6. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед

Цель занятия – рассмотреть историю возникновения ислама и личность пророка Мухаммеда.

Задачи:

  1. Дать информацию о религиях, существовавших в Аравии к моменту возникновения ислама.
  2. Рассмотреть особенности социальной жизни арабов.
  3. Дать информацию о ханифах и «пророка» арабского мира.
  4. Рассмотреть пророческое служение Мухаммеда и особенности его личности.

План занятия:

  1. Обсудить со слушателями вопрос о том, что им известно о происхождении ислама.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.

Ключевые понятия:

  • Монотеизм;
  • Политеизм;
  • Арабы;
  • Ханифы;
  • Христианство;
  • Иудаизм;
  • Пророк;
  • Ислам;
  • Мухаммед.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие религии имели место в Аравии к моменту зарождения ислама? Какое влияние на формирование идей ислама оказало христианство?
  2. Что представляло собой мекканское святилище? Как происходило поклонение святыням Каабы?
  3. Какую организацию имела общественная жизнь арабов?
  4. Кто такие ханифы?
  5. Как складывалась жизнь Мухаммеда до его пророческого призвания?
  6. В чем суть пророческого служения, имевшего место среди арабов? Какие версии относительно призвания Мухаммеда существуют?
  7. Какой успех первоначально имела проповедь Мухаммеда в Мекке?
  8. Как распространялся ислам?
  9. Что вам известно о личности пророка Мухаммеда?

Иллюстрации:

Мекка

Наступление Мухаммеда и его спутников на Мекку, в сопровождении ангелов Гавриила, Михаила, Исрафила и Азраила. Лицо Мухаммеда завуалировано (Иллюстрация Сиери Неби, XVI век)Султан Мухаммед. Миниатюра к 17-й Суре Корана. Рукопись «Хамсе» Низами. 1539-1543 годы. Британский музей, Лондон.

Видеоматериалы:

Зубов А.Б. Ислам

Александр Дворкин. Ислам

 

 

1. Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама

1.1. Христианство в Аравии

1.2. Иудаизм в Аравии

1.3. Местные политеистические культы

1.4. Святилище Мекки

1.5. Социальная организация жизни арабов

1.6. Ханифы

1.7. «Пророки» доисламского арабского мира

2. Пророк Мухаммед

1. Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама

К моменту зарождения ислама религиозная картина в Аравии была довольно разнообразной. К концу VI – началу VII века н. э. на территории полуострова находились и христианские общины, и иудейские поселения, и святилища местных божеств.

1.1. Христианство в Аравии

Часть арабских племен исповедовали христианство, правда, в основном еретического направления. В частности, гассаниды и лахмиды были христианами монофизитского и несторианского толка. Разногласия в исповедании веры приводили к тому, что аравийские христиане нередко враждовали друг с другом. В священной книге мусульман – Коране – эти споры между христианами также нашли свое отражение. Тем не менее именно христианское богословие оказало значительное влияние на мышление Мухаммада, особенно в самом начале его проповеднической деятельности. Варака ибн Науфаль, двоюродный брат первой жены пророка Хадиджи, был довольно образованным христианином. По словам авторитетного жизнеописания Мухаммада, один из ближайших родственников пророка Варака ибн Науфаль «последовал книгам, стал знатоком в религии людей, следовавших Писанию».

Благодаря тесным контактам с христианами на ранних этапах своей жизни исламский пророк получил представление об основных событиях и действующих лицах библейской истории.

1.2. Иудаизм в Аравии

На юге Аравии распространение получил иудаизм. Довольно успешной была иудейская проповедь в центральной и северной части Аравийского полуострова, где в оазисах возникло немало иудейских поселений.

1.3. Местные политеистические культы

Бóльшая часть арабов придерживалась все же политеистических верований и поклонялась звездам и камням­идолам. В разных аравийских городах существовали свои святилища. Но главная святыня доисламской Аравии располагалась в районе Хиджаз1, в городе Мекке. Здесь находилась Кааба (с араб. букв. «куб») – святилище кубической формы, в котором было собрано около 360 идолов от всех племен, населяющих полуостров.

Арабы верили в существование добрых и злых духов – джинов и шайтанов, которые играли роль посредников между богами и людьми. Эти духи внушали человеку те или иные мысли, толкали на совершение определенных поступков. К обычным людям, как считалось, духи приходят лишь иногда, но есть особые люди – аррафы (букв. «провидцы») и кахины (букв. «прорицатели»), через которых духи могут общаться с остальными. К аррафам и кахинам люди обращались, если хотели узнать свое будущее, найти потерянную вещь, понять смысл увиденного сна. Аррафы и кахины были в каждом арабском племени.

