15. Индуизм. Ведическая религия в Древней Индии

Цель занятия – рассмотреть ведическую религию Древней Индии.

Задачи:

  1. Рассмотреть протоиндийскую цивилизацию.
  2. Дать характеристику религии вед и каждой веды отдельно.
  3. Рассмотреть пантеон вед.
  4. Рассмотреть представления о сотворении мира, представленные ведах.
  5. Рассмотреть этико-социальное учение вед.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источником, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Николай Сербский, свт. Индийские письма. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/indiiskie_pisma/ (дата обращения: 04.03.2018).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Ведийская [ведическая] религия. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/150019.html (дата обращения: 04.03.2018).
  2. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005, с. 123-143.

Ключевые понятия:

  • Веда;
  • Ригведа;
  • Самаведа;
  • Яджурведа;
  • Атхарва-веда;
  • Ведические боги;
  • Шрути.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какими были религиозные воззрения носителей протоиндийской цивилизации?
  2. Что такое веды? Каково их религиозное значение? Что они собой представляют? Из каких частей они состоят?
  3. Дайте характеристику ригведы, самаведы, яджурведы и атхарва-веды?
  4. Каково принципиальное отличие содержания шрути от содержания нашего Священного Писания?
  5. Какие древнеиндийские божества вам известны? Как изменялось почитание тех или иных богов?
  6. Какие космологические представления содержатся в ведах? Какие воззрения на причину и последовательность сотворения мира они содержат?
  7. Что такое мировой закон? Какие нравственные правила включает ведическая религия?

Иллюстрации:

ИндраАгни

РудраВаруна

Видеоматериалы:

Лекция: Религии Индии: Ведическая религия и Индуизм - Зубов А. Б./ 1 Часть

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - 1 (Часть 1)

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - 2 (Часть 2)

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - Брахман (Часть 3)

"Ведическая религия Индии". Авторская лекция В.И. Кузина

 

 

Индра1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

2. Религия Вед

3. Краткая характеристика каждой из четырех Вед

4. Пантеон Вед

5. Космология Вед

6. Этико-социальное учение Вед

1. Протоиндийская (Хараппская) цивилизация

В основу религиозной жизни Древней Индии легли две духовно-культурные традиции: протоиндийская и ведическая.

Современница Древнего Египта и Месопотамии, Хараппская цивилизация занимала площадь бóльшую, чем две последних вместе взятые. Она была создана народами, проживавшими в долинах Инда и Ганга на территории Индостана.

Об этой цивилизации до настоящего времени дошло не так много сведений. Неизвестно даже ее собственное название. Протоиндийской она названа исследователями из­за ее противопоставления более поздней – индийской, поскольку ареал влияния последней находился преимущественно в бассейне реки Инд. Хараппской же ее именуют по названию города Хараппы, где впервые были открыты богатые археологические памятники той эпохи.

О религиозных воззрениях носителей хараппской культуры можно сказать немного. Известно, что основным религиозным культом был культ плодородия, что, несомненно, говорит о земледельческом характере данной культуры.

Зримым символом плодородия является встречающееся на печатях изображение рогатого, буйволоподобного и трехликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе, с поджатыми ногами. На руках у этого божества шесть больших браслетов, символизирующих власть над сезонами года, и шестнадцать малых браслетов, символизирующих власть над сторонами света, между рогами – вырастающее из головы цветущее древо; вокруг него животные – олени, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу бога Шивы – господина зверей.

При раскопках памятников хараппской культуры в большом количестве встречаются статуэтки женских фигурок из глины. По всей видимости, они изображают великую богиню­мать, культ которой, а равно и ее изображения, и ныне весьма распространены в современной Индии.

С женскими божествами соотносились деревья – отражение архетипа порождающего и кормящего начала, воскресения, преодоления смерти. На печатях, табличках часто встречаются изображения деревьев на ограниченном пространстве, окруженные оградой. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с изображением святилищ. Деревья наделяли магическими способностями, поскольку предполагалось, что они насыщены особой, магической энергией. Кроме того, они почитались как обиталища божеств и даже как их воплощения.

