9. Этика и практика мусульманского благочестия

Цель занятия – рассмотреть основные составляющие практики мусульманского благочестия.

Задачи:

  1. Рассмотреть пять составляющих мусульманского благочестия.
  2. Дать информацию о кодексе норм поведения мусульманина.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  3. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 22.01.2018).

Ключевые понятия:

  • Таухид;
  • Джихад;
  • Намаз;
  • Закят;
  • Ураза;
  • Хадж;
  • Адаб.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как выражается положение исламского вероучения о вере в Единого Бога в ритуальных действиях и практике духовной жизни мусульман? Что такое ширк?
  2. Что представляет собой джихад?
  3. Что такое намаз? Каковы условия его правильного исполнения?
  4. Что можно сказать о времени и месте исполнения молитвы? Каковы особенности совместной молитвы в мечети?
  5. Каков алгоритм намаза?
  6. Как собирается и используется милостыня в виде налогов?
  7. Почему в исламе пост установлен в месяц рамадан? Как мусульманин должен проводить пост?
  8. Каков ритуал совершения паломничества у мусульман? Что такое малое паломничество?
  9. Что такое адаб?

Иллюстрации:

Адаб, том 17, номер 5, декабрь 1969 года

Видеоматериалы:

 

1. Этика и практика мусульманского благочестия. «Пять столпов ислама»

1.1. Таухид (араб. tawḥīd от глаг. wāḥada «почитать что­-то единственным, неповторимым»)

1.2. Намаз (перс. namāz «молитва»), или Салят (араб. ṣalāt «молитва, благословение»)

1.3. Закят (с араб. букв. «очищение»)

1.4. Ураза (тюрк. от персид. Rozah), или Саум (араб. ṣawm – «пост»)

1.5. Хадж (с араб. букв. «возвращение», «возобновление», «стремление», «намерение»)

2. Оформление норм исламской морали

1. Этика и практика мусульманского благочестия. «Пять столпов ислама»

Базовые нормы этико­ритуального характера именуются по числу содержащихся в нем предписаний «пятью столпами ислама»:

1.1. Таухид (араб. tawḥīd от глаг. wāḥada «почитать что­-то единственным, неповторимым»)

Исповедание веры в Единого Бога. Подобно тому как первая доктрина ислама предписывает веру в Единого Бога, первый столп ислама указывает на необходимость постоянного, в том числе демонстративного ее исповедания. Именно поэтому с произнесением шахады связан ключевой момент при обращении человека в ислам. Это происходит в процессе сознательного, добровольного произнесения вероучительной формулы, совершенного после ритуального омовения, как правило, в присутствии свидетелей-мусульман. Для мужчин также считается похвальным совершение обрезания[1], однако оно далеко не всегда рассматривается как обязательная норма. Строгое соблюдение единобожия, его декларирование не только словами, но и поступками – главная исламская добродетель.

И напротив, отклонение от монотеизма, в каком бы виде оно ни происходило, составляет основное содержание религиозных преступлений, грехов – ширк (араб. širk – букв. «уравнивание»). К грехам, представляющим собой ширк, относятся, в частности, неверие в Бога, поклонение чему-либо кроме Аллаха, лицемерное исполнение религиозных норм, клятва чем-либо иным кроме Аллаха (ср. с иудейской и христианской практикой).

Различают два вида ширка:

– большой, совершение которого отсекает человека от единства с исламской общиной, делая его немусульманином. Совершивший большой ширк становится неверным, то есть обреченным на вечную погибель. В правовом отношении такой человек изгой, чья смерть и имущественный урон ненаказуемы. Примеры большого ширка: открытое неверие; глумление над Аллахом, Кораном или пророком; колдовство, требующее отступления от ислама и предания себя в волю шайтанов или джиннов и т. п.

– малый, не выводящий мусульманина из общины и не лишающий его воздаяния за праведные поступки. К подобным прегрешениям можно отнести духовные сомнения, «фарисейскую» показную набожность, обман мусульманина, вооруженное противостояние мусульман друг другу и т. п.

Джихад как форма таухида. С принципом исламского монотеизма связана особая мусульманская религиозная практика – джихад (араб. ǧihād – букв. «усилие»), полное наименование которой «аль­джихад фи сабилиЛлах» (араб. al-jihad fi sabil Allah – букв. «борьба на пути Аллаха»). По сути, джихад – это утверждение единобожия и искоренение всего, что ему противостоит. В зависимости от того, на каком поприще происходит приложение этого «усилия», говорят о «великом», или внутреннем, джихаде либо о «малом», или внешнем, джихаде. Великий джихад подразумевает борьбу человека с собственными греховными наклонностями. Малый же джихад подразумевает вооруженную защиту и распространение ислама в человеческом сообществе.

