Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер

Житие

Петр Алек­се­е­вич Чель­цов ро­дил­ся 20 ав­гу­ста (ст. стиль) 1888 го­да в се­ле Шех­ми­но Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти в се­мье пса­лом­щи­ка, впо­след­ствии став­ше­го свя­щен­ни­ком.  В 1904 го­ду Петр Алек­се­е­вич окон­чил Ря­зан­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию пер­вым уче­ни­ком. От­ца Пет­ра, как пер­во­го уче­ни­ка, на ка­зен­ный счет от­пра­ви­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию.

10 ок­тяб­ря 1911 го­да Петр Чель­цов был опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь се­ла Уля­хи­на-Юрье­ва Го­ро­ди­ща Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а 16 ок­тяб­ря епи­ско­пом Ря­зан­ским Ди­мит­ри­ем (Спе­ров­ским) ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ра.
Ду­хов­ную ака­де­мию отец Петр окон­чил в 1915 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом по­лу­че­ния сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия без но­вых уст­ных ис­пы­та­ний. Он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Вет­хо­го За­ве­та в Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а так­же за­ко­но­учи­те­лем и ин­спек­то­ром Смо­лен­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща.
27 де­каб­ря 1915 го­да епи­ско­пом Смо­лен­ским Фе­о­до­си­ем (Фе­о­до­си­е­вым) он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, а 6 мая 1916 го­да «за усерд­ную и по­лез­ную служ­бу» – ску­фьей.
31 июля 1916 го­да прео­свя­щен­ный Фе­о­до­сий на­зна­чил от­ца Пет­ра то­ва­ри­щем пред­се­да­те­ля Брат­ства пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Смо­лен­ско­го (пред­се­да­те­лем был сам епи­скоп). 8 ав­гу­ста то­го же го­да Петр Чель­цов был из­бран чле­ном епар­хи­аль­но­го ко­ми­те­та по­мо­щи жерт­вам вой­ны. От­цу Пет­ру по­ру­ча­ет­ся при­об­ре­те­ние Еван­ге­лия и ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ной ли­те­ра­ту­ры для ла­за­ре­тов, вы­яс­не­ние во­про­са о воз­мож­но­сти из­да­ния жи­тий Смо­лен­ских свя­тых. Отец Петр участ­ву­ет в ор­га­ни­зо­ван­ных брат­ством пуб­лич­ных ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных чте­ни­ях в поль­зу жертв вой­ны. 21 но­яб­ря 1916 го­да на та­ких чте­ни­ях отец Петр про­чи­тал лек­цию «О смыс­ле стра­да­ний». С 22 июля 1916 го­да отец Петр ис­пол­нял обя­зан­но­сти ре­дак­то­ра «Смо­лен­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стей», а офи­ци­аль­но был на­зна­чен Свя­тей­шим Си­но­дом на эту долж­ность 24 сен­тяб­ря 1916 го­да.
Отец Петр участ­во­вал во Все­рос­сий­ском съез­де пе­да­го­гов и де­я­те­лей ду­хов­ных школ, про­хо­див­шем в Москве 25 мая – 5 июня 1917 го­да. От кли­ра Смо­лен­ской епар­хии был из­бран чле­ном Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 – 1918 го­дов. 25 фев­ра­ля 1917 го­да на­граж­ден ка­ми­лав­кой, а в де­каб­ре – зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом.
По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний ба­тюш­ку при­зва­ли сол­да­том в ты­ло­вое опол­че­ние как не име­ю­ще­го при­хо­да. Вско­ре при­ход­ским со­бра­ни­ем Ильин­ской церк­ви он был из­бран свя­щен­ни­ком это­го смо­лен­ско­го хра­ма.
18 ап­ре­ля 1921 го­да Петр Алек­се­е­вич Чель­цов был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Он пре­по­да­вал го­миле­ти­ку и ли­тур­ги­ку на пас­тыр­ских кур­сах, ор­га­ни­зо­ван­ных в 1921 го­ду смо­лен­ским епар­хи­аль­ным на­чаль­ством, а так­же был эк­за­ме­на­то­ром кан­ди­да­тов в диа­ко­ны и свя­щен­ни­ки. 6 ап­ре­ля 1922 го­да от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли по по­до­зре­нию в ока­за­нии со­про­тив­ле­ния при изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей. С это­го аре­ста на­чал­ся ис­по­вед­ни­че­ский путь бу­ду­ще­го Ве­ли­кодвор­ско­го свя­то­го. Про­дер­жав два ме­ся­ца в тюрь­ме, ба­тюш­ку вы­пу­сти­ли «за неиме­ни­ем со­ста­ва пре­ступ­ле­ния».

