургской стороне, когда здесь была бедная окраина города: не мощёные улицы и дощатые заборы; лужи, в которых плавали утки; канавы, заросшие болотной травой; одноэтажные, окружённые кустами акаций деревянные домики, где жили бедные чиновники и военные; крошечные лавчонки, торговавшие чаем, пряниками, ситцами. И была здесь странная улочка. Когда-то, ещё при императрице Елизавете Петровне, на этой улице в небольшом доме жили муж и жена — Андрей Фёдорович и Ксения Григорьевна Петровы. Андрей Фёдорович был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу.
Казалось, ничто не предвещало беды. И не было ещё у Ксении Григорьевны пророческого дара, чтобы предвидеть и предотвратить её. И беда пришла: Андрей Фёдорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься. И это больше всего терзало молодую двадцатишестилетнюю вдову. Ведь умереть без христианского приготовления к смерти — значит обречь свою душу на вечные муки. И тогда, чтобы спасти душу любимого мужа, решила Ксения Григорьевна принести в жертву Богу не только земные богатства, которые имела, не только отречься от звания своего, но и отдать самое ценное, чем может обладать человек, — собственный разум. С этой минуты Ксения как будто лишилась рассудка: когда мужа повезли на кладбище, она надела на себя его военную одежду — камзол, штаны, картуз — и в таком виде, к удивлению всех родственников, провожала гроб до могилы. Мало того, с тех пор она больше не откликалась на своё имя, а просила называть себя именем мужа: Андрей Фёдорович. Если кто-нибудь обращался к ней по имени, она отвечала печально: «Оставьте вы Ксению! Что она вам сделала? Похоронила я её, а Андрей Фёдорович весь тут». Такое бывает нередко — случается с кем-то из близких беда, и невольно думаешь: «Лучше бы не с ним, а со мной!» Так и Ксения — странным мужским нарядом, новым именем своим она словно бы утверждала: беда случилась именно с ней; это её, Ксению, схоронили, а муж — он жив и будет жить.
Но на этом странности Ксении не закончились: сразу же после похорон она всё своё имущество раздала бедным, а дом мужа, в котором была когда-то так счастлива, подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой, попросив её пускать в него даром бездомных нищих. Родные Ксении не хотели, чтобы она осталась без крова, и обратились к начальству Андрея Фёдоровича; мол, несчастная от горя лишилась ума, сама не понимает, что творит. Но после долгих разговоров с Ксенией люди поняли, что не от слабого ума были её поступки — от доброго сердца и великой любви не только к мужу, но и ко всем людям.
Все дни, с утра до вечера, бродила она по городу — босая, в мужской одежде; в руке палка, за плечами котомка, сама высокая, худая, глаза большие, светлые. Когда одежда превратилась в лохмотья, Ксения стала ходить в красной кофте и зелёной юбке или наоборот — в зелёной кофте и красной юбке, но обязательно этих цветов, цветов мужнина мундира. А лоскутки, оставшиеся от его одежды, прятала на груди. Зимой она носила на босу ногу рваные башмаки, а голову повязывала простым белым платком. Все жалели Ксению — когда-то счастливую, а теперь от горя безумную, нищую, — говорили с ней ласково, угощали её, подавали милостыню. Но она брала лишь «царя на коне» — копейку, на которой отчеканен был Георгий Победоносец, поражающий дракона. Да и эту копейку тут же отдавала какому-нибудь нищему. Все обиды и печали сносила Блаженная Ксения безропотно, и лишь однажды, когда стала она уже почитаться окрестными жителями за святого человека, угодницу Божью, пришлось обитателям Петербургской стороны увидеть её в страшном гневе. Ватага мальчишек, которые испокон веков любят дразнить слабых и беззащитных, не ограничиваясь словами, принялась швырять в юродивую комья грязи и камни. И тогда — единственный раз в жизни — смиренная угодница, подняв свою палку-посох, сама набросилась на обидчиков, тут же обратившихся в бегство. Испугались не только мальчишки, но и их родители — издревле на Руси смертным грехом почиталось обидеть юродивого. Что сказали они своим детям, какой суд и расправу над ними учинили — неизвестно, только с той поры блаженную больше никто никогда не обижал…
Чаще всего бродила Ксения по Петербургской стороне — то заглянет к знакомым, то зайдёт на Сытный рынок, то в церковь апостола Матфея, которой сейчас уже нет; а на ночь куда-то исчезала. В конце концов горожане решили разузнать, где же ночует юродивая. Удалось выяснить, что уходила она на ночь за город, в поле, и там до рассвета молилась… Только изредка Ксения оставалась ночевать в доме — и то лишь у близких знакомых.