1.4. Святилище Мекки

Мекканское святилище принадлежало одному из самых влиятельных арабских племен – курайшитам. Они заручились поддержкой всех племен, проживающих на пути маршрутов к святилищу, дабы во время паломничеств обеспечить порядок и безопасность желающих поклониться святыням Каабы. Так лидеры курайшитов способствовали религиозному единению арабских племен, проживающих на полуострове. В Каабе были собраны священные идолы всех родов и кланов. Таким образом, здесь происходило соединение нескольких культов в один большой ритуальный конгломерат.

Мекка названа в Коране «Матерью городов». В этот город стекались представители многочисленных кланов практически со всего Аравийского полуострова. Они приносили с собой собственных идолов и фетишей, приобщаясь к общей святыне арабского мира.

Несмотря на обилие предметов мекканского культа, настоящим «хозяином» Каабы почитался бог-создатель Аллах. У него не было собственного культа. Его роль, скорее, сводилась к гарантии соглашений между арабскими племенами и мекканскими кланами, а также защите паломников, держащих путь к Каабе.

Особым почитанием в Мекке пользовались три богини – дочери Аллаха: ал-Лат (с араб. букв. «богиня»; форма женского рода от «Аллах»), аль-Узза (с араб. «великая», «могущественная») и Манат (с араб. «судьба», «рок», «время»). В некоторых аравийских регионах существовали даже храмы, посвященные этим богиням. В центре же Каабы располагался идол божества Хубала.

Поклонение святыням Каабы происходило следующим образом: паломники медленно обходили куб несколько раз и прикасались к священным камням, вмурованным в здание святилища. Самым важным из этих камней был Черный камень, расположенный в восточном углу здания Каабы.

1.5. Социальная организация жизни арабов

Ключевыми понятиями в общественном устроении для арабов были племя и род (араб. бану – букв. «сыновья»). Так, например, Мухаммад принадлежал к племени курайш и роду (клану) Хашим.

В древней Аравии основным принципом организации отношений между людьми были кровнородственные отношения, выстраивавшиеся по мужской линии. Но постепенно племена увеличивались не только за счет появления новых родственников, но и за счет тех, кто оказывался под покровительством того или иного племени. По давней и весьма почитаемой традиции гостеприимства это могли быть приемные дети, отпущенные на свободу рабы, примкнувшие чужаки из других земель.

Племя состояло из различных родов и семей. Во главе племени стоял вождь. Его статус был обусловлен не происхождением, но силой, благородством, храбростью, богатством и личным моральным авторитетом. Реальная власть в племени принадлежала вовсе не вождю. Вождь был, скорее, главнокомандующим во время походов или набегов. Основные наиболее важные для жизни племени решения принимал совет старейших, выбиравший вождя, объявлявший войну соседям, распределявший завоеванное богатство и земли. Старшие члены семьи, рода и племени являлись гарантами безопасности и благополучия арабского общества.

МеккаПрочность внутриплеменных связей можно было бы описать емкой формулой «все за одного». В обществе четко действовал принцип коллективной ответственности: если с одним из членов племени случалась беда, то его выручали общими усилиями. Кроме того, коллективная ответственность была еще и своего рода гарантией упорядоченности, спокойствия и нравственно здоровой обстановки жизни самого племени, поскольку никакой проступок не оставался безнаказанным. Самым же страшным наказанием считалось изгнание. В таком случае человек оказывался совершенно беззащитным и уязвимым перед лицом других людей: его могли безнаказанно оскорбить, ограбить или даже убить.

1.6. Ханифы

Кроме арабов­христиан, иудеев и последователей местных политеистических культов в доисламской Аравии существовала еще одна категория верующих людей. Ханифы веровали в некого единого бога, отвергали поклонение идолам, жили довольно аскетической жизнью, стремясь соблюдать ритуальную чистоту, но при этом убежденно отделяли себя от христианской и иудейской традиций. По всей вероятности, такой неопределенный монотеизм ханифов послужил отправной точкой для возникновения ислама.

Примечательно использование самого термина «ханиф» в арабском языке. О происхождении термина известно немного, но споров об истории его возникновения у ученых велось немало. Вероятно, сами ханифы себя так не называли. Наименование имеет внешнее происхождение. Известный западноевропейский исследователь ислама и арабской культуры Уильям Монтгомери Уотт считает, что первоначально название «ханиф» использовали сирийские иудеи и христиане применительно к арабам­язычникам. Однако в Коране и у исламских богословов мы находим неожиданно новую интерпретацию этого термина. Согласно словарю, значение исходного для словообразования глагола ḥanafa переводится на русский как «склоняться к чему­то». Резонно поинтересоваться, о каком устремлении идет речь?

