VI.13. Праздники и посты. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и богослужебные тексты праздников: Покрова Пресвятой Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю и значение Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Рассмотреть тематику богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы.
  3. Рассмотреть историю и значение Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  4. Рассмотреть тематику богослужебных текстов Введения во храм Пресвятой Богородицы.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить смысл и значение изученных православных праздников (можно использовать иконы – см. иллюстрации 1-4).
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, и, по возможности, дополнительную литературу, выучить тропари и кондаки Покрова Пресвятой Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, ознакомиться с видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама. Омилии. (См.: Омилия 57). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/54/ (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Герман Константинопольский, свт. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/slovo-na-vkhod-v-khram-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).
  3. Николай Сербский, свт. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/42057.html (дата обращения: 24.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/3#note46  (дата обращения: 24.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

Ключевые понятия:

  • Покров Пресвятой Богородицы;
  • Омофор;
  • Мафорий;
  • Влахернский храм;
  • Отроковица;
  • Святое Святых;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. С каким событием связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
  2. Почему в Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем? В чем это отражается?
  3. Каково содержание богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы? Какие ветхозаветные прообразы в них упоминаются?
  4. В каком возрасте Пресвятая Дева была введена во храм? Как это происходило?
  5. Что говорит Священное Предание о пребывании Девы Марии в храме?
  6. Почему в богослужебных текстах Введения во храм Пресвятая Богородица называется храмом Божиим?
  7. Приведите примеры обстоятельств Входа во храм Девы Марии, упоминаемых за богослужением Праздника.

Иллюстрации:

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедникРоспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. СербияПокров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. ГрецияПокров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

Видеоматериалы:

1. КФ "Кино-телекомпания "Православная энциклопедия". Покров Пресвятой Богородицы

2. Закон Божий. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. ТК. "Радость моя"

3. Передача "Дорога к храму". Покров Пресвятой Богородицы

4. Студия "Неофит". ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ПРАЗДНИКИ

5. Рождество Пресвятой Девы Марии. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

6. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Лето Господне

7. Студия "Неофит". ПОКРОВ. ПРАЗДНИКИ

 

 

 

 

 

 

1.  История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

2.  Богослужебные тексты Покрова Пресвятой Богородицы

3.  История и значение праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4.  Богослужебные тексты Введения во храм Пресвятой Богородицы

1. История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он был установлен в честь явления Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому около 930 года. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины[1], которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров (омофор или мафорий), и молились. В житии святого Андрея так говорится об этом видении. Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний – знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх). В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и спросил:

– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

– Вижу, отец мой духовный, – отвечал тот.

Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.И пока они смотрели, Она, преклонив свои колена, молилась долгое время, обливаясь слезами. Окончив молитву, Богородица подошла к престолу и просила Господа за предстоящий народ. Наконец, Она сняла с Себя покрывало, которое носила на голове Своей, и держа его с великою торжественностью, Своими Пречистыми руками распростерла его над всем стоящим народом.

Эти чудные мужи – Андрей и Епифаний – довольно долго смотрели на распростертое над головами покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

В день этого праздника мы не только вспоминаем событие, которое произошло с блаженным Андреем, но прославляем Божию Матерь за то, что Ее Покров, Ее молитва за нас простираются над всею Церковью. Мы веруем в то, что Пресвятая Богородица покрывает нашу землю. Такой покров – это защита от нападений злых духов, от невзгод, помощь в благочестивых делах и христианской жизни.

«Двойная радость для нас в этом празднике, – говорит свт. Николай Сербский, – одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога… о том, что праведники наследуют Царство Божие свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с Покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись; Чтобы каждую каплю крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ; Чтобы за каждую каплю крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не получил широкого распространения в Греции. На Руси же он превратился в один из наиболее почитаемых Богородичных праздников. Установленный около 1164 года благоверным князем Владимирским Андреем Боголюбским, он сразу же приобрел большую популярность: образ Богоматери, покрывающей народ Своим омофором, полюбился русским людям. В 1165 году был построен первый на Руси Покровский храм – церковь Покрова-на-Нерли. Впоследствии храмы в честь Покрова возникли во многих русских городах. Наиболее известный из них – Покровский собор на Красной площади в Москве (храм Василия Блаженного).Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В богослужебных текстах праздника говорится о Божией Матери как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих:

«Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея»[2].

«Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, моляши Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша»[3].

«Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превеч наго Бога»[4].

Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно»[5]. Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см.: Исх. 26:1-30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.: Исх. 25:10-22), светильник (см.: Исх. 25:31-40), сосуд С манной (см.: Исх. 16:33-34) и жезл Ааронов (см.: Чис. 17:1-8). Другие прообразы — руно Гедеона (см.: Суд. 6:36-40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.: Авв. 3:3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан. 2:34), и одр Соломона (см.: Песн. 3:7-10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона:

«Скинию Тя Моисей, и жезл Аронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси...»[6];

«Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще покров, честно празднуем»[7];

«Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде...»[8];

«...Радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[9];

«Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым...»[10];

«Одр Тя древле Соломон написа, и ложницу Небесного Царя, обступаему Серафимы...»[11];

«Гору Тя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо семени родися Христос, сокруши всю демонскую лесть и всю Своея веры исполни землю...»[12];

«Гора, усыренная Духом, юже Аввакум виде, точащую верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны...»[13];

«Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое...»[14].

На Покров пресвятой Богородицы облачение бывает всегда голубое, как во всякий Богородичный праздник.

Тропарь,

глас 4:

Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак,

глас 3:

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября / 4 декабря, является смысловым продолжением Рождества Богородицы. Его сюжет тоже основан на «Протоевангелии Иакова». Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, – отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

 «Кругом храма, — пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени. Свт. Григорий Палама объясняет это следующим образом: «Она же и в этом (раннем) возрасте будучи исполнена божественных благодатей и не лишенная зрелого ума, более чем прочие сознавала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и тем, что было в Ее силах, показала это: так что не столько Она была ведома, сколько Сама по Себе приступает к Богу по Своему почину, как бы естественно окрыляемая к священной и божественной любви и полагающая за вожделенный и за достойный Ее (Девы) вход во Святая Святых и обитание там».

Первосвященник (им по преданию был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя) по внушению Святого Духа предвидел тайну Ее великого будущего. Он произнес такие слова: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление» и ввел трехлетнюю Марию во Святое святых, куда мог входить лишь первосвященник один раз в год. После этого Она была оставлена на воспитание в храме, где проводила время в молитве и чтении Священного Писания. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни лучший и чистейший прочих, удаляясь от всякого общения с неправедными мужами и женами».

Святые праведные Иоаким и Анна, вручив свою Дочь воле Небесного Отца, принесли дары и жертвы Богу. Получив благословение от священников, они возвратились со своими родственниками домой и устроили там пир, веселясь и благодаря Бога.

В «Слове на Вход в храм Пресвятой Богородицы» свт. Герман Константинопольский показывает, что Пресвятая Дева Мария и Ее вхождение во храм есть исполнение ветхозаветных пророчеств: «Ты – Праотец и Богоотец Давид, приятно потрясая музыкальным орудием, издай благогласнейший звук на струнах Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонм отроковиц, как “приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся” (Псал. 44:15)… И ты, громогласный Иезекииль, держащий Богоданный свиток животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатленной двери, обращенной к востоку и проходимой для Бога!… теперь взываю к Тебе с Давидом: “слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея” (Псал 44:11-12)».

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. СербияТочная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках.

В богослужебных текстах центральное место занимает образ Богородицы как храма Божия. Пречистая Дева еще прежде зачатия была освящена для Бога, а родившись на земле, была принесена в дар Ему. Она была храмом Божиим от рождения и вместе с Собою ввела в ветхий Иерусалимский храм новую благодать:

«Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, едина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный жити во святых...»[15];

«Внутрь в храм Божий, боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая...»[16];

«Превышши Пречистая небес бывши храм и палата, в храм Божий возложилася еси, Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его»[17];

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное»[18].