В то время на Смоленском кладбище шло строительство новой каменной церкви — взамен старой, деревянной. Стены поднялись уже высоко, так что каменщикам приходилось сперва поднимать кирпич на леса и только после этого продолжать вести кладку. Строительство храма — дело богоугодное, и блаженная Ксения надумала помочь строителям. По ночам носила она кирпичи и складывала на лесах. Поутру приходили мастеровые — и понять не могли, как это происходит. Наконец решили вызнать, кто же этот незримый помощник. Вот тогда-то и стало всем известно, что тяжкий этот труд исполняла известная всей округе юродивая Ксения.
Мало-помалу горожане стали понимать, что Ксения не обычная нищенка, каких много было тогда в Петербурге, а особенная. Где ни побывает она, туда потом приходит удача. Купцы подметили — если Ксения зайдёт к кому из них в лавку и угостится пряником, сразу же лавка начинает отлично торговать. Подвезёт кто-нибудь из извозчиков Ксению хоть на несколько шагов — и целый день после этого ему попадаются богатые седоки. Поэтому они наперебой зазывали к себе Ксению — и доброе дело совершить, и удачу залучить. Матери замечали: покачает Ксения ребёнка, приласкает больного младенца, тотчас плачущий успокоится, а больной вскоре выздоровеет. Вот почему, когда Ксения проходила мимо домов, двери распахивались и хозяева как долгожданную гостью приглашали её зайти. Но главное, вот на что обратили люди внимание: своими странными речами Ксения предсказывала людям, что с ними произойдёт, и указывала при этом, как им надо поступать.
Как-то раз шла Ксения к Параскеве Антоновой — той самой, которой дом подарила. Антонова была женщиной одинокой, не дал ей Бог ни мужа, ни детей. В то утро сидела она у себя в горнице, занимаясь рукоделием. Как всегда, не снимая с плеч котомки, Ксения быстро сказала с порога:
— Вот ты сидишь, чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына посылает. Иди скорей на Смоленское кладбище.
Не близок путь с Петербургской стороны до реки Смоленки. Однако Антонова бросила все домашние дела и отправилась на кладбище. Шла, шла и только завернула на Камскую улицу, что ведёт на Смоленское кладбище, как прямо перед ней извозчик сбил беременную женщину. Несчастная прямо на улице разрешилась от бремени и тут же скончалась. Антонова взяла новорождённого на руки и с ним вместе вернулась домой. Отца ребёнка найти так и не удалось. Антонова сама вырастила мальчика, воспитала, и он всю жизнь почитал её как родную мать.
А однажды Ксения весь день ходила по городу — то к прохожим подойдёт, то к знакомым заглянет, то в церковь… И всё повторяет:
— Пеките блины! Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!
— Что это нынче с Ксенией? — удивлялись люди. — Причём тут блины?! До масленицы вроде ещё далеко…
А на следующий день, 25 декабря 1761 года, умерла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ещё накануне велела она архитектору Растрелли настлать в ее новом Зимнем дворце паркет покрасивее, отделать спальню золотом, но вдруг — скончалась. И, как положено по обычаю в таких случаях, люди на поминках варили кисель и пекли блины. А несколько лет спустя, уже в царствование императрицы Екатерины Великой, блаженная Ксения несколько дней подряд просидела на церковной паперти — и всё плакала, плакала…
— О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович? — спрашивали её.
