18. Изображение Страшного суда

Цель занятия:

узнать содержание и понять смысл притчи о Страшном Суде

Задачи:

  • узнать о предсказании Иисусом Христом конца света
  • познакомиться с признаками приближения Второго пришествия
  • узнать содержание притчи о Страшном Суде
  • сделать нравственные выводы

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 28 «Предсказание гибели Иерусалима и конца мира» и глава 30 «Учение Иисуса Христа о Страшном Суде».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «Беседа с учениками о разрушении Иерусалима и Втором пришествии», «Беседа о Страшном Суде».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 15. «Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о Его Втором пришествии и кончине мира».

Ключевые понятия:

  • Второе пришествие
  • Страшный Суд

Словарь урока:

  • Воскресение мертвых
  • Любовь к Богу
  • Любовь к ближнему
  • Сострадание
  • Милосердие
  • Сердечность
  • Совесть

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь рассказывает о предстоящем Страшном Суде?
  2. Какое событие будет предшествовать Страшному Суду и каковы его признаки?
  3. Что сможет выручить человека на Страшном Суде, какие его дела?
  4. Почему любовь человека к Богу измеряется Иисусом Христом его любовью к людям?
  5. Почему суд назван «Страшным»?
  6. Кто будет главным обвинителем человека на Страшном Суде?
  7. Может ли человек сделать заранее так много добрых дел, чтобы потом успокоиться, что ему на Страшном Суде уже ничего не грозит?
  8. Можно ли сделать для своего спасения на Страшном Суде добрые дела «из-под палки»?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Просмотр презентации в качестве иллюстрации.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Ход урока. Вариант 2:

Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Просмотр видеоматериалов или презентации о Втором Пришествии и презентации о Страшном Суде.

Обсуждение прочитанного и увиденного, нравственные выводы.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 194. «Притчи о Страшном Суде»:

  1. Телепроект «Читаем Евангелие вместе с Церковью». 23 февраля 2014 года:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 14. «Второе пришествие. Последний Суд»:

1) Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира

(Мф. 24:1-44; Мк. 13:1-37; Лк. 21:5-36)

Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-востоке от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывалась обширная панорама Иерусалима и его окрестностей. Вечером оттуда можно было любоваться великолепным видом огромного и сложного по своей архитектуре храма, который был особенно красив в лучах заходящего солнца. Однажды, когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников сказал: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13:1). Христос сказал в ответ ученику: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:2). Пораженный этим пророчеством, ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова.

Но когда Господь взошел на гору Елеонскую и сел там на высоком месте прямо против храма, к Нему подошли апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мк. 13:4).

Отвечая им, Иисус начал говорить о грядущей судьбе Иерусалима, храма, Иудеи и всего мира. Он сказал, что на святом месте, то есть в Иерусалиме, скоро все увидят полное опустошение и «мерзость запустения», о которых предсказал пророк Даниил (см. Дан. 9:27). Из Иерусалима тогда начнется повальное бегство в горы, но и там беглецы не найдут себе спасения. Многие погибнут от мечей, и множество иудеев будет уведено в плен «во все народы», а развалины Иерусалима займут язычники и будут хозяйничать в Иудее и всей Палестине, «доколе не окончатся времена язычников». Эта гибель Иудеи будет следствием того, что Иерусалим «не узнал времени посещения» (Лк. 19:44) своего, то есть отверг Мессию.

Ужасные несчастья, постигшие Иерусалим, – прообраз грядущей гибели всего мира, отвергнувшего Мессию – Христа. В конце веков настанет время Второго пришествия Иисуса Христа на землю. Но тогда Христос явится как грозный Судья вселенной. Явление Его будет внезапным и очевидным для всех – «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).

Ученики спросили Его о признаках Второго пришествия. Христос сказал, что на земле наступят такие тяжелые времена, каких еще не бывало от сотворения мира. Преступления, предательство, ложь, измена, жестокость, войны, землетрясения, губительство широкой волной распространятся повсюду. Но сначала проповедано будет «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

2) Содержание притчи о Страшном Суде

(Мф. 25:31-46)

Рассказав апостолам о признаках Своего славного Второго пришествия, Господь в притче о десяти девах и в притче о талантах предупредил их о том, что настанет момент, когда каждому человеку придется дать ответ вечному Судии. Так, заповедав им всегда бодрствовать, Иисус далее раскрыл перед учениками картину Страшного Суда в следующей притче.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46).

Господь предупредил людей, что Страшному Суду будет предшествовать всеобщее воскресение из мертвых. Воскреснут все, когда-либо жившие на земле, а те из людей, которые доживут до Его Второго пришествия, полностью изменятся (см. 1 Кор. 15:31-46).

3) Евангельское учение о делах милосердия

Христос многократно и ясно говорил ученикам, что главная заповедь Божия заключается в делах любви и милосердия. По этой главной заповеди и будет совершаться суд. «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Нельзя любить Бога, а к брату своему относиться пренебрежительно, невнимательно или жестоко. Всякое дело, каким бы ни занимался человек, если оно совершается без любви и милосердия, окажется бесполезным и ничтожным. Апостол Павел, разъясняя впоследствии учение Христа о любви, писал коринфским христианам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).

Некоторые думают, что любят Бога и готовы были бы оказать Ему всякое служение, если бы действительно увидели Его. Но они ошибаются, так как не видят Христа в страданиях и нуждах ближних. Кто прошел мимо страдающего человека, хотя бы этот человек и был последним грешником, тот прошел мимо Самого Христа, не узнав Его. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

4) Страшный Суд и совесть человека

Страшный Суд будет судом совести человека. Внешняя формальная правда, что грешник не встречал в своей жизни Христа («когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?»), не даст оправдания. Оправданием послужит только внутреннее состояние духа любви и милосердия, когда человек делает добро не ради награды и самоудовлетворения, а во имя сердечного чувства любви и сострадания к ближнему.

Конечно, любовь не имеет границ и проявление ее может быть бесконечно разнообразным. Так, совесть человека может подсказать ему буквальное исполнение заповеди о помощи ближнему (то есть посетить больных и заключенных, накормить голодных, одеть нагих), но может выражаться и в общественной борьбе с нищетой, бесправием и болезнями, в отношении как отдельных групп, так и всего человечества.

Главное, чтобы не только ум, но и сердце человека участвовало в делах помощи ближнему, иначе добродетель будет холодной и бездушной. «…Если сердце наше не осуждает нас, – пишет апостол Иоанн, – то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21-22).

На Страшном Суде, где обнажатся все наши дела, все наши помышления, и каждый, как в открытой книге, прочтет историю своей жизни и увидит всё, даже самые малейшие движения своей души, определится окончательная судьба людей: одни будут призваны наследовать Царствие Небесное, уготованное им от создания мира, другие же пойдут в муку вечную.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Господь рассказывает о предстоящем Страшном Суде?
  2. Какое событие будет предшествовать Страшному Суду и каковы его признаки?
  3. Что сможет выручить человека на Страшном Суде, какие его дела?
  4. Почему любовь человека к Богу измеряется Иисусом Христом его любовью к людям?
  5. Почему суд назван «Страшным»?
  6. Кто будет главным обвинителем человека на Страшном Суде?
  7. Может ли человек сделать заранее так много добрых дел, чтобы потом успокоиться, что ему на Страшном Суде уже ничего не грозит?
  8. Можно ли сделать для своего спасения на Страшном Суде добрые дела «из-под палки»?