начального богословского образования
V.3. История праведного Иова
Цель занятия – рассмотреть содержание Книги Иова, ее нравственное и мессианское значение.
Задачи:
- Рассмотреть содержание Книги Иова.
- Раскрыть смысл страдания праведника.
- Рассмотреть мессианское значение Книги.
План занятия:
- Повторить пройденный материал об Аврааме и его ближайших потомках, обращая особое внимание на нравственное и прообразовательное значение событий их жизни.
- Познакомить слушателей с содержанием занятия.
- На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
- Задать домашнее задание: прочитать главы 1-11 Книги Исход, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
Источники:
- Иоанн Златоуст, свт. О праведном и блаженном Иове. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_iove/ (дата обращения: 03.12.2015).
- Зенон Веронский, свмч. Об Иове. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronskij/ob-iove/ (дата обращения: 03.12.2015).
Основная учебная литература:
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
- Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
Дополнительная литература:
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Книга Иова.
- Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. – Киев: Дух и литера, 2004. 500 с.
Ключевые понятия:
- испытание;
- сатана.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
- Как Священное Писание характеризует Иова?
- Какие бедствия случаются с Иовом? Как он на них реагирует?
- Опишите диалог Иова с друзьями. Смогли ли они утешить Иова? Какие объяснения страданий Иова они приводят и почему Иов с ними не соглашается?
- В чем состоял ответ Бога Иову?
- Почему Книга Иова актуальна в наши дни? В чем смысл страданий праведника?
- Каково мессианское значение Книги Иова?
Иллюстрации:
Видеоматериалы:
1. Закон Божий. История многострадального Иова.
2. К.В.Корепанов. Лекции по Ветхому Завету. Книга Иова.
3. Священник Андрей Ткачев. Книга Иова (передача "На сон грядущим")
4. Книга Иова. Профессор Андрей Десницкий. Библейский портал

3. Мессианское значение Книги Иова
Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.
Чтобы посрамить отца лжи и укрепить веру и терпение Своего угодника, Бог дает Иову вместе со счастьем испытать и все бедствия и горечи земной жизни. По попущению Божию сатана один за другим наносит ему страшные удары, лишая его всего богатства, всех слуг и всех детей. Но эти бедствия не поколебали веры Иова, который лишь поклонился Господу и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь; Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).
Тогда сатана по попущению Божию поразил его тело проказою, самой тяжелой болезнью на востоке. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле.
Все отвернулись от Иова, и даже жена его презрительно говорила ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей. Похули Бога и умри». «Ты говоришь как одна из безумных, – отвечал ей многострадальный праведник, – неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:9-10). Так Иов даже словом не согрешил пред Богом, безропотно перенося свое собственное тяжелое положение.
Друзья начинают ему говорить, что он неразумно ропщет на Бога, потому что Бог справедлив, Бог наказывает нечестивого, Бог благословляет праведника, и поэтому Иов может не беспокоиться о своей судьбе, если Иов праведен, как он думает, Бог его вознаградит и помилует. По умолчанию выходит так, что если Иов грешник, то поделом ему, только это явным образом не озвучивается. Но Иов должен смиренно молить Бога о помиловании, потому что у Бога просто так ничего не бывает.
Но в случае Иова все это оказывается неверно. Иов страдает безвинно, и это ему, в отличие от друзей, хорошо известно. Иов упрекает своих друзей, как ни странно, в малодушии. Он говорит: «вы... увидели страшное и испугались» (Иов.6:21). Впоследствии мы еще вернемся к этим словам. Действительно, трудно иначе объяснить ту энергию, с которой они полемизируют с Иовом.
После того как Елифаз порассуждал о том, что Бог благословляет праведников и наказывает грешников, Иов требует, чтобы ему доказали, что он действительно грешник, тогда он согласен продолжать этот разговор. Вилдад начинает ему доказывать, что Бог не может быть неправедным судьей, что если погибли сыновья Иова, значит они согрешили. И Иов в ответ соглашается, что никто не может быть чист перед Богом и никто не может быть праведным перед Богом, и просит, и молится Богу, чтобы был какой-то ходатай, который бы смягчил бы гнев Божий на него.
Затем Софар, третий друг, уже прямо обвиняет Иова в том, что он, по-видимому, грешник и поэтому вполне заслуженно несет свое наказание. На что Иов ему отвечает, что они, конечно люди весьма мудрые, но если вся их мудрость заключается в том, что они не смогли найти ни одного слова сострадания его положению, а только убеждают его, что так ему и надо, что он должен осознать свой грех и покаяться в нем, кроме того, что он такой страдалец, он еще и тайный грешник, и лжец, то лучше бы они, конечно, не считались мудрецами. И Иов начинает требовать суда Божия, обращается уже к лицу Божиему с требованием суда, чтобы Господь открыл ему, почему так происходит.
В ответ Иов подтверждает, что пути Божии неисповедимы, что никто не чист перед Богом, что даже в ангелах Своих Бог усматривает недостатки, но все-таки ему кажется, что мера возможного греха его не соответствует той мере страданий, той мере наказаний, которую он понес. И, более того, Иов вопиет к Богу и молит о помиловании и ослаблении страдания, даже если он и грешен. Потому что завтра его не будет и никто не вспомнит, кто он и каков был. Но при этом решительно не соглашается признаваться в тех грехах, в которых его обвиняют друзья: «не укорит меня сердце мое во все дни мои» (Иов.27:6).
