6. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп

Цель занятия:

осмыслить произошедшее с Каином и Авелем, сравнить непослушание первых людей с послушанием Ноя

Задачи:

  • вспомнить библейский сюжет о Каине и Авеле
  • проанализировать причины совершенного греха
  • вспомнить библейский сюжет о Ное и всемирном потопе
  • найти прообразовательный смысл в рассмотренных библейских историях

Использованная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П, свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014.
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.
  2. Зоберн В. Закон Божий или Основы Православия. – М.: АСТ, 2010.
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991.

Ключевые понятия:

  • Прообраз
  • Послушание

Словарь урока:

  • Жертвоприношение
  • Зависть
  • Прародители
  • Каиниты
  • Сифиты
  • Праведность
  • Патриархи
  • Потоп
  • Ковчег

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. За что Каин убил Авеля? Как называется его грех?
  2. Как Господь наказал Каина?
  3. Какие прообразы Спасителя Вы запомнили и почему?
  4. Из-за чего произошло растление человеческого рода?
  5. Почему Ной согласился строить ковчег?
  6. Что было совершено Ноем сразу после выхода из ковчега по окончании потопа?
  7. Знаете ли вы о каких-то исторических свидетельствах потопа?
  8. Почему Бог благословил Ноя, как раньше благословлял Адама?

Ход урока. Вариант 1:

Повторение пройденного с помощью устного опроса.

Рассказ учителя по новой теме. Подкрепление рассказа иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда.

Ход урока. Вариант 2:

Работа в группах (для детей с начальной подготовкой): половина детей готовит рассказ о Каине и Авеле, вторая половина – о Ное и потопе. После того, как один представитель из каждой группы завершит свой рассказ, противоположная команда может задать первой команде ряд вопросов по данной теме.

Учитель дополняет рассказ каждой команды новой для них информацией, которая еще не прозвучала и поясняет ключевые понятия.

Запись в тетрадь ключевых понятий.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 118. «Каин и Авель»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 119. «Потоп»:

  1. Мультсериал «Моя первая Библия». Серия 2:

 

1) Рождение двух сыновей у Адама и Евы

2) Убийство Каином Авеля

3) Прообразовательный смысл

4) Распространение греха на земле

5) Избрание Ноя. Построение ковчега

6) Завет Бога с Ноем

1) Рождение двух сыновей у Адама и Евы

Божественная любовь проявилась к прародителям (Адаму и Еве) и ко всему человечеству в том, что сразу же после грехопадения дано было обетование о будущем Спасителе, Который поразит змея искусителя в голову (см. Быт.3:15). Поэтому рождение детей у Адама и Евы было весьма важным событием в намеченном плане нашего спасения. Начинается чадородие (рождение детей), которое будет продолжаться во всех поколениях, пока не придет кончина мира.

Появление на свет первенца вызвало у Евы радость: «Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Он был назван Каином, что в переводе с еврейского означает «приобретение». Однако он обманул надежды матери. Святитель Московский Филарет объясняет это тем, что ко времени рождения Каина ещё свеж был яд греха, который вошел в прародителей. Авель родился по прошествии продолжительного времени, в течение которого родители очистили себя покаянием и смирением.

2) Убийство Каином Авеля

Каин был земледельцем, Авель – пастухом овец. Каждый из них принес от своих трудов жертвоприношение Богу. Святой апостол Павел говорит: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр.11:4). Святитель Иоанн Златоуст считает, что Бог был благосклонен к Авелю за то, что он сделал приношение с чистым сердцем. Нам  не сообщается, каким знаком или словом Господь показал, что Он не принял приношение Каина. Бог предостерег его от преступления: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). По толкованию святых отцов, грех лежал у дверей сердца Каина. Он не послушался Господа и из зависти убил брата.

По Божьему определению Каин стал изгнанником и скитальцем на земле. Он со своею женою ушел от них и поселился в земле Нод на востоке от Едема. Каин был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха. Потомство Каина стало быстро увеличиваться, они научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда, придумали музыкальные инструменты (Быт.4:21-22). Но, увлекаясь лишь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки (грехи).

3) Прообразовательный смысл

Долгая библейская история была периодом приготовления избранного народа к величайшему событию в жизни человечества – пришествию в мир Спасителя. Поэтому многие лица и события ветхозаветной истории не только были реальными, но и имели духовно-символическое, прообразовательное значение. Так, Адам стал родоначальником человечества, но одновременно он был прообразом Иисуса Христа, Который дал начало духовному человечеству, поэтому Его называют Новым Адамом. Авель тоже является прообразом Спасителя.

– Авель пас овец, Иисус Христос – Пастырь словесных овец;

– Авель принес жертву, угодную Богу, Сын Божий принес спасительную жертву на Кресте Отцу Своему;

– Авель стал первым мучеником, Мессия принял мучительную смерть ради нашего спасения.

Господь дал прародителям третьего сына – Сифа. С его рождением пошло поколение людей, которые, в противоположность потомкам Каина, жили добродетельно и богоугодно. Среди потомков Сифа началось общественное богослужение. В противовес каинитам, сифиты стали носителями истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому их стали называть сынами Божиими. Обетование это передавалось от одного поколения к другому через их потомков, называемых ветхозаветными патриархами (с греческого – родоначальник, праотец). Патриархи, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием. Как Адам жил 930 лет, так и его сын Сиф жил 912 лет, а сын Сифа Енос - 905 лет; представители же последующих поколений: Каинан – 910 лет; Малелеил – 895, Иаред – 962, Мафусаил – 969, Ламех – 777 и Ной – 950 лет. Сын же Иареда Енох жил на Земле лишь 365 лет, т.к. Господь забрал его на небо за его праведность, за то, что он всегда ходил перед Богом (Быт. 5:24).

4) Распространение греха на земле

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и всё глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской и бездуховной. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3). Когда открылась всем мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потом был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

5) Избрание Ноя. Построение ковчега

Лишь патриарх Ной «был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом» (Быт.6:9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: «Пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. (Все животные по указанию Божию тогда делились на чистых и нечистых). Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и, по словам святителя Филарета Московского, «была посему совершеннейшим прообразованием всенародной и всеобщей жертвы Христовой». Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею...» (Быт. 9:1).

После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешил человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запретил вместе с мясом есть кровь, ибо «душа тела (животных) в крови…» (ср. Лев. 17:11). В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).

6) Завет Бога с Ноем

И установил Господь завет с Ноем и его сыновьями и со всем их потомством «и со всякою душею живою» (Быт. 9:10), который заключался в том, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли» (Быт. 9:11). Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга, появляющаяся в небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения (Быт. 9:12-17).

Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.Лк.17:26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.2 Пет.2:5).

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (в III – IV веке до Рождества Христова): «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт». Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев».

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

Проверочные вопросы:

  1. За что Каин убил Авеля? Как называется его грех?
  2. Как Господь наказал Каина?
  3. Какие прообразы Спасителя Вы запомнили и почему?
  4. Из-за чего произошло растление человеческого рода?
  5. Почему Ной согласился строить ковчег?
  6. Что было совершено Ноем сразу после выхода из ковчега по окончании потопа?
  7. Знаете ли вы о каких-то исторических свидетельствах потопа?
  8. Почему Бог благословил Ноя, как раньше благословлял Адама?