В Коране ханифом называется пророк Ибрахим, само слово используется в качестве синонима термину муслим, который означает человека, принявшего ислам и явившего покорность Богу: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху], и не был многобожником» (3:67). Жажда поклонения истинному Богу, устремленность к Нему – вот основные отличительные качества настоящего ханифа в понимании Корана.

1.7. «Пророки» доисламского арабского мира

Ханифы не были закрытой религиозной общиной. Среди них были яркие проповедники, называвшие себя наби́ (букв. «пророк»). По их утверждению, с ними говорил сам Бог и от Него они получали свои откровения.

Так, наиболее известным проповедником был наби Масламá, который жил в центральной части Аравийского полуострова – в Йамаме. То, чему он учил, было весьма схоже с проповедью Мухаммада. Он так же, как и Мухаммад, верил в Единого Бога, которого называл «Рахман» (букв. «милостивый»), и так же собирал свои откровения в священную книгу. Как гласит предание, однажды Маслама написал письмо пророку ислама с предложением объединить усилия в проповеди и договориться действовать сообща. Но Мухаммад решительно отверг это предложение, приказав написать ответ, который начинался словами: «От посланни ка Аллаха Мухаммада лжецу Масламе...». Противники Мухаммада часто укоряли его в том, что его учение копирует учение Масламы. В ответ на эти укоры появляются следующие строки в Коране, в которых все «пророки» – конкуренты Мухаммада – недвусмысленно называются лицемерами и обманщиками: «Есть ли [люди] несправедливее тех, кто возводит на Аллаха напраслину и утверждает: “Мне дано откровение”, хотя никакого откровения ему не дано, или кто говорит: “Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах”? О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки [чтобы лишить их жизни, и говорят]: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями”» (6:93).

Маслама переживет Мухаммада и будет убит его сторонниками в 633 году.

Кроме Масламы на юге полуострова – в Йемене – большое влияние и сильную политическую и военную власть приобрел другой наби – «пророк» Асвад, который подобно Мухаммаду и Масламе призывал веровать в Единого Бога.

Немалым авторитетом на севере Аравии пользовалась и «пророчица» Саджах из Месопотамии.

Были и другие менее известные наби. Но в целом можно сказать, что «пророки» не были экзотикой для доисламского арабского мира. В этом смысле появление фигуры Мухаммада на религиозном горизонте Аравии не представляется чем-то совсем уникальным. Он был далеко не первым и не единственным, кто в то время боролся за звание «пророка для всех арабов».

2. Пророк Мухаммед

Мухаммед родился в 570 или 571г. после Р.Х. в городе Мекке; он происходил из племени корейшитов, которым принадлежало право владения священной Каабой; даже род самого Мухаммеда владел священным колодцем Замвам и пользовался правом черпать из него воду для пилигримов; но все же семья Мухаммеда была не из богатых. Отца он лишился пред самым рождением, а матери – в шестилетнем возрасте. Сироту приютил сначала дед, а потом дядя Абу-Талиб, человек очень небогатый; поэтому Мухаммеду пришлось с юных лет зарабатывать хлеб собственным трудом: он пас стада жителей Мекки и был погонщиком верблюдов в караванах во время торговых путешествий. Весьма вероятно, что при этих путешествиях Мухаммеду приходилось особенно часто сталкиваться с евреями и христианами и вести с ними беседы; но едва ли чрез эти случайный встречи с мало образованными монахами и евреями он мог познакомиться с основами христианства и иудейства. Однако Мухаммед довольно рано освободился от тяготы бедности: его способности и честность обратили на себя внимание богатой вдовы Хадиджи, которая сделала его своим приказчиком, а потом вскоре (около 595 г.) вышла за него замуж. Несмотря на то, что Хадиджа была на 15 лет старше Мухаммеда, брак их был очень счастливым; после смерти Хадиджи он всегда отзывался о ней с чувством глубокого и искреннего уважения, что заставляло его новую жену Аишу ревновать мужа к умершей «беззубой бабе».

Обеспеченное положение, которого Мухаммед достиг благодаря женитьбе, дало ему возможность с большей свободой заняться религиозными вопросами. Возможно, что к этим занятиям его натолкнули какие-нибудь внешние обстоятельства или влияния других религиозно настроенных людей; но несомненно, в нем самом были сильно развиты религиозные потребности. Характерно в этом случае его собственное признание: «более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение всегда находил только в молитве». Это признание можно считать весьма правдоподобным: Мухаммед не чувствовал влечения к практической жизни и всегда обнаруживал склонность к мечтательности, которую унаследовал от матери. Он любил беседовать с евреями, христианами и ханифами, благодаря чему и приобрел, несмотря на свою безграмотность, довольно широкий кругозор в религиозных вопросах. К созданию нового религиозного учения Мухаммеда привела прежде всего неудовлетворенность религиозного чувства, которое при знакомстве с высшими формами религиозной жизни не могло мириться с грубым обоготворением камней; но выяснить психологически тот путь, каким он пришел к убеждению в своем пророческом призвании, довольно трудно. Идея пророка была вообще присуща арабам; многие из ханифов жили ожиданием великого пророка, который даст арабам то, что евреи получили от Моисея и христиане от Иисуса Христа; это чаяние разделял и Мухаммед, но вера в свое пророческое призвание зародилась в нем, по мнению большинства ученых, под влиянием той нервной болезни, которой он был подвержен. Часто считали эту болезнь обычной эпилепсией, но доктор Шпренгер, ревностный исследователь ислама, указал на тот факт, что при эпилепсии человек забывает о пережитом в припадке состоянии, тогда как Мухаммед всегда сообщал о тех чувствах и видениях, которые он переживал в момент припадка; поэтому Шпренгер определяет болезнь Мухаммеда, как мускульную истерию, которая не только вызывает своеобразные физические припадки (расширение и сокращение мускулов, вращение глаз то в одну, то в другую сторону, качание головы, столбняк, затрудненность дыхания), но и сопровождается чисто психическими дефектами; истеричные люди склонны ко лжи, самообману, видениям и галлюцинациям, причем измышления своей фантазии они часто считают за истину. «У них почти нельзя отличить самообман, жертвой которого они делаются, от обмана, а отсюда следует, что почти нет возможности узнать, верил ли Мухаммед в свое посланничество в течение последнего периода своей жизни (относительно первого периода нет сомнения), или не верил; есть почти одинаковые доводы и за, и против» (Р. Дози).

Наступление Мухаммеда и его спутников на Мекку, в сопровождении ангелов Гавриила, Михаила, Исрафила и Азраила. Лицо Мухаммеда завуалировано (Иллюстрация Сиери Неби, XVI век)Под влиянием переживаемого экстаза и молитвенного возбуждения, Мухаммед очень часто удалялся, иногда с семьей, на гору Хыра и предавался здесь посту, молитве и сосредоточенному размышлению о религиозных вопросах. Здесь-то Мухаммед, когда ему было около 40 лет, получил первое откровение, призывавшее его к проповеди между соотечественниками. Сначала Мухаммед сам сомневался, действительно ли в этом откровении выразилась воля самого Аллаха, а не искушение злого духа; но, когда откровения стали следовать одно за другим почти непрерывно, он окончательно убедился в своем пророческом призвании. Глубокая вера, которой проникся Мухаммед, увлекла и близких к нему людей, – жену Хадиджу, дочерей, двоих приемных сыновей Али и Заида, друга Мухаммедова Абу-бекра и т. д. Но в первое время проповедь пророка не имела в народе особенного успеха; в течение нескольких лет ему удалось, привлечь к себе около 40 человек, но и это были большею частью рабы или вообще малозначительные лица, которые своим общественным положением во всяком случае не могли содействовать успехам ислама. Большим приобретением для ислама было обращение вышеупомянутого Абу-бекра и затем Омара, пылкого, энергичного и отважного юноши; они сделались незаменимыми помощниками Мухаммеда.

Собственно, учение Мухаммеда на первых порах не представляло никакой новизны: это было то же учение евреев, христиан и ханифов о едином Боге и бессмертии души, к чему был прибавлен только догмат о божественном посланничестве Мухаммеда. Но большинство жителей Мекки все же отнеслось к проповеди нового пророка враждебно; высший класс, в руках которого сосредоточена была власть, боялся возвышения Мухаммеда и ослабления своего авторитета; поэтому влиятельные корейшиты употребляли все меры к тому, чтобы заставить Мухаммеда отказаться от проповеди и с этой целью прибегали к посредству ближайших родственников пророка; но это ни к чему не повело. Рабам господа решительно запрещали принимать ислам, поэтому некоторые из состоятельных мусульман стали выкупать их на волю, если замечали в них искреннее расположение к новой вере. Вслед за влиятельным классом и народная масса стала преследовать пророка насмешками и оскорблениями; его проповедь часто прерывалась какой-нибудь грубой выходкой, например, пением веселой песни или рассказом нескромного анекдота; часто в пророка бросали камнями или грязью. Такое отношение народа к Мухаммеду объясняется тем, что пока он оставался провозвестником религиозной истины, он не мог приобрести авторитета в глазах толпы; для нее имя «Посланника Божия», на которое особенно упирал Мухаммед, не имело никакого обаяния: у нее был свой особенный идеал высшего и замечательного человека, выработанный условиями кочевой жