8. Вероучение в исламе

Цель занятия – рассмотреть вероучение в исламе.

Задачи:

  1. Рассмотреть веру в Аллаха.
  2. Рассмотреть положения исламского вероучения об ангелах.
  3. Рассмотреть веру в Писания.
  4. Рассмотреть веру в посланников.
  5. Рассмотреть положения исламского вероучения о Судном дне.
  6. Рассмотреть веру в предопределение.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  3. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 19.01.2018).

Ключевые понятия:

  • Иман;
  • Аллах;
  • Ангел;
  • Шайтан;
  • Джин;
  • Писание;
  • Судный день;
  • Пророк;
  • Судный день (киямат);
  • Предопределение (кадар).

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что такое иман? Каковы его составляющие?
  2. В чем суть веры в Аллаха?
  3. Какова природа ангелов, согласно исламском вероучению? Какие функции они выполняют?
  4. Кто такие джины, Иблис и шайтаны?
  5. Какие писания в исламском вероучении считаются богооткровенными, дарованными людям Аллахом?
  6. Какими качествами обладали посланники Аллаха? Приведите примеры таких посланников.
  7. Как в исламе представлен образ Иисуса Христа и как Мухаммеда?
  8. Каково исламское учение о Судном дне (киямате)?
  9. Что говорит ислам о посмертных блаженстве и страданиях людей?
  10. Какие положения включает в себя вера в предопределение?
  11. Как соотносится вера в предопределение со свободой человека и наличием зла в мире?

Иллюстрации:

Ангелы, кланяющиеся Адаму — персидская миниатюра (неизвестный автор, ок. 1560, Шираз, Иран)Коран. Манускрипт. Иран, 1427 год  Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Около 1595 года

Пророк Мухаммед и ангелы-мукаррабун. (Сиер-и Неби, 1595 г.)Пророк Мухаммад пролетает над Меккой. Турция. Начало 17 века

Видеоматериалы:

Основы исламского вероучения - прот. Геннадий Фаст

Христос в Исламе - протоиерей Геннадий Фаст

 

Коран. Манускрипт. Иран, 1427 год 1. Иман

2. Шесть основ мусульманской веры

2.1. Вера в Аллаха

2.2. Вера в ангелов

2.3. Вера в Писания

2.4. Вера в посланников (араб. наби «пророк» или расул «посланник»)

2.5. Вера в Судный день (араб. киямат – букв. «День стояния»)

2.6. Вера в предопределение (араб. кадар)

1. Иман

Исламская традиция имеет особый термин, обозначающий веру во всей совокупности ее аспектов, – иман (с араб. букв. «вера»).

Иман включает в себя:

1) внутреннюю убежденность в истине мусульманского учения,

2) свидетельство веры делами,

3) словесное исповедание веры.

Каждый верующий мусульманин должен исповедовать определенный набор вероучительных принципов, которые получили в исламе наименование акида (с араб. букв. «убеждение»). Это закрытый список доктринальных положений, состоящий из шести пунктов и известный как «Шесть основ веры».

2. Шесть основ мусульманской веры

2.1. Вера в Аллаха

Убежденность в существовании верховного Бога, единого и единственного, как в отношении личности, так и в отношении природы. Аллах нерожден и несотворен, Он Единственный в Своем роде, не имеет Себе равных и даже подобных Ему. Он не нуждается в помощниках и «сотоварищах». Он Творец и Судия Вселенной, существующий вне времени и пространства. Аллах открывает Себя людям через Свои писания и Своих посланников-пророков.

Коранический текст указывает: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он – всевышний, великий» (Коран 2:255–257).

Первое основание веры имеет особую формулу – шахаду (с араб. букв. «свидетельствовать»), которая выглядит следующим образом: «Ля иляха илля-Ллах ва Мухаммадун расулю-Ллах» (букв. «Нет бога, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Бога»).

Искреннее и убежденное произнесение шахады в присутствии свидетелей­мусульман является актом принятия ислама. Обычно шахада произносится трижды в собрании общины верующих.

