XII. О восьмом члене Символа веры. Учение Церкви о Святом Духе

Цель занятия – рассмотреть учение Церкви о Святом Духе.

Задачи:

  1. Рассмотреть свидетельства Священного Писания и святых отцов о Божественном достоинстве Святого Духа.
  2. Рассмотреть православное учение об ипостасном свойстве Святого Духа и сравнить его с католическим.
  3. Рассмотреть действие Святого Духа в Церкви.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить православное учение о Боге Троице и ипостасных свойствах Лиц Пресвятой Троицы (см. темы IV.4, IV.5, IV.6).
  2. Предложить слушателям пройти тест "О седьмом члене Символа веры. Второе славное Пришествие Христово. Страшный суд. Царство Христово".
  3. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  4. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по возможности, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Творения. (См.: 3. О Святом Духе и о Божественных именах). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feodorit-kirskiy-blazhennyy/book/68240-feodorit-kirskiy-tvoreniya/#toc7 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 31). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/31 (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. О Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 9).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Об исхождении Святого Духа. Единосущие и Равночестность Св. Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 8-й член) [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: §§ 35, 36, 41-48).

Ключевые понятия:

  • Бог;
  • Духоборы;
  • Равночестный;
  • Ипостась;
  • Ипостасное свойство;
  • Исхождение Святого Духа;
  • Догмат;
  • Единосущие;
  • Плоды Святого Духа;
  • Дары Святого Духа;
  • Усыновление Богу;
  • Обожение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Приведите цитаты из Священного Писания, подтверждающие Божественное достоинство Святого Духа?
  2. Приведите примеры Божественных свойств Святого Духа.
  3. Почему в Символе веры говорится, мы веруем в Святого Духа, «глаголавшего пророки»?
  4. Какими словами Символ веры указывает на равночестность Святого Духа Отцу и Сыну? Приведите подтверждения этого из Священного Писания и святоотеческого наследия.
  5. Почему мы говорим о Святом Духе как о самостоятельном Лице Пресвятой Троицы?
  6. Каким ипостасным свойством обладает Святой Дух? Приведите цитаты из Священного Писания, говорящие об этом.
  7. Почему неверно учение о Filioque?
  8. Какова цель сообщения Святого Духа христианам? В какой мере происходит это сообщение?
  9. Что такое плоды Святого Духа?
  10. Что такое дары Святого Духа?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Вера святых. Бог Святой Дух

Закон Божий. Беседа о восьмой части Символа веры

1. О божественном достоинстве Святого Духа

2. Личное свойство Святого Духа

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

1. О божественном достоинстве Святого Духа

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому...? ... Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3,4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1Кор. 3:16) и «храм... Святого Духа» (1Кор. 6:19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). «Если Дух не достопоклоняем, – говорит свт. Григорий Богослов, – то как же меня делает Он богом в Крещении? А если достопоклоняем, то как же не досточтим? А если досточтим, то как же не Бог? Здесь одно держится другим, это подлинно золотая и спасительная цепь. От Духа имеем мы возрождение, от возрождения — воссоздание, от воссоздания — познание о достоинстве Воссоздавшего».

Таким образом, слово «животворящий» в Символе веры указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например:

а) о всеведении: «Дух все проницает, и глубины Божий» (1Кор. 2:10);

б) о соучастии в деле творения мира «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19), а также апостольское приветствие ап. Павла: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор. 13:13). Здесь наравне называются все три Лица Святой Троицы. Блж. Феодорит Кирский пишет: «если бы Сын или Всесвятый Дух имели тварное естество, то не сопричислялись бы Они к сотворшему Богу; потому что словеса Божии обвиняют послуживших твари паче Творца… Посему явно, что и Сын и Всесвятый Дух имеют не тварное естество. Посему-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Поелику первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святый Дух, ибо сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), то и при воссоздании, при совершении нового творения, справедливо со Отцем иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу; и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых».

Сам Спаситель выразил Божественное достоинство Духа Святого в следующих словах: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12:32).

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское Лицо. Священное Писание говорит о Его благодатных действиях в мире. Свт. Григорий Богослов пишет: «Обрати внимание на следующее. Рождается Христос – Дух предваряет (Лк.1:35). Крещается Христос – Дух свидетельствует (Ин.1:33,34). Искушается Христос – Дух возводит Его (Мф.4:1). Совершает силы Христос – Дух сопутствует. Возносится Христос – Дух преемствует».

