II.6. Православный храм. Цвета богослужебных облачений и их символика. Внебогослужебные церковные одежды. Отличия диаконов, священников и епископов. Головные уборы

Цель занятия – рассмотреть внебогослужебные одежды духовенства, головные уборы и отличия облачения лиц, находящихся на разных степенях священнической иерархии.

Задачи:

  1. Рассмотреть символику цветов богослужебных облачений.
  2. Рассмотреть внебогослужебные одежды священнослужителей.
  3. Рассмотреть отличия диаконов, священников и епископов.
  4. Рассмотреть головные уборы священнослужителей.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания: рассматривая иллюстраций к предыдущему занятию, назвать и дать описание символического значения богослужебных облачений священнослужителей.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации.
  3. Разобрать фрагмент первого поучения преподобного аввы Дорофея  (см. Текстовые материалы) отмечая символическое значение различных частей монашеского облачения и головных уборов.
  4. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источник и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 29-32 [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 04.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Церковные одежды.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Литургические облачения духовенства.

Дополнительная литература:

  1. Настольная книга священнослужителей. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства. Одеяния духовенства. С. 148-156.
  2. Аналав. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/114692.html (дата обращения: 01.11.2015).

Ключевые понятия:

  • подрясник;
  • ряса;
  • наперсный крест;
  • панагия;
  • посох;
  • жезл;
  • четки;
  • куколь;
  • скуфья;
  • камилавка;
  • клобук;
  • митра.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какими бывают цвета богослужебных облачений и какой символическое значение они имеют?
  2. Как называется нагрудный знак архиерея с образом Богородицы?
  3. Как отличаются посох и жезл?
  4. Каково символическое значение омофора?
  5. Назовите все известные вам головные уборы священнослужителей. Какие головные уборы носят только монахи?
  6. Как по внешнему виду отличить священника от диакона?
  7. Как по внешнему виду отличить архиерея от священника?

Текстовые материалы:

Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение первое. Об отвержении мира (фрагмент)

Иллюстрации:

ПодрясникРясаНаперсный крестПанагия

 

Архиерейский жезлЧеткиКуколь схимнический

СкуфьяКамилавкаКлобук

Клобук ПатриархаМитраАналав

Видеоматериалы:

ТК "Союз". О символике цвета и облачений священника

 

1.  Цвета богослужебных облачений и их символика

2.  Внебогослужебные церковные одежды

3.  Отличия диаконов, священников и епископов

4.  Головные уборы

1.  Цвета богослужебных облачений и их символика

Основные цвета богослужебных облачений: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Каждый из этих цветов отображает духовное значение празднуемых событий.

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений — царский, то есть золотой или желтый всех оттенков. Это потому, что Христос — Царь Славы, а его служители знаменуют присутствие Царя в храме.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность.

В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя.

В праздники и дни памяти мучеников цвет облачений красный, в знак пролитой ими крови за веру Христову.

В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых цвет облачений зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков празднуется также день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, потому что это цвет вечной жизни, животворения.

Следует отметить, что подобного рода цветовая символика — явление достаточно новое для Русской Церкви, к тому же не вполне устоявшееся. Так, например, на Рождество в некоторых храмах принято надевать золотое, в других белое облачение. В Русской Зарубежной Церкви, унаследовавшей литургические традиции синодальной эпохи, в течение всего пасхального периода служат в белом облачении, тогда как в Московском Патриархате в послереволюционный период сложилась традиция служить в красных облачениях.

В Поместных Православных Церквах существуют разные традиции использования облачений различных цветов за богослужением. В Греческой Церкви вообще не принято увязывать цвет облачений с теми или иными праздниками. В Грузинской Церкви цвет облачений может варьироваться в зависимости от чина священнослужителей. Так, например, на Патриархе может быть белое облачение, на сослужащих ему священниках красное, на диаконах зеленое, а на иподиаконах и чтецах — желтое.

2.  Внебогослужебные церковные одежды

ПодрясникВ Церкви одежды принято называть облачениями, от слова облачать — одевать. Но облачения — это, собственно, богослужебные одежды. Кроме них есть внебогослужебные одежды. Это подрясник и ряса. Они заменяют духовенству повседневную одежду. К ним надо добавить скуфью (или скуфейку) как основной повседневный головной убор.