Мусульманская традиция делает особый акцент на единстве и единственности Аллаха, видя в единобожии центральный стержень ислама. Это вовсе не случайно. Ислам, как было отмечено ранее, возник во многом как реакция на столкновение представителей монотеистических религий (иудаизма и христианства) с аравийским политеистическим обществом.Ангелы, кланяющиеся Адаму — персидская миниатюра (неизвестный автор, ок. 1560, Шираз, Иран)

Исламская традиция приписывает Аллаху 99 имен, которые в совокупности называются аль-асма аль-хусна (с араб. букв. «прекрасные имена»). В мусульманской среде считается похвальным упоминание имен Аллаха и призывание Его.

2.2. Вера в ангелов

Убежденность в существовании созданных Аллахом из света ангелов.

Из света Аллах создал духов с целью исполнения ими служебных функций. В зависимости от вменяемых им обязанностей ангелы разделены по классам. Они не обладают способностью к творчеству и половыми различиями. Обитают на небесах, но по повелению Аллаха могут нисходить на землю и общаться с людьми.

В Коране имеется следующее славословие Создателю мира: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями» (Коран 35:1).

В рамках исламской традиции некоторые ангельские сущности выделяются особо, поскольку им принадлежит особая роль в замысле Творца. Так, существуют ангелы исполинских размеров, носящие трон Аллаха, ангелы­писцы, приставленные к каждому человеку для фиксации всех совершаемых им дел, ангелы­истязатели покойников о совершенных поступках, ангелы смерти, ангелы­хранители гор и т. п.

Поименно известны следующие ангелы:

– Джабраиль (Джибрил) – отраженный в исламе образ библейского архангела Гавриила. Служит посыльным и доверенным лицом Аллаха;

– Микаил – ответственный за рост и продуцирование растений;

– Исрафил – возвещатель грядущего Суда, для чего ему надлежит в свое время вострубить в рог.

Поскольку только Аллах достоин поклонения, мусульмане не должны поклоняться и молиться ангелам. Нельзя просить ангелов о помощи и заступничестве. Однако им надлежит оказывать уважение.

Кроме ангелов, имеющих световую природу, творениями Аллаха являются еще джинны, созданные из пламени. Джинны, подобно людям, отличаются половым диморфизмом и могут склонять как к добру, так и ко злу. Одним из таковых был Иблис (вероятно, от греч. διάβολος) – исламский сатана, о котором в Коране прямо сказано: «Он был из джиннов» (Коран 18:50). Иблис решился служить Аллаху, но в момент испытания не устоял: отказался по требованию Создателя поклониться человеку (Адаму), мотивировав это тем, что Адам создан из глины, а сам Иблис – из огня.

Джинны, последовавшие за возмутителем спокойствия, укоренились во зле и стали именоваться шайтаны. Они постоянно вредят людям, внушая им дурные мысли и побуждая к скверным поступкам.

В то же время часть джиннов не пошла вслед за Иблисом. Более того, некоторые из них, внимая проповеди Мухаммада, обратились в ислам.

2.3. Вера в Писания

Уверенность в сакральности текстов, ниспосланных Аллахом отдельным своим доверенным лицам с целью наставления в истине.

Вторая сура Корана говорит о даровании письменных откровений ряду людей: «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исма’илу, Исхаку, Йа’кубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и ‘Исе и что было даровано пророкам их Господом» (Коран 2:136).

Считается, что Аллах даровал Писания следующим пророкам:

– Ибрахиму (библейскому Аврааму) вместе с его потомками Исмаилом, Исхаком и Йакубом (библейскими Измаилом, Исааком и Иаковом) – сухуф (букв. «свитки»);

– Мусе (библейскому Моисею) – Таурат (Тору);

– Давуду (библейскому Давиду) был ниспослан Забур (Псалтирь);

– Исе (библейскому Иисусу Христу) – Инджил (Евангелие);

и, наконец, сам Мухаммад получил свыше Коран.

 Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Около 1595 годаДанный список не является закрытым. Мусульмане полагают, что исторически существовали и другие богооткровенные тексты, которые не известны ныне. Мусульмане не считают перечисленные тексты тождественными по содержанию с библейскими книгами, утверждая, что последние были искажены иудеями и христианами. Поэтому священным статусом обладает только Коран, которому определяется роль вечного и неизменного эталона истины.