Прежде чем в книге Иова нам встречается непосредственный ответ Бога Иову, вдруг возникает некий юноша по имени Елиуй, сын Варахиилов. Его предыдущее молчание (и как бы отсутствие) объясняется в книге тем, что он слушал тех, кто старше его летами (Иов.32:4). Елиуй обвиняет Иова в гордости, самомнении, которые его довели до таких несчастий. Елиуй говорит, что все наказания и несчастья, которые бывают, Господь посылает во-первых, для предупреждения каких-то преступлений, для предохранения человека от впадения в грехи. Во-вторых, — для того, чтобы очистить душу праведника. Хотя и для Елиуя тоже очевидно, что наказание бедствиями есть свидетельство какой-то нечистоты, которую должно очистить. В заключение Елиуй говорит, что и Иова Бог готов был бы спасти, если бы только Иов сам себя не оправдывал, сам не вопиял о своей праведности, что в таком случае, конечно, он сам себя лишает возможности получения спасения.
На речь Елиуя ответа нет. Но происходит нечто существенно более важное: из бури раздается голос Божий, который обращается к Иову.
Иов в ответ на эти слова признает неверность своих суждений о действиях Бога. В полемике с друзьями Иов доказывал, что они теоретизируют хорошо, но вот он лично много раз видел как праведники бедствуют, а грешники благоденствуют. Он говорил: спросите у путешественников, и они вам скажут, что они видели множество беззаконных людей, которые пребывают у власти и угнетают праведников, и даже заявил, что Бог не наказывает грешников, и позволяет им и детям их благоденствовать. Кажется, в пылу спора он погорячился. И Иов отрекается от своих слов и говорит: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов.39:34-35).
Затем Бог говорит Иову о двух тварях, которые называются бегемотом и левиафаном. Описав их, Господь предлагает Иову сразиться с ними, спрашивая, есть ли у него достаточно силы и искусства для того, чтобы победить. Через образы этих двух животных Бог указал Иову на источник зла − диавола (Иов. 40-41) и, наконец, таинственным образом открыл Иову тайну Искупления – что избавление от зла может прийти только через страдания Сына Божия. Праведник всем сердцем раскаялся в своих чисто человеческих понятиях о справедливости, которые потеряли всякий смысл перед тайной Креста, и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6).
После этого Господь говорит Иову о том, что он оправдан, и чтобы он принес жертву во искупление греха друзей своих, которые не так верно говорили о Нем. И Иов снова получает благоденствие, он получает вдвое больше скота и всяких богатств по сравнению с тем, сколько он имел прежде всей этой истории и такое же количество детей, как он имел и раньше.
История многострадального Иова, этого величайшего ветхозаветного праведника, не теряет своего значения и в новозаветное время. Она свидетельствует, что не всегда земное счастье сопутствует добродетельной жизни человека, и что несчастья Бог посылает не только в наказание, но и для испытания веры и добродетели человека, для еще большего утверждения праведника в терпении и уповании на Бога. Книга Иова учит, что человеку во всей полноте невозможно постичь замысел Бога о смысле происходящего, но возможно предаться воле Божией, всеблагой и премудрой, и благодарить Бога за все, в том числе и за горести.
3. Мессианское значение Книги Иова
Кроме нравственного, Книга имеет еще и мессианское значение. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе и о будущем воскресении мертвых: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов.19:25–27). Более того, сам Иов своими невинными страданиями и терпением прообразовал Господа Иисуса Христа. И поэтому некоторые главы из Книги Иова читаются во время богослужения на Страстной Седмице, когда вспоминаются Спасительные Страсти Господа Иисуса Христа.
Словами праведного Иова, исполненными глубокой любви к Богу и благодарности Ему, заканчивается Божественная Литургия: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Проверочные вопросы:
- Как Священное Писание характеризует Иова?
- Какие бедствия случаются с Иовом? Как он на них реагирует?
- Опишите диалог Иова с друзьями. Смогли ли они утешить Иова? Какие объяснения страданий Иова они приводят и почему Иов с ними не соглашается?
- В чем состоял ответ Бога Иову?
- Почему Книга Иова актуальна в наши дни? В чем смысл страданий праведника?
- Каково мессианское значение Книги Иова?
Источники и литература по теме
Источники:
- Иоанн Златоуст, свт. О праведном и блаженном Иове. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_iove/ (дата обращения: 03.12.2015).
- Зенон Веронский, свмч. Об Иове. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronskij/ob-iove/ (дата обращения: 03.12.2015).
Основная учебная литература:
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
- Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
Дополнительная литература:
- Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Книга Иова.
- Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. – Киев: Дух и литера, 2004. 500 с.
Видеоматериалы:
1. Закон Божий. История многострадального Иова.
2. К.В.Корепанов. Лекции по Ветхому Завету. Книга Иова.
3. Священник Андрей Ткачев. Книга Иова (передача "На сон грядущим")
4. Книга Иова. Профессор Андрей Десницкий. Библейский портал