Очерк доктора филологических наук Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой, в котором затонута тема русской Пасхальной словесности.

О бесконечно богатом образном мире романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева рассказывает в своей статье доктор филологических наук, профессор, историк Алла Новикова-Строганова.

 

                                                                                     

В христианском богословии есть такой раздел — аскетика, или наука о подвижничестве. Изучает она ни много ни мало пути исцеления падшего человеческого естества. Да-да, именно так — пути исцеления от болезни несовершенства, унаследованной от самого праотца Адама. Христианские аскеты — это те люди, которые смыслом своей жизни сделали борьбу с собственными грехами. Разумеется, борьба эта требует усилий. Но не только. Необходимы еще и знания. Ведь никакие усилия не приведут к результату, если неправильно выбрать точку их приложения. Подвижники первых веков христианства это понимали. Они записали и систематизировали свой опыт аскетической жизни с тем, чтобы передать его христианам последующих веков и таким образом помочь нам в нелегком деле самосовершенствования. Так появилась аскетика, а внутри нее — учение о страстях как источнике греха. 

Иродиане – это люди, примкнувшие к партии Ирода-правителя и поддерживавшие его, несмотря на его чужеземное происхождение. Многие из них были придворными при царе, добившись своего положения лестью, низкопоклонством и разными темными услугами. Это положение они очень ценили и очень боялись его потерять. Карьера, высокое положение, удобства и роскошь жизни – это было для них все. Ни о чем другом они не заботились. Требования религии, интересы общественной жизни, страдания родного народа их волновали очень мало. Это были оппортунисты в худшем смысле слова. Для личного сытого, беспечального существования они готовы были пожертвовать всем. Любовь к другим не была требованием их убеждений.

 
Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел.
Святитель Тихон Задонский
 

Каждому из нас случалось откладывать на потом важные дела, максимально затягивая их выполнение, занимаясь вместо них чем угодно — не в силах объяснить себе, почему мы так поступаем, а после терзаться чувством вины из-за сорванных сроков и того, что мы снова кого-то подвели. Петр Людвиг, автор книги «Победи прокрастинацию!», на собственном опыте убедившийся в коварстве прокрастинации, всесторонне изучил проблему, определил причины ее возникновения и предложил несколько простых и действенных способов борьбы с ней.

Родителям подростков порой приходится наблюдать, как их умный, способный ребенок, уверенный хорошист или даже отличник в недавнем прошлом, вдруг скатывается на 3 и 2, теряет интерес к учебе и никак не повышает свою успеваемость в ответ на требования, советы или упреки родителей и учителей. Как мотивировать подростка учиться и вернуть желание заниматься школьными предметами?

 

В статье автор раскрывает творчество И.С. Тургенева как пропитанное глубоким христиаским духом. 

Наталья Инина – психолог, преподаватель психологического факультета Православного Института Святого Иоанна Богослова, сотрудник факультета психологии МГУ. Руководитель центра практической христианской психологии и душепопечения при факультете психологии МПИ св. Иоанна Богослова

Много опубликовано материалов о прокрастинации, стоящих и пустопорожних. В основном это практические советы. Даже те, кто это чудаковатое слово не встречал, с самой проблемой всё равно сталкивался.

Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает на завтра, то, что нужно сделать сегодня. Правда, знакомая проблема? Отложенные на завтра дела накапливаются, с ними становится трудно и даже невозможно разобраться.

Человек подводит себя и других людей. На него обижаются, происходят конфликты, да он и сам досадует на себя. Но поделать ничего не может и опять откладывает: «Вот с понедельника точно начну!» Приходит понедельник, из-под земли выскакивают новые причины, почему сегодня не начать нужное дело.

 

Автор статьи  доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, историк литературы Алла Анатольевна Новикова-Строганова.   

Как заставить мужа участвовать в жизни детей? Как помочь подруге прийти в храм? Как заставить 18-летнего сына уважать взрослых? Какие молитвы читать, чтобы родители примирились? Как наставить родную сестру на путь истинный? Таких вопросов множество. Казалось бы, все они о разных вещах. Но в них кроется общая тема – “Как изменить другого?”

 

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!

Альфрид Лэнгле (Alfried Längle) — ученик и коллега Виктора Франкла. Альфрид Лэнгле имеет докторскую степень по медицине и психологии. На основе логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла разработал оригинальную теорию фундаментальных экзистенциальных мотиваций, которая позволила значительно расширить теоретический и методический базис экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Автор книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа. Президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене (GLE-International). В настоящее время национальные отделения Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии находятся в Европе, Северной и Южной Америке (Вена, Инсбрук, Цюрих, Ганновер, Прага, Бухарест, Варшава, Москва, Ванкувер, Торонто, Мехико, Буэнос-Айрес, Сантьяго-де-Чили).