— Там кровь, кровь… реки, каналы кровью текут, — горестно плакала Ксения.
А вскоре стало известно, что в Шлиссельбургской крепости на острове Орешек, в том месте, где берёт начало Нева, убили законного наследника престола, молодого Иоанна Антоновича, так и не успевшего увидеть за свою жизнь ничего, кроме каменных стен своей темницы.
В другой раз Ксения подошла на улице к незнакомой женщине, подала той медный пятак с изображением всадника и сказала:
— Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет. Женщина приняла монету и, не понимая, что означают странные слова нищей, направилась домой. И только завернула на свою улицу, как издали увидела, что на крыше её дома вспыхнуло пламя. Вокруг дома собрался народ — кто кричит, кто крестится, кто в окно уж полез вещи вытаскивать. Испуганная женщина с зажатым в кулаке пятаком побежала к дому, и только к нему приблизилась, как пламя, к удивлению всей толпы, вмиг исчезло.
Говорили, что Ксения насквозь видела людей, читала все их мысли. Зашла она как-то раз к купчихе Гайдуковой. Та усадила гостью за стол, принялась угощать. Когда Ксения собралась уже уходить, Гайдукова давай извиняться за угощение:
— Уж ты прости меня, Андрей Фёдорович, нечем тебя угостить больше. Ничегошеньки сегодня не готовила.
— Да спасибо, спасибо тебе, матушка, за твоё угощение, — отвечала Ксения, — только лукавить зачем? Ведь побоялась ты мне дать уточки…
Стыдно стало хозяйке — ведь и вправду стушила она утку и приберегла её в печи для отсутствующего грозного мужа.
Ещё очень и очень многое рассказывают о Ксении, её чудесах и пророчествах — ведь жила она после смерти мужа целых сорок пять лет. Когда превратилась она из счастливой жены Ксении в полубезумного «Андрея Фёдоровича», ей исполнилось двадцать шесть, а скончалась она на семьдесят втором году жизни.
Могила Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище — том самом, где некогда помогала она по ночам строить церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери. Надпись, высеченная на могильной плите, заканчивается словами: «Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь». И слова эти оказались пророческими. Через некоторое время на Смоленское кладбище стало стекаться множество людей — помолиться, попросить утешения и исцеления.
3) Блаженная Матрона Московская
Жила в селе Себино бедная семья — родители и трое детей. Родители работали в поле, за скотиной ухаживали: трудились день и ночь, а богатства не нажили. Люди они были благочестивые, часто ходили в церковь, и деток своих к этому приучали. Однажды приснился матери удивительный сон: вьется над ней большая птица с человеческим лицом, перья у птицы белые, блестящие, сверкают-переливаются, а глаза — закрыты. Покружила-покружила чудесная птица и села ей на правую руку. Проснулась мать и стала думать: «Что же это за сон такой?» А сон-видение оказался вещим: родилась у нее еще одна дочка, и глазки у нее были закрыты, как у той птицы. Слепая была девочка. По православному обычаю понесли родители дочку в церковь крестить.
Батюшка назвал девочку Матроной. Окунул он ее в купель, смотрят — что за чудо?! — поднимается из купели дым легкий и цветами дивными в церкви запахло. Все удивились: никогда такого чуда не видывали! Батюшка, отец Василий, сказал: «Я много детей крестил, но такое вижу впервые. Эту девочку Господь нам послал, она будет праведницей».
С младенческих лет отличалась девочка от других детей, и не только тем, что была слепая. В среду и пятницу она материнскую грудь не брала, молока не ела: все спит да спит, никто разбудить ее не может. Мать волновалась сначала, а потом успокоилась. Поняла она, что дочка у нее необычная, как чудесная птичка, что из дальних краев прилетела.