Подрясник — нижнее одеяние православного духовенства, алтарников и иподиаконов. Это длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. У монахов он обязательно черного цвета, у других он может быть темно-синим, коричневым, серым или белым для лета.

РясаРяса — верхнее одеяние православного духовенства. Церковнослужители, не имеющие священного сана, ее не носят. Ряса шире подрясника, с широкими рукавами, чаще всего черного цвета.

Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых одеваются еще и богослужебные одеяния — ризы. Когда священник готовится служить литургию, он снимает рясу и на подрясник надевает подризник и ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеты особые святительские ризы. Впрочем, некоторые молебны, литии, келейные священнослужения епископ может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.

Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны. Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя. Слово “ряса” в переводе с греческого языка значит вытертая, поношенная одежда. Именно такую одежду носил наш Господь, такую же полагалось носить и монахам в древней Церкви. Из монастырей она пришла ко всему православному духовенству.

Символическое значение подрясника и рясы — свидетельство отрешенности от земной суеты, обретения духовного покоя. Эти одежды как образ одеяния, которое носил Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Его жизни.

Длинное одеяние духовенства является также знаком Божией благодати, как бы окутывающей священнослужителя сверху донизу, покрывающей все человеческие слабости. Подрясник монаха, подпоясанный кожаным поясом, — это еще и образ власяницы и пояса, какие носили в пустыне святой Иоанн Креститель и подражавшие ему отцы пустынники.

Черный цвет — это, в сущности, отсутствие света, ибо лежит за пределами спектра. Одежды духовенства потому черного цвета, что означают покаяние и совершенный покой, царящий в их душах, отсутствие движений страсти, отрешенность от всего суетного и сосредоточенность на внутренней жизни. Эти одеяния свидетельствуют, к какому состоянию мы должны стремиться.

3.  Отличия диаконов, священников и епископов

Наперсный крестСвященник носит на груди крест, епископ — панагию. Богослужебной одеждой диаконов является стихарь, священников — фелонь, а архиереев — саккос с омофором.

Наперсный крест — это большой четвероконечный крест, на котором изображено Распятие Господа Иисуса Христа. На внутренней стороне креста надпись: “Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием”.

Установлен в царствование императора Павла I, в 1797 году. До этого времени наперсные кресты носили только епископы. До 1896 года наперсным крестом награждались также и монахи, состоящие в священном сане, за долголетнюю беспорочную службу.

Позднее наперсный крест стали носить все священники как знак отличия от диаконов и простых монахов.

Крест носят священники и иеромонахи на груди (на персях), поверх всей одежды, на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи — перемычка, поэтому цепь сзади спускается на спину.

Крест священника свидетельствует о том, что он — служитель Иисуса Христа и должен подражать Ему.

Спускающаяся на спину священника цепь креста как бы изображает собой евангельскую заблудшую овцу, которую, найдя, священник должен нести на плечах своих. Иными словами, священник должен заботиться о спасении своих прихожан, а также нести крест как знамение подвигов и страданий за Христа. И крест, и цепь делают позолоченными.

В начале XIX века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями.

С 1896 года священникам и иеромонахам при иерейской хиротонии стали возлагать на грудь серебряный восьмиконечный крест с изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: “ГДЬ ЦРЬ СЛВЫ” (Господь Царь Славы); в концах широкой перекладины “IС ХС” (Иисус Христос); под нижней косой перекладиной — “НИКА” (победа — греч.). На обратной стороне креста надпись: “Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою” (1 Тим. 4, 12). Эти кресты стали непременным знаком отличия иереев, которые носят их за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Кресты 1797 года остались наградными.Панагия

Панагия — нагрудный знак архиереев. Это образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.

Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Как и запрестольные Крест и икона Богоматери, они означают, что люди спасаются в Церкви благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и молитвами Богородицы, Матери Церкви. Епископские крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. Надевая на епископа крест, диакон произносит: “А аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, — рече Господь, — и возьмет крест свой и последует мне, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. При надевании панагии диакон говорит: “Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне и присно и во веки веков”.

В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле.

Архиерейские крест и панагия также носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи спускается на грудь, а задняя на спину. Два конца епископского креста и панагии знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей и в подвиге несения креста своего, а также двойной характер служения архипастыря — Богу и людям.