Как и в богослужениях других Богородичных праздников, в службе Введения во храм упоминаются основные ветхозаветные прообразы Богоматери (мы перечислили их выше, говоря о празднике Покрова), упоминаются и различные детали празднуемого события. В частности, говорится о том, что, ведя Богородицу в храм, Анна призывает других отроковиц со свечами, чтобы они шли перед Ней:

«Анна Божественная благодать яве, / от благодати данную, чистую Приснодеву / приводит с веселием в храм Божий, / призвавши ити пред Нею oтроковицам, / свещи носящим, и глаголющи: / пойди, Чадо, / Давшему Тя буди возложение и благовонный фимиам. / Вниди в незаходимая, и увеждь тайны, / и уготовися быти Иисусово вместилище, веселое и красное, / подающаго миру велию милость»[19].Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Встречая Марию и Ее родителей на пороге храма, Захария вступает с Анной в диалог, спрашивая, сможет ли храм вместить Ту, Которую проповедали пророки:

«Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: / Жизни Матерь вводиши истинную, / Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, / и како храм вместит Ю? / Тем чудяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа»[20].

Во время пребывания Богородицы в храме Ей приносит пищу Архангел Гавриил:

«По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, / пришла eси в храм Господень / воспитатися во святая святых, яко освященна; / тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, / пищу Тебе принося. / Небесная вся удивишася, / зряще Духа Святаго, в Тя всельшася. / Темже, Пречистая и Нескверная, / яже на Небеси и на земли славима, / Мати Божия, спаси род наш»[21].

Цвет облачений духовенства на Введение во храм Пресвятой Богородицы — голубой.

Тропарь,

глас 4

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак,

глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Проверочные вопросы:

  1. С каким событием связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы?
  2. Почему в Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитаем? В чем это отражается?
  3. Каково содержание богослужебных текстов Покрова Пресвятой Богородицы? Какие ветхозаветные прообразы в них упоминаются?
  4. В каком возрасте Пресвятая Дева была введена во храм? Как это происходило?
  5. Что говорит Священное Предание о пребывании Девы Марии в храме?
  6. Почему в богослужебных текстах Введения во храм Пресвятая Богородица называется храмом Божиим?
  7. Приведите примеры обстоятельств Входа во храм Девы Марии, упоминаемых за богослужением Праздника.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама. Омилии. (См.: Омилия 57). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/54/ (дата обращения: 24.03.2016).
  2. Герман Константинопольский, свт. Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/slovo-na-vkhod-v-khram-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).
  3. Николай Сербский, свт. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/42057.html (дата обращения: 24.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/3#note46  (дата обращения: 24.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Введение во храм Пресвятой Богородицы).
  2. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/ (дата обращения: 24.03.2016).

Видеоматериалы:

1. КФ "Кино-телекомпания "Православная энциклопедия". Покров Пресвятой Богородицы

2. Закон Божий. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. ТК. "Радость моя"

3. Передача "Дорога к храму". Покров Пресвятой Богородицы

4. Студия "Неофит". ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ПРАЗДНИКИ

5. Рождество Пресвятой Девы Марии. Закон Божий. Телеканал "Радость моя"

6. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. Лето Господне

7. Студия "Неофит". ПОКРОВ. ПРАЗДНИКИ

 

 

 

 

 

[1] По другим данным на Константинополь нападали славяне-язычники.

[2] Покров Пресвятой Богородицы, малая вечерня, 3 стихира на «Господи воззвах».

[3] Покров Пресвятой Богородицы, тропарь Праздника.

[4] Покров Пресвятой Богородицы, кондак Праздника.

[5] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 3.

[6] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 2.

[7] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 1, тропарь 3.

[8] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 3, тропарь 4.

[9] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 1.

[10] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 4, тропарь 2.

[11] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 5, тропарь 1.

[12] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 6, тропарь 3.

[13] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, тропарь 2.

[14] Покров Пресвятой Богородицы, утреня, канон, песнь 7, ирмос.

[15] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 1 стихира на «Господи воззвах».

[16] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 3 стихира на стиховне.

[17] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 1, тропарь 2.

[18] Введение Пресвятой Богородицы во храм, кондак праздника.

[19] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[20] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, песнь 8, тропарь 2.

[21] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».