Подросла Матронушка немного. Однажды смотрит мать — дочка крестик с себя снимает. Стала она ругать Матронушку, а та ей в ответ: «Мамочка, у меня свой крестик на груди есть». Посмотрела мать, видит — и правда: на груди у Матроны выпуклый крестик. Опомнилась она, стала просить у дочки прощения: «Милая моя дочка, прости меня! А я-то все тебя ругаю…» Матрона на нее не обижалась.
Братья и сестра Матронушки уже выросли — не с кем ей было играть. Чтобы не скучно было дочке, мать нашила ей из тряпок кукол. Играет Матронушка в уголке, а с улицы смех доносится — деревенские ребятишки гуляют.
Хорошо было в селе летом! Дети вместе соберутся, бегают босиком по травке, смеются. В какие только игры не играют: и в лапту, и в прятки, и в салочки! Хороводы на лугу водят, цветы собирают, венки плетут. А то за ягодами и грибами в лес пойдут или на речку купаться.
А зима придет — ей тоже рады: на санках катаются, в снежки играют, снежных баб лепят.
Хотелось и Матроне с деревенскими детишками играть. Выйдет она на улицу, а они давай ее дразнить! Даже издевались над ней: крапивы нарвут и стегают Матронушку, знают проказники, что слепая девочка не видит, кто ее обижает. А то еще себе забаву придумали: столкнут Матронушку в яму и наблюдают, посмеиваясь, как она оттуда выбирается. Вылезет она из ямы и домой побредет. Горько было Матронушке. Так и перестала она выходить на улицу, все больше дома сидела.
Ночью все в доме уснут, тихо-тихо станет. Слышно только, как кот на печке мурлычет, а за печкой сверчок скрипит. Встанет Матронушка, найдет святой угол; снимет с полки иконы, разложит на столе и играет с ними — целует, разговаривает, о своей жизни рассказывает.
Полюбила Матронушка в церковь ходить. Сначала ее мама водила, а как подросла она — сама дорожку запомнила: домик-то их напротив церкви стоял. Придет Матронушка в церковь — и встанет в свой уголок за дверью. Стоит тихо, неподвижно — так всю службу и молится. Хоть ничего Матронушка не видела, но слушала очень внимательно и певчим любила подпевать.
За усердие Господь наградил Матронушку чудесным даром. Она знала, у кого горе на душе, болезнь, а у кого душа чистая и легкая, как птичка. Мысли человека могла читать. А еще она чувствовала приближение опасности, могла предсказать пожар или другую беду. Родители не понимали, какой дар девочке дал Бог, и мама часто приговаривала: «Милая моя дочка, дитя ты мое несчастное!» А Матронушка удивлялась: «Это я-то несчастная? Мне Бог однажды открыл глаза и показал весь мир и все творение Свое. И солнышко я видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек. У тебя Ваня несчастный да Миша». Мама только удивлялась Матронушкиным словам. И только через много-много лет поняла она слова дочки: выросли ее сыновья и Бога забыли.
Однажды утром проснулась Матронушка и говорит матери: «Мама, готовься, у меня скоро будет свадьба». Мать только руками развела: что дочка опять придумала?! А через несколько дней вышла утром на крыльцо, смотрит — повозки по селу едут, да много их, как на свадьбе! Люди на повозках сидят, больных везут, и все спрашивают, где живет Матрона. И откуда только о ней узнали?
С той поры и стали приходить к Матронушке за помощью даже из дальних деревень. Кто может — сам идет, а кого и на телеге привезут. Просят: «Матронушка, помоги!» А она в ответ: «Что, Матронушка Бог, что ли? Это Бог помогает!»
