10. Исламское право

Цель занятия – рассмотреть исламское право.

Задачи:

  1. Рассмотреть источники исламского права.
  2. Дать информацию о регламентации поведения мусульман.
  3. Дать информацию о школах исламского права и ваххабизме.
  4. Рассмотреть отношение в исламе к художественным изображениям.
  5. Дать информацию о мерах, предусмотренных шариатом при обращении мусульманина в другую веру.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагаменты видеоматериала.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источником, дополнительной литературой и видеоматериалом.

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Максим Грек, прп. Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/otvety_xristianam_protiv_agaryan/ (дата обращения: 22.01.2018).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  2. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 22.01.2018).

Ключевые понятия:

  • Шариат;
  • Иджма;.
  • Кияс;
  • Истихсан;
  • Урф;
  • Фетва;
  • Мазхаб;
  • Ваххабизм.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каковы нормативно-правовые источники шариата?
  2. Какие виды поведения с точки зрения их желательности выделяет шариат?
  3. Какие постановления относительно брака содержит шариат?
  4. Что такое мазхаб? Чем отличаются мазхабы?
  5. Что необходимо для утверждения правоверия, по мысли основателя ваххабизма?
  6. Каково отношение к художественным образам в исламе?
  7. Какие наказания предусмотрены в шариате для немусульман?
  8. Как наказывается переход мусульман в другую религию?

Иллюстрации:

Мухаммад Ибн Абд-аль-Ваххаб

Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда). Из Sarai Albums. Тебриз, начало 14 векаГавриил несет Мухаммеда над горами Мирадж-наме (Вознесения Мухаммада). Топкапу Сарай. Тебриз, начало 14 векаВознесение на Небеса Пророка Муххамеда в сопровождении Архангела Гавриила. Копия миниатюры из Басен Лукмана

Видеоматериалы:

 

1. Шариат. Источники исламского права

2. Регламентация поведения мусульман

3. Различные школы исламского права

4. Ваххабизм

5. Ислам и запрет на художественные изображения

6. Шариат и христиане

1. Шариат. Источники исламского права

Совокупность юридических норм, принципов правоприменения, обрядовых предписаний, а также норм поведения именуется шариат[1]. Буквально это слово переводится с арабского как «правильный, ясный путь».

Сущностным или, используя юридические категории, материальным источником мусульманского права признается исключительно воля Аллаха.

В то же время Божественная воля не явлена человеку непосредственно, поэтому в качестве формальных источников права, то есть документов, содержащих соответствующие указания, признаются прежде всего Коран и Сунна. Очевидно, что Коран не может содержать исчерпывающих сведений о всех возможных казусах. Более того, его священный текст нуждается в интерпретации и соотнесении его с определенными обстоятельствами, конкретной ситуацией.

Более широкий спектр правовых установлений может быть выведен из текстов хадисов. Однако, учитывая факт принадлежности описываемых в ней событий к первым векам существования ислама, поиск в Сунне ответов на вопросы, возникавшие в последующие времена и связанные с новыми условиями жизни, не всегда приносил желаемый результат. Это вызвало необходимость появления следующих по степени авторитетности источников права.

Иджма (с араб. букв. «сходиться во мнении») – консенсус авторитетных лиц в отношении какого­либо вопроса. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму.

Кияс (с араб. букв. «измерение») – суждение по аналогии, вынесение решения на основании сходства предмета дела с тем, что рассматривалось ранее в известных подобных случаях. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права.Мухаммад Ибн Абд-аль-Ваххаб

Истихсан (с араб. букв. «упрощение») – метод, основанный на представлении о том, что все согласованное с учением ислама должно быть просто и ясно. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (Коран 2:185). Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану.

Урф (с араб. букв. «обычай») – метод и практика решения правовых вопросов по традиции, воспринимаемой как устоявшаяся, законная и необходимая.

От урфа следует отличать адат (с араб. букв. «обычай», «привычка») – нормы и правовые практики различных мусульманских народов, восходящие к доисламским временам и существующие в обществе параллельно с исламскими. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права.

К нормативно-­правовым источникам шариата можно отнести также фетву. Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом (муфтием) либо знатоком веры (факихом, улемом). При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права.

