Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен

Житие

Пре­по­доб­ный Во­ни­фа­тий Фе­о­фа­нов­ский ро­дил­ся в 1785 го­ду в се­ле Ми­хай­лов­ка Хер­сон­ской гу­бер­нии в се­мье ве­ру­ю­щих хри­сти­ан Фе­о­до­ра и Ма­рии Ви­но­град­ских. При кре­ще­нии ему бы­ло да­но имя Да­ми­ан.

В два­дца­ти­лет­нем воз­расте Да­ми­ан дал обет Бо­гу по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ской жиз­ни, но из-за по­слу­ша­ния ма­те­ри он все же со­гла­сил­ся же­нить­ся. По­сле свадь­бы Да­ми­ан убе­дил свою же­ну хра­нить це­ло­муд­рие, и они жи­ли как брат с сест­рой. В 1811 го­ду бу­ду­щий по­движ­ник по­сту­пил на во­ен­ную служ­бу и при­нял уча­стие в Оте­че­ствен­ной войне 1812 го­да. В ар­мии Да­ми­ан про­слу­жил 25 лет, а по­сле вы­хо­да в от­став­ку вер­нул­ся на ро­ди­ну, где стал до­воль­но успеш­но ве­сти до­маш­нее хо­зяй­ство.

Но мыс­ли о мо­на­ше­стве не остав­ля­ли его, и через несколь­ко лет он ре­шил все же вы­пол­нить свой обет. С со­гла­сия же­ны, он оста­вил ей по­ло­ви­ну име­ния, а дру­гую часть по­жерт­во­вал церк­ви и неиму­щим, по­сле че­го от­пра­вил­ся в Ки­ев.

Сна­ча­ла Да­ми­ан, вме­сте со сво­им на­став­ни­ком юро­ди­вым Иоан­ном Бо­сым, кор­мил ни­щих и да­вал при­ют пу­те­ше­ствен­ни­кам. Для это­го они сни­ма­ли по­ме­ще­ния в двух­этаж­ном цо­ко­ле под Ан­дре­ев­ской цер­ко­вью. В 1849 го­ду Да­ми­ан был при­пи­сан к Ржи­щев­ско­му мо­на­сты­рю, но по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­сто­я­те­ля он остал­ся в го­ро­де про­дол­жать опе­кать­ся пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми.

Через два го­да он был при­нят на по­слу­ша­ние в Ки­ев­ский Ми­хай­лов­ский Зла­то­вер­хий мо­на­стырь, где нес по­слу­ша­ние го­сти­нич­но­го. В 1854 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Во­ни­фа­тий и по­лу­чил обя­зан­ность при­смат­ри­вать за мо­ща­ми свя­тых угод­ни­ков. Вско­ре Во­ни­фа­тий был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1860 го­ду — во свя­щен­ни­ка.

В 1861 го­ду в Ки­ев в па­лом­ни­че­ство при­бы­ли зем­ля­ки свя­то­го, и про­си­ли его вер­нуть­ся до­мой, чтобы ос­но­вать там скит. Пре­по­доб­ный об­ра­тил­ся к на­сто­я­те­лю Зла­то­вер­хо­го мо­на­сты­ря с прось­бой от­пу­стить его на ро­ди­ну, но вме­сто это­го он был на­зна­чен ос­но­ва­те­лем и устро­и­те­лем ски­та в мест­но­сти Фе­о­фа­ния под Ки­е­вом (ныне Пан­те­ле­и­мо­нов­ский жен­ский мо­на­стырь).

При от­це Во­ни­фа­тие в ски­ту бы­ло вве­де­но еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние и неусып­ное чте­ние Псал­ти­ри, воз­ве­ден храм в честь Всех Свя­тых, а так­же мо­на­ше­ские ке­льи и го­сти­ни­ца. Ста­ра­ни­я­ми свя­то­го к ски­ту бы­ла под­ве­де­на пи­тье­вая во­да от бли­жай­ше­го ис­точ­ни­ка, а над са­мим ис­точ­ни­ком бы­ла по­стро­е­на ча­со­вень­ка.

На­сель­ни­ки оби­те­ли ви­де­ли в сво­ем на­сто­я­те­ле об­раз­цо­во­го мо­на­ха, це­ли­ком от­дан­но­го Бо­гу и Церк­ви. Его жизнь пред­став­ля­ла непре­рыв­ный мо­лит­вен­ный по­двиг. Кро­ме уста­нов­лен­но­го пра­ви­ла, он еже­днев­но чи­тал два ака­фи­ста — Иису­су Хри­сту и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, а так­же каж­дую неде­лю про­чи­ты­вал два Еван­ге­лия.

По его по­дви­гам Бог дал пре­по­доб­но­му дар про­зор­ли­во­сти.

За год до бла­жен­ной кон­чи­ны свя­той ощу­тил силь­ное ис­то­ще­ние сил, но не от­ча­и­вал­ся. Он не мог по­се­щать бо­го­слу­же­ния в хра­ме, но каж­дый день слу­шал его со сво­ей ке­льи, ограж­ден­ной от церк­ви лишь де­ре­вян­ной сте­ной. Он не остав­лял свое мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, но не имея воз­мож­но­сти сто­ять, со­вер­шал его упав на ко­ле­ни. За ме­сяц до смер­ти он окон­ча­тель­но слег. 9 ян­ва­ря 1871 го­да пре­по­доб­ный Во­ни­фа­тий, при­ча­стив­шись Свя­тых Тайн, ото­шел ко Гос­по­ду. Угод­ни­ка Бо­жия по­хо­ро­ни­ли у ал­тар­ной сте­ны Все­х­свят­ско­го хра­ма, но в ре­зуль­та­те пе­ре­строй­ки в со­вет­ское вре­мя его мо­ги­ла не со­хра­ни­лась.

23 де­каб­ря 2010 го­да Свя­щен­ный Си­нод Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ка­но­ни­зи­ро­вал от­ца Во­ни­фа­тия.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го.

Цитата из «Наставления о посте»:

В рассуждении пищи должно наблюдать то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело свойственно животным, в разумном человеке недостойно похвалы. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа. Истинный пост состоит не в едином изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам бы хотел съесть, отдать алчущему. «Блажени алчущие, яко тии насытятся» (Мф.5,6). К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов, меру его ежедневной пищи, низвел наконец до восьми лотов хлеба.

Пищу употреблять каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и послушником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, по примеру отцев, употребляй пищу один раз в день, – и Ангел Господень прилепится к тебе.

Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси Ангел / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Вонифатие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / (имярек), отче наш, / моли непрестанно о всех нас.

День памяти: 9 января.