Посох — изготовляется с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Посох архиерей носит в обыденной жизни.

Архиерейский жезлЖезл — это богато украшенный посох, который носит архиерей за богослужением. Богослужебный архиерейский жезл существует наряду с посохом потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям нельзя украшать себя дорогими и яркими вещами. Только за богослужением, где архиерей и священнослужитель являют людям образ Царя Небесного, они облачаются в особо украшенные ризы и головные уборы, а архипастырь берет в руки богато украшенный жезл как символ данной ему по Божией благодати церковной власти.Четки

Четки — это нанизанные на нить “зерна” (они часто плетутся особенным образом из шнура или нитей), которые помогают считать молитвы. Отсюда и название — четки. Их носят все монахи, потому что монашеский подвиг — это прежде всего непрестанная молитва. Для удобства счета каждые десять “зерен” на четках отделяются более крупными. Четки на Руси в старину имели форму замкнутой лесенки из деревянных брусочков, обшитых кожей. Такие четки назывались лествицей или лестовкой (лестницей).

Духовный смысл четок — лестница спасения, меч духовный. Замкнутая нить знаменует вечность, непрестанность монашеской молитвы и в этом мире, и в будущем.

4.  Головные уборы

Куколь схимническийКуколь — остроконечная головная накидка монахов, выражающая смирение их ума.

Скуфья — небольшая круглая шапочка, похожая на чашу без подставки. Это повседневный головной убор православного духовенства и монашества. Складки надетой скуфьи образуют над головой знамение креста.Скуфья

КамилавкаКамилавка — высокий цилиндрический головной убор, который дается священнику как награда. Камилавку священник одевает во время богослужения.

Клобук — головной убор епископов и монахов. Это как бы соединенные вместе куколь и камилавка. На черную камилавку накинуто сверху черное покрывало, нижняя часть которого, спускаясь на спину, разделяется на три конца, символизирующих благодать Святой Троицы, покрывающую помыслы монаха. Право ношения белых клобуков в Русской Православной Церкви дано митрополитам.

На клобуках архиереев спереди укреплен крест.Клобук

Клобук Патриарха

Клобук Патриарха в Русской Православной Церкви также белый, по форме отличается от клобуков митрополитов. Он круглый, обтянут куколем, который разделяется на три части. Два конца спускаются на грудь, а широкий третий — на спину. На вершине патриаршего клобука — крест, спереди и на концах — образы шестикрылых серафимов.

Белый цвет патриаршего и митрополичьих клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом. Образы серафимов на клобуке Патриарха означают, что он как Предстоятель Русской Церкви подобен серафимам — ангелам, ближе всех стоящим к Богу.

Митра — головной убор архиереев, а также священников которым она дана в качестве награждения, при богослужении. Символически она означает судаaрь (повязку), который был на голове Спасителя при погребении.Митра

Современная митра — это богато украшенный парчовым шитьем, бархатом, биссером, камнями и иконами высокий твердый головной убор.

При надевании митры читается: “Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Такое же песнопение поется и при совершении брака.

АналавМитра является образом и тех венцов золотых, которыми будут венчаться праведники в Царствие Небесном на брачном пире сочетания Христа с Церковью. Митра как бы завершает собой символику богослужебных облачений духовенства, которые являют собой образ тех брачных одежд, о которых сказано в Евангелии и Откровении Иоанна Богослова.

Проверочные вопросы:

  1. Какими бывают цвета богослужебных облачений и какой символическое значение они имеют?
  2. Как называется нагрудный знак архиерея с образом Богородицы?
  3. Как отличаются посох и жезл?
  4. Каково символическое значение омофора?
  5. Назовите все известные вам головные уборы священнослужителей. Какие головные уборы носят только монахи?
  6. Как по внешнему виду отличить священника от диакона?
  7. Как по внешнему виду отличить архиерея от священника?

 

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 29-32 [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 04.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Церковные одежды.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Литургические облачения духовенства.

Дополнительная литература:

  1. Настольная книга священнослужителей. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства. Одеяния духовенства. С. 148-156.
  2. Аналав. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/114692.html (дата обращения: 01.11.2015).

Видеоматериалы:

ТК "Союз". О символике цвета и облачений священника