2. Регламентация поведения мусульман

Шариат выработал специальную градацию поступков мусульманина. В соответствии с ней любое действие может быть отнесено к одному из следующих разрядов:

1) обязательные (фард, ваджиб);

2) желательные, или одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб);

3) нейтральные, или дозволенные (мубах, джаиз);

4) нежелательные, или порицаемые (макрух);

5) запрещенные (харам, мазхур).

Обрядовые предписания ислама также регулируются шариатом. Это касается в том числе и матримониальных норм. В частности, брак (никах) невозможен с немусульманином/немусульманкой без обращения его/ее в ислам. Однако может быть сделано исключение в отношении невест, принадлежащим к иудейской или христианской вере. Свойственная исламу практика полигамии (многоженства) ограничивает максимально возможное количество жен четырьмя. Шариат настаивает на необходимости равного отношения ко всем женам со стороны мужа, а также определяет порядок развода.

Шариатом определяется также совершение похоронных обрядов. Умершего предписывается хоронить в тот же день до заката солнца, завернув в саван и сориентировав его тело в соответствии с киблой.

Обряд инициации – обрезания – регламентируется шариатом в отношении мальчиков, а в некоторых мусульманских странах (Египет, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Судан и др.) применяется и по отношению к девочкам. Традиционно обрезание проводится на 6-8-­м году жизни ребенка.

3. Различные школы исламского права

В разных регионах исламского мира сформировались различные правовые школы, именуемые мазхабами (с араб. букв. «направление»).

Исторически оформились четыре основных суннитских мазхаба: 

ханифитский

маликитский

шафиитский;

ханбалитский.

Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда). Из Sarai Albums. Тебриз, начало 14 векаВ русле шиизма сложился также джафаритский[2] мазхаб. Различия между мазхабами состоят главным образом в территориальном распространении, правовых оценках тех или иных явлений, а также в принципах соотносимости перечисленных выше источников права, на основании которых эти оценки делаются.

4. Ваххабизм

Ваххабизм является одним из модусов понимания ханбалитского мазхаба. Движение, возникшее внутри традиционного ислама Аравии в XVIII веке, получило название по имени своего вдохновителя Мухаммада бен Абд аль-Ваххаба (ум. в 1792 г.).

Этот религиозный лидер убеждал своих единоверцев возвратиться к простоте, свойственной раннему исламу, очистить его от нововведений последних веков. Он порицал роскошь, проникшую в среду зажиточных мусульман, призывал к солидарности и братству. Основатель ваххабизма акцентировал внимание своих последователей на необходимости вооруженного джихада для утверждения правоверия.

Несмотря на радикализм ваххабитских взглядов, они вполне укладываются в рамки ханбалитского мазхаба. Сами последователи Абд аль­Ваххаба именуют себя салафитами (от араб. salaf – букв. «предшествовать», «быть раньше»), указывая тем самым на цель своей деятельности: возвращение к истокам мусульманской традиции.

Сегодня ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Кроме того, он получил широкое распространение в других странах с преимущественно арабским населением, откуда в последние десятилетия проник на территорию Кавказа и Средней Азии.

5. Ислам и запрет на художественные изображения

Особых пояснений требует тема, связанная с отношением ислама к созданию художественных изображений живых существ.Гавриил несет Мухаммеда над горами Мирадж-наме (Вознесения Мухаммада). Топкапу Сарай. Тебриз, начало 14 века

Прямого запрета на создание изображений в Коране нет. Но вслед за ветхозаветной традицией сохраняется твердый запрет на создание ваяний, поскольку скульптурные изображения могут склонить человека к идолопоклонничеству.

В отношении рисунков и высеченных на камне изображений живых существ отсутствует единодушное мнение улемов и нет общих правил. В целом благочестивая традиция считает любые изображения одушевленных существ, особенно пророков, запретными.

Как сообщает известный современный исламский богослов шейх Юсуф аль­Кардави, «в каждом конкретном случае выносится свое решение исходя из следующих вопросов: что изображено на картине, где она располагается, для чего она предназначена, какую цель преследовал художник, работая над картиной?».

Изображение, служащее объектом поклонения или запечатлевшее стремление художника подражать в создании творений Аллаху, есть харам, с точки зрения ислама. И наоборот, «если кто-либо изобразил живое существо не с целью освятить, возвеличить или подражать творениям Аллаха, то это не запрещается».