Его ма­туш­ка, Ма­рия Ива­нов­на, бы­ла до­стой­ной спут­ни­цей жиз­ни сво­е­го су­пру­га, от­ли­ча­ясь осо­бым бла­го­че­сти­ем. Жи­ли су­пру­ги как брат и сест­ра, вос­пи­ты­ва­ли при­ем­ную дочь Ма­рию. Ма­туш­ка по­сто­ян­но ез­ди­ла к стар­цам и по­буж­да­ла к это­му от­ца Пет­ра. Ча­сто они бы­ва­ли в Оп­ти­ной пу­сты­ни у стар­ца Нек­та­рия, ду­хов­ной до­че­рью ко­то­ро­го бы­ла ма­туш­ка Ма­рия. В один из при­ез­дов ста­рец Нек­та­рий снял ико­ну «Уто­ли моя пе­ча­ли» и, вру­чая ее ма­туш­ке, ска­зал: «Вот вам, мои до­ро­гие, мое бла­го­сло­ве­ние. Ско­ро нач­нут­ся ва­ши ака­де­мии». Мо­ло­дая па­ра не по­ня­ла, что это зна­чит, т.к. до ре­во­лю­ции не- воз­мож­но бы­ло пред­ста­вить, что в по­сле­ду­ю­щем бу­дет про­ис­хо­дить с хра­ма­ми, свя­щен­ни­ка­ми и все­ми ве­ру­ю­щи­ми. И толь­ко по­сле аре­ста от­ца Пет­ра стал по­ня­тен смысл это­го да­ра. Ико­на «Уто­ли моя пе­ча­ли» ста­ла ду­хов­ной под­держ­кой ма­туш­ке Ма­рии в ее бес­ко­неч­ных стра­хах, том­ле­ни­ях и ожи­да­ни­ях.
В 1923 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­гра­дил отца Пет­ра Чель­цо­ва кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, а в 1927 го­ду отец Петр ста­но­вит­ся мит­ро­фор­ным про­то­и­е­ре­ем.
В 1924 го­ду он на­хо­дил­ся под аре­стом в те­че­ние 10 дней в свя­зи с про­хо­див­шим в Смо­лен­ске съез­дом об­нов­лен­че­ско­го ду­хо­вен­ства. Его, рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, со­чли нуж­ным изо­ли­ро­вать.
В 1927 г. свя­щен­ник был сно­ва аре­сто­ван. Те­перь его об­ви­ни­ли в груп­по­вой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­ры. Ба­тюш­ка был при­го­во­рен к 3 го­дам конц­ла­ге­ря, ко­то­рые он про­вел на Со­лов­ках. Впо­след­ствии отец Петр вспо­ми­нал, что на Со­лов­ках его да­же в мо­ре то­пи­ли, но Гос­подь со­хра­нил его. Из ла­ге­ря отец Петр при­слал Ма­рии Ива­новне и жене бра­та Ма­рии Ни­ко­ла­евне свою фо­то­гра­фию со сле­ду­ю­щей над­пи­сью:

«Ми­лым мо­им Ма­ню­ше и Ма­ру­сень­ке!

На се­ве­ре ди­ком сто­ит оди­но­ко
На го­лой вер­шине сос­на,

И дрем­лет, ка­ча­ясь,
И сне­гом скри­пу­чим
Оде­та, как ри­зой, она.
И снит­ся ей все,
Что в пу­стыне да­ле­кой,
В том крае, где солн­ца вос­ход,
Од­на и груст­на на уте­се го­рю­чем
Пре­крас­ная паль­ма рас­тет.

Это сти­хо­тво­ре­ние луч­ше все­го вы­ра­жа­ет мое по­ло­же­ние и мое на­стро­е­ние. И луч­ше­го я не мог при­ду­мать, чтобы на­пи­сать вам. С.Л.О.Н. 2 июля 1928 г.».