Докораническим письменным откровениям исламская традиция приписывает узкоэтнический характер, так как они были ниспосланы лишь одному народу. Коран в этом отношении универсален по своему значению и адресату.

Отдельные стихи Библии, впрочем, мусульманские проповедники охотно цитируют в полемических и миссионерских целях, нередко интерпретируя их в выгодном для себя ключе. Например, слова из Второзакония, возвещенные через пророка Моисея: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18,18) – истолковываются как указание на пришествие Мухаммада. Та же участь постигла в мусульманской среде и слова Иисуса Христа о даровании другого Утешителя (см.: Ин. 14, 16).

2.4. Вера в посланников (араб. наби «пророк» или расул «посланник»)

Убежденность в пророческой миссии отдельных лиц, возвещавших волю Аллаха людям. Суть профетических слов состояла в утверждении среди народов единобожия. Текст Корана содержит упоминания 25 пророческих имен[1]: Адам, Идрис, Нух (Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Шуайб, Айуб (Иов), Зу­ль­Кифль (Александр Македонский), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Альяса (Елисей), Йунус (Иона), Закариа (Захария), Йахьа (Иоанн), Йаса (Исайя), Иса (Иисус), Мухаммад.

В числе посланников присутствует имя Исмаила (Измаила), рожденного, согласно библейскому тексту, от Авраама наложницей Агарью (см.: Быт. 16). Арабы, как мы помним, твердо убеждены в том, что именно Исмаилу принадлежит честь наследования обетований.

Некоторые пророки упомянуты в Коране без указания имени. Из этого обстоятельства делается вывод о существовании в истории человечества и других посланников Аллаха, чьи имена неизвестны.

Всем пророкам свойственны следующие атрибуты:

1) опыт богообщения, при котором были получены богооткровенные сведения;

2) способность творить чудеса;

3) непогрешимость в трансляции другим людям полученных откровений;

4) нравственная чистота;

5) аристократическое происхождение.

Примечательно, что последнее качество указывает на высокий социальный статус каждого посланника. Соответственно, простолюдин не может быть призван к профетическому служению, несмотря на свои духовно-нравственные достоинства.

Образ пророка Исы (Иисуса) в исламе. Рассказы о событиях из жизни Исы и Его Матери Мариам занимают важное место в тексте Корана. В этих отрывках угадываются сюжетные линии евангельских повествований, в значительной степени переосмысленные основоположником ислама. Мусульмане верят, что Иса является Мессией[2], что Он был рожден вопреки законам естества. Его Мать – Мариам – праведнейшая из всех женщин, зачала сына духом от Аллаха. В Коране Иса нередко именуется Словом Аллаха. Люди обвинили Ее в блуде, однако лежащий в колыбели Младенец тотчас опроверг все наветы. Совершая свое служение, Иса творил изумлявшие всех окружающих чудеса, о которых в Коране говорится следующим образом: «Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах» (Коран 3:49).

Крестная смерть Исы отрицается мусульманами, которые утверждают, что вместо Исы на кресте был распят один из Его учеников. Сам же Пророк был вознесен на небеса, где пребывает и поныне, а перед концом этого мира снизойдет к людям для восстановления справедливости и проповеди истины.

Мухаммад и другие посланники Аллаха. Мусульмане верят, что Мухаммад отличается от остальных посланников универсальностью своей миссии. Его миссия не ограничена рамками одного этноса или определенным временным периодом. Его послание будет значимо до конца времен, посему он именуется «печатью пророков». Это указывает на полноту ниспосланного ему откровения, после которого нет необходимости в дополнительных пророках и пророчествах.

2.5. Вера в Судный день (араб. киямат – букв. «День стояния»)

Совокупность исламских эсхатологических представлений, касающихся последних судеб мира и посмертной участи отдельного человека.

Вера в Киямат – это довольно объемный комплекс богословских положений ислама как частного, так и универсального характера. Основные его элементы суть следующие.

Аллах признается нелицеприятным судьей и мздовоздаятелем всех людей. Воздаяние может быть осуществлено в период земной жизни, однако самым непосредственным образом оно бывает явлено после смерти человека.