О том, что Дух Святой есть носитель личного начала, относятся слова Господа в прощальной беседе с учениками, где Господь называет Духа Святого «Утешителем», Который «придет», «научит», «обличит»: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Ин. 15:26)... «И Он, пришедши, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира этого осужден» (Ин. 16:8-11).

О Духе как о Лице ясно говорит ап. Павел, когда, рассуждая о различных дарованиях от Духа Святого – дарах мудрости, знания, веры, исцелений, чудотворений, различения духов, разных языков, истолкования разных языков, – заключает: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:11).

Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15:26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.

В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6:6), «Дух Христов» (Рим. 8:9). Главнейшие из мест, приводимых римскими богословами: слова Спасителя ученикам о Святом Духе Утешителе: «От Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14); слова ап. Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6); того же Апостола «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9); Евангелие Иоанна: «Дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Равным образом, римские богословы находят в творениях свв. Отцов Церкви места, где нередко говорится о ниспослании Духа Святого «чрез Сына,» а иногда даже об «нисхождении чрез Сына».

Однако никакими рассуждениями никто не может закрыть совершенно определенных слов Спасителя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» – и рядом – других слов: «Дух истины, Который от Отца исходит». Блж. Феодорит, говоря о словах Христа (Ин. 15:26), акцентирует внимание на слове «исходит». Он пишет: «не говорит же: изыдет, но: исходит, показывая тождество естества, нераздельность и безразличие сущности и единение Ипостасей. Ибо исходящее неотлучно от того, от кого исходит». Св. Отцы Церкви не могли ничего другого вкладывать в слова «чрез Сына», как только то, что содержится в Священном Писании.

В данном случае римо-католические богословы смешивают два догмата: догмат личного бытия Ипостасей и непосредственно связанный с ним, однако особый, догмат единосущия. Что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, что поэтому Он есть Дух Отца и Сына, это непререкаемая христианская истина, ибо Бог есть Троица единосущная и нераздельная.

Ясно выражает эту мысль блж. Феодорит: «О Духе Святом говорится, что не от Сына или чрез Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

И в православном богослужении часто слышим слова, обращенные к Господу Иисусу Христу: «Духом Твоим Святым просвети нас, наставь, сохрани...». Православно также само по себе выражение «Дух Отца и Сына». Но эти выражения относятся к догмату единосущия, и его необходимо отличать от другого догмата, догмата рождения и нисхождения, в котором указывается, по выражению свв. Отцов, бытийная Причина Сына и Духа. Все восточные Отцы признают, что Отец есть – единственная Причина – Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат нисхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне – «чрез», чтобы оградить выражение «от», относящееся только к Отцу. Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит: «Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй», но особым местом Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам. Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1Кор. 6:19).

Свт. Василий Великий говорит: «К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца… Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которого наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа… Чрез Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого — обожение».

Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2:18), становимся сынами Божиими (Рим. 8:14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2Кор. 3:17). Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных Таинствах. «Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:4-6).

 «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «... любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1Кор. 12:1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Проверочные вопросы:

  1. Приведите цитаты из Священного Писания, подтверждающие Божественное достоинство Святого Духа?
  2. Приведите примеры Божественных свойств Святого Духа.
  3. Почему в Символе веры говорится, мы веруем в Святого Духа, «глаголавшего пророки»?
  4. Какими словами Символ веры указывает на равночестность Святого Духа Отцу и Сыну? Приведите подтверждения этого из Священного Писания и святоотеческого наследия.
  5. Почему мы говорим о Святом Духе как о самостоятельном Лице Пресвятой Троицы?
  6. Каким ипостасным свойством обладает Святой Дух? Приведите цитаты из Священного Писания, говорящие об этом.
  7. Почему неверно учение о Filioque?
  8. Какова цель сообщения Святого Духа христианам? В какой мере происходит это сообщение?
  9. Что такое плоды Святого Духа?
  10. Что такое дары Святого Духа?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Творения. (См.: 3. О Святом Духе и о Божественных именах). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/feodorit-kirskiy-blazhennyy/book/68240-feodorit-kirskiy-tvoreniya/#toc7 (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 31). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/31 (дата обращения: 31.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. О Святом Духе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/ (дата обращения: 31.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 9).
  2. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Об исхождении Святого Духа. Единосущие и Равночестность Св. Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Толкование не Символ веры. (См.: 8-й член) [Электронный ресурс]. – http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/ (дата обращения: 31.03.2016).
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин, 2006. (См.: §§ 35, 36, 41-48).

Видеоматериалы:

Вера святых. Бог Святой Дух

Закон Божий. Беседа о восьмой части Символа веры