В 1929 г. ба­тюш­ку до­сроч­но осво­бо­ди­ли из ла­ге­ря и со­сла­ли на 3 го­да в г. Кад­ни­ков Во­ло­год­ской об­ла­сти, где он ра­бо­тал на до­му са­пож­ни­ком. Ма­туш­ка Ма­рия по­се­ли­лась вме­сте с ним.

Но недол­го про­дол­жа­лась сво­бо­да, 7 мар­та 1933 г. про­то­и­е­рей Петр Чель­цов был вновь аре­сто­ван, об­ви­нен в том, что яв­лял­ся участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской груп­пы из чис­ла ссыль­ных и про­во­дил сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, и при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­рях. На этот раз от­бы­вал срок в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии в Ко­но­ше.
В ап­ре­ле 1936 г. по­сле осво­бож­де­ния опре­де­лен свя­щен­ни­ком в Ка­зан­скую цер­ковь с. Нар­ма Кур­лов­ско­го (ныне Гусь-Хру­сталь­но­го) рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. В 1941 г. храм был за­крыт.
В ап­ре­ле 1941г. от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­ри­ли к го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Осво­бо­див­шись 15 мая 1942 г., он вер­нул­ся в с. Нар­ма.
16 ап­ре­ля 1943 г. ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский и Ро­стов­ский Иоанн (Со­ко­лов), управ­ляв­ший Вла­ди­мир­ской епар­хи­ей, на­зна­чил про­то­и­е­рея Пет­ра свя­щен­ни­ком Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го хра­ма с. За­кол­пье – пер­во­го хра­ма, от­крыв­ше­го­ся в Гусь-Хру­сталь­ном рай­оне. Пса­лом­щик хра­ма с. За­кол­пье, слу­жив­ший там с от­цом Пет­ром, рас­ска­зы­вал: «На Пас­ху к ба­тюш­ке столь­ко при­хо­ди­ло на­ро­да, что про­стран­ство у Цар­ских врат меж­ду же­лез­ны­ми пе­ри­ла­ми за­вя­зы­ва­лось ве­рев­ка­ми, чтобы на­род не по­да­вил от­ца Пет­ра. С каж­дым при­хо­жа­ни­ном, под­хо­див­шим к кре­сту по­сле ли­тур­гии, ба­тюш­ка на Пас­ху трое­крат­но ло­бы­зал­ся и го­во­рил: ”Хри­стос Вос­кре­се”. Это неимо­вер­ная на­груз­ка, не счи­тая служ­бы. На но­гу ба­тюш­ка был очень лег­кий. На­де­вал лап­ти и хо­дил по де­рев­ням для со­вер­ше­ния треб. При­чем го­во­рил: ”Ах, ра­бо­ты ма­ло, ра­бо­ты ма­ло”. Это зна­чи­ло, что ма­ло треб. По­сле вой­ны мно­го бы­ло лю­дей с нерв­ны­ми рас­строй­ства­ми. Отец Петр со­бо­ро­вал, при­ча­щал и да­же дер­зал от­чи­ты­вать бес­но­ва­тых. Неред­ко он по­мо­гал день­га­ми неиму­щим – на стро­и­тель­ство».
18 июня 1949 г. (ба­тюш­ке шел шесть­де­сят пер­вый год!) его аре­сто­ва­ли в ше­стой раз – по об­ви­не­нию в том, что «...