Согласно исламским представлениям, после физической смерти происходит отделение души от тела. Душа попадает в некоторое промежуточное пространство между двумя мирами. Здесь выносится судебное решение относительно дальнейшей ее участи. После того души праведников возносятся на небеса, где пребывают в мире и блаженстве, а души грешников остаются скитаться в земном уделе, ожидая окончательного воздаяния за совершенные преступления.

В последний день бытия мира, отмеченный трубным гласом ангела Исрафила, произойдет суд Аллаха над всеми людьми, живыми и мертвыми. Души людей вернутся в воссозданные из праха тела. Когда наступит этот день, неизвестно никому, кроме Аллаха. В Коране об этом сказано прямо: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: “Это ведомо только Аллаху”» (Коран 33:63).

При этом считается, что день тот будет пятница. Это священный день для мусульман. Последователи ислама верят, что в пятницу человек был сотворен и в пятницу человек был изгнан из рая.Пророк Мухаммед и ангелы-мукаррабун. (Сиер-и Неби, 1595 г.)

В Коране указанный суд представлен как образец справедливости: «Никто не вкусит несправедливости – даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать [деяния], как умеем считать Мы!» (Коран 21:47).

Грешники, которые не веровали в Аллаха либо приравнивали к нему других существ или сотоварищей, являясь многобожниками, будут ввергнуты в адский пламень – джаханнам (ср. с др.­евр. гехинном – «геена»). Иначе говоря, участь их крайне плачевна и вполне однозначна.

Далее наступит очередь суда над мусульманами, алгоритм которого следующий. Всем носителям ислама будет предложено пройти к райским обиталищам по мосту – Сират (вероятно, измененное лат. strata «путь»). Преодолеть его смогут не все, поскольку он крайне узок: тоньше волоса, острее меча и вдобавок чрезвычайно скользок. Кроме того, он пролегает в полной темноте, и путники могут руководствоваться только светом веры и уповать на помощь Аллаха. Грешники из числа мусульман, не отступившие от единобожия, оступятся и упадут вниз в пламенную бездну. Однако пребывание их там не будет вечным. Предстательством пророков и праведников они будут помилованы и изведены в райские обители, ибо сохранили самое главное – веру в Единого Бога, не придавая Ему сотоварищей.

Мусульманские представления о посмертных блаженствах и страданиях. Наиболее употребительным термином для обозначения места блаженства является джанна (с араб. букв. «сады»). В Коране есть множество пассажей, посвященных описанию данного предмета: «[Такова] картина рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого меда. В нем – всякого рода плоды и прощение от их Господа. [Неужели тот, кто пребывает в раю], равен тому, кто вечно находится в огне и кого поят кипящей водой, раздирающей внутренности? Среди них есть и такие, которые внимают тебе, но стоит расстаться с тобой, как они говорят тем, кому даровано знание: “Что это он болтал только что?”. Это – те, на сердца которых Аллах наложил печать и которые потакают своим низменным желаниям. Тем, которые ступили на прямой путь, Он приумножил наставления свои и даровал им благочестие» (Коран 47:15–17).

Сады, где пребывают праведники, вечно тенистые, здесь нет палящего солнца и мучительного холода. Посреди пышной растительности находятся удобные, роскошно оформленные ложа. Пищей для обитателей рая служат прекрасные плоды деревьев и обитающие в их кронах птицы, а питием – источники, текущие непортящейся водой, молоком, медом и вином (!). Любопытно, что последний продукт категорически запрещен для мусульман в земной жизни, однако о загробной жизни праведников прямо сказано, что «их будут поить выдержанным вином» (Коран 83:25).

Особым воздаянием будут служить вечно юные, черноокие девы – хур (с араб. букв. «белые»), которых не касался ни человек, ни джинн. В некоторых местах Корана о них говорится как о супругах, наследующих блаженство вместе со своими мужьями: «Войдите в рай счастливыми – вы и ваши супруги» (Коран 43:70).