Еще одним объектом почитания, связанного с культом плодородия, были змеи – существа, тесно связанные с землей. Они достаточно часто встречаются на изображениях: их можно увидеть извивающимися у ног богини, под деревом, у трона божества и т. п. Кроме того, существует устойчивая ассоциация змеи с водой. Вода – также источник жизни и плодородия. Змеи считались покровителями быта, семьи, жилищ и селений. Современный индуизм наследовал это трепетное отношение к змеям, сохранив их почитание.

2. Религия Вед

Вторая духовно­культурная традиция, оказавшая огромное влияние на религиозную жизнь Древней Индии, была связана с ариями.

Арии (от санскр. aryja – «верный», «благородный») застали в Индии угасающую протоиндийскую цивилизацию. Их движение вглубь Индостана было не единовременным событием, а растянулось на целые столетия. Главным образом арии осели в бассейне реки Инд, в районе современного штата Пенджаб. Постепенно они продвигались на новые территории, осваивая земли и перенимая у местных жителей технические, в частности, земледельческие, знания и культурные идеи.

Территория между Гангом и его притоком Джамной стала сердцем Арьяварты (букв. «обитель ариев») – страны, где складывалась классическая индийская культура.

Может быть, нигде народ не жил такой напряженной религиозной жизнью, как в Индии; религиозные вопросы постоянно волновали мысль индуса, так что она никогда не оставалась здесь неподвижной как в Китае. Благодаря этому религия в Индии подвергалась постоянным изменениям и непрекращающемуся росту. Процесс религиозного творчества и до сих пор не закончен: здесь и теперь заметны новые движения в области религии, и теперь постоянно создаются новые секты. За время своего исторического существования индусы пережили четыре главных ступени религиозного развития: ведаизм, брахманизм, буддизм и позднейший индуизм; при этом мы умалчиваем о тех побочных уклонениях от этих главных религиозных форм, которые имели место в различные периоды истории Индии.

Источником для изучения ведаизма и брахманизма являются так называемые «Веды», представляющие для индусов главную основу религиозного «знания»; самое слово «веда» значит знание (срав. славянское слово «ведаю»). По своему объему памятник этот настолько обширен, что он в шесть раз превосходит Библию. Распутаться в разнообразном содержании этих книг очень нелегко, несмотря на многочисленные работы европейских ученых по их изучению. Профессор А. Введенский, подводя итог всем исследованиям, сделанным в этой области, представляет организацию Вед в таком виде. Основная часть Вед есть не что иное, как сборник богослужебных книг, предназначенных для брахманов, т. е. индусских жрецов; такое назначение их всецело определило и их состав. Задача жрецов при богослужении состояла в том, чтобы, во-первых, призвать божество соответствующими молитвословиями и стихами из священных книг, во-вторых, воспеть ему приличное песнопение, и, в-третьих, принести ему в жертву с точным соблюдением всех установленных приемов и с произнесением соответствующих причитаний и заклинаний. В соответствии с этим есть три части Вед:

- Ригведа, содержащая молитвы и гимны;

- Самаведа, представляющая сборник песнопений;

- Яджурведа, заключающая краткие мистические формулы, причитания и заклинания, которыми сопровождались жертвенные действия.

Замечательный отечественный индолог В.С. Семенцов выделяет три главные жреческие функции во время жертвоприношения: жрец­чтец (хотар), жрец­регент (удгатар) и жрец, совершающий некие действия (адхварью). Кроме того, в ритуале участвовал также главный жрец­брахман, который следил за ходом жертвоприношения. Исследователь делает достаточно смелое предположение о том, что каждый жрец имел в распоряжении свою «партитуру» текста ритуала: Ригведу – жрецы­хотары; Самаведу – жрецы­удгатары; Яджурведу – жрецы­адхварью. И только главному жрецу­брахману текст­партитура был не нужен: он был, точно дирижер, молчаливым наблюдателем и координатором происходящего действа. Весь богослужебный материал расположен в Ведах в таком порядке, чтобы пользование им не представляло затруднений для жрецов.

Впоследствии к этим трем сборникам присоединена была еще четвертая часть – Атарва-Веда, представляющая собою собрание таких дополнительных молитв и песнопений, которые не вошли в состав первых трех частей и сохранились в памяти народа устно.

Каждая Веда состоит из трех частей:

1. Мантры, или гимны. Объединены в каждой Веде в сборник, называемый самхитой;

2. Брахманы. Содержат правила и ритуалы;

3. Упанишады и араньяки. Представляют собой тексты, посвященные философским вопросам.