вы­сту­пал с ан­ти­со­вет­ски­ми про­по­ве­дя­ми. Груп­пи­руя во­круг се­бя враж­деб­ный цер­ков­ный эле­мент, сре­ди ко­то­ро­го вел аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых Со­вет­ской вла­стью, при­зы­вал кол­хоз­ни­ков на невы­ход на ра­бо­ту и от­каз от уча­стия в вы­бо­рах де­пу­та­тов в вер­хов­ные мест­ные ор­га­ны Со­вет­ской вла­сти. В сво­ем до­ме хра­нит мо­нар­хи­че­скую ли­те­ра­ту­ру». У от­ца Пет­ра бы­ло кон­фис­ко­ва­но 46 книг и два порт­ре­та Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II и его се­мьи, лич­ная пе­ре­пис­ка. За­клю­чен­но­го осу­ди­ли на 10 лет и эта­пи­ро­ва­ли уси­лен­ным кон­во­ем (как осо­бо опас­но­го пре­ступ­ни­ка) в ла­герь Ми­не­раль­ный близ стан­ции Абезь Пе­чер­ской ж.д.
28 но­яб­ря 1955 г. ба­тюш­ку осво­бо­ди­ли до­сроч­но как пре­ста­ре­ло­го ин­ва­ли­да вто­рой груп­пы. Он вы­ехал в с. За­кол­пье под опе­ку ма­туш­ки Ма­рии, у ко­то­рой пред­ва­ри­тель­но по­тре­бо­ва­ли под­пис­ку о со­гла­сии взять на ижди­ве­ние пре­ста­ре­ло­го су­пру­га-ин­ва­ли­да. На­до ска­зать, что все это вре­мя ма­туш­ка Ма­рия жи­ла по­мо­щью доб­рых лю­дей – по­сле аре­ста му­жа ее вы­гна­ли из до­ма, от­ня­ли дро­ва.
Год отец Петр жил вме­сте с ма­туш­кой в се­ле За­кол­пье под над­зо­ром ор­га­нов МВД как ссыль­ный по­се­ле­нец, еже­ме­сяч­но яв­ля­ясь в Кур­лов­скую рай­он­ную ко­мен­да­ту­ру на ре­ги­стра­цию (толь­ко 28 мар­та 1956 г. он бу­дет осво­бож­ден из-под над­зо­ра ор­га­нов МВД).
В де­каб­ре 1955 г. отец Петр по­ехал к епи­ско­пу Вла­ди­мир­ско­му Они­си­му за на­зна­че­ни­ем. В по­ез­де встре­тил двух жен­щин – ста­ро­сту и каз­на­чея хра­ма се­ла Пят­ни­цы (на­род­ное на­зва­ние се­ла Ве­ли­ко­дво­рье), ко­то­рые то­же еха­ли к вла­ды­ке – про­сить свя­щен­ни­ка в храм ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы (слу­жив­ший преж­де ба­тюш­ка вы­шел за штат). Они зна­ли от­ца Пет­ра по служ­бе в се­ле За­кол­пье и по­про­си­ли его быть свя­щен­ни­ком в их хра­ме. Так про­мыс­лом Бо­жи­им 13 де­каб­ря 1955 г. отец Петр по­дал вла­ды­ке Они­си­му про­ше­ние: «Имея ис­крен­нее на­ме­ре­ние до кон­ца дней сво­их слу­жить Хри­сто­вой Церк­ви, по­чти­тель­ней­ше про­шу Ва­ше Прео­свя­щен­ство на­зна­чить ме­ня на свя­щен­ни­че­ское ме­сто к Пят­ниц­ко­му хра­му с. Пят­ни­ца». В тот же день на­зна­че­ние бы­ло под­пи­са­но.
В Пят­ни­це отец Петр с пер­вых дней за­во­е­вал ува­же­ние и лю­бовь при­хо­жан.
Осо­бен­но­сти служ­бы о. Пет­ра дик­то­ва­лись рас­пи­са­ни­ем дви­же­ния транс­пор­та. Боль­шая часть лю­дей при­ез­жа­ла но­чью на по­ез­де. Око­ло 4 ча­сов утра лю­ди при­хо­ди­ли в цер­ковь. Бо­жий угод­ник в три ча­са но­чи вста­вал на до­маш­нюю мо­лит­ву; в по­ло­вине пя­то­го утра был уже в хра­ме – со­вер­шал ис­по­ведь, при­ни­мал лю­дей; за­тем с 6 ча­сов слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, во­до­свят­ный мо­ле­бен с ака­фи­стом и па­ни­хи­ду по пол­но­му чи­ну.