Если термин «джихад» не содержит дополнительного определения, это означает, что речь идет о священной войне. Синонимами этого понятия в исламе являются термины газават (мн. ч. от араб. ḡazwa – «набег») и фатх (от араб. fataḥa – «открывать», «завоевывать»). Именно такое понимание джихада укоренилось в европейском сознании.

1.2. Намаз (перс. namāz «молитва»), или Салят (араб. ṣalāt «молитва, благословение»)

Намаз – это обязательное ритуальное молитвенное правило каждого мусульманина. Намаз должны выполнять все взрослые мусульмане, за исключением тяжелобольных, беременных женщин и воинов, находящихся в боевых условиях. Однако и тогда необходимо участвовать в намазе хотя бы мысленно. Он всегда совершается на арабском языке независимо от степени владения им молящегося.

Перед началом осуществляется обрядовое малое омовение (вуду), состоящее из ополаскивания и отирания водой рук, полоскания рта, омовения лица, головы, ног. Все это сопровождается произнесением вслух особых формул, после чего человек считается ритуально чистым и может приступать к совершению молитвы. При отсутствии воды (например, в условиях пустыни) имитацию омовения можно производить песком или даже пылью – такое омовение имеет особое именование – таяммум.

Кроме того, существует великое омовение (гусль), состоящее из троекратного полного омовения всех частей тела без исключения. Его необходимо совершать при актах покаяния (тауба), накануне особых дней (постов, праздников), а также в случаях особого осквернения, например, после физиологических выделений, прикосновения к нечистому (вино, свинина, кровь, гной, фекалии и т. п.). С учетом приведенных перечислений вполне очевидно, что ритуальной чистоты никак невозможно достичь при физиологических истечениях любого рода.

Поддержанию ритуальной чистоты призвано способствовать использование особого коврика, на который во время молитвы встает коленями мусульманин. Знаком религиозного почтения и благоговения служит также акт снимания обуви при входе в мечеть или при вступлении на молитвенный коврик.

В суннитской традиции намаз совершается пять раз в сутки в строго установленное время, согласованное с движением небесных светил. В шиитской традиции намаз совершается три раза, поскольку объединяются обеденная и послеобеденная, а также вечерние и послевечерние молитвы.

О времени начала молитвы возвещается специальными возгласами, именуемыми азан[2] и возносимыми особыми служителями – муэдзинами с минаретов (от араб. manāra – букв. «маяк») – башен, расположенных рядом со зданиями для молитвенных собраний – мечетями.

В мечетях особо торжественно совершаются общие моления в священный для мусульман день – пятницу, а также в дни праздников. Считается похвальным приходить на молитву в мечеть на каждое из пяточисленных ежедневных молений. Однако на практике это соблюдать далеко не всегда возможно, поэтому полагается допустимым совершение намаза в том месте, где верующего застигло соответствующее время.

При молитве в мечети ее ритуал синхронизируется у всех участников обряда благодаря ритму, задаваемому движениями предстоятеля – имама (араб. imām – букв. «стоящий впереди»). В формальном смысле имам – это не представитель священства/ жречества, которого в исламе просто не существует. В сакраментальном плане все члены общины равны. Имам является именно «предстоятелем», то есть стоящим впереди всех во время молитвы. Как правило, эту роль выполняет наиболее уважаемый и образованный в вопросах веры мужчина общины (джамаата). Впрочем, в больших, так называемых соборных мечетях существуют и «штатные» имамы, обладающие необходимым религиозным образованием и квалификацией.

В российском исламе представители исламского духовенства именуются также муллами (от араб. mawlā – букв. «господин»). В имперской России муллы назначались особым государственным указом и приписывались к конкретной мечети, в связи с чем фактически были приравнены в своем статусе к представителям православного священства.

Имаму принадлежит право учительства, в соответствии с которым он произносит проповедь (хутба) во время торжественных праздничных, в том числе и пятничных намазов. Для этого используется специальное сооружение в виде кафедры с лесенкой – минбар.

