4. Внутреннее устройство храма. Средняя часть. Церковная утварь

Цель занятия:

изучить устройство средней части храма, и названия его частей и находящихся в нем богослужебных предметов.

Задачи:

  • изучить названия частей средней части храма
  • дать представление об основной утвари, находящейся в средней части храма

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.

Дополнительная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.
  2. Лука (Пинаев), архим. Справочник православного человека. Часть первая: Православный храм. 2007-2009.
  3. Иона (Карпухин), архим. Литургика: Учебное пособие для студентов 1 класса. – Сергиев посад, 2004.
  4. Знакомство с православным храмом. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/ (дата обращения 16.10.2017).

Ключевые понятия:

  • Средняя часть храма
  • Притвор
  • Паперть

Словарь урока:

  • Утварь
  • Иконостас
  • Солея
  • Амвон
  • Клирос
  • Аналой
  • Канун
  • Паникадило

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

111

Проверочные вопросы:

  1. На какие три главные части делится храм?
  2. Что такое солея, амвон и клирос?
  3. Какими предметами утвари в храме ты пользовался лично?
  4. Какой предмет утвари из средней части храма чаще других выносят наружу?
  5. Чем отличается кадило от паникадила?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов (по выбору учителя).

Запись в тетрадь «словаря» церковной утвари.

Экскурсия в храм.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 73 «Храм и его устройство. Часть 4»:

  1. Фильм «Азбука православия»:

  1. Телепроект «Доброе слово». Посещение храма 8 часть Иконы в киоте, на аналое и другие предметы в храме:

 

1) Притвор

2) Иконостас, солея

3) Другая утварь в средней части храма

1) Притвор

В прошлый раз мы изучали алтарь. Сегодня поговорим о других частях храма. Первая от входа часть храма называется притвором. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или паперть (крыльцо, ступени храма).

Внутренний притвор по-другому еще называется трапезной, такое название происходит от того, что в некоторых церквах, и особенно в монастырях, в этой части храма трапезуют (принимают пищу) иноки. В притворе часто находятся свечные ящики. Свечные ящики – это место, где подаются записки, продаются свечи и, может быть, книги. Название «ящик» произошло от того времени, когда не было прилавка, но был только переносной ящик с отделениями для свечей и денег.

2) Иконостас, солея

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Иконостас и весь алтарь возвышается над остальной церковью, чтобы показать, что алтарь изображает собой Горнее (то есть возвышенное) Небесное Царство, а также для напоминания, что древние жертвенники делались на возвышенных местах.

Возвышение это выходит и в среднюю часть храма. Здесь эта возвышенная часть называется солеей. Перед Царскими Вратами от солеи отходит к середине храма выступ, называемый амвоном, то есть восхождением. Стоя на амвоне, диакон или священник произносят ектении и читают Святое Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

По обе стороны от солеи, обычно на возвышении, находятся клиросы, по большей части отгороженные от остальной части церкви иконами. На клиросах стоят обычно певцы и чтецы, поющие и читающие во время богослужения. У клиросов стоят хоругви, то есть иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

3) Другая утварь в средней части храма

В храме мы видим еще высокие столики особой формы со скошенной верхней доской: они называются аналоями. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, то есть целовать. Кроме того, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах. Видим мы тоже в церкви канун – столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед этим столиком совершаются панихиды и другие заупокойные богослужения (о христианах уже умерших). Есть в церкви еще один столик такого же размера, на который ставят Распятие и сосуды для вина, елея и пшеницы и хлебцы, которые освящаются накануне больших праздников. Перед иконами, а также перед аналоем с Евангелием ставятся подсвечники, на которых православные христиане ставят свечи.

Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи. По середине церкви висит паникадило. Зажжением или тушением паникадила отмечаются моменты богослужения, когда мы вспоминаем печальные или радостные священные события. Следовательно, и зажиганием паникадила можно участвовать в церковном богослужении (В прежнее время, когда паникадило освещалось не электричеством, а свечами, сторож соединял свечи просмоленной ниткой, чтобы их легче было зажечь все сразу. Тем более надо следить за тем, чтобы вовремя зажигать паникадило теперь, когда это так легко сделать). Во время богослужения часто совершается каждение. Ладан – душистую древесную смолу - кладут в кадильницу на горящие угольки. Каждение перед иконами, перед престолом Божиим символизирует нашу молитву, означает наше желание, чтобы наша молитва так же поднималась к Богу, как душистый дым ладана. Следить за кадилом, вовремя подавать его, одна из главных обязанностей прислужников. Таково устройство храма внутри.

Проверочные вопросы:

  1. На какие три главные части делится храм?
  2. Что такое солея, амвон и клирос?
  3. Какими предметами утвари в храме ты пользовался лично?
  4. Какой предмет утвари из средней части храма чаще других выносят наружу?
  5. Чем отличается кадило от паникадила?