Экзистенциальный анализ — это одна из школ современной психотерапии, основанная на западноевропейской философской традиции феноменологии и экзистенциальной философии. Современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле является продолжением и углублением логотерапии выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла, центральным элементом которой является вопрос о смысле человеческой жизни, духовное измерение бытия человека в мире («логос» в данном контексте означает смысл).

Автор статьи доктор филологических наук, профессор Алла Новикова-Строганова повествует о глубоком христианском содержании творчества И.С. Тургенева.

Статья Аллы Анатольевны Новиковой-Строгоновой, доктора филологических наук, профессора, члена Союза Союза писателей России, историка литературы.

 

Мультфильм-жизнеописание христианской мученицы Перпетуи, пострадавшей в Карфагене в 203 г. Память мученицы Перпетуи в Православной Церкви чтится 14 февраля.

Книга "Библия для детей"

Старец Порфирий Кавсокаливит: Душевные и нервные Болезни. Страх. 

Интервью руководителя Центра «Православная семья», семейного психолога Рахимовой Ирины Анатольевны с психологом Центра «Православная семья» Трифоновой Татьяной Николаевной, специалиста по психосоматитическим процессам и соматике травмы, перинатального психолога.

Мы часто путаем общечеловеческие ценности и глубокую жизнь в Духе Святом. Когда мы смешиваем эти категории жизни человеческой души, происходит подмена и часто то, что принято считать нормой здравых поступков и мыслей, принимается за что-то сверхдуховное, и наоборот. Особенно это важно понимать в начале воцерковления и не стремиться покорять вершины духовной науки, перескочив или не освоив главное в морали человечества. Об этом с белорусской молодежью беседует постоянный автор «Правмира» архимандрит Савва (Мажуко).

 

Первая сторона: жизнь телесная, ее органы и потребности; нормальная и излишняя заботливость о теле

Книга "Православный букварь"

Книга "Православная азбука в стихах"

Человек приходит в Церковь и начинает благочестивую жизнь: соблюдает посты, ходит на службы, приступает к Таинствам. Но бывает, что за всем этим он так и не встречает Живого Бога. Когда проходит первое воодушевление, становится очевидно, что посты и молитвы сами по себе не приносят радости. Он злится и унывает, а близким с ним еще труднее, чем до его прихода в храм.

О психологических механизмах, которые мешают встрече со Христом, и некоторых искажениях религиозного опыта расскажет Марина Филоник — психолог, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования.

 

– Христос воскресе, дорогие братья и сестры, уважаемые телезрители. Тема нашей сегодняшней программы: «Православное воспитание подростка».

В гостях у нас отец Петр Коломейцев, христианский психолог в области специальной психологии, декан психологического факультета Московского православного института имени апостола Иоанна Богослова, духовник реабилитационных центров для тяжелобольных детей и сирот, клирик храма святых Косьмы и Дамиана в городе Москве.

Когда я предложил темой нашего Съезда в этом году «Как жить с самим собой», я имел в виду две вещи. Во-первых, многим из нас по большей части почти всегда «неуютно» с самими собой; мы недовольны собой, у нас ощущение острой неудачи, банкротства; а когда вместо недовольства и неудачи мы гордимся собой и чувствуем, что преуспели, то это, может быть, еще хуже.

Во-вторых, есть присловье, что мы можем дать, будь то Богу, будь то людям, только то, чем мы обладаем сами. Если мы не владеем собой, если мы не хозяева самих себя, мы никак не можем отдать себя; для того чтобы дать себя, надо владеть собой.

Откуда берется нелюбовь к себе? За что любить себя, если все хорошее от Бога? В чем разница между эгоизмом и любовью к себе? Можно ли быть психически здоровым человеком и постоянно помнить о своих грехах?

Книга "Евангелие для самых маленьких"

 

Что мы должны знать о домашнем насилии? Отношения в паре, а позже в семье могут складываться непросто. Однако если близкий человек, мужчина, ведет себя властно, не считается с мнением и потребностями женщины, настаивает на своем праве определять и контролировать ее жизнь, речь идет о домашнем насилии. Оно имеет самые разные формы, часто далекие от рукоприкладства.

Книга психотерапевта Светланы Морозовой “Немые слезы” родилась из опыта общения с женщинами, которые обращаются в Центр помощи людям, пережившим эпизоды насилия. Она рассказывает о том, как не попасть в отношения с мужчиной, который может стать домашним тираном, как узнать, что ваш муж — тиран, к чему приводит домашнее насилие и что делать, если оно стало частью вашей жизни.

Книга "Евангелие в изложении для малышей"

Сборник "Игры детям"

Статья Варвары Кашириной, написанная в 2015 году по случаю 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. В статье представлены некоторые аспекты его педагогических воззрений.

