25. Таинство Причащения

Цель занятия:

познакомиться с Таинством Причащения

Задачи:

  • узнать, когда и как совершается Таинство Причащения
  • понять смысл и значение Таинства Причащения
  • познакомиться с необходимым приготовлением к Причащению

Использованная литература:

  1. Рукова С. О Таинствах Церкви в изложении для детей. – М.: Стогна, 2003.
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Урок 11.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
  2. Крецу Л. Шаг за шагом в мир Православия: Младший школьный возраст: Книга для воскресных школ и семейного чтения. – Кишинев: Камно, 2012.
  3. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Раздел №5. «Учение Православной Церкви о Таинствах». «Таинство Евхаристии. Божественная Литургия».

Ключевые понятия:

  • Причащение
  • Евхаристия

Словарь урока:

  • Литургия
  • Благодарение
  • Жертва
  • Преложение
  • Хлеб и вино
  • Тело и Кровь Христовы
  • Бессмертие
  • Спасение

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Евхаристия?
  2. Как была установлена Евхаристия?
  3. Как нужно готовиться к Святому Причащению?
  4. Как часто нужно причащаться христианину?
  5. Что нужно делать, чтобы быть угодным Богу?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Раскрашивание детьми раскраски.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 21. «Таинство Причащения»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Таинство Евхаристии»:

 

1) Литургия

Самое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, «общее дело» или «общее служение». Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям. Центром литургии является Евхаристия. Это тоже греческое слово переводится как «благодарение». По-русски мы называем Евхаристию Причащением.

2) Евхаристия

В жизни мы часто благодарим людей – за пищу и одежду, за подарки и поздравления, за внимание и помощь в трудных обстоятельствах.

Таинство Евхаристии действительно начинается с благодарения. Мы благодарим Бога за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния, которые Он оказывает нам через людей или обстоятельства, за спасительные страдания и крестную смерть Сына Божия, Иисуса Христа, за Его воскресение и вознесение, за Божественное милосердие и возможность обращаться к Творцу.

Один замечательный богослов сказал: «Благодарение – это опыт рая», то есть тот опыт, который человек получил в непосредственном общении с Богом Творцом до своего грехопадения, до изгнания из рая.

Подобно тому как в жизни мы лично благодарим того, кто нам помог или нас одарил, так и благодарение возможно только в присутствии Того, Кого мы благодарим.

Молитвы благодарения и славословия постепенно подводят нас к самому главному – таинству преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

3) Установление Таинства Евхаристии

Это таинство установил Сам Господь накануне Его распятия, во время Тайной Вечери (пасхальной трапезы) с учениками. Господь выбрал праздник Пасхи не случайно, ведь этот праздник посвящен освобождению избранного народа из египетского плена.
Сын Божий избирает Пасху, праздник воспоминания об освобождении от рабства, чтобы принести в жертву Себя для избавления всего человечества от власти греха, от власти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Господь оставляет нам Себя на все времена в таинстве Евхаристии.

Вот Его слова, которые мы читаем в Евангелии и слышим на литургии: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и … сказал: – Примите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов… И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: – Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».
И, воздевая дары (хлеб и вино) над престолом, священник возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся».

Бескровная жертва (хлеб и вино) с благодарением приносится за весь мир. В алтаре молится священник о том, чтобы хлеб и вино действием Духа Святого стали Телом и Кровью Христовыми. И эта молитва услышана: таинственным образом хлеб и вино становятся бессмертной пищей – Телом и Кровью Господа. В Евангелии Сам Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

4) Соединение со Христом

Как словосочетание «небо и земля» в Библии означают вселенную, так и слова «плоть и кровь» означают всю полноту Божества Господа Иисуса Христа. Причащаясь святых Христовых Тайн, мы принимаем в себя Самого Христа – Его любовь и мудрость, Его чистоту и верность, Его беспредельное доверие Отцу и бессмертие и многие другие Божественные достоинства, которые постепенно изменяют нас самих.

«Сие творите в Мое воспоминание», – заповедал Господь ученикам и всем нам.
За этими словами тоже скрыта тайна. Совершая Евхаристию, мы таинственным образом участвуем в той самой Тайной Вечере, на которой присутствует Господь со Своими учениками. Причащаясь, мы более тесно соединяемся со Христом, чтобы войти в вечную жизнь, которую имеет Христос и дарует принимающим Его.

Святой Николай Кавасила: «По обещанию Господа, именно через Святое Причащение Христос обитает в нас и мы во Христе. Если Христос обитает в нас, какие ещё блага нам нужны? Что может дать больше радости, чем принятие Христа в наши души? Христос останавливает лукавые стрелы, нацеленные в нашу сторону, защищает нас от любого нападения, потому что Он – наше спасение».

5) Приготовление к Святому Причащению

Приготовление к Святому Причащению совершается постом и молитвой. Желающему причаститься нужно исповедовать свои грехи перед священником. Особенно важно в эти дни совершать дела любви и милосердия, но прежде всего, нужно примириться со всеми и простить всех, обидевших нас. Святое Причастие всегда принимается натощак, так как нет ценнее еды или питья, чем любовь Христова, дарованная нам в Евхаристии.

Церковь призывает верующих всегда быть готовыми к Причащению и приступать к нему как можно чаще (или хотя бы один раз в месяц). Если, по разным причинам, это невозможно, каждый христианин обязан исповедоваться и причащаться во время четырёх постов года: перед Рождеством Христовым, в Великий пост перед Пасхой, в Петров пост и в Успенский пост.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Евхаристия?
  2. Как была установлена Евхаристия?
  3. Как нужно готовиться к Святому Причащению?
  4. Как часто нужно причащаться христианину?
  5. Что нужно делать, чтобы быть угодным Богу?