11. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике

Цель занятия:

усвоить смысл притчи о милосердном царе и безжалостном должнике

Задачи:

  • понять учение Иисуса Христа о прощении
  • познакомиться с содержанием притчи о милосердном царе и безжалостном должнике
  • узнать толкование притчи
  • сделать нравственные выводы

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава «Милосердие и прощение. Притча о милостивом царе и злом рабе».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 16 «О прощении обид и притча о немилосердном должнике».

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце».
  2. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VI «Третий год общественного служения Спасителя».

Ключевые понятия:

  • Притча
  • Прощение

Словарь урока:

  • Должник
  • Десять тысяч талантов
  • Сто динариев
  • Милосердие

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему Петр спросил Иисуса Христа именно о необходимости семикратного прощения?
  2. Что за число «семьдесят раз по семь»?
  3. Может ли человек «сосчитаться» с Богом, оставшись ничего Ему не должным?
  4. Когда Бог многое прощает человеку, то чего Господь ждёт от человека в ответ?
  5. В какой молитве, читаемой христианином ежедневно, мы, фактически, обещаем Богу всегда всех прощать?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Просмотр видеоматериалов.

Инсценировка притчи детьми.

Запись в тетрадь ключевых слов.

Закрепление темы с помощью вопросов в форме задания «Две стороны монеты».

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр постановки «Семьдесят раз по семь».

Обсуждение увиденного.

Прочтение учителем Евангельской притчи.

Обсуждение толкования притчи.

Нравственные выводы.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

1.Телепроект «Закон Божий» Часть 206. «Беседа о прощении обид»:

2.Мультсериал «Анимированные Истории Нового Завета». «Прости нам долги наша»:   

3.Телепостановка «Семьдесят раз по семь»:

1) Необходимость прощения

2) Содержание притчи

3) Толкование притчи

4) Нравственные выводы

 

(Лк. 17:3-4) (Мф. 18:21-35)

1) Необходимость прощения

Однажды апостол Петр спросил Христа: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф.18:21). Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая превзойти ветхозаветную праведность и думая показаться великодушным, Петр спрашивает, достаточно ли будет прощать до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до седмижды семидесяти раз, т.е. прощать нужно всегда, неограниченное число раз. В пояснение этой необходимости Господь рассказал ему притчу о милосердном царе и безжалостном должнике.

2) Содержание притчи

Он сказал, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а поскольку он не имел, чем заплатить, то умолял царя простить его. И царь, умилосердившись, простил ему весь долг. Прощенный раб радостным вышел от царя и тут же встретил товарища, который должен был ему ничтожную сумму в сто динариев. Тогда он схватил его и стал душить, требуя немедленного возвращения долга. Товарищ пал к ногам его и, умоляя его, говорил: «Потерпи, и все отдам тебе». Но тот не захотел, пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Об этом происшествии рассказали царю. Царь позвал к себе прощенного раба и сказал ему: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:32-33). И, разгневавшись, государь отдал злого раба истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

3) Толкование притчи

В этой притче под образом царя представляется Сам Господь. Должник, который имел долг десять тысяч талантов, обозначает каждого человека, который перед лицом правды Божией является неоплатным должником, так как 10000 талантов – громадная сумма. Число определенное поставлено здесь, конечно, вместо неопределенного. Человек же является должником перед Богом, потому что не творит добрых дел, которые обязан творить, а вместо того, согрешает. «Сосчитаться» значит требовать уплаты долга, что изображает собою в притче требование Богом отчета от каждого человека на Страшном Суде, а отчасти и на частном суде по смерти каждого человека. По римским законам, заимодавец мог истязать должника своего, доколе он не возвратит свой долг. То, как умилостивившийся царь простил рабу весь долг – прекрасный образ милосердия Божия к кающимся грешникам. Конец притчи, когда царь отдает раба истязателям, пока тот не отдаст ему всего долга, т.е. навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить столь большой суммы, показывает нам, что грешник спасается единственно милосердием Божиим, сам же он никогда своими собственными силами не в состоянии удовлетворить правосудию Божию, как должник неоплатный. Смысл притчи кратко выражен в последнем стихе: «Так и Отец Мой Небесный, – сказал Христос, – поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

4) Нравственные выводы

Этою притчею Господь желает нам внушить, что все мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками; грехи наших ближних против нас столь же незначительны, коль незначительна сумма в сто динариев, по сравнению с громадной суммой в десять тысяч талантов; однако, Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все наши грехи, если мы, в свою очередь, обнаруживаем милосердное отношение к ближним и прощаем им их грехи против нас; если же мы оказываемся жестокими и немилосердными к нашим ближним и не прощаем их, то и Господь не простит нас, а осудит на вечные мучения. Эта притча является прекрасным наглядным разъяснением прошения молитвы Господней: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12).

Проверочные вопросы:

  1. Почему Петр спросил Иисуса Христа именно о необходимости семикратного прощения?
  2. Что за число «семьдесят раз по семь»?
  3. Может ли человек «сосчитаться» с Богом, оставшись ничего Ему не должным?
  4. Когда Бог многое прощает человеку, то чего Господь ждёт от человека в ответ?
  5. В какой молитве, читаемой христианином ежедневно, мы, фактически, обещаем Богу всегда всех прощать?