8. Жизнь Ноя и его детей после потопа

Цель занятия:

познакомиться с историей проклятия Хама и историей строительства вавилонской башни

Задачи:

  • понять, в чём состоял грех Хама
  • обсудить правильное отношение к родителям
  • понять, для чего люди начали строить башню в Вавилоне
  • узнать, как Бог остановил строительство вавилонской башни
  • понять, в чем состоит грех гордости

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 7.
  2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Урок 5.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, Глава V.

Ключевые понятия:

  • Хамство
  • Вавилон

Ключевые понятия:

  • Хам
  • Сим
  • Иафет
  • Сыновняя любовь
  • Нагота
  • Гордость
  • Столп
  • Столпотворение

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что сделал Хам?
  2. Что предсказал Ной?
  3. Как надо относиться к родителям?
  4. Для чего людям понадобилась башня в Вавилоне?
  5. Были ли наказаны Богом строители вавилонской башни?
  6. Как переводится слово «Вавилон»?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Дети выполняют коллективную поделку «Поезд».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя о детях Ноя - Хаме, Симе и Иафете, сопровождаемый иллюстрациями.

Игра: Детям раздаётся равное количество пластилина и ставятся перегородки, чтобы дети не видели друг друга (можно просто развернуть их в разные стороны). После того как дети приготовились – даётся команда «лепить кирпичи». Размеры, формы и другие подробности, как изготавливать кирпичи, говорить не надо. После того как все кирпичи готовы, дети должны попытаться собрать из неё башню. Как правило, кирпичи получаются разные и крепкую высокую башню из них построить нереально.

Рассказ учителя о вавилонской башне, сопровождаемый иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 120. «Жизнь Ноя и его детей после потопа»:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Вавилонская башня»:

  1. Телепроект «Остров открытий». Часть «Вавилонская башня».

1) Грех Хама

После Потопа Ной стал возделывать землю, научился выращивать виноград. Однажды он выпил слишком много вина, опьянел и заснул обнаженным, ничем не покрывшись. Увидев это, его сын Хам стал смеяться над ним и рассказал про него своим братьям. Но Сим и Иафет не одобрили поступок своего брата и поступили иначе. Они решили проявить сыновнюю любовь к отцу: пошли в шатер, где лежал Ной, и отводя глаза, чтобы не видеть наготы, заботливо покрыли своего отца.

Когда Ной проснулся и узнал, как вёл себя его сын, он очень огорчился и предсказал, что потомки Хама будут рабами потомков Сима и Иафета. А Сима и Иафета Ной благословил и предсказал, что в потомстве Сима родится Спаситель, и что у Иафета будет большое потомство. Поступок Хама настолько некрасив, что даже имя его люди стали использовать в своей речи для обозначения грубых, дерзких и неприличных поступков по отношению к другим людям. Такие поступки называют хамством.

2) Любовь к родителям

Осуждение родителей, насмешки над ними – очень тяжёлый грех. Для того чтобы маленький ребенок мог вырасти, много нужно родителям положить любви, труда и забот, и часто надо родителям забывать себя и жертвовать собой. Почти всегда дети чувствуют это и любят своих родителей. Наступит день, когда силы детей увеличатся, а силы родителей уйдут, – тогда дети должны будут заботиться о них, чтобы всё у них было: беречь их слабость, охранять их; мы никогда не должны осуждать родителей и тем более смеяться над ними.

А что делать, если родители грешат? Как ребёнку относиться почтительно к родителям, если они на его глазах совершают порочные поступки? Конечно, к таким поступкам нельзя относиться равнодушно. Их нельзя одобрять, нельзя им подражать, но при этом всё равно нужно уважать и любить родителей. Эти их поступки – своего рода духовная болезнь, которой они заболели, может быть, оттого, что их мало любили. В любом случае мы не можем их осуждать. Одна обязанность всегда остается у нас неизменной в отношении родителей: это молитва о них. Даже смерть в этом ничего не меняет. Так и умершие родители не перестают молиться о своих детях, и их молитва утверждает благополучие детей.

3) Строительство вавилонской башни

Сначала все люди жили в Араратской долине и говорили на одном языке. Затем они стали переселяться в другие места, где были благоприятные условия для жизни. Стали возникать первые государства. Один из потомков Хама – Нимрод – основал город, который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов.

И сказали люди, бывшие с Нимродом, друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Возможность по-новому строить наполнила людей гордостью, они казались сами себе необыкновенными. В Библии написано: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя...» (Быт.11:4) «Сделать себе имя» – означает жить вечно. Древние люди верили, что пока имя человека помнится, он ещё живет. Но жизнь земная и вечная жизнь в воле Бога, а потомки Хама хотели получить бессмертие за свои технические достижения. Им казалось, что они делают что-то очень важное, и башня их может достать до небес. Но с высоты Божией они были лишь маленькими человечками, которые суетились внизу на земле. Из-за греха гордости они захотели добраться до неба, то есть, чуть ли не сравняться с Богом. Что же из этого получилось?

4) Смешение языков

Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. Но Господь сошёл посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие, и сказал: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт.11:6-8). «Смешение языка» означало, что люди стали разговаривать на разных языках. Не понимая друг друга, они прекратили строительство башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, назван Вавилоном, что значит «смешение», а башню стали называть вавилонской. Само строительство башни (по-другому «столпа») ещё называют столпотворением.

5) Нравственные выводы

Подумай, было ли случайным наказанием то, что возгордившиеся люди перестали понимать друг друга? Подумай, с каким человеком очень трудно дружить? С тем, кто думает, что он лучше других, умнее, богаче, «круче». Вряд ли такой человек захочет понять другого или кому-нибудь помочь. Гордость – причина непонимания людьми друг друга.

А ещё можно сказать, что строители башни хотели создать на Земле рай. Ведь их попытка создать себе имя и была попыткой вернуть вечную райскую жизнь. Только рая без Бога не бывает. Нимрод был очень деспотичным человеком, и если бы Бог не вмешался, люди очень страдали бы под его властью.

Проверочные вопросы:

  1. Что сделал Хам?
  2. Что предсказал Ной?
  3. Как надо относиться к родителям?
  4. Для чего людям понадобилась башня в Вавилоне?
  5. Были ли наказаны Богом строители вавилонской башни?
  6. Как переводится слово «Вавилон»?