Существует строго определенное направление молитвенных действий, соответствующее географическому положению Мекки. Это направление именуется кибла (араб. qiblah – букв. «то, что напротив»). В архитектуре мечетей оно обозначается специальной нишей, устроенной в стене храма (михраб). По двум сторонам михраба обычно размещаются надписи, выполненные арабской вязью: «Аллах» и «Мухаммад». Главное содержание всех действий и слов намаза во всех его вариантах – демонстрация Богу и окружающим покорности перед волей Всевышнего. Алгоритм намаза, существовавший дотоле в рамках бытовой практики, был зафиксирован письменно в VIII веке трудами Мухаммада аш­Шайбани и в основных чертах выглядит следующим образом.

Встав на коврик лицом к Мекке, молящийся, держа руки опущенными вдоль тела:

1) произносит (возможно мысленно) ният – формулу намерения. В данном случае – совершить намаз;

2) затем поднимает руки ладонями вперед на уровень лица и произносит фразу «Аллаху акбар» («Аллах велик»);

3) взяв правой ладонью левую, прижимает ее к груди и читает отрывок из Корана, чаще всего – первую суру «Фатиху»;

4) делает поясной поклон, упирается ладонями в колени, вновь произносит формулу славословия Аллаха;

5) выпрямляется и произносит фразу: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его»;

6) становится на колени, делает земной поклон, по завершении которого садится на пятки и повторяет «Аллаху Акбар»;

7) вновь совершает земной поклон, воздает хвалу Аллаху и поднимается на ноги, держа опущенные руки одну в другой.

Данная последовательность действий называется ракаатом. Каждый из ежесуточных намазов включает в себя несколько ракаатов, повторяемых последовательно. В частности, в суннитской традиции количество ракаатов на ежесуточных молениях различно: на рассветной молитве – два, на полуденной – четыре, на предвечерней – четыре, на закатной – три, на ночной – четыре.

Возможен также облегченный вариант намаза, допустимый для больных, при котором полноценные поклоны заменяются наклонами головы.

Существуют некоторые суточные периоды, когда молитва запрещена: непосредственно на восходе и на закате солнца, а также в момент, когда солнце находится в зените.

В исламе существует практика обращения к Богу на родном языке молящегося, с изложением его нужд, что часто составляет дополнение к нормам намаза.

1.3. Закят (с араб. букв. «очищение»)

Милостыня, выплачиваемая мусульманами в виде ежегодного налога с определенных категорий имущества. Цель данных сборов – поддержка малоимущих собратьев по вере.

Исламские богословы, трактующие этот термин, нередко устанавливают связи между первым значением слова – «очищение, чистота» – и уплатой милостыни, толкуя его в том смысле, что после уплаты сборов имущество, с которого оно было выплачено, становится ритуально чистым. С точки зрения происхождения, слово, скорее всего, является заимствованием из иврита, где «закут» обозначает всякую добродетель вообще.

Имущество, облагаемое данным налогом:

– посевные площади; 

– виноградники и финиковые деревья; 

– скот; 

– золото и серебро;

– товары.

Размер пошлины: 1/40 стоимости имущества, которая выплачивается по истечении календарного года единовременно. Исключение составляют сельскохозяйственные объекты налогообложения: с них взимается 1/10 урожая сразу после сбора плодов. При этом существует налогооблагаемый минимум.

Собранными средствами заведует особо уполномоченное лицо, как правило, знаток мусульманского закона (шариата) и судья единоверцев – кади. При этом существуют правила использования денег, поступивших после сбора пошлин: они должны расходоваться в том регионе, где собраны, за исключением тех случаев, когда средства направляются на войну с неверными.

1.4. Ураза (тюрк. от персид. Rozah), или Саум (араб. ṣawm – «пост»)

Соблюдение поста в течение 30 дней лунного месяца рамадан[3].

Поскольку лунные месяцы не равны по продолжительности месяцам григорианского календаря, то ежегодно происходит смещение периода поста на 11–12 дней.

Календарная фиксация поста именно в рамадан связана с представлением о том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран.

Об этом непосредственно говорится в самом его тексте и содержится указание на необходимость пощения: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь» (Коран 2:185).

Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток[4]. Об этом прямо сказано в Коране: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи» (Коран 2:187).

Кроме того, возбраняются вдыхание дыма (например, кальянного или табачного), половая близость, прием лекарств (за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ), вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в темное время суток. Нарушение поста в чем-либо (даже при невозможности его соблюдения) требует компенсации в последующее время: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней, в другое время» (Коран 2:184).

Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать (с намерением затем его восполнить) кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам. В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста (например, при глубокой старости или серьезной, прогрессирующей болезни), дается следующее предписание: «Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка» (Коран 2:184).

Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности, помощь нуждающимся в пище.

Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения – Ид аль-Фитр (тюрк. Ураза-байрам). Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца – шаввала – и продолжается в зависимости от региона 3-4 дня. В первый день совершается особая общая молитва, затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздается сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей.

1.5. Хадж (с араб. букв. «возвращение», «возобновление», «стремление», «намерение»)

Паломничество в Мекку установлено основателем ислама на закате его жизни в качестве нормативного акта[5]. При этом сами мусульмане признают, что поклонение их святыням имеет доисламские корни и восходит к доисламским временам.

Совершение хаджа хотя бы раз в жизни предписано всякому мусульманину. Однако в силу экономических, политических, социальных, личных и других причин далеко не каждый способен совершить хадж. Таковые люди освобождаются от обязанности хаджа. Существует практика замены паломника другим человеком. Тот, кто не имеет возможности сам участвовать в поклонении святыням Мекки (например, ввиду слабого здоровья), может послать вместо себя заместителя, ранее уже бывшего у святынь ислама.

Ритуал хаджа осуществляется в двенадцатый месяц (зуль­хиджа) мусульманского календаря. Паломники прибывают в Мекку 7 числа и приступают к особому обряду ритуального очищения, вводящего их в состояние ихрама (араб. iḥrām – «посвящение»; от корня ḥ-r-m – «священное», «запретное», «заповедное»; то есть вступление в некое священное пространство, приобщение к святыне). Для этого совершается омовение в специально выделенных для этого местах (микатах), постригаются волосы и ногти, при возможности тело умащивается благовониями. Затем паломники облачаются в особые одежды, состоящие из двух отрезов белой материи, и вслух выражают свое намерение относительно поклонения святыням, после чего и наступает состояние ихрама. С этого момента и до окончания ритуала запрещено носить обычную одежду, покрывать чем бы то ни было голову (это не касается женщин), необходимо хранить половое воздержание, избегать употребления благовоний, недопустимо стричь волосы и ногти, охотиться и обламывать ветки с растений.

Далее паломники направляются к Каабе. По представлениям мусульман, она является первым святилищем Единого Бога, построенным еще Адамом и восстановленным впоследствии Ибрахимом (Авраамом), а после Мухаммада ставшим главной святыней ислама.

Ныне Кааба расположена посредине огромного комплекса зданий, именуемых в совокупности Запретная (Заповедная) мечеть. Внешне Кааба представляет собой прямоугольное здание высотой 15 м с соотношением длины внешних стен 10×12. Внутри стоят три колонны, висят светильники, а также хранятся списки Корана, пожертвованные в святилище.

В один из внешних углов здания вмонтирован Черный камень, вставленный в серебряную оправу. По преданию, это камень был подарен ангелом Адаму после его изгнания из рая как символ верности в поклонении Единому Богу и изначально был светлым (белым), но потом почернел от людских грехов.

Здесь участники действа совершают умру[6] – малое паломничество, состоящее из семикратного обхода Каабы, намаза из двух ракаатов, вкушения воды из источника Замзам и восхождения на холм Сафа. Далее творится молитва в сторону Каабы и делаются семь перебежек с холма Сафа на холм Марва и обратно, что знаменует метание Хаджар между этими высотами.

8 зуль­хиджа паломники отправляются в долину Мина и пребывают там всю ночь. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки.

Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь. Утром 10 зуль­хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб (скалу) – символ шайтана.

Следующий акт хаджа – жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила.

После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва.

С этого дня состояние ихрама прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая ташрика (с араб. букв. «сушка, вяление на солнце ломтиков мяса»). Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана. По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества.

Начиная с 10 числа месяца зуль­хидж и в течение последующих трех дней (когда завершается ритуал хаджа) проходит один из самых главных мусульманских праздников – праздник жертвоприношения (араб. Ид аль-адха; тюрк. Курбан-байрам).

Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек (до 10). Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека. Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся.

В Курбан­байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки.Адаб, том 17, номер 5, декабрь 1969 года

2. Оформление норм исламской морали

К IX веку в исламе сформировался определенный кодекс поведения мусульманина, получивший название адаб (с араб. «мораль», «воспитание»)[7]. Данный комплекс этических, а во многом даже эстетических норм, восходящих к примеру пророка Мухаммада, составил своеобразный исламский этикет, похвальный образ поведения, следовать которому был обязан всякий воспитанный мусульманин. В современном исламе термин «адаб» чаще всего используется для обозначения должного, верного с позиций мусульманской морали поведения.