Собственно «Ведами» являются мантры (гимны), собранные в самхиты. Остальные части Вед гораздо более позднего происхождения.

Вся ведическая литература в совокупности именуется Шрути (санскр. «слышание»).

По аналогии с христианским представлением о Божественном откровении Шрути принято ассоциировать с древнеиндийским «Священным Писанием». Поэтому иногда произведения, входящие в состав Шрути, так и называют – «тексты писания».Агни

Однако в случае со шрути тексты писания не обладают богооткровенностью в ее классическом иудео­христианском понимании. Содержание Шрути – это не услышанная и зафиксированная письменно человеком некая богооткровенная информация, как можно было бы подумать вначале, взглянув на перевод санскритского слова. Тексты Шрути составлены человеком для обращения к божеству. Субъектом глагола «слышать» в данном случае является не человек, а бог. Для него поются тексты гимнов (мантр), именно божество слышит слова молитв и обращенные к нему жертвенные призывы.

3. Краткая характеристика каждой из четырех Вед

Ригведа – «Веда гимнов». Самая ранняя из Вед занимает центральное место среди всех прочих. Это сборник (самхита) из 1028 (в другом варианте – 1017) гимнов (сукт) разной длины, собранных в 10 разделах (мандалах, санскр. Maṇḍala – «круг»). Наиболее древними считаются мандалы II-VII, а самыми поздними – I и X. Считается, что тексты ее гимнов арийцы несли с собой, продвигаясь с мест своего изначального обитания вглубь индийского субконтинента. Соответственно, период формирования самхиты следует отнести ко времени до середины II тысячелетия до н.э.

Мандалы принадлежали разным жреческим родам, которые хранили и передавали их из поколения в поколение, заучивая наизусть. Для удобства заучивания текст Ригведы механически делился на части. Мнемоническая техника была отработана настолько, что исключалось какое-либо искажение текста даже на фонетическом уровне.

Содержание гимнов неоднородно и сводится к изложению мифов о богах, почитаемых в то время ариями, и к славословиям этим богам. В суктах явно выражено сознание того, что боги находятся в постоянной связи с людьми. Гимны посвящены разным богам (Агни, Индре, Соме), одновременно присутствуют указания на единство Божества, проявлениями которого являются антропоморфные боги. Есть и свидетельства явного монотеизма, о чем будет сказано ниже. Очевидно, что эпоха составления мандал была довольно продолжительна и потому в них оказались включенными сукты разных авторов и разных веков.

Самаведа – «Веда напевов». Форма и содержание этой самхиты почти полностью дублирует Ригведу. Самаведа состоит из 1549 песнопений. Большинство из них, за исключением 75, воспроизводит соответствующие гимны Ригведы с разными вариациями, но с подробными указаниями, как должны исполняться эти тексты. Все они предназначены для пения во время жертвоприношений. Ориентировочное время составления данной самхиты – около 1000 года до н.э.

Яджурведа – «Веда жертвенных формул». Была ориентирована непосредственно на ведийский ритуал. Представляет собой руководство для жрецов­адхварью, совершавших обрядовые действия и сопровождавших их чтением сакральных формул. Данный сборник был создан для удовлетворения потребностей ритуальной религии. Поскольку со временем ритуалы приобретали все более и более формальный характер, была также установлена совокупность ритуальных формул, сопровождавших каждое отдельное действие, объясняющее его и придающее ему символическое значение. Известно два варианта текста, принадлежащих разным школам, – Черная и Белая Яджурведа. Время составления также относят к концу II тысячелетия до н.э.

Атхарва-веда – «Веда заклинаний». Последняя по счету и по времени появления. Состоит из 731 заклинания (жертвенной формулы), собранных в 20 частях.

Главная сфера ее действия – домашние обряды. В ней сведены вместе множество заговоров: лечебных, ремесленных, промысловых, любовных, против демонов и т. д. Кроме того, здесь присутствуют гимны, исполнявшиеся с магическими целями.

Отношение Атхарваведы к официальному культу было двойственным: некоторые магические обряды со временем были включены в культ, другие отвергнуты.