Всех принимала Матронушка, каждого жалела, молитвы над ним читала. И Господь, по ее молитвам, многих исцелял. Бывало, привезут больного на телеге, а обратно он уже сам идет. И не только больные шли к Матроне: у кого беда какая приключится — тоже к ней едет, а она утешит и подскажет, как поступить. Каждый день перед ее домом народ собирался. Большой помощницей людям стала Матронушка. Денег за помощь она не брала. В благодарность люди оставляли ее семье кто молоко, кто яйца, кто муку. Так и стала Матронушка главной кормилицей и опорой всей семьи.
Слепая была Матронушка, а довелось ей попутешествовать. Вот как это произошло.
У помещика, что жил в этом селе, была дочка Лидия — добрая и благочестивая девушка. Очень ей жалко было слепую девочку, хотела она ее чем-нибудь порадовать. Стала она брать Матрону с собой, когда ездила по святым местам. Так побывала Матронушка во святом граде Киеве, у преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, послушала, как заливаются колокола в святых обителях.
Поехали они однажды в Санкт-Петербург, к священнику Иоанну Кронштадтскому. Этот удивительный батюшка прославился своими чудесами на всю Россию: самые тяжелые болезни по его молитвам излечивались. Отец Иоанн помогал бедным, ухаживал за больными, несчастных утешал — все к нему шли.
Стоит Матронушка в соборе, где отец Иоанн служил, молится. Вдруг слышит голос батюшки: «Матронушка, иди-иди ко мне». Народ в удивлении расступился, чтобы пропустить девочку, а батюшка сказал так, чтобы все слышали: «Вот идет моя смена». Он знал, что скоро наступят тяжелые времена, и Матрона будет помощницей людям.
Когда Матронушке исполнилось шестнадцать лет, стали у нее ноги слабеть. С тех пор она могла только лежать или сидеть на своей кроватке. Прожила Матронушка так пятьдесят лет, но никогда не жаловалась и не унывала. «Такова, значит, воля Божия», — говорила.
Не видела ничего Матронушка, а в церкви все иконы знала. Однажды она попросила мать пойти к батюшке. «Скажи ему, — говорит, — чтоб нашел в своем шкафу книгу. В этой книге икона Божией Матери «Взыскание погибших» нарисована. Принеси мне ее». Удивился батюшка — откуда слепая все знает? Нашли они книгу, а Матронушка и говорит: «Мама, снится мне эта икона, Божия Матушка к нам в церковь просится». Стали тогда по деревням ходить, деньги на икону собирать. Наконец собрали деньги, и Матрона пригласила художника. Показала она ему книгу и спрашивает: «Сумеешь ли написать такую икону?» «Дело это для меня привычное», — ответил художник. Исповедался он и причастился, как сказала Матронушка, но один грех все-таки утаил. Стал писать икону. Долго писал, да только ничего у него не получалось. Пришел он опять к Матронушке, а она и говорит ему: «Иди, раскайся в своих грехах, да ничего не утаивай». Бросился художник ей в ноги, стал просить прощения за то, что обманул ее. Сделал, как она велела, и дело пошло на лад — написал икону. Матронушка никогда с ней потом не расставалась, везде с собой возила, а для церкви заказала другую.
А однажды вот что случилось. Пришли к Матроне три женщины из соседней деревни. Одной Матрона дала просфору, другой воду, а третьей — красное яйцо, велев, как выйдет из села, съесть его. Разбила женщина яйцо, а там мышь! Испугалась она, побежала обратно к Матронушке, а та ей и говорит: «Что, гадко мыша-то есть? А как же ты людям бедным молоко продавала, в котором мышь плавала?» Стыдно стало женщине, стала она оправдываться: «Матронушка, так ведь они не видели мышь-то! Я ее вынула из молока и выбросила». А Матрона ей в ответ: «Людей-то ты обманула, но Бог все видит и все знает, Его не обманешь!»
Наступили тяжелые времена: злые люди убили царя, начали церкви разорять и грабить, православных христиан гнать и в тюрьмы сажать.
