Преподобный Нил Мироточивый, Афонский

Житие

Преподобный Нил был сын благочестивых православных родителей, живших в Морее, в селении Агиапетра, Законийской епархии. В раннем отрочестве будущий преподобный остался круглым сиротой. Его взял на воспитание дядя – иеромонах Макарий, который старался воспитать племянника в строгом благочестии.

Достигнув совершеннолетия, Нил, по примеру дяди, принял монашеский постриг. А некоторое время спустя он был рукоположен сначала во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Стремясь к подвижничеству, дядя и племянник оставили родные места и переселились на Афонскую Гору.

Здесь они нашли удобное для безмолвия место, издревле называемое Святые Камни. После этого они явились в Лавру и просили благословения на владение этим местом и на устроение там келий. Игумен Лавры со старшей братией с радостью согласился на их прошение и в знак своего согласия дал им письменное уверение. Макарий, по обычаю, внес в Лавру небольшой денежный вклад.

Получив право на владение этим местом, Макарий и Нил приступили к расчистке его. Вскоре ими был устроен небольшой храм и кельи. Но по устроении келий Макарий почил о Господе, сделав племянника своего наследником во всем. Однако преподобный Нил решил найти более удобное место для подвижничества. Так он и сделал. Это место в то время, по своей дикости, суровости и обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин, было недоступно не только для людей, но и для зверей.

Переселившись на новое место, преподобный Нил мужественно терпел до конца своей жизни всякую тесноту и страдания, посвятив свою жизнь молитве и подвигу. И вот настало время окончания земных страданий славного подвижника. В теснейшей своей пещере, освященной дивными подвигами, он мирно предал свой дух Богу. Братия погребла его.

Бог прославил подвижника тем, что из гроба его впоследствии начало истекать благовонное миро с целительными силами. И когда разнеслась об этом слава всюду, стали во множестве стекаться сюда христиане, чтоб получить сего священного мира во исцеление и освящение души и тела. Преподобный же с того времени наречен Мироточивым.

При этом рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он, вопреки своим словам не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, весь мир скоро наполнит славою своего имени и нарушит чрез то спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут приходить к нему для исцелений: и это так подействовало на святого мироточца, что тогда же миро иссякло.

Источник: Афон и ero святыни. / Сост. Маркова А. А. – М.: Благовест, 2014. – 560 с. ISBN 978–5-9968–0320–0

Спустя два века после своей кончины преподобный явился одному афонскому монаху. Надо сказать, что это был – один из самых нерадивых иноков, и именно для его спасения и призвал Господь Своего угодника. Это чудо, а также его посмертные вещания записаны в книге «Посмертные поучения Нила Мироточивого». В книге находятся пророчества о будущем Горы Афон и всего мира. Произошло чудо явления святого в 1813 году на Афоне. Нерадивый инок Феофан по совету лукавого захотел оставить монашескую жизнь и вернуться в мир, чтобы предаться вольной и грешной жизни. Он собирал зелень в лесу, чтобы продать ее и на эти деньги уплыть в Турцию. Тут ему повстречался незнакомый старец, с которым он разговаривал около восемнадцати часов. При этом он совсем не замечал груза на своих плечах, все это время собранная вязанка была на его спине. Святой вразумлял и обличал Феофана, после этого он стал часто являться ему. Феофан постепенно раскаялся и исправился, он передумал идти в мир. Но Господь послал ему во отпущение грехов тяжкую болезнь. Святой велел записать Феофану все свои слова, при этом он подчеркнул, что выбрал для своих откровений не лучшего монаха, для того, чтобы не подумали, что из святого естественным образом проистекло святое. Феофан плохо умел писать, поэтому ему помог инок Герасим. Книгу отдали в монастырскую библиотеку, но начальство запретило ее к обнародованию по причине того, что в ней откровенно раскрывались недостатки современного монашества. Книга пролежала на полке много лет, и только в 1912 году ее разрешили издать. В книге много пророчеств о последних временах, о пришествии антихриста. Преподобный говорил, что на землю вернутся святые Енох и Илия, взятые на небо живыми. Они будут обличать антихриста, и он убьет их. После этого на третий день они воскреснут и вернутся на Небо.

Цитаты из назиданий преподобного Нила Мироточивого Афонского «Монашество – воинская служба Царю Небесному»

Приняв схиму, носи ее неопустительно; переодеваясь, тотчас опять надевай ее на себя; поверх схимы носи куртку и опояшься, да не уподобляешься фарисеям и не подашь сим народу великого соблазна… Но сие да будет ведомо тебе: как только скинешь с себя схиму, тотчас будешь пленен непристойными помыслами; посему неопустительно имей на себе схиму, чтобы не сделаться пищею великого отступника.

Какая польза от воина, который идет в бой с духом двоедушным, идет необученным и несведущим в военном деле? Когда неожиданно наступит бой и напавшие противники увидят воина неподготовленным к битве, то не заберут ли его в плен? – То же бывает и у монаха с двоедушным настроением (при духовной брани).

Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность.

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Таинство веры.Введение в православное догматическое богословие». Глава XI. Жизнь будущего века. Конец человеческой истории

В книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» (она появилась в начале XIX в. и описывает явления этого святого, жившего в XVI в., одному афонскому монаху) содержится много пророчеств об антихристе и о последних временах.313 Там сказано, в частности, что антихрист захватит власть над городами и селами, станет распорядителем мира и единодержцем. Ко времени пришествия антихриста мир «обнищает добродетелями, обнищает любовью, единодушием, целомудрием». Церковь «обнищает от главенства духовных властей», т.е. произойдет духовное оскудение мира и Церкви. Автор книги предсказывает революции и наступление эры социализма, отнятие частной собственности, а также увеличение стихийных бедствий...

Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе. Образ антихриста в этой книге не вполне соответствует раннехристианским представлениям о нем. В частности, в книге говорится о политической власти антихриста над миром, тогда как у апостола Павла и в словах Самого Христа речь идет о духовной власти: антихрист появится в храме Божием и будет выдавать себя за Бога, он будет стараться подменить собой Христа (греч. antichristоs буквально означает «вместо Христа»). Антихрист будет не политическим, а религиозным лидером: некоторые современные авторитарные секты, лидеры которых выдают себя за Христа, являются предтечами антихриста.

 

Тропарь преподобному Нилу Мироточивому, Афонскому, глас 1

Мона?шествовав богоуго?дно в Горе? Афо?нстей,/ в моли?твах и посте?х Бо?га взыска?л еси?/ и стал еси? прия?телище чи?стое Ду?ха,/ облистава?я ве?рным доброде?телей лучи?,/ и?миже осиява?еши, Ни?ле, вопию?щих тебе?:/ сла?ва просла?вльшему тя Бо?гу,/ сла?ва Венча?вшему тя,// сла?ва Де?йствующему тобо?ю всем исцеле?ния.

Кондак преподобному Нилу Мироточивому, Афонскому, глас 3

Е?же от земли? явле?ние/ свяще?нных моще?й твои?х, Ни?ле,/ совозсия? сия?нию Креста?,/ того? бо вожделе?л еси? те?пле от младе?нства,/ ко?сти твоя?, сораспя?вшияся Христо?ви,/ воскре?сшему я?ко преве?чному Бо?гу,// Того? прия?ша благода?ть.

Дни памяти:

25 ноября - преставление

20 мая - Обретение мощей

4 июля  (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Видеоматериалы

По материалам сайтов:

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i-ego-svjatyni/30

https://pravlife.ru/nil-mirotochiviy/