Переход через Иордан и взятие Иерихона

«И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима, и пришли к Иордану, и ночевали там, еще не переходя его. Через три дня пошли надзиратели по стану, и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников наших и левитов, несущих его: то и вы двиньтесь с места своего и идите за ними. И сказал Иисус народу: освятитесь к утру, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса. Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. – А ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане.

Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа Бога вашего. Из сего узнаете, что среди вас есть Бог живой, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев. Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами через Иордан. – И возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена. И как только стопы ног священников, несущих ковчег завета ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

Итак, когда народ двинулся от своих шатров, и лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несущих ковчег, погрузились в воду Иордана, (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.

И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел через Иордан» (Иис.Нав.3:1–3, 5, 7–17).

Переход через Иордан был подобен другому чудесному переходу Евреев через Чермное море, о чем и напомнил Иисус Навин народу, объясняя эту дивную помощь от Господа тем, что все народы земные должны были познать, «что рука Господня сильна, и дабы вы (Израильтяне) боялись Господа Бога вашего во все дни» (Иис.Нав.4:24).

В память этого события, по повелению Иисуса Навина двенадцать человек, из каждого колена Израильтян по одному, взяли двенадцать камней из Иордана и перенесли их с собою на ночлег, и положили их там. И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня.

«Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег завета Господня, и священники перед народом», и «лишь только стопы их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту, и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих». И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца сорок первого года по исходе Евреев из Египта, и «поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. И двенадцать камней, которые они взяли из Иордана, Иисус поставил в Галгале» – памятником навек для сынов Израилевых (Иис.Нав.4:8, 9, 11, 18–20).

Чудный переход Израильтян через Иордан во время разлива и появление их многочисленных отрядов в боевом порядке навели еще больший страх на окрестные народы: «ужаснулись цари Аморрейские и Ханаанские, ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых».

Между тем, «стояли станом в Галгале сыны Израилевы, и совершали Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских. И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей. Манна же перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли сей».

Находясь близ Иерихона, Иисус внезапно увидел перед собою человека с обнаженным мечом в руке.

«Наш ли ты, или из неприятелей наших»? – спросил, подойдя к нему Иисус.

«Нет, – сказал Явившийся. – Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю, поклонился и сказал Ему: – Что господин мой скажет рабу своему?

Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Тогда Господь сказал Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных.

Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. – Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны».

В точности исполнил Иисус Навин и народ Израилев по слову Его– повеление Явившегося Иисусу вождя воинства Господня и «когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал нам город.

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом; и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город, – и все, что в нем, сожгли огнем: только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня».

Только Раав, по повелению Иисуса Навина, была изведена из города вместе со всеми, родными бывшими в ее доме, и оставлены в живых, «потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона».

Истребив Иерихон, Иисус Навин поклялся и сказал: «проклят перед Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его». (Так и осуществилось впоследствии предсказание его)… (Иис. Нав.5:1, 10, 11, 14, 15; 6, 1–4, 15, 19, 23–25).

Жестоки были меры, предпринимаемые для враждебных народов, но евреи были лишь орудием Истреблявшего нечестие с лица земли – и водами всемирного потопа, и поглощением землею городов Содома и Гоморры – ради возрождения очищенного человечества…

(По материалам книги «Библия для детей старшего возраста»)

Видеоматериалы: Закон Божий. Завоевание и разделение Земли обетованной

Патриарх Кирилл об освоении космоса

Когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил в 2010 году Звездный городок, он побывал в испытательном центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, а также совершил богослужение в Спасо-Преображенском храме, где в проповеди коснулся темы христианского взгляда на освоение космоса:

«…Бог, сотворивший Вселенную, сказал человеку: наполняй землю и обладай ею. Святые отцы, толкователи библейских текстов, единодушно утверждают, что под этим словом “земля” следует подразумевать весь тварный космос, всю вселенную. Значит, Господь дал нам цель: наполнять и планету нашу, и всю вселенную и обладать ею. Поэтому стремление человека подняться к звездам — это не блажь, не фантазия и не мода, а некая программа, заложенная Богом в человеческую природу.

Иногда люди прагматичные задают вопрос: а зачем нужно так рисковать? Зачем рисковать, улетая в космос? Зачем рисковать, испытывая сложнейшую технику? Зачем рисковать, отправляясь в одиночное плавание на лодке через океан? Ответ на этот вопрос лежит в самой природе человека: Бог дал ему эту программу. К бесконечному развитию, к обладанию вселенной, к наполнению вселенной. И эта программа реализуется в человеческой личности посредством врожденного чувства, которое мы называем победой над самим собой. У каждого человека есть своя пороговая величина. Для одного является сложным и героическим действительно на лодке переплыть океан или взлететь в космос. Для другого — заставить себя в загородном доме остаться одному на ночь и спать с выключенным светом. И кто-то может улыбнуться и сказать: да какое же сравнение! А на самом деле всякий раз, когда человек побеждает самого себя, он летит к звездам. И вот это великое чувство, вот это целеполагание невозможно вывести ни из какого материалистического понимания человека.

Потому что, с точки зрения просто материализма, нужно жить так, чтобы сберечь себя, взять от жизни все, что можно. Ведь там больше ничего нет, все обрывается вместе со смертью. Зачем рисковать? Зачем отдавать что-то другим? Зачем рваться к звездам?

В каждой профессии, которая сопряжена с риском, но результатом которой является обладание вселенной в прямом и переносном смысле этого слова, в каждой из этих профессий человек осуществляет Божественную программу. Божий призыв. И для того, чтобы этот Божий призыв осуществлялся, кому-то нужно быть первым. И мы знаем, что среди тех, кто был первым, есть много тех, кто жизнь свою отдал, и это совсем не безрассудное лихачество, а это жертва за других. Это жертва на пути осуществления Божьего призыва.

Вот почему так важен храм в Звездном городке. Чтобы каждый, кто отправляется в космос, понимал, что это не просто работа. Не просто профессия, а нечто особенное. По крайней мере на ближайшую историческую перспективу…»

 (По материалам сайта foma.ru)

Игра-викторина «Переход через Иордан»

Необходимо подготовить: 6 «камней» (картонные коробки)

Ход игры. В викторине могут участвовать не более 6 человек. Дети стоят в одном конце комнаты, а ведущий – в другом. Середина комнаты – «Иордан». В «Иордан» сложите коробки – «камни». Ведущий задает вопросы. Дети по очереди отвечают и переходят через «Иордан», по дороге прихватив один «камень».

Рисунок «Город Иерихон»

Попросите детей нарисовать город Иерихон с толстыми стенами, улицами, домами и деревьями.

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Книга Иисуса Навина, глава 6.

Мультфильм «Истории Ветхого Завета. Иисус Навин».

Библейские истории. Битва за Иерихон. Читает И. Смоктуновский.