В Атхарваведе упоминаются жрецы­вратья – служители древнейшего культа плодородия. Он не вошел в систему ведийских верований, но, очевидно, оказал на них ощутимое влияние. Кроме того, в Атхарваведу входят гимны, связанные с царскими обрядами, что указывает на формирование данных текстов в период усиления влияния аристократии. В эпоху покорения территорий роль воинов­предводителей (кшатриев) была крайне значима, что и получило отражение в текстах данной самхиты.

4. Пантеон Вед

Тексты Вед складывались на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому в самхиты оказались включенными религиозные представления разных эпох и различных народов. В их числе и религиозные представления древней Хараппской цивилизации с культом плодородия, поклонением богине­матери, сакрализацией некоторых деревьев и животных.

В результате такого синкретизма и культурной многоголосицы мы не найдем в Ведах строгой иерархии богов. Однако мифическое происхождение основных из них часто прорисовано довольно детально. В Ведах нет четких указаний на то, какой именно бог является главным. На практике это приводило к тому, что главным почитался тот бог, которому в данный момент приносилась жертва.

Основным источником сведений о ведической религии является Ригведа – сборник, составленный между 1600 и 800 годами до н.э.

История становления индийского пантеона отражает постепенное вытеснение наиболее древних божеств новыми, чьи функции и способности в большей мере соответствуют потребностям времени.

Для древних ариев характерно преобладание мужских богов небесного происхождения.

Одним из самых архаичных богов ведийского пантеона является Дияус (санскр. dyauṣ – «небо», «день»). Это божество всегда олицетворялось с небом, в связи с чем его часто именовали «Отец небо», или Dyaus pitar. Имя Дияуса восходит к праиндоевропейскому *dyēus, отголоски которого сохранились во многих индоевропейских языках. Нельзя не отметить функциональную схожесть этого персонажа с древнегреческим Зевсом, также ураническим по своим свойствам божеством, связанным с атмосферными явлениями.

Дияус – отец всех богов, он творец мира и промыслитель всего. Арии поклонялись ему еще в период индоевропейского единства. Вероятно, это происходило еще до появления известных нам ведических гимнов, в которых Дияус уже не имеет активного почитания. Само понятие бога у древних индоевропейцев нередко связывалось с небесной сакральностью.

У Дияуса есть супруга по имени Притхиви (санскр. pṛthivī – «широкая») – богиня земли, которую также называют Prthivi matar, то есть «Мать­Земля». От союза Притхиви и Дияуса родились все остальные боги и люди. В Ригведе и Атхарва­веде этой богине посвящено по одному гимну (V 84; XII 1). Изначально эти божества были слиты воедино. В результате их разъединения, произошедшего из­за вмешательства Индры (по другим версиям – Варуны), образовалась Вселенная. Благодаря оплодотворяющему действию семени Дияуса, изливаемого на Притхиви в виде дождя, жира и меда, богиня произвела многообразие одушевленных существ. Образ этого женского божества персонифицирован весьма слабо в Ведах, однако в более поздних мифах Притхиви проявляется в связи с иными персонажами религиозных эпосов Индии.

Впрочем, эта супружеская пара заняла в пантеоне более чем скромное положение: в скором времени их потеснили новые божества, чьи способности и качества были более востребованы, что нередко происходило с богами так называемого первого поколения. Уже в эпоху распада индоевропейского единства (в III тысячелетии до н. э.) Дияус был потеснен в иерархии богов богом Варуной (санскр. varuṇa), который пользовался огромным почитанием в ведийский период. О нем известно, что он глава и повелитель Адитьев (санскр. Ādityas) – группы небесных, светлых богов, владеющих вечностью и борющихся с демонами­ракшасами (санскр. rākṣasaḥ – «проклинать, поносить»). Варуна почитался как божество вод и в то же время как бог справедливости и мирового порядка.

В Ведах о Варуне говорится как о боге, которому изначально принадлежат небо и все земные царства, который знает всех жизней сроки, воле которого послушны все боги (Ригведа IV, 42).

Очень поэтичные строки находим в гимнах Ригведы, посвященных этому божеству:

Варуна проложил пути солнцу.

Он выпустил потоки рек, впадающих в море,

Словно скаковых кобылиц, чей бег отпущен, он –

соблюдающий закон.

Он создал могучие русла для течения дней.

Дыхание твое, как ветер, шумит на просторе,

Словно яростный зверь на лугу, одержавший победу.

Меж этих двух великих высоких миров

Пребывают все твои желанные установления.

(Ригведа VII, 87)360

Подобно Дияусу, Варуна – небесный (уранический) бог, блюститель мирового порядка, всеведущий, наказывающий злых и милующий добрых. Даже самый сокровенный грех нельзя скрыть от него. В Ригведе есть гимны покаянного характера, обращенные к нему.

Показателен иконографический образ этого божества. Его изображения, как правило, в высшей степени антропоморфны: он имеет белое лицо и тело, что свидетельствует о его арийском, а не местном происхождении, его вахана[1] – морское чудище Макара, оно же – Джалампа. В правой руке Варуна всегда держит веревку (петлю), которая символизирует власть божества над миром.

Желая кого­нибудь погубить, Варуна «связывает» свою жертву; люди боятся «сетей» Варуны:

Вверх – верхнюю петлю с нас, о Варуна,

Вниз – нижнюю, посреди среднюю сними!

Тогда сможем мы, о Адитья, пребывать

В твоем завете безгрешные перед Несвязанностью!

(Ригведа I, 24 (15))

Варуна – божество «связывающее». Варуна следит за исполнением человеческих договоров и соглашений, «связывая» людей клятвами, узы же эти обессиливают и истощают их.

Для реализации своей верховной власти над всем сущим Варуна не нуждается в собственном участии в процессах или явлениях. Он обладает некоей невидимой, но могущественной и везде присутствующей силой, благодаря которой осуществляет свое владычество.

Со временем Варуна, подобно Дияусу и Притхиви, тоже был вытеснен из активного почитания и превратился в главное божество морской стихии. Поскольку мореплавание никогда не имело в Индии большого значения, то Варуна стал божеством третьего ряда.

Вскоре на первое место в пантеоне вышел бог Индра (санскр. «могучий», «сильный»). Индра – бог грома и молнии, дождя и тепла, бог­воин, олицетворяющий порождающую и одновременно завоевательную мощь. В период освоения Индостана арийскими племенами, когда предводитель, воин сделался центральной фигурой арийского общества, появление бога­воина было особенно актуально. Как настоящий воин, Индра появился на свет в золотых доспехах.

В Ведах этому божеству посвящено гимнов больше, чем кому-либо еще, он именуется в них царем богов. Он – сын Дияуса и Притхиви и брат­близнец Агни – еще одного важного ведийского божества.

Индра – яркое воплощение героя­победителя. Самый популярный миф, посвященный ему, – миф о победе над демоном Вритрой. Это злобное змееподобное существо похитило у людей и богов всю Землю, свернувшись девяноста девятью кольцами вокруг мировой горы и заключив в себе воды мирового океана. Громовержец Индра победил демона, поразив его своими молниями и освободив похищенные им и содержавшиеся в горе и чреве Вритры вοды.

Данный сюжет имеет очевидные космологические черты: Вритра является олицетворением хаоса, в то время как Индра выступает в роли демиурга, вносящего порядок в жизнь Вселенной. Кроме того, данный миф легко проецируется на годичные сезоны, связанные с определенными природными изменениями. Засуха означает наступление времени страданий, возможно, голода и даже смерти. Поэтому появление на небе стрел молний громовержца Индры, поражающего ими демона засухи, означает спасение от страданий и приход долгожданных, плодоносных дождей.

Вахана Индры – четырехбивневый слон Айрават.

Этот бог не отличается высокой нравственностью. Однажды в приступе гнева он убил своего отца (по одной из версий – Тваштара) ваджрой – палицей, символизирующей его поражающую молниеподобную мощь.

Еще одним отличительным свойством этого бога является его немалая любовь к жертвенному опьяняющему напитку – соме. Сомой он был вскормлен вместо материнского молока. Поесть Индра тоже любит: согласно одному ведическому тексту, его трапезу составляют 300 быков. После употребления сомы в количестве одного озера буйный нрав Индры становится и вовсе неукротим. В таком состоянии он часто начинает восхвалять себя. Вот один из примеров собственного славословия Индры:

Как ветры буйные,

Понесли меня вверх выпитые соки сомы –

Не напился ли я сомы?..

Понесли меня вверх выпитые соки сомы,

Как быстрые кони – колесницу –

Не напился ли я сомы?..