Матронушка в Москву жить перебралась. Очень любила она Москву, говорила, что это святой город, сердце России. Жить в Москве ей было негде, стала она бездомной странницей. Кто приютит, у того и живет, так и переезжала с квартиры на квартиру.
Много раз хотели Матронушку арестовать и в тюрьму посадить, за то что молится и людям помогает.
Однажды пришел к ней милиционер. А Господь Матроне открыл, что у него беда дома случилась. Так ей его жалко стало! Говорит она ему: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, поехал домой, а там пожар случился, и жена его сильно обгорела. Успел он ее до больницы довезти, и все благодаря Матронушке. Приходит он на следующий день на работу, а у него и спрашивают: «Ну что, слепую-то забрал?» А милиционер отвечает: «Не буду я Матронушку забирать. Если бы не она, я бы жену потерял».
Помогала Матронушка даже тем, кто в душе своей просил у нее помощи. Жили в соседнем селе брат с сестрой. Пошли они корову в Москву продавать. Шли они, шли, вдруг смотрят — нет документов, ни своих, ни на корову, потеряли! Стал брат горевать: что делать, как быть? — идти еще долго, вдруг отберут у них корову, скажут, что ворованная?! Сестра и говорит ему: «Давай попросим Матронушку, что в соседнем селе жила, чтобы помогла нам». Брат ей отвечает: «Что ты глупости говоришь! Она теперь в Москве живет, в чужом доме. Как она нас отсюда услышит?!» А сестра ему в ответ: «Ты, брат, не умничай! Я верю, она обязательно нам поможет, если ее попросить!» Остановились они, попросили помощи у Матронушки и дальше пошли. И так все у них удачно стало складываться! Куда на ночлег ни попросятся — нигде им не отказывают, везде пускают, да еще кормят и корове сена дают. Так до Москвы и дошли. Продали корову и пошли к Матронушке. Только через порог переступили, а она уже смеется: «Ну и задали вы мне работенку! Всю дорогу вашу корову за хвост вела, вас к добрым людям на ночлег пристраивала».
Когда началась война, Матронушка мысленно помогала нашим воинам, молилась о них. Молилась и о своем родном селе Себино, чтобы Господь уберег его от фашистов. Рассказывали потом женщины о таком чудесном случае. Пришли в село немцы, дома стали жечь, а потом согнали всех детей и заперли в погреб. Матери плакали: не надеялись уже своих деток живыми увидеть. Вдруг приехал какой-то немец на мотоцикле, привез записку. Прочитали ее злодеи, все бросили, заторопились — и уехали. Сберегла свое село Матрона.
Так и прожила Матронушка свою жизнь. Все силы отдавала, чтобы помочь людям, а на свои болезни никогда не жаловалась. Все приходящие к ней за помощью радовались, глядя на ее светлое лицо, слыша ласковый голос. Сидела она на кроватке или сундуке, скрестив ножки, а люди шли к ней целый день, рассказывали о своих бедах и болезнях. Блаженная Матрона положит ручки больному на голову, помолится Богу, водички святой даст. Многих так исцелила. Помогала всем, кто ее попросит, и обещала помогать даже после своей смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях; я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам!»
Мощи блаженной Матронушки почивают в Москве, в Покровском монастыре. Много людей приходит туда, чтобы поклониться ей и попросить о помощи.
Проверочные вопросы:
- Почему святая Ксения стала называть себя Андреем Фёдоровичем?
- Почему блаженная Ксения казалась людям странной?
- За что люди любили блаженную Ксению?
- Чем отличалась от других людей блаженная Матрона?
- Для чего множество людей приходило к блаженной Матроне?
- Можно ли назвать жизнь блаженной Матроны несчастной?
- Какими добродетелями обладала святая Матрона Московская?
- Что общего в житиях святых Ксении Петербургской и Матроны Московской?