Проверочные вопросы:

  1. Как выражается положение исламского вероучения о вере в Единого Бога в ритуальных действиях и практике духовной жизни мусульман? Что такое ширк?
  2. Что представляет собой джихад?
  3. Что такое намаз? Каковы условия его правильного исполнения?
  4. Что можно сказать о времени и месте исполнения молитвы? Каковы особенности совместной молитвы в мечети?
  5. Каков алгоритм намаза?
  6. Как собирается и используется милостыня в виде налогов?
  7. Почему в исламе пост установлен в месяц рамадан? Как мусульманин должен проводить пост?
  8. Каков ритуал совершения паломничества у мусульман? Что такое малое паломничество?
  9. Что такое адаб?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  3. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 22.01.2018).

Видеоматериалы:

 

 


[1] В традиционных исламских семьях обрезание, производимое над младенцами, является повсеместным. Оно воспринимается как акт посвящения ребенка Аллаху и исполнение заповеди, данной Богом Ибрахиму. Иначе говоря, обрезание есть не что иное, как форма ритуального свидетельства монотеизма. (Ср. с аналогичной иудейской традицией, а также с практикой отсечения волос у крещаемого в Православии).

[2] Содержание азана

Азан

Перевод

Аллаху Акбар (4 раза)

Аллах Велик! (4 раза)

Ашхаду альля иляха  илляЛлах (2 раза)

 

Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! (2 раза)

Ашхаду анна Мухаммадар­РасулюЛлах (2 раза)

 

Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! (2 раза)

Хаййя ‘аля с­салях (2 раза)

Спешите на молитву! (2 раза)

Хаййя ‘аля ль­фалях (2 раза)

Спешите к спасению! (2 раза)

Ас­саляту хайрум­мин ан­наум (2 раза) – (прим.: только во время призыва на утренний намаз)

Молитва лучше сна (2 раза) – (прим.: только во время призыва на утренний намаз)

Аллаху Акбар (2 раза)

Аллах велик! (2 раза)

Ля иляха илляЛлах

Нет божества, кроме Аллаха!

[3] Кроме того, существует также обычай поститься в день Ашуры (10 число месяца мухаррама), а также предшествующий и последующий ему дни, поскольку считается, что в этот день осуществился чудесный переход Мусы (Моисея) через море, спасший народ Исраила (Израиля) от власти фараона. Однако этот пост не является обязательным для мусульман­суннитов, а лишь похвальным. Для шиитов же этот пост обязателен, поскольку этот день совпадает с воспоминанием об убийстве внука пророка Мухаммада – имама аль­Хусейна ибн Али (626–680), являющегося ключевой фигурой в истории шиитского ислама.

[4] Данное предписание, очевидно, сформулированное в южном регионе планеты, вызывает серьезные трудности для его исполнения у мусульман, проживающих в северных широтах, особенно за Полярным кругом.

[5] Кроме хаджа в исламе считаются похвальными, хотя и не обязательными, паломничества еще к двум святыням, связанным в сознании мусульман с жизнью и миссией Мухаммада. Похвальным для мусульманина является посещение Медины, где Мухаммад долгое время пребывал вместе с общиной верных и где находится «мечеть Пророка», молитва в которой, как верят мусульмане, обладает особой ценностью и силой. Вместе с тем мусульмане обычно посещают могилу основателя ислама, его жен и сподвижников. Еще одной святыней, к которой совершаются паломничества, является мечеть Аль­Акса (с араб. букв. «удаленная»), находящаяся на Храмовой горе в Иерусалиме, куда, согласно мусульманским представлениям, был чудесным образом перенесен Мухаммад.

[6] Согласно нормам ислама, умра может совершаться и отдельно от хаджа. В таком случае после ритуала пробежки осуществляется пострижение волос, что ритуально означает выход из состояния ихрама. Однако если умра является только составной частью полного хаджа, то пострижения не происходит и паломник переходит к следующим действиям.

[7] Термин адаб в значении «этикет», «нормы поведения» существовал в арабском языке еще в доисламские времена и относился в первую очередь к правилам гостеприимства. Однако с IX века понятие «адаб» в арабской культуре связано с воспитанием в широком смысле этого слова, а также с литературой как средством воспитания. Неслучайно для обозначения литератора, писателя в арабском языке используется слово «адиб».