Ко мне приблизилась молитва,

Как мычащая корова – к любимому сыну –

Не напился ли я сомы?..

<...>

Недостойным даже взгляда

Показались мне пять народов –

Не напился ли я сомы?..

Обе половины Вселенной –

Ничто против одного моего крыла –

Не напился ли я сомы?..

Ростом я превзошел небо,

Превзошел эту великую землю –

Не напился ли я сомы?..

Ну­ка, положу я эту

Землю там или тут –

Не напился ли я сомы?..

Поколочу я быстренько

Землю там или тут –

Не напился ли я сомы?..

На небе одно мое крыло,

Другое поволок я внизу –

Не напился ли я сомы?..

Я великий­великий,

Я поднялся до туч –

Не напился ли я сомы?..

(Ригведа X, 119) 653

Сам Индра позднее был вытеснен из активного почитания своим соратником и слугой – богом Вишну. Показательно, что в настоящее время в Индии не существует ни одного храма, посвященного Индре. Однако его изображение довольно часто встречается в вишнуитских храмах.

Кроме того, в Ведах упоминается еще одно божество – Сома, бог опьяняющего напитка, употреблявшегося при жертвоприношении, который символизирует божественную силу и божественное вездеприсутствие, питающее все вещи. Сито, через которое сок сомы выжимается из растения, – это Небо, а сам сок – оплодотворяющий дождь. Шуму его падения и желтому цвету соответствуют гром и молния.

Культ домашнего очага занимал важное место в мировоззрении многих древних народов, и индийцы здесь не исключение. Одним из самых упоминаемых в Веде божеств является бог Агни – бог огня и покровитель домашнего очага. Он выступает посредником между людьми и богами, так как посредством его осуществляется жертвоприношение. Агни посвящено около 200 гимнов в Ригведе (он второй по количеству упоминаний после Индры). При этом сведения о нем весьма противоречивы.

И, наконец, бог, который впоследствии займет весьма важное место в индуизме, – Рудра (санскр. «яростный», «ревущий»). Это бог­оборотень, повелитель зверей, бог­разрушитель. Рудра являет собой образ грозы, ярости, гнева. Он – отец марутов, повелителей ветра и грозы. Скорее всего, это божество неарийского происхождения. В Ригведе о нем говорится как об истребителе скота. Он насылает болезни на людей и на животных. В священных текстах Рудра обычно описывается в образе дикого, вооруженного черным луком и стрелами красного охотника, одетого в шкуры, с иссиня-черными волосами, стянутыми в узел. В таком виде Рудра скитался по горам и лесам.

Менее известны жены богов с очень схожими именами.

У ариев было также множество полубогов. Часто они имели вид полулюдей, полузверей – гандхарвы. Другой вид полубожественных личностей – апсары, постоянно принимающие женский вид для совращения отшельников, дабы те потеряли накопленную магическую силу.

5. Космология Вед

ВарунаЧетко прописанной последовательной космологической концепции в Ведах не содержится. В то же время можно выделить несколько важных мифов космологического характера, легших в основу более поздних индуистских представлений о происхождении и устройстве мира.

Наиболее фундаментальными являются уже описанные выше мифы о супружеской чете Дияусе и Притхиви и миф об Индре. Дияус и Притхиви явились родоначальниками всех богов, Индра выполнил функцию демиурга, разделившего своих родителей (Небо и Землю), благодаря чему образовалось жизненное пространство, состоящее из трех сфер: небесной, воздушной и подземной. Каждая из сфер населена своими обитателями биологического и духовного свойства. Кроме того, принципиальное космологическое значение имеет миф о победе Индры над демоном Вритрой, связавшим мировые воды, схоронившим их внутри холма и возлегшим на него, обернувшись 99 раз.

Освобожденные благодаря подвигу Индры, воды являют собой некую первичную неоформленную водную стихию, из которой Индра­демиург создает упорядоченный мир. Данный миф представляет воду как первооснову всего материального мира, что также весьма характерно для мифологических представлений древних народов.

В качестве причины происхождения мира наиболее ранние разделы Ригведы (III 32, 80; VII 86) называют различных божеств: Варуну, Индру, Агни, Вишвакармана (санскр. «Вседелатель»).

Большое количество информации космологического характера можно обнаружить в X мандале Ригведы (X 81, 2; X 72, 2; X 121), которая считается одной из самых поздних по происхождению.