 

Как рассказать интересную сказку ребенку? Об этом рассказывает педагог-психолог, преподаватель Инна Вячеславовна Ниценко.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи!

Детям о празднике Сретения Господня

Детский психолог Ирина Медведева рассказывает о том, как кукольный театр помогает в работе психолога с детьми, в каких случаях родителям стоит обратиться за помощью к специалисту и как его выбрать.

С чувством обиды на консультацию к психологу приходят очень часто – обида на близких, обида на начальство. Нам важно понимать суть обиды. В чем заключается суть этого неприятного чувства?

 

 

Заповедь о почитании родителей дана нам еще в Ветхом Завете. Стоит задуматься: а почему необходимость в ней появилась? Разве не естественно любить и почитать тех, кто дал тебе жизнь? Имеет ли христианин право обижаться на своих родителей? Почему сегодня столь актуальна проблема одинокой старости? Свободны ли дети плохих родителей от долга перед ними? Как родителям и детям научиться правильному отношению друг к другу? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Письмо читательницы журнала «Фома»

Я часто обижаюсь на своего сына. Ему всего пять лет, но он все время спорит со мной, огрызается, а иногда просто специально делает что-то назло мне. Я пытаюсь ему объяснить, что так нехорошо делать, но обычно мне становится так обидно, что я просто ухожу в свою комнату и плачу. Потом сын ко мне приходит, как будто ничего не произошло. А мне хочется, чтобы он понял, как мне было больно от его поведения. И я продолжаю обижаться на него. Он приходит и хочет, чтобы мы поиграли вместе или я ему почитала книжку. А я лежу на диване с каменным лицом и делаю вид, что не замечаю его. Он пугается, начинает плакать, говорит «мамочка, прости». Мне его очень жалко в такие моменты, но я не верю, что он действительно осознал, как меня обидел. И продолжаю обижаться.

Мне самой от этих повторяющихся историй очень плохо. Я понимаю, что обижаться — это грех, а уж тем более — обижаться на маленького сына. Но ничего не могу с собой поделать. А с другой стороны, ведь есть же заповедь «почитай родителей своих». А мой сын относится ко мне как к своей ровеснице — грубит, не слушается, все время хочет, чтобы все было только по его. Я ращу его одна, папы у нас нет. И я не знаю, что мне со всем этим делать. Обида — неправильное чувство, но победить ее у меня не получается.

Светлана

 

Долгое время бытовало мнение, что человеку, который берет ребенка в семью, достаточно любить детей, иметь свой собственный опыт родительства или просто позитивный настрой. Казалось бы, что тут особенного? Быть родителем – это то, чему никого не учат заранее, то, что происходит с человеком иногда совершенно неготовым, незрелым, и люди как-то справляются с этой задачей, растят детей, любят их, решают в меру своих сил и возможностей проблемы, которые возникают при воспитании в семье. Однако даже с родными детьми не всегда все получается, и мы прекрасно понимаем это, ведь именно этот неуспех зачастую и приводит детей в систему государственной опеки. Но самое главное, конечно, то, что ребенок, однажды потерявший семью, переживает настолько тяжелый стресс и непредставимую для нас боль потери, такой страх и потрясение всех основ своей психики, что отбрасывать этот факт как не имеющий принципиального значения можно только лишь по сугубому незнанию.

Передача из цикла "Вопросы Веры и Фомы или Чай с вареньем" про греческого Деда Мороза Василия и Старый Новый год

Слушать

Преподобный Паисий говорит о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец отмечал, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем – удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена, – говорил он, – жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, – словно зажигалки: [сыпят искрами и] не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод».

Первый вопрос, который важно прояснить супругам еще до момента зачатия, — вопрос мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их обнаружить может только специалист, используя специальные методики, в том числе опросники. Ответы, построенные на обобщении или категоричном утверждении: «Это же естественно — все нормальные люди хотят» или «Это наша обязанность, так положено, без детей невозможна полноценная семья», с психологической точки зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих родителей, чем об их готовности к рождению первенца. 

Мы принимаем версию, что наше подсознание стремиться к исцелению, ищет способ гармонизироваться. Подсознание говорит на языке символов, ощущений, образов и метафор. Предлагая «здоровую» метафору — мы даем толчок к этой волшебной исцеляющей работе.

Для нижеприведенных упражнений особенно важно гармоничное состояние взрослого, который будет их проводить, и временной ресурс.

Почему трудоголизм – сомнительное требование к соискателю, ради чего мы сидим за отчетом ночами и как остаться собой, когда «все вокруг работают» – рассказывает психолог, помощник ректора Института христианской психологии Ольга Красникова.

Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геологоминералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений.

Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по-христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи - от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, - и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее - в Церковь, где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги "Домашняя церковь".