Чувственный характер обетованных наслаждений довольно рано вызвал стремление к символическому их осмыслению. В результате возникло представление, доминирующее в современном исламе суннитского толка, о том, что главным источником грядущего блаженства будет созерцание лица Аллаха. Это, в свою очередь, породило вопрос о возможности созерцать непосредственно Божество лицом к лицу. В конце концов устоялось мнение, что обитатели рая будут способны созерцать Аллаха, однако не уточняется, в каких формах.

Про мучения, испытываемые в качестве воздаяния после смерти грешниками, указано, что они вызываются пылающим огнем и продуктами его нагрева (кипяток, смола), о чем многократно говорится в различных местах Корана. Именно поэтому основное наименование ада – джаханнам. Однако существуют и иные виды мук, например, суровый холод. Адские обители охраняются ангельской стражей, специально для этого к ним приставленной. Натуралистическое описание рая и не менее фактурное описание ада привело к появлению символической экзегезы соответствующих коранических стихов.

Вопрос относительно времени создания рая и ада исторически получил пространное обсуждение в мусульманской среде. Например, о рае в Коране говорится, что он был местом обитания Адама, но, с другой стороны, рай – это дело будущего века. Об адских муках, причиняемых огнем, с одной стороны, невозможно говорить как о реальных, поскольку до момента воскресения человек не обладает телом, благодаря которому он может ощущать температурные пытки, с другой стороны – умерший грешник до момента воскресения должен уже быть наказан, поскольку его душа предстала пред Аллахом.

Принципиальным в конце концов стало суждение, что джанна и джаханнам созданы в начале времен. Они существуют в реальности и сегодня, однако пока не функционируют в полной мере. Лишь после воскресения мертвых и всеобщего суда и грешники, и праведники вкусят в полноте все уготованное им справедливостью Аллаха.

2.6. Вера в предопределение (араб. кадар)

Уверенность в особом характере отношений Аллаха и созданного им мира.

Это, пожалуй, самый сложный из всех пунктов исламского исповедания. «Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (Коран 54:49), – говорит Аллах в Коране. Вера в предопределение включает в себя следующие четыре положения:

– вера в Божественное всеведение. Творец, создавший все Своей волей и предписавший каждой вещи ее место и время, знает плоды Своих действий. Эта доктрина логично вытекает из самой концепции предопределения, что согласуется со словами Корана: «Знает Он то, что на суше и в море. И не падет лист [с дерева] без Его ведома. И нет ни зернышка во мраке земли, ни чеголибо влажного или сухого, о чем бы не было [сказано] в ясной книге». (Коран 6:59) Последние слова цитаты показательны, ибо они указывают на следующий аспект доктрины предопределения.

– вера в Хранимую Скрижаль («Ясное писание»). Судьба всего творения как в совокупности, так и в индивидуальном порядке зафиксирована в Скрижали. Записанное касается не только прошедших событий, но и будущих. Об этом, в частности, сказано в Коране: «Нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге» (Коран 27:75).

– вера в детерминированность бытия. Подлинной причиной всего происходящего является воля Аллаха. Она предопределяет, в частности, и все человеческие желания и волевые акты, а равно и всех ангелов и джиннов. Все в мире совершается точно так, как предопределено Аллахом, и не существует никакой возможности изменить эту цепь событий. По сути, это исламский фатализм. О нем напрямую сказано в Коране при изложении пророчества относительно возможности человеку уверовать в истину: «Вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров» (Коран 81:29).

– вера в перманентность Божественного творения Аллах творит мир постоянно, каждое мгновение. Сменяющие друг друга акты творения, воспринимаемые сознанием, создают иллюзию изменений, происходящих в мире, подобно тому, как кадры кинопленки, статичные сами по себе, сменяя друг друга, создают на экране ощущение движения. В совокупности с верой в предопределенность это означает, что все человеческие поступки, слова, мысли и даже волевые импульсы являются плодами творческих действий Аллаха. Об этом прямо сказано в Коране: «Аллах сотворил и вас, и то, что вы ваяете» (Коран 37:96).

Пророк Мухаммад пролетает над Меккой. Турция. Начало 17 векаПроблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения. Вера мусульман в предопределение порождает серьезный вопрос о возможности свободы воли человека, а также прочих разумных существ (ангелов, джиннов, шайтанов). В Коране содержатся также и аяты, указывающие на возможность свободного выбора: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует» (Коран 18:29).