Фотография разрешается при условии, что она не передает запретное. В зависимости от региона и от мазхаба отношение к изображениям может варьироваться. Подтверждением тому является существование феномена восточной миниатюры (арабо­месопотамская, персидская, турецкая, индийская миниатюры).

6. Шариат и христиане

В целом по шариату немусульманин в уголовном праве уравнен перед лицом закона с мусульманином и имеет равные наказания и права, однако на деле зачастую слово и свидетельство мусульманина перед лицом мусульманского судьи значит больше, чем свидетельство иноверца. С другой стороны, шариат предписывает немусульманам как определенные ущемления в правах (например, запрет на использование колоколов, на ношение той же одежды, что и мусульмане, на принятие государственных постов и многое другое), так и наложения дополнительных обязанностей (уплата особых налогов – подушного и поземельного, обязанность безвозмездного участия в общественных работах, оказание помощи мусульманам и т. п.).

Вознесение на Небеса Пророка Муххамеда в сопровождении Архангела Гавриила. Копия миниатюры из Басен ЛукманаКроме того, в шариате существует несколько наказаний, которые распространяются только на немусульман. Хула на ислам или на его основателя карается смертной казнью. Проповедь среди мусульман по шариату карается также смертной казнью. Обращение из ислама в иные религии карается смертной казнью. Обратившемуся следует предоставить три дня на размышления и предложить денежное вознаграждение в случае возвращения в ислам. Если возвращения не последует, предписывается применение пыток, если и оно не даст результата, перешедший в иную веру должен быть казнен. Ханифиты считают, что казнить следует мужчин, а женщин приговаривать к пожизненному заключению. Последователи остальных мазхабов убеждены, что и женщин в этом случае надлежит казнить.

В случае, если перешедший в иную религию недоступен для действия мусульманских законов (например, выехал за границу), он считается юридически «умершим», его имущество разделяется между наследниками, жена, как «вдова», вправе выйти замуж за другого мужчину.

Все это сохраняется как реальность в ряде мусульманских государств. Например, статья 306 Конституции Мавритании гласит: «Всякому мусульманину, виновному в отступничестве от веры словом или делом, надлежит принести покаяние в течение трех дней, в противном случае он приговаривается к смертной казни как вероотступник, а его имущество подлежит конфискации и передаче в доход государства». В свою очередь верховный суд Египта вынес решение о признании отвернувшихся от ислама мусульман подпадающими под понятие «гражданской смерти». Такой человек теряет все свои гражданские права и полномочия. Он не вправе снимать денежные средства со своих банковских счетов. Убивший его не считается преступником, поскольку его жертва юридически признана «умершей». Законодательство находит реальное выражение в практике: в 1991 году в Иране за обращение в христианство был повешен Хуссейн Судманд. В 2000 году в Йемене был приговорен к смертной казни за то же самое Мухаммед Омер Али Хаджи. В 1995 г. в Саудовской Аравии были отрублены головы филиппинским христианам, которые тайно собрались на молитву перед Рождеством (в этой стране запрещены также любые немусульманские религиозные собрания).

Проверочные вопросы:

  1. Каковы нормативно-правовые источники шариата?
  2. Какие виды поведения с точки зрения их желательности выделяет шариат?
  3. Какие постановления относительно брака содержит шариат?
  4. Что такое мазхаб? Чем отличаются мазхабы?
  5. Что необходимо для утверждения правоверия, по мысли основателя ваххабизма?
  6. Каково отношение к художественным образам в исламе?
  7. Какие наказания предусмотрены в шариате для немусульман?
  8. Как наказывается переход мусульман в другую религию?

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Максим Грек, прп. Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/otvety_xristianam_protiv_agaryan/ (дата обращения: 22.01.2018).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  2. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 22.01.2018).

Видеоматериалы:

 



[1] Термином, близким к шариату, является фикх (с араб. «понимание»). Зачастую эти слова воспринимаются как синонимы. Однако некоторые мусульмане склонны наделять понятие фикх меньшим объемом, а именно: к нему относят только собственно этико­правовые нормы, регламентирующие поведение человека по отношению непосредственно к Аллаху и в обществе.

[2] В настоящее время джафаритский мазхаб является фундаментом юридической системы Ирана.