начального богословского образования
VI.1. Исход из Египта. Положение евреев в Египте. Призвание пророка Моисея. Казни египетские
Цель занятия – рассмотреть исход евреев из Египта.
Задачи:
- Рассмотреть, как изменилось положение евреев в Египте со времени их переселения.
- Рассмотреть историю рождения и жизни пророка Моисея до его призвания.
- Рассмотреть призвание пророка Моисея, его историческое и прообразовательное значение.
- Рассмотреть казни египетские.
План занятия:
- Повторить пройденный материал, вспомнив обстоятельства переселения евреев в Египет.
- Познакомить слушателей с содержанием занятия.
- На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
- Задать домашнее задание: прочитать 12-15 главы Книги Исход, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
Источники:
- Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 07.12.2015).
- Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга первая). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
- Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. (См.: Книга Исход. Гл. 1-10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
Основная учебная литература:
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Египетского рабства. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские).
Дополнительная литература:
- Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.1-5.4).
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл. 1-11).
Ключевые понятия:
- купина неопалимая;
- знамения;
- казни египетские.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Почему Бог решает вывести израильский народ из Египта?
- Каким было положение евреев в Египте перед их исходом?
- Расскажите о рождении и воспитании пророка Моисея.
- По какой причине Моисей покинул Египет?
- Расскажите о призвании Богом Моисея. Какое имя Божие открывается при этом Моисею? Какие Он дает Моисею знамения?
- Каково прообразовательное значения горящего, но не сгорающего тернового куста?
- Почему Бог совершает над египтянами казни? Какие это были казни?
Иллюстрации:
Видеоматериалы:
1. Корепанов К. Исход из Египта. Ветхозаветная Пасха
2. Библейская история. Куприянов Ф. А. Лекция 4.
3. Священник Олег Стеняев. Книга сход. Главы 1-11
4. Исход. Главы 1-11. Андрей Солодков. Библейский портал
1. Положение израильтян в Египте
После переселения в Египет израильские поселенцы легко освоились на новых местах. Семья Иакова быстро росла и вскоре превратилась в целый народ (Исх. 1:7), который стал называться израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера. Так исполнилось предсказание Божие Аврааму, что «потомки его будут пришельцами в земле не своей» (Быт. 15:13), где от них должен был произойти народ великий. Все они жили в земле Гесем (северо-восточная часть дельты Нила, пригодная для пастбищ) в шатрах и занимались скотоводством.
Видя, как быстро умножается Израиль, фараон, опасаясь предательства в случае нападения врагов, решил извести народ еврейский. По приказу фараона евреев толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня в день, от зари до зари, под нестерпимо палящими лучами солнца, а надсмотрщики подгоняли их палками (Исх. 1:8–14). Затем фараон приказал еврейским повивальным бабкам умерщвлять при родах всех младенцев мужского пола, а когда эти женщины не стали исполнять приказ фараона, приказал палачам, чтобы те отбирали у матерей новорожденных мальчиков и бросали их в Нил (Исх. 1:15–22). От всех этих притеснений стенали сыны Израилевы, и Бог услышал их (Исх. 2:23–24). Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.
Моисей родился в колене Левия (Исх. 2:1–2). Чтобы спасти ребенка от рук фараона, родители Моисея положили трехмесячного младенца в корзинку и поставили в тростник у реки. Дочь фараона, придя на реку, увидела корзинку и достала ее из воды. Увидев в ней ребенка и сжалившись над ним, она решила взять его под свое покровительство, а пока он подрастал, поручила его заботам кормилицы-еврейки, которой стала сама мать Моисея. Когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10).
Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура (Деян. 7:22), Моисей в то же время сохранил в чистоте свои ум и сердце от грубого идолопоклонства египтян и утверждался в вере своих отцов. Живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой народ.
Однажды, придя к сынам Израилевым, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над одним евреем. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2:13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх. 2:14). От этих слов испугался Моисей – он понял, что многие уже знают об убийстве египтянина. Узнал об этом и фараон. Спасаясь от него преследования, Моисей покинул Египет и укрылся на Синайском полуострове в земле Мадиамской. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского священника Иофора-Рагуила, и у него родились два сына (Исх. 2:21–22). Оставаясь в доме тестя, Моисей пас его скот.
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив (Синай), которая у мадиамитян называлась горой Божией. Неподалеку Моисей увидел терновый куст, который вспыхнул огнем и не сгорал. Желая поближе разглядеть это загадочное явление, он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей! ...не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4–5). «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, – продолжал Господь. – ...Я увидел страдания народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей... в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону ...и выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3:7–10). С сознанием своего недостоинства Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону... и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:6–12). И Господь открывает имя Свое Моисею: «Я есмь Сущий» (по-еврейски, Яхве или, как неправильно читали в XIX в., что отразилось в Синодальном переводе Библии – «Иегова»). «И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3:14).
По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единоплеменникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении народа от египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Затем Моисей вместе со старейшинами должен был явиться к фараону и попросить у него разрешения отпустить еврейский народ в пустыню для принесения жертвы Богу. Когда фараон разрешит израильскому народу удалиться в пустыню на три дня пути, тогда они могут, воспользовавшись этим случаем, навсегда покинуть страну рабства.
Господь предупредил Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотворения, он все же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссылаясь на свое косноязычие и отсутствие красноречия, которое так необходимо для вождя многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата, Аарона, который весьма красноречив и будет говорить от его имени: «Ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4:15). Наконец, Моисей повиновался воле Божией и отправился в Египет.
Образ горящего и несгорающего тернового куста («неопалимой купины») является прообразом и Христа, и Божьей Матери. Неопалимая купина прообразует соединение в Господе Иисусе Христе Божества и человечества. В отношении Божией Матери купина, объятая огнем, являет образ Приснодевства, т.е. сохранения Пречистой Богородицей девства и по рождении Сына.
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. И народ воспрянул духом и радовался, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4:31). После этого оставалось только сообщить волю Божию фараону и просить его отпустить народ в пустыню для жертвоприношения.
С тех пор, как Моисей убил египтянина, прошло много лет, и в Египте правил уже другой фараон. Моисей вместе со своим братом вошел к нему и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:1–2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли (о жертвоприношении) появились от безделья, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки.
Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев (Исх. 7:10–13).
Проверочные вопросы:
- Почему Бог решает вывести израильский народ из Египта?
- Каким было положение евреев в Египте перед их исходом?
- Расскажите о рождении и воспитании пророка Моисея.
- По какой причине Моисей покинул Египет?
- Расскажите о призвании Богом Моисея. Какое Свое имя Бог ему открывает? Какие Он дает Моисею знамения?
- Каково прообразовательное значения горящего, но не сгорающего тернового куста?
- Почему Бог совершает над египтянами казни? Какие это были казни?
Источники и литература по теме
Источники:
- Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 07.12.2015).
- Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга первая). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
- Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. (См.: Книга Исход. Гл. 1-10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
Основная учебная литература:
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Египетского рабства. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские).
Дополнительная литература:
- Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.1-5.4).
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл. 1-11).
Видеоматериалы:
1. Корепанов К. Исход из Египта. Ветхозаветная Пасха
2. Библейская история. Куприянов Ф. А. Лекция 4.
3. Священник Олег Стеняев. Книга сход. Главы 1-11
4. Исход. Главы 1-11. Андрей Солодков. Библейский портал