Священномученик Ону́фрий (Гагалюк), архиепископ

Биография

В миру Антон Максимович Гагалюк, родился в семье бедных и простых людей: отец его крестьянин, бывший солдат – ефрейтор крепостной артиллерии, работал лесником в Люблинской губернии, мать из бедных мещанских девушек. Имели 3 сыновей и 3 дочерей; из сыновей самым младшим был Антон, здоровый, крепкий, веселый. Жили в маленьком деревянном домике на опушке большого леса в 7 верстах от деревни. Однажды 4 порубщика избили лесника, а ночью подожгли его дом. Детей спасли, но все вещи сгорели. Крестьяне отвезли лесника в больницу, а семью приняли к себе. Тут произошло чудесное событие. Мать сильно плакала, глядя на своих бездомных детишек. Дети  окружили ее и  стали утешать, а пятилетний Антоша, взобравшись к ней на колени и обняв, сказал: «Мама, ты не плачь, когда я буду Епископом, я возьму тебя к себе!» На недоумение матери, кто такой Епископ и откуда он взял это слово, Антоша повторил уверенно и серьезно: «Мама, я буду Епископом, я сам это знаю».

После смерти отца пятилетнего Антошу приняли в сиротский приют г. Люблина, куда в качестве поварихи поступила и мать его. В приюте мальчик рос, хорошо учился, окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в г. Холм, в духовное училище, по окончании которого с отличием был принят в Холмскую Духовную Семинарию. Здесь, в год окончания семинарии случилось второе чудесное событие, указавшее ему дальнейший путь. За месяц до выпускных экзаменов Антон заболел в тяжелой форме  воспалением легких, был помещен в семинарскую больницу; за него служили молебны... Он был в забытьи; перед ним появился чудесный старик с седою бородою. Старец ласково посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви и Господу Богу, и будешь здоров».  Слова поселили в нем страх, и он воскликнул: «Обещаю!» Старец удалился. Поправившись, Антон, осматривая иконы, заметил в изображении св. Онуфрия Великого черты явившегося старца. Антон приступил к экзаменам, успешно сдал, но все же не первым, а вторым из окончивших, что очень опечалило его, т.к. нужно было держать конкурсный экзамен в Духовную Академию, к чему при его слабости, трудно было готовиться. Был момент, когда он решил было поступить в университет, но поговорив с ректором Семинарии епископом  Дионисием, по его совету и благословению поехал в Петербург и, успешно выдержав экзамен, был принят в Академию, получил стипендию.

