9. Священные облачения

Цель занятия:

познакомиться с облачениями священства.

Задачи:

  • узнать об отличиях в облачениях разных степеней священства
  • познакомиться с основной символикой облачений
  • понять символическое значение и важность благословения священника

Использованная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Иона (Карпухин), архим. Литургика: Учебное пособие для студентов 1 класса. Сергиев посад, 2004.
  2. Облачения священнослужителей. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/oblachenie-svyashhennosluzhiteley/ (дата обращения 16.10.2017).

Ключевые понятия:

  • Облачение

Словарь урока:

  • Стихарь
  • Орарь
  • Поручи
  • Епитрахиль
  • Наперсный крест
  • Саккос
  • Омофор
  • Митра
  • Панагия
  • Благословение

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Каким особенным словом называется одежда священства и почему?
  2. Что общего в облачениях всех степеней священства?
  3. Названия каких головных уборов вы запомнили?
  4. Без каких деталей облачения священник не может приступать к совершению богослужения?
  5. Какая часть облачения диакона является также и облачением церковнослужителей?
  6. Для чего нужно брать благословение у священника?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов с остановками и обсуждением.

Зарисовка детьми в тетрадях нескольких важнейших деталей облачения на выбор учителя.

Закрепление изученного с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся иллюстрациями.

Игра-самоделка, в ходе которой каждый ребенок вырезает, раскрашивает и склеивает детали облачения, получая в результате священника в облачении. Заготовки для распечатки можно скачать ниже. Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/knowhows/90-iereosclothing.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 64. Облачения священнослужителей:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 69. О крестном знамении и благословении священника:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «О повседневных одеждах священнослужителей».
  2. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Богослужебные одежды священнослужителей».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Облачение священника».
  4. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Богослужебное облачение епископа».
 

 1) Внебогослужебные одежды

2) Для чего нужны облачения

3) Облачение диакона

4) Облачение священника

5) Облачение епископа

6) Священническое благословение

 

Вы никогда не задумывались над тем, почему одежды служителей Православной Церкви так сильно отличаются от наших мирских одежд? Да потому, что Церковь пришла к нам с небес, и потому все в ней отлично от земного. Как предметы в храме отличаются от домашней мебели, так и одежды священнослужителей отличаются от наших, подверженных изменению моды, погоды, настроения.

1) Внебогослужебные одежды

В Церкви одежды принято называть облачениями, от слова «облачать» – одевать. Но облачения – это, собственно, богослужебные одежды. Кроме них есть внебогослужебные одежды. Это подрясник и ряса. Они заменяют духовенству (священству) повседневную одежду. К ним надо добавить скуфью (или скуфейку) как основной повседневный головной убор.

Подрясник – нижнее одеяние православного священства, алтарников и иподиаконов. Это длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Ряса – верхнее одеяние православного священства. Церковнослужители, не имеющие священного сана, ее не носят. Ряса шире подрясника, с широкими рукавами, чаще всего черного цвета.

Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых одеваются еще и богослужебные одеяния – ризы. (О ризах мы расскажем далее.)

Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны. Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя. Слово «ряса» в переводе с греческого языка значит вытертая, поношенная одежда. Именно такую одежду носил наш Господь. Эти одежды как образ одеяния, которое носил Христос, означают, что духовенство подражает Его жизни.

Символическое значение подрясника и рясы – свидетельство отрешенности от земной суеты, обретения духовного покоя. Длинное одеяние духовенства является также знаком Божией благодати, как бы окутывающей священнослужителя сверху до низу, покрывающей все человеческие слабости.

Черный цвет – это, в сущности, отсутствие света. Одежды духовенства потому черного цвета, что означают покаяние и совершенный покой, царящий в их душах, отсутствие движений страсти, сосредоточенность на внутренней жизни. Эти одеяния свидетельствуют, к какому состоянию мы должны стремиться.

2) Для чего нужны облачения

Для совершения богослужения священно- и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение которых – отвлекать их ум и сердце от всего земного и возносить к Богу. Если для мирских дел в торжественных случаях надевают лучшие одежды вместо повседневных (Мф. 22:11-12), то тем более естественным является требование совершать в особых одеждах служение Богу.