Это обстоятельство нелегко согласуется с доктриной единого источника всех действий.

Попытка решения указанной проблемы породила на рубеже VII–VIII веков два внутриисламских философских течения. Последователи первого течения получили название джабриты (с араб. букв. «принуждение»). Они утверждали, что свободы воли не существует. Все действия человека могут быть приписаны его разумной воле только условно, а на самом деле проистекают из его природы. В этом смысле любой поступок ничем не отличается от действий, производимых неразумными предметами: например, произрастания зерна или сияния солнца. Иначе говоря, подобно природным явлениям, все действия человека обусловлены заложенной в них волей Аллаха и не имеют сколь­либо самостоятельного значения. Человек лишь осознанно или неосознанно выполняет то, что заложено в его природу.

Последователи второго течения – кадариты – придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что наличие в сакральных текстах тезисов о возможности для человека выбрать один из вариантов поступка свидетельствует об абсолютной свободе воли. Наиболее радикальные из них даже учили, что Аллах узнает о любом из поступков только после его совершения.

Лидеры как первого, так и второго движения были казнены по приказу исламских властей. Восторжествовавшая исламская ортодоксия утверждала, что человек способен поступать по своим пожеланиям, но осуществление их возможно только с позволения Аллаха.

Вера в предопределенность и наличие зла в мире. Каким образом соотносятся идеи перманентного творения и доктрины о совершении всех действий только с позволения Аллаха с наличием зла в мире? Настаивая на том, что всякое действие своим подлинным источником имеет волю Аллаха, исламская доктрина предлагает различать два вида Божественного волеизъявления. Первый вид связан с проявлением Божественной милости. Им определяются все деяния, совершенные в согласии с заповедями. Второй вид также принадлежит Творцу. Этот вид обнаруживает стремление к наказанию преступника, и поэтому в сердце грешника зарождается злой замысел. Будучи реализовано на практике, зло получает достойное воздаяние, что служит, в свою очередь, назиданием для прочих людей.

Человеку невозможно познать волю Аллаха о себе. По мнению исламских знатоков веры, такая ограниченность человека должна побуждать каждого земнородного к исполнению предписаний Создателя. Творя дела праведности, человек приходит к осознанию Божественной милости, явленной на нем.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое иман? Каковы его составляющие?
  2. В чем суть веры в Аллаха?
  3. Какова природа ангелов, согласно исламском вероучению? Какие функции они выполняют?
  4. Кто такие джины, Иблис и шайтаны?
  5. Какие писания в исламском вероучении считаются богооткровенными, дарованными людям Аллахом?
  6. Какими качествами обладали посланники Аллаха? Приведите примеры таких посланников.
  7. Как в исламе представлен образ Иисуса Христа и как Мухаммеда?
  8. Каково исламское учение о Судном дне (киямате)?
  9. Что говорит ислам о посмертных блаженстве и страданиях людей?
  10. Какие положения включает в себя вера в предопределение?
  11. Как соотносится вера в предопределение со свободой человека и наличием зла в мире?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  3. Бессам М. Медани. Как рассказать мусульманам о Евангелии. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/bibliya-i-islam#n1 (дата обращения: 19.01.2018).

Видеоматериалы:

Основы исламского вероучения - прот. Геннадий Фаст

Христос в Исламе - протоиерей Геннадий Фаст

 

 



[1] В мусульманской традиции принято проявлять свое почтение к пророкам использованием особого «благословения» (араб. салават), которое следует сразу за произнесением имени. Так, всякий раз, когда упоминается Муххамад, тотчас произносится: «Да благословит его Аллах и приветствует» или «Милость ему и благословение». На письме эти благословения часто сокращаются до аббревиатуры. В отношении других пророков и праведников используются формулы: «Да будет мир с ним» или «Да будет доволен им Аллах».

[2] Называя Ису Мессией (араб. al-Masih — букв. «Помазанник»), мусульмане вместе с тем не вкладывают в это слово того же значения, что христиане и иудеи, отмечая таким образом лишь важность пророческой миссии Исы и оказывая ему в связи с этим особое почтение.