17. Восстание народа и осуждение на 40-летнее странствование по пустыне. Медный змей

Цель занятия:

познакомиться с причинами, по которым еврейский народ был осужден на сорокалетнее странствование

Задачи:                   

  • узнать, как народ отреагировал на известия разведчиков о земле Ханаанской
  • понять причину гнева Божия на еврейский народ
  • познакомиться еще с несколькими примерами ропота в народе
  • познакомиться с чудом исцеления от медного змея

Использованная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Главы «У границ Ханаана. Посылка соглядатаев», «Сорокалетнее странствование по пустыне».

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава XIII.
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Глава «Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий».

Ключевые понятия:

  • Ропот
  • Ханаан

Словарь урока:

  • Моисей
  • Израильский народ
  • Соглядатаи
  • Иисус Навин
  • Халев
  • 40 лет
  • Непослушание
  • Корей
  • Дафан
  • Авирон
  • Медный змей

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Как называлась земля обетованная?
  2. Кого послали евреи в землю обетованную?
  3. Что решили сделать евреи, когда услышали слова разведчиков?
  4. Что показали евреи этим решением?
  5. Почему Господь наказал евреев столь долгим пребыванием в пустыне?
  6. Какие еще примеры ропота евреев тебе известны?
  7. Почему Корей, Дафан и Авирон были наказаны столь жестоко?
  8. В чем провинился перед Богом Моисей, когда добыл воду из скалы?
  9. Прообразом кого является медный змей?

Ход урока:

Повторение пройденного с помощью решения кроссворда.

Рассказ учителя по новой теме. Подкрепление рассказа иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью устного ответа на вопросы.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 137. «Сорокалетнее странствование евреев»:

  1. Мультфильм «Моисей»:

  1. Мультсериал «Библия в анимации». «Моисей»:

1) Соглядатаи в Ханаане

Как когда-то столп облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40:36-38).

И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13:19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов.

2) Ропот израильтян

Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14:2-3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта.

Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенило скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14:11-12).

3) Молитва Моисея и наказание Божие

Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14:22-23). В наказание за непослушание израильтянам теперь предстоит скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончит свою жизнь все старшее поколение. Наказание не распространялось, однако, на Иисуса Навина и Халева. В награду за непоколебимую веру в промысл Божий их ожидала высокая честь – вести молодое поколение в Ханаан.

Весть о сорокалетнем странствовании в пустыне опечалила израильский народ. На следующий день зачинщики бунта, собрав большое войско, решили самовольно, без благословления Божия, предпринять завоевание обетованной земли, но при первом же столкновении с амаликитянами и ханаанеянами были  разбиты. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрёл власть над своим народом.

4) Корей, Дафан и Авирон

Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его карались беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и, особенно против закрепления власти

священства за потомками Аарона и коленом Левиным (Числ., гл. 16). Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея. Возмущение приняло огромные размеры и не утихало, несмотря на увещания Моисея. Тогда народ постиг страшный суд Божий: под восставшими разверзлась земля и поглотила людей Кореевых и все дома их; затем вышел огонь и уничтожил двести пятьдесят мужей, самовольно притязавших на священство. Когда и после этого волнение не утихало, началась в народе болезнь, от которой умерло еще 14 700 человек. И, наконец, было дано особое знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии, но расцвел только жезл Аарона (Числ., гл. 17). По повелению Божию, чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег Завета – в память будущим родам. Это жезл стал прообразом рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа.

5) Вода из скалы

Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. В пустыне Син израильский народ ещё раз испытал бедствия от недостатка воды. Не терпеливые израильтяне снова подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду» (Чис.20:8).

Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошёл к скале; но на этот раз поколебалась и их вера. Преодолевая своё сомнение, Моисей два раза ударил жезлом по скале, и совершилось чудо – из горы забил родник свежей горной воды. Люди и скот утолили жажду, но Моисей и Аарон за своё маловерие были наказаны Господом. Обращаясь к ним, Господь сказал: «За то, что вы не поверили Мне, <…> не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис.20:12).

Моисей на некоторое время поколебался в когда-то святой и несокрушимой надежде на помощь Божию. Поэтому случай в пустыне Син решил его судьбу. Моисею вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением народа надлежало теперь умереть в пустыне. Новое поколение должен был вести новый вождь.

6) Смерть Аарона

Прошло сорок лет с того дня, как израильтяне покинули границы Египта. Старое поколение, вышедшее из Египта, постепенно вымирало. За это время подросло новое поколение, воспитанное в пустыне и не знавшее удобств городской жизни. С этим новым, закалённым в пустыне народом Моисей и направился вновь к границам Ханаана для завоевания обетованной земли.

Едва израильтяне собрались в поход, как заболел первосвященник Аарон. Моисей по повелению Божию на глазах всего народа возвёл умирающего первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара, третьего сына Аарона. Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребён.

7) Медный змей

Двигаясь на юг по длинному каменистому ущелью, страдая от недостатка воды и пищи, утомлённые израильтяне стали опять роптать на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Видя наказание Божие, израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым. Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя, о чем Он Сам сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15). Православные люди верят, что Христос – Спаситель, поэтому тот, кто верит в Него, исцеляется от своих грехов, как исцелялись в давние времена израильтяне от яда змей, и спасается от вечной смерти.

Проверочные вопросы:

  1. Как называлась земля обетованная?
  2. Кого послали евреи в землю обетованную?
  3. Что решили сделать евреи, когда услышали слова разведчиков?
  4. Что показали евреи этим решением?
  5. Почему Господь наказал евреев столь долгим пребыванием в пустыне?
  6. Какие еще примеры ропота евреев тебе известны?
  7. Почему Корей, Дафан и Авирон были наказаны столь жестоко?
  8. В чем провинился перед Богом Моисей, когда добыл воду из скалы?
  9. Прообразом кого является медный змей?