Око­ло 12 ча­сов ба­тюш­ка, устав­ший до из­не­мо­же­ния, шел до­мой. Через час опять при­хо­дил в храм - слу­жить за­каз­ные во­до­свят­ные мо­леб­ны, или от­пе­вать по­кой­ни­ка. Ес­ли на сле­ду­ю­щий день празд­ник, то с 16.30 до 20-21 ча­са – все­нощ­ная. Ве­че­ром ба­тюш­ка опять бе­се­до­вал с людь­ми или от­ве­чал на мно­го­чис­лен­ные пись­ма. Каж­дый день отец Петр слу­жил для при­ез­жих во­до­свят­ный мо­ле­бен. Во­ду раз­би­ра­ли па­лом­ни­ки, а остат­ки во­ды вы­ли­ва­ли в вы­ры­тый око­ло его до­ма ко­ло­дец. По­том из это­го ко­лод­ца лю­ди бра­ли во­ду для пи­тья, для освя­ще­ния, ибо ко­ло­дец по­сто­ян­но освя­щал­ся от мо­леб­на. Ба­тюш­ка бла­го­слов­лял брать из него во­ду, го­во­ря: «Пей­те во­ди­цу, мое бла­го­сло­ве­ние в ней». Бла­жен­ная ра­ба Бо­жия по фа­ми­лии Ро­ма­но­ва, по­се­тив ба­тюш­ку, ста­ла го­во­рить всем: «По­те­кут в Пят­ни­цу клю­чи...» И дей­стви­тель­но по­тек­ли оду­шев­лен­ные клю­чи в это неболь­шое се­ло; из раз­ных кон­цов Ру­си ста­ли при­ез­жать к стар­цу лю­ди. Про­сто­лю­ди­ны и вы­со­ко­по­став­лен­ные ли­ца, ар­хи­ереи и ду­хо­вен­ство еха­ли за бла­го­сло­ве­ни­ем на даль­ней­шую жизнь, за уте­ше­ни­ем, за ис­це­ле­ни­ем неду­гов.
Отец Петр жил с Бо­гом, в Бо­ге и под Бо­гом, го­во­ря сло­ва­ми свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штад­ско­го. В нем жил ис­кон­ный рус­ский дух. Свя­то чтив­ший тра­ди­ции пред­ков, он зри­мо во­пло­щал со­бою свя­то­оте­че­ское пра­во­сла­вие. Это был ду­хо­нос­ный, про­зор­ли­вый и муд­рый ми­ро­тво­рец. К лю­дям вни­ма­те­лен и ве­ли­ко­ду­шен, всех пом­нил, из­да­ле­ка узна­вал, и рас­ска­зы­вать ему не на­доб­но – на­сквозь ви­дел каж­до­го. Да­же в пре­клон­ном воз­расте, ко­гда ба­тюш­ка был уже тя­же­ло бо­лен, гла­за его оста­ва­лись мо­ло­ды­ми и яс­ны­ми. Бла­го­дар­ные лю­ди при­сы­ла­ли ба­тюш­ке с ма­туш­кой про­дук­ты; а они кор­ми­ли бо­го­моль­цев, по­мо­га­ли нуж­да­ю­щим­ся – одеж­дой, день­га­ми.
К празд­ни­ку Пас­хи 1963 г. про­то­и­е­рей Петр был на­граж­ден пра­вом слу­же­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии с от­вер­сты­ми Цар­ски­ми вра­та­ми до «От­че наш». 1 де­каб­ря 1967 г. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий I по хо­да­тай­ству прео­свя­щен­но­го Они­си­ма на­гра­дил от­ца Пет­ра ор­де­ном свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра ll сте­пе­ни. В 1968 г. ба­тюш­ка был на­граж­ден вто­рым кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.
Ко­гда отец Петр стал со­всем ста­рень­ким, он все рав­но про­дол­жал слу­жить в церк­ви, его под ру­ки при­во­ди­ли до­мой по­сле служ­бы, уса­жи­ва­ли в пле­те­ное ста­рин­ное крес­ло, и он, си­дя в крес­ле, с за­кры­ты­ми гла­за­ми про­дол­жал бе­се­до­вать с людь­ми. Ста­ро­ста, Ма­рия Ти­мо­фе­ев­на, бы­ва­ло, ска­жет ему: «Ба­тюш­ка, хва­тит, от­дох­ни­те». Он от­ри­ца­тель­но по­ка­ча­ет го­ло­вой: «Я вы­пол­няю свой долг, ско­ро бу­ду от­ды­хать».

Ле­том 1972 г. отец Петр тя­же­ло за­бо­лел, но, пре­воз­мо­гая бо­лезнь, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. По­след­ний раз он слу­жил на па­мять Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, 21 июля. Ко­гда по­сле служ­бы за­кры­вал Цар­ские вра­та, то сле­зы ка­ти­лись по его ще­кам.
Пе­ред смер­тью отец Петр очень стра­дал, мно­го вре­ме­ни про­во­дил без пи­щи и сна. Эти стра­да­ния на­по­ми­на­ют кон­чи­ну пре­по­доб­но­го стар­ца Льва Оп­тин­ско­го. В по­лу­за­бы­тье мо­лил­ся, слу­жил мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, от­пе­ва­ния. Осо­бо мо­лил­ся за Оте­че­ство. Ма­туш­ку Ма­рию па­ра­ли­зо­ва­ло, и за ба­тюш­кой уха­жи­ва­ла схи­мо­на­хи­ня Ели­ко­ни­да.

Пе­ред смер­тью отец Петр го­во­рил: «Я стою на краю». Во вре­мя бо­лез­ни он со­бо­ро­вал­ся и еже­днев­но при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Скон­чал­ся ба­тюш­ка 12 сен­тяб­ря 1972 г., на па­мять свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, в 8 ча­сов 45 ми­нут утра. По­чил он мир­но, с мо­лит­вой на устах.

На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­сто­яв­шем­ся 13-16 ав­гу­ста 2000 го­да, отец Петр был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. 22 ок­тяб­ря то­го же го­да бы­ли об­ре­те­ны его чест­ные мо­щи и по­ло­же­ны в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы.
Прой­дя 5 аре­стов, от­си­дев 15 лет в раз­ных тюрь­мах и ла­ге­рях, о. Петр вы­шел на слу­же­ние Бо­гу, Церк­ви и лю­дям с ве­ли­ким при­об­ре­те­ни­ем. Мы зна­ем, что он был про­зор­лив, что он ис­це­лял бо­лез­ни. Но глав­ное все же не эти да­ры: про­зор­ли­вость, ис­це­ле­ние. Глав­ное – это ис­тин­ная Хри­сто­ва лю­бовь и со­стра­да­ние к че­ло­ве­ку, ко­то­рые при­да­ва­ли мо­лит­ве от­ца Пет­ра столь ве­ли­кую си­лу. Прой­дя на­сто­я­щий ад, он вы­шел ве­ли­ким Хри­сто­вым во­и­ном, освя­щав­шим вся­ко­го при­хо­дя­ще­го боль­шой Хри­сто­вой лю­бо­вью.
От­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния, на­пи­сан­но­го о про­то­и­е­рее Пет­ре от­цом Ди­мит­ри­ем Фро­ло­вым:

На­род не ви­дел в нем от­ка­за,

Не го­во­рил он им: «По­стой»,
В храм воз­вра­щал­ся по три ра­за
И уте­шал на­род сле­зой.
С то­бою сам, бы­ва­ло, пла­чет,
Рас­ска­жет быль су­ро­вых дней
И ни­че­го в ду­ше не спря­чет,
По­мочь ста­ра­ет­ся ско­рей.
К нему спе­ши­ли ста­ро­жи­лы,
К нему ютил­ся стар и млад,
К нему пле­лись, те­ряя жиз­ни си­лы,
Он всех с лю­бо­вью при­ни­мал.

Из вос­по­ми­на­ний про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Прав­до­лю­бо­ва:

«И еще один очень ин­те­рес­ный мо­мент. Ко­гда бы­ло 50 лет со­вет­ской вла­сти, я был в го­стях у Пет­ра Чель­цо­ва. И вот за чаш­кой чая (у него, кста­ти, ви­на ни­ко­гда не по­да­ва­ли к сто­лу), он го­во­рит: «Ведь это наш с то­бой празд­ник». Я го­во­рю: «Ну, ко­неч­но, мы же граж­дане на­шей стра­ны, и празд­ни­ки граж­дан­ские – то­же на­ши празд­ни­ки, мы за­ко­но­по­слуш­ные граж­дане». «Это, – го­во­рит, -пра­виль­но, но не толь­ко в этом де­ло. Я был участ­ни­ком Со­бо­ра 1917-1918 го­дов. В то вре­мя бы­ли кон­фис­ко­ва­ны цар­ские двор­цы и до­ма бо­га­чей, и на­хо­див­ши­е­ся в них церк­ви под­вер­га­лись ра­зо­ре­нию, а ан­ти­мин­сы из них вы­бра­сы­ва­ли пря­мо на ули­цу, под ко­ле­са про­ле­ток, под ко­пы­та ло­ша­дей. И вот Со­бор вы­брал де­ле­га­цию: два мит­ро­по­ли­та, два про­то­и­е­рея и пять ми­рян. Вы­ра­бо­та­ли они до­ку­мент про­те­ста про­тив над­ру­га­тель­ства и от­пра­ви­лись к Ле­ни­ну. Их при­нял Бонч-Бру­е­вич, его лич­ный сек­ре­тарь и ру­ко­во­ди­тель вот в та­ких де­лах, про­то­коль­ных. И он им ска­зал: «Вла­ди­мир Ильич за­нят важ­ны­ми го­судар­ствен­ны­ми де­ла­ми и вас, есте­ствен­но, при­нять не мо­жет. Эту ва­шу бу­маж­ку я ему, ко­неч­но, пе­ре­дам, но на­прас­но вы ста­ра­е­тесь: уж ко­ли мы взя­ли власть в свои ру­ки, через пять лет от вас ни­че­го не оста­нет­ся». Про­шло пять­де­сят, а мы с то­бой – два по­па, ста­рый и мо­ло­дой, – си­дим и ча­ек по­пи­ва­ем».

Тропарь,

глас 3

Земли Русския украшение,/ правою верою благочестно пожил еси,/ верныя в годину гонений истине научая и утешая,/ узы, гонения и скорби терпя,/ молим тя Праведне отче Петре,/ спасай нас, Молитвами твоими// от всех бед и печалей.

Кондак,

глас 4

Первоверховному соименнаго пастыря/ утешителя скорбящих, целителя немощных,/ Хвалу и утешение наше днесь любовию восхвалим вернии./ Сей бо есть целитель доблий// и молитвенник о душах наших.

Молитва священноисповеднику Петру Чельцову

О, пресви́тере и служи́телю Бо́жий, о́тче святы́й Пе́тре, избра́нниче и па́стырю Христо́в! Ты измла́да Бо́га и́скренне возлюби́л еси́, ду́шу хра́мом Свята́го Ду́ха соде́лал еси́ и всего́ себе́, я́ко же́ртву чи́сту, Спа́су Христу́ прине́сл еси́ до после́дняго твоего́ исхо́да. Ей, пра́ведниче Пе́тре, от дре́вних святы́нь Пече́рския Ла́вры, я́ко от полново́дныя реки́, позна́нию и́стины науче́нный! Ты, тя́жкий и терни́стый путь спасе́ния ра́ди души́ твоея́ от Бо́га восприе́м, Христа́ пред ми́ром лука́вым, от него́же поноше́ния жесто́кая претерпева́я, да́же до сме́рти испове́дал еси́ и, я́ко па́стырь ди́вный, да́ры Бо́жия показу́я, в земли́ Влади́мирстей на ра́дость и утеше́ние лю́дем стра́ждущим яви́лся еси́. Отвсю́ду бо в весь Великодво́рскую за по́мощию и утеше́нием к тебе́ боля́щии и неду́жнии прихожда́ху и врачевство́ ве́лие от тебе́ приима́ху. Те́мже и мы, недосто́йнии и гре́шнии ча́да твоя́, дивя́щеся твоему́ пред Бо́гом дерзнове́нию, взыва́ем к тебе́ си́це: испроси́ благостоя́ние Це́ркви Ру́сстей, в мо́ри жите́йстем обурева́емей, Оте́честву на́шему мир и обновле́ние духо́вное; нам же утвержде́ние и преспе́яние в ве́ре, христиа́нскую кончи́ну и Бо́жие милосе́рдие на Стра́шном Суде́ Христо́вом, иде́же пра́ведницы возсия́ют, я́ко со́лнце, с ни́миже да сподо́бимся и мы прославля́ти в Тро́ице пева́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Дни памяти: 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 12 сентября, 18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

По матариалам:

https://azbyka.ru/days/sv-petr-chelcov