В настоящее время священные одежды, в которых совершается богослужение, сообразно трем степеням церковной иерархии разделяются на диаконские, священнические и епископские. Церковнослужители носят некоторые из диаконских одежд.

По учению Церкви, каждая высшая степень церковной иерархии заключает в себе благодать предшествующих низших степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, установленные для низших степеней, принадлежат и высшим. Поэтому и порядок в облачении таков: сперва надевают одежды, принадлежащие низшему чину, а потом уже высшему. Так, епископ облачается сперва в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в одежды, принадлежащие ему, как епископу; иерей тоже сначала облачается в одежды диаконские, а потом в иерейские.

Отличительными особенностями является то, что священник носит на груди крест, а епископ – панагию; богослужебной одеждой диаконов является стихарь, священников – фелонь, а архиереев – саккос с омофором. Расскажем об этом подробнее.

3) Облачение диакона

Одежды диакона составляют стихарь, орарь и поручи.

Стихарь – длинная прямая одежда с широкими рукавами. Он символизирует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам.

Орарь представляет собой длинную широкую ленту, которая в основном носится на левом плече, поверх стихаря. Название свое он получил от греческого глагола «оро», что значит молиться. Орарь символизирует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон поднимает его вверх, когда произносит ектении (прошения), концом ораря осеняет себя крестным знамением, указывает им в положенных случаях порядок богослужебных действий. По толкованию святых отцов, орарь является также символом ангельских крыльев, так как диаконы несут в Церкви образ ангельского служения.

Поручами называются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, участвуя в совершении Таинств, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы на руках Спасителя во время Его страданий.

4) Облачение священника

Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник – это стихарь в несколько измененном виде: он делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие, затягивающиеся на концах шнурками. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Подризник символизирует собою хитон (нижнюю одежду) Спасителя.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует двойную (по сравнению с диаконской) благодать, подаваемую священнику для совершения Таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы (как и диакон – без ораря).

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Он знаменует готовность служить Господу, а также силу Божию, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясывался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза или фелонь – эта длинная широкая одежда без рукавов. Она надевается священником поверх других одежд. Риза символизирует ту багряницу (длинная красная одежда, напоминавшая багряницу царей), в которую облекали Спасителя воины во время надругательств над Ним. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Священники и иеромонахи носят поверх всей одежды на груди (на персях) крест, который поэтому и называется наперсным. Священник должен нести крест как знамение подвигов и страданий за Христа.

 

За усердную продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре 

и означающий меч духовный, а также - скуфья и камилавка.

5) Облачение епископа

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос – верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник, и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, напоминает собою багряницу Спасителя.

Палица – это четырехугольный плат, привешиваемый за один угол поверх саккоса на правом бедре. Палица, означает духовный меч, то есть слово Божие, которым должны быть вооружены священнослужители.

На плечах поверх саккоса епископы носят омофор – длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор – слово греческое и означает наплечник. Омофор является принадлежностью только епископского облачения. Без омофора епископ не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди поверх саккоса епископ носит крест и панагию – небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками (иконами) и цветными камнями. Митра символизирует терновый венец, который был возложен на голову страдающего Спасителя.

При Богослужении епископы употребляют посох или жезл (богато украшенный посох), как знак высшей пастырской власти.

Архиерейская мантия – это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. В храме она снимается, так как архиерей облачается в богослужебные одеяния.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы – небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

6) Священническое благословение

Священнослужители осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Чтобы получить лично благословение от священника или епископа, нужно складывать руки крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка» или «Благословите, владыка» (обращаясь к епископу). Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха. Поэтому-то благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника.

Проверочные вопросы:

  1. Каким особенным словом называется одежда священства и почему?
  2. Что общего в облачениях всех степеней священства?
  3. Названия каких головных уборов вы запомнили?
  4. Без каких деталей облачения священник не может приступать к совершению богослужения?
  5. Какая часть облачения диакона является также и облачением церковнослужителей?
  6. Для чего нужно брать благословение у священника?