13. Годовой круг богослужения

Цель занятия:

понять структуру богослужебного года

Задачи:

  • узнать, из каких двух крупных частей состоит годовой круг
  • понять, что такое подвижные и неподвижные праздники
  • узнать, какие праздники относятся к двунадесятым
  • узнать о некоторых народных традициях, связанных с церковным годовым кругом

Использованная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Структура церковного года».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 5. Глава «О порядке церковных богослужений».
  3. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. М.:2009. Урок 31.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.

Ключевые понятия:

  • Годовой круг богослужения

Словарь урока:

  • Месяцеслов
  • Пасхалия
  • Пасха
  • Праздников праздник
  • Двунадесятые праздники
  • Подвижные праздники
  • Неподвижные праздники

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему христиане каждый свой год, каждую неделю, каждый день связывают с Богом?
  2. Какой самый главный праздник церковного года?
  3. Когда начинается церковный год?
  4. Какие праздники называют двунадесятыми?
  5. Какие праздники мы празднуем зимой?
  6. Дни каких великих святых обозначены на схеме?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Запись в тетради ключевых слов.

Зарисовка схемы годового богослужебного круга.

Дети расшифровывают "Ледяное послание".

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Вводное слово учителя по новой теме.

Дети изготавливают под руководством учителя церковные календари с помощью заранее распечатанных заготовок.

Объяснение учителем нового материала с использованием полученных календарей.

Закрепление темы с помощью презентации.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 79. «Годовой круг церковных богослужений»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Православные праздники».

1) Годовой круг богослужений

Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

2) Месяцеслов

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за определенным числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. О том, что такое пост, мы поговорим с вами на ближайших уроках. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 14 сентября.

В году бывает двенадцать праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми («двунадесять» – по-церковнославянски означает число 12). Самые главные праздники Месяцеслова – это неподвижные двунадесятые праздники, которых всего девять:

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября,

2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября,

3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря,

4. Рождество Христово – 7 января,

5. Крещение Господне или Богоявление – 19 января,

6. Сретение Господне – 15 февраля

7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля,

8. Преображение Господне – 19 августа,

9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Первый большой праздник церковного года это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

3) Пасхалия

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

На период Пасхалии приходятся 3 двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в 40-й день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница или День сошествия Святого Духа на апостолов празднуется на 50-й день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье.

4) Праздник Пасхи

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 4 апреля и не позже 8 мая, в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

5) Другие праздники

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся на Господские, Богородичные и святых.

6) Народные традиции

Вся жизнь православных христиан связана с Церковью и богослужением. Особенно это было видно в давние времена. Сентябрь, когда празднуется Рождество Девы Марии, у русских людей был связан с Богородицей. Даже о сентябрьских паутинках говорили: «Богородица пряжу прядёт».

Очень чтили на селе праздник Покрова. К этому времени крестьяне завершали полевые работы, засевали под зиму поля, продавали на базаре всё лишнее, поэтому время празднования Покрова было самым удобным для свадеб. В этот день во многих храмах можно было видеть радостных, нарядных молодых, приехавших на венчание. После венчания три дня пировали.

К Рождеству готовились не только постом, но и старались, чтобы и во дворе, и в доме всё было чисто и убрано. А накануне Рождества, в сочельник, многие старались проявить особенное воздержание – не ели до появления на небе первой звезды. А после Рождества – святки, особенные святые дни, когда и на службы ходили, и празднования устраивали, и гостей принимали.

Подходил Великий пост, на масленицу пекли блины, ходили в гости, устраивали игры, но помнили, что ещё немного – и наступит время поста, когда уже нужно будет оставить забавы и воздержанием, молитвой очищать душу от всякой нечистоты. Перед Пасхой, на Страстной седмице, оставляли работу и шли в храм. Как же можно было поступать иначе, если в эти дни в храме вспоминаются страшные страдания, которые претерпел Христос за грехи людские, Его распятие и смерть на Кресте. Зато после торжественной Пасхальной службы – всеобщая радость: «Христос Воскресе!» И впереди снова нерабочая неделя, но на этот раз, – неделя самого торжественного и радостного праздника.

К празднику Святой Троицы и храмы, и жилища украшали цветами и берёзовыми веточками, а на пол настилали свежескошенную траву. В этот день Церковь вспоминает о схождении на апостолов Святого  Духа, Который даёт жизнь всему живому на земле. Поэтому как бы сама природа в этот день присутствует в храме и разделяет с людьми радость праздника. А в конце церковного года, в праздник Успения, с крестным ходом обносили вокруг храма плащаницу с изображением Божией Матери, вспоминая, как в давние времена провожали в последний земной путь Деву Марию апостолы и Её близкие. Путь перед плащаницей устилали цветами. Такой чести, несомненно, достойна Та, благодаря Которой на землю пришёл Спаситель.

То, что здесь рассказано, относится, конечно, не только к давним временам. Многие традиции поддерживаются и сейчас.

Проверочные вопросы:

  1. Почему христиане каждый свой год, каждую неделю, каждый день связывают с Богом?
  2. Какой самый главный праздник церковного года?
  3. Когда начинается церковный год?
  4. Какие праздники называют двунадесятыми?
  5. Какие праздники мы празднуем зимой?
  6. Дни каких великих святых обозначены на схеме?