Классическим космологическим текстом принято считать так называемый гимн Насадии (Насадия-сукта):

Не было не­сущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами.

Что двигалось туда­сюда? Где? Под чьей защитой?

Что за вода была бездонная, глубока?

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было ни признака дня (или) ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно,

И не было ничего другого, кроме него.

Мрак был сокрыт мраком в начале.

Неразличимая пучина – все это.

То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту.

Оно Одно было порождено силой жара!

В начале на него нашло желание,

Что было первым семенем мысли.

Происхождение сущего в не­сущем открыли

Мудрецы размышлением, ища в сердце (своем).

Поперек был протянут их шнур

Был ли низ? Был ли верх?

Оплодотворители были. Силы увеличения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Кто воистину знает, кто здесь провозгласит.

Откуда родилось, откуда это творение?

Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).

Так кто же знает, откуда он возник?

Откуда это творение возникло,

Было ли оно создано или же нет –

Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе.

Только он знает или же не знает.

(Ригведа X, 129)

Как можно заметить, в данном тексте вполне ясно указывается на единство источника всего сущего – «Нечто Одно». Начало творению было положено в полном мраке. В этой пустоте и мраке существовало нечто «жизнедеятельное», которое было порождено силой жара (букв. «тапас»). Тапас – это термин, который впоследствии приобрел огромное значение для религиозной практики индуизма и стал синонимом творческой энергии и магического жара, способного творить чудеса. В некоторых переводах этого отрывка стоит выражение «зародыш, покрытый оболочкой», что можно толковать как образ яйца, рождающего жизнь из своих недр и находящегося посреди воды и глубокой бездны. Пустота в данном случае, или бездна (вода), является также носителем «семян», из которых произрастает мир. Боги же, как указывается, появились позже.

Приведенный выше гимн самим указанием на единство всего сущего и творящего очевидно тяготеет не к политеизму, а к монизму (пантеизму).

В 82 гимне X мандалы говорится, что воды моря содержали первичный, или изначальный, зародыш, который представляет собой мировое яйцо, плавающее на первобытных водах хаоса и ставшее началом жизни Вселенной. Из этого зародыша появляется бог Вишвакарман – перворожденный Вселенной, творец и создатель мира, кто «один­единственный дает имена богам».

Гимны символически описывают процесс происхождения мира, начало бытия, однако не объясняют причины, по которой начался сам процесс становления. В то же время указание на внутренний жар («тапас») и заложенные в хаосе семена наводят на мысль о своеобразном внутреннем потенциале, стремящемся к развертыванию (эманации). Таким образом, творческая энергия (тапас), основанная на внутренней неустойчивости, благодаря которой происходит дальнейшее бесконечное становление мира, изначально присуща всякому бытию. И мир представляется закономерным развитием бога.

Другим важным текстом, проливающим свет на космологические представления древних индийцев, является так называемая Пуруша-сукта (Ригведа X, 90). В ней говорится, что боги являются создателями мира, а материал, из которого был создан мир, – это тело великого Пуруши. Пуруша описывается как космический «тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий» гигант. Пуруша – это вся Вселенная, «которая была и которая будет», он также властвует над бессмертием, которое возможно благодаря некой особой пище. Акт творения мира рассматривается как жертвоприношение, в котором Пуруша является жертвой. Из частей его тела возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны.

Поскольку в Ригведе говорится о том, что Пуруша и есть вся Вселенная во всей ее временной и пространственной протяженности, то в таком случае Пуруша становится не только жертвой, но и тем, кто эту жертву приносит, то есть Вселенским первоначалом, а все остальные боги – лишь его частные проявления.

Как видно из данного мифа, уже в поздних суктах жертва начинает осмысляться не как форма взаимоотношений между божествами и людьми, а как самодостаточный акт, дающий результат в силу правильности совершенного действия.

6. Этико-социальное учение Вед

Одной из фундаментальных этических ведических категорий является понятие риты. Ритá (санскр. ṛtá – букв. «порядок вещей») – это мировой закон, которому подчиняются не только люди, но и боги. Именно рита, которую называют также сущностью всех вещей, регламентирует нравственное поведение человека, на ней основываются все моральные нормы. По всей видимости, понятие риты стало впоследствии своеобразным фундаментом для возникновения более позднего понятия мирового закона – дхармы.Рудра

Соответственно, человек, выполняющий свое предназначение, следующий своему призванию, – это праведный человек, поскольку его жизнь является отражением мирового закона – риты.

Набор нравственных принципов в ведической религии весьма ограничен и незамысловат. В отношении богов необходимо проявлять почтение и благоговение, которые состоят в регулярной молитве, а также внимательном соблюдении ритуалов.

В отношении людей надлежит поступать добродетельно. В Ригведе находим гимны, в которых говорится о необходимости делиться с бедными, помогать нуждающимся, проявлять щедрость. Правда, эти качества ценны не сами по себе, но имеют для человека вполне прагматические последствия, ведь так человек «на будущее приобретет друга».

Первым принципом должного отношения к людям является гостеприимство, понимаемое как приветливость и милосердие:

У дающего не иссякает богатство,

А не дающий не находит сочувствующего.

Кто, имея еду для бедного, жаждущего пищи,

Убогого, пришедшего (просить),

Делает душу камнем, хотя был расположен (к нему) раньше,

Тот не находит сочувствующего.

(Ригведа X, 117)

К осуждаемым порокам относятся колдовство, обольщение (обман), прелюбодеяние, а также азартные игры.

В текстах Вед мы можем увидеть и зачатки аскетических учений. Первое явное упоминание о существовании мудрецов­аскетов, достигающих своими усилиями соединения с богами, находим в Ригведе. При этом внешнее проявление этого единства предстает перед внешним наблюдателем в форме экстаза, что трактуется как вхождение бога в человека.

Отдельным и весьма специфическим элементом ведической этики является его социальное учение. В Ригведе, в частности, в 90 гимне X мандалы, известном как Пуруша­сукта, упоминаются четыре класса, существовавшие на тот момент в арийском обществе.

Вероятно, происхождение данных социальных групп напрямую обусловлено историческими обстоятельствами. Пришедшие с севера индоевропейские племена отличались от автохтонных народов не только языком, культурой или религиозными представлениями, но и внешностью: чертами лица, цветом кожи и строением тела.

Считается, что деление арийского общества на страты, члены которых выполняли определенные общественно значимые функции, – явление довольно позднее. Термин «вайшья» изначально относился ко всему арийскому обществу в целом, то есть был неким синонимом современных понятий «нация», «народ», «общество». Впоследствии он закрепился за группой свободных людей, выполнявших в социуме роль производителей: торговцев, ремесленников и свободных крестьян. В ранний же период каждый ариец одновременно и являлся воином, и выполнял функции жреца, и был скотоводом, и трудился на земле.

Деление общества на варны и касты (более мелкие социальные группы) получило историческую фиксацию благодаря религиозному обоснованию, произведенному в последующие эпохи религиозно­культурного развития Индии.          

Проверочные вопросы:

  1. Какими были религиозные воззрения носителей протоиндийской цивилизации?
  2. Что такое веды? Каково их религиозное значение? Что они собой представляют? Из каких частей они состоят?
  3. Дайте характеристику ригведы, самаведы, яджурведы и атхарва-веды?
  4. Каково принципиальное отличие содержания шрути от содержания нашего Священного Писания?
  5. Какие древнеиндийские божества вам известны? Как изменялось почитание тех или иных богов?
  6. Какие космологические представления содержатся в ведах? Какие воззрения на причину и последовательность сотворения мира они содержат?
  7. Что такое мировой закон? Какие нравственные правила включает ведическая религия?

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Николай Сербский, свт. Индийские письма. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/indiiskie_pisma/ (дата обращения: 04.03.2018).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Ведийская [ведическая] религия. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/150019.html (дата обращения: 04.03.2018).
  2. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005, с. 123-143.

Видеоматериалы:

Лекция: Религии Индии: Ведическая религия и Индуизм - Зубов А. Б./ 1 Часть

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - 1 (Часть 1)

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - 2 (Часть 2)

Зубов А.Б. - Индоарийская традиция - Брахман (Часть 3)

"Ведическая религия Индии". Авторская лекция В.И. Кузина



[1] Вахана (букв. «тот, на ком восседают, едут») – существо, используемое богами для передвижения. Это могут быть как реальные животные, так и мифические. Часто вахана становится и одним из символов божества.