начального богословского образования
19. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды
Цель занятия:
понять причины ненависти первосвященников ко Христу и роль Иуды Искариота в Его смерти
Задачи:
- познакомиться с историей воскрешения Лазаря
- понять причины, толкнувшие первосвященников на заговор об убиении Иисуса Христа
- узнать обстоятельства и понять причины предательства Иуды
Использованная литература:
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 36 «Совещание первосвященников и фарисеев».
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Воскрешение Лазаря. Тайное решение Синедриона», «Предательство Иуды».
Дополнительная литература:
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 18. «Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом».
Ключевые понятия:
- Синедрион
- Иуда Искариот
Словарь урока:
- Воскрешение Лазаря четверодневного
- Вифания
- Первосвященник
- Фарисеи
- Тридцать сребреников
Содержание занятия: (открыть)
Иллюстрации:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Проверочные вопросы:
- Чем воскрешение Лазаря особенно потрясло иудеев?
- Как относились фарисеи к Иисусу Христу до воскрешения Лазаря?
- Почему первосвященники задумали убить Иисуса Христа?
- Почему Иуда сам пришел к первосвященникам с предложением?
- Знал ли Иисус Христос о том, что будет предан?
- Как вы думаете, как относился Иисус Христос к Иуде?
- Что представляла собой сумма в тридцать сребреников?
- Как вы думаете, можно ли было Иисусу Христу избежать смерти?
Ход урока. Вариант 1:
Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.
Подкрепление рассказа иллюстрациями.
Просмотр видеоматериалов и презентации о предательстве Иуды.
Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Повторение изученного с помощью кроссворда «Притчи Иисуса Христа» (материал с сайта «Азбука веры»). Поиск детьми неизвестных слов в Священном Писании по указанным ссылкам. Запись в тетрадь названий тех притч, которые оказались незнакомыми (для домашнего ознакомления).
Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.
Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 209. «Лазарева суббота»:
- Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Лазарева суббота»
- Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великий понедельник»
- Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великая среда»
1) Воскрешение Лазаря
(Ин. 11:1-46)
Приближалась весна и праздник Пасхи. Христос с учениками жил за Иорданом, избегая раньше времени появляться в Иерусалиме из-за враждебного отношения со стороны иерусалимских священников. Однажды к ним пришло известие, что в Вифании тяжело заболел Лазарь – друг Иисуса. Услышав это, Христос успокоил апостолов, сказав: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин.11:4). После известия о болезни Лазаря Спаситель еще два дня пробыл в Заиорданье, а затем неожиданно объявил апостолам, что собирается идти в Вифанию, так как Лазарь умер. Апостол Фома, зная, что возвращение в Иудею грозит гибелью не только Иисусу, но и всем им, сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16).
Прошло четыре дня после смерти Лазаря, когда Христос подошел к Вифании, где жили сестры Лазаря Марфа и Мария. На краю селения им навстречу вышла печальная Марфа, воскликнувшая: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:21). Господь, зная, что собирается сделать, сказал ей: «Воскреснет брат твой» (Ин.11:23). Но Марфа Его не поняла, решив, что Учитель говорит о всеобщем воскресении мертвых. Тогда Христос определенно ей сказал, что Он Сам источник жизни для мира, и в Его власти вернуть к жизни умершего телесной смертью, а всякого верующего сохранить от смерти духовной: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25-26). И обратившись к Марфе, Господь спросил ее: «Веришь ли сему?» Услышав эти слова, Марфа исповедала свою веру во Христа как истинного Сына Божия: «Так, Господи, я верую, что Ты Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:27).
Взволнованная этой встречей Марфа поспешила домой, чтобы позвать Марию. Мария же сидела в доме, окруженная родными и соседями, утешавшими ее в горе. Марфа, подойдя к сестре, тихо сказала ей: «Учитель здесь и зовет тебя» (Ин.11:28). Мария, обрадовавшись, поспешно встала и пошла из дома. За ней последовали родственники, думая, что она пошла плакать при гробе брата. Увидев Христа, Мария припала к Его ногам и, повторив слова сестры, сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:32). Видя всех скорбящих и плачущих, Иисус заплакал. Святые отцы говорят, что Господь плакал и об умершем друге, и о всём человечестве, пораженном болезнями и смертью. Скорбя, Господь в сопровождении толпы направился ко гробу Лазаря. Гроб по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Думая, что Иисус пришел сюда оплакать умершего, иудеи были удивлены, когда Он велел отвалить камень от гроба. На робкий протест Марфы: «Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39), Иисус сказал: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин.11:40). Когда отвалили камень, Иисус, подняв глаза к небу, стал громко молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин.11:41-42). «Лазарь, иди вон!» – воскликнул Спаситель. Из пещеры появился умерший, обвитый погребальными пеленами, и Иисус попросил снять с него пелены, чтобы Лазарь смог идти.
Чудо воскрешения четверодневного Лазаря потрясло иудеев более чем остальные чудеса Спасителя, и многие уверовали в Иисуса как Мессию.
2) Совещание первосвященников об убиении Христа
(Ин. 11:47-53)
Явное и великое чудо воскрешения Лазаря стало быстро известно всему Иерусалиму. Весть взволновала и взбудоражила иудейские власти. Первосвященники и фарисеи немедленно собрали совет для обсуждения происшедшего и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11:47-48). Боялись, что если все объединятся вокруг Христа, то могут провозгласить Его Царем. Это вызовет репрессии со стороны римлян, и тогда последние остатки национальной свободы будут уничтожены.
Но первосвященник Каиафа резко прервал эти рассуждения, указав, что нужно действовать решительно: «…Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Конечно, руководила им ненависть ко Христу, но первосвященник, несмотря на свой преступный замысел, невольно пророчествует о Спасителе. Христу надлежало умереть за народ, но не для спасения независимости Иудейского царства, а для искупления всего человечества от греха Адама. «…И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52).
На этом совещании был вынесен смертный приговор Иисусу: «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).
3) Предательство Иуды
(Мф.26:3-5;14-16; Мк.14:1-2, 10-11; Лк.22:1-6)
После беседы о кончине мира и Страшном Суде Христос вновь обратил внимание Своих учеников на ближайшие события: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф.26:2). Сказав это, Господь вместе с учениками направился в Вифанию.
В Иерусалиме в это время члены Синедриона собрались, чтобы вновь посовещаться о способах избавиться от Иисуса Христа. Чтобы взять Христа не при народе, нужен был предатель, знающий, где и когда Христос будет Один или только в окружении учеников. Таким предателем стал один из двенадцати учеников Иуда Искариот. Он пришел к первосвященникам, предлагая им за деньги предать Христа: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф.26:15). Члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Иуда взял деньги и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы выдать Синедриону своего Учителя.
Евангелия сообщают, что Иуда хотел предать Христа из-за денег – он был сребролюбцем; но любовь к наживе открыла сердце Иуды и другим страстям, так что он стал орудием диавола в его ненависти и желании погубить Христа.
Проверочные вопросы:
- Чем воскрешение Лазаря особенно потрясло иудеев?
- Как относились фарисеи к Иисусу Христу до воскрешения Лазаря?
- Почему первосвященники задумали убить Иисуса Христа?
- Почему Иуда сам пришел к первосвященникам с предложением?
- Знал ли Иисус Христос о том, что будет предан?
- Как вы думаете, как относился Иисус Христос к Иуде?
- Что представляла собой сумма в тридцать сребреников?
- Как вы думаете, можно ли было Иисусу Христу избежать смерти?