Будучи на третьем курсе, Антон был послан ректором Академии в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь для чтения лекций по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших из Голиции (Австрия). Здесь он,  успешно выполнив задание, перед самым отъездом вторично заболел воспалением легких; врачи признали его положение почти безнадежным; об исцелении его служились молебны. В забытьи (как он писал матери) ему опять явился преп. Онуфрий (он был покровителем этого монастыря), на этот раз сурово посмотрел на него и сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь. Господь благословляет». «Когда я открыл потом глаза, то увидел, что в келии служат о моем выздоровлении перед иконою св. Онуфрия, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в  Академию приму иноческий постриг. Приехав в Петербург, я был пострижен в монашество епископом Анастасием 5 октября 1913г.» И с того  дня студент 3-го курса Петербургской Духовной Академии Антон Максимович Гагалюк на 24 году жизни стал иноком, с именем Онуфрий. Продолжая образование в Академии и будучи посвящен в сан иеромонаха, Онуфрий, с благословения ректора, был некоторое время настоятелем в церкви с. Михайловского ст. Парголово Финской  железной дороги. В 1915 году иеромонах Онуфрий окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Пастырско-Миссионерскую Семинарию при Григорие-Безюковом монастыре Херсонской епархии. В этом промежутке времени случилось три события, свидетельствующие об особой милости Божией к нему и к его родным: 1.    В начале войны 19 июля 1914 г. при свидании с братом Андреем иеромонах Онуфрий, заметив, что тот не носит креста, снял с себя свой крест и надел на брата, и горячо помолившись внушил ему всегда носить крест, который спасет его от смерти. И действительно когда уже в 1919 г. отряд казаков, прискакав на завод близ г. Черкассы, где в то время работал Андрей, стал расстреливать его за  заступничество за  избиваемого ими еврея-приказчика, то заметив на груди его сиявший крест, казак выстрелил мимо и отказался стрелять в него. 2.    В  начале той же войны 1914г. мать иеромонаха Онуфрия, будучи эвакуирована с отрядом беженцев в г. Херсон и оставшись совершенно одна, растеряв всех своих детей в отчаянии решила утопиться, но занеся уже ногу через решетку, услышала, что кто-то кашлянул. Увидев какого-то монаха, она, вспомнив, что и сын ее монах, стала его расспрашивать, и монах повел ее в архиерейский дом, где пред нею предстал величественный муж (это был епископ Прокопий). Услышав, что сын ее Гагалюк, владыка  велел  накормить ее и отвезти в карете в Григорие-Безюков монастырь – в 20 верстах от города, где счастливая мать могла обнять своего сына. На следующий день приехал сам епископ и по окончании архиерейской службы сказал в проповеди об этом случае, как мать нашла своего сына, и все плакали. 3.    На Украине в те годы (1917–1919) шла гражданская война, свирепствовали банды. На Григорие-Бизюков монастырь напали махновцы, разграбили, поубивали многих монахов, избили остальных, в том числе и иеромонаха Онуфрия. Крестьяне освободили их и отвезли к себе в деревню. Отца Онуфрия привезли в г. Бериславль, где по просьбе жителей он был назначен настоятелем собора, с возведением в сан архимандрита. Из Бериславля он был переведен в г. Кривой Рог настоятелем Николаевской церкви. На состоявшемся в августе 1922г. в Киеве соборе православных епископов Украины под председательством Экзарха всея Украины Митрополита Михаила архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во епископа для Херсонско-Одесской Митрополии, а затем 23 января 1923г. в Великой Лаврской церкви г. Киева он  был  рукоположен  Митрополитом Михаилом совместно с викарием епископом Димитрием в сан епископа Елисаветградского. 24 января 1923г. епископ Онуфрий совершил в Успенском соборе г. Елисаветграда свое первое архиерейское служение при громадном стечении молящихся. Сохранились замечательные речи владыки Онуфрия при наречении во епископа 22 января 1923г. и при первом архиерейском служении 24 января.       Через шесть дней после этого епископ Онуфрий был арестован, заключен в тюрьму, позже переведен в Одесскую тюрьму, в которой он пробыл 3 месяца. Оттуда он был переведен в Екатеринославскую, затем  в Харьковскую, в которой он пробыл 3 месяца. По выходе из нее, ему было разрешено оставаться на правах ссыльного в г. Харькове. Находясь в Харькове, владыка Онуфрий, по благословению святейшего Патриарха Тихона управлял своею Елисоветградскою, а также Одесско-Херсонскою епархиями, с января 1923г. по декабрь 1926г. он получил разрешение совершать служения в храмах города Харькова, без выезда куда бы то ни было, и он  служил, как архиерей Елисоветградской епархии, не вмешиваясь в дела местного Харьковского епископа Константина. К нему приезжали из его епархии, и многие утверждались в  православии и верности Церкви его словом, проповедью, посланиями и  личным примером; многие священники, а также приходы, впавшие в обновленчество, каялись и возвращались в лоно Церкви. Эта его благотворная деятельность вызывала беспокойство и раздражение со стороны обновленцев, и они всеми правдами и неправдами, клеветою и подлогами добивались устранения этого неутомимого православного деятеля. В декабре 1926г. епископ Онуфрий был арестован и водворен как ссыльный в село Кудымкар, где находился до октября 1928г. Затем он был  арестован и отправлен в г. Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929г. Позже он был отправлен этапным порядком в ссылку в г. Сургут на реке Оби, где находился до сентября. В сентябре 1929г. при переезде на пароходе в Тобольск он был снят с парохода и водворен на жительство в глухое село Уват, где находился до ноября. В ноябре он, получив направление, отбыл без конвоя в Тобольск. Здесь он был освобожден из под стражи и, прожив некоторое время в Тобольске, получил разрешение на выезд в г. Старый Оскол, ввиду назначения Епископа Онуфрия церковной властью на кафедру Епископа Старооскольского. В декабре 1929г. направляясь поездом из Москвы в Старый Оскол, он был высажен милицией из поезда на маленькой полустанции Горшечное, где за отсутствием арестантского дома, владыку Онуфрия посадили в погреб пристанционного дома, где он просидел трое суток и  потом получил разрешение на проезд в г. Старый Оскол. Прибыв в Оскол, вступил в управление Старооскольской православной епархией, получив разрешение от местной власти совершать богослужение только в одной церкви, а их было шесть городских и семь слободских, прилегающих к самому городу. В Старом Осколе владыка Онуфрий, как и ранее в Харькове, развил большую деятельность частыми богослужениями, проповедями, посланиями и письмами, утверждая всех пребывать в православии. Как и в Харькове, так и здесь владыка Онуфрий снискал к себе громадную любовь и уважение со стороны многочисленной паствы. В марте 1933г. он был под конвоем отправлен в Воронеж и заключен в тюрьму. В июне 1933г. он был освобожден и прибыл в г. Курск на место нового назначения епископом Курской Епархии. Получив сан архиепископа, Владыка Онуфрий и здесь проявил туже неутомимую деятельность,  служа, проповедуя, составляя послания и духовные статьи. В июле 1935г. он вновь был арестован, предан суду и осужден к тюремному заключению на 10 лет. Просидев в Курской тюрьме по декабрь 1935г. он был отправлен в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936г. отправлен в арестантском вагоне на Дальний Восток. Первые два года заточения Владыка Онуфрий находился в переписке с матерью. Из его писем видно, что он работал в Средне-Бельском совхозе Дальневосточного лагеря  (возле г. Благовещенск). В последнем же письме указан тот же адрес, но участок помечен цифрой 4 (письмо от 9 декабря 1937г). После этого уже никаких известий от него не было, но  было сообщено при возвращенной, не врученной ему посылке от матери, что адресат в апреле 1938г. отправлен в Благовещенскую тюрьму. Затем было получено сообщение справочного бюро министерства внутренних дел СССР что Антон Гагалюк 8 марта 1938г. был осужден Хабаровским краевым судом на 10 лет лишения свободы с запрещением переписки. Вскоре он был расстрелян.

 

Цитаты из  нравственно-аскетического труда священномученика Онуфрия (Гагалюка) «В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания»

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).»

Между Царством Божиим на земле и царством сатаны – постоянная борьба. Царство Божие на земле – Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1Кор. 15:24–27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их... Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога!

* * *

«У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4:7).»

Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, – по преданию или самонадеянности, – он спешит к таинству покаяния и в нем очищается от грехов своих... А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он – раб греха... В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере – свобода духовная.

* * *

«Авраам сказал (Авимелеху): я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня (Быт.20:11).»

Где нет веры в Бога и страха Божия, там возможны, и действительно часто бывают убийства и всякие преступления. Только вера в Бога учит и воспитывает в человеке любовь к ближнему, жалость к нему, сострадание к горю всякого человека, кто бы он ни был. Человек богобоязненный не убьет, не украдет, не будет развратничать. Горе той стране, где люди отрекаются от Бога: там насилие и злоба, ненависть и кровопролития...

 

Тропарь  священномученику Онуфрию, глас 2

Яко сосуд священный Духа Божественнаго, столп и светильник Церкви Православныя воистину явился еси, священномучениче Онуфрие, егда вся спира богоборцев земли нашея, злобою ада дышуща, разорити Церковь Божию устремишася. Ты же со множеством исповедников Христовых землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. Ныне, о всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, в Церкви Небесней торжествующе,моли Вземлющаго грехи мира спастися душам нашим.

Кондак священномученику Онуфрию, глас 8

Святительскою благодатию светло облечен, яко Исаак целомудренный, священнодействовать своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, Онуфрие богомудре, Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову страданьми доблестнее защищая, путь верным к божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, яко страж недремлющий и верный друг Христов.

 

Дни памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка):

1 июня – преставление

1 августа - Собор Курских святых

6 февраля – (переходящая) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

23 сентября - Собор Липецких святых

11 июля – (переходящая) Собор Санкт-Петербургских святых

1 ноября - Собор святых Архангельской митрополии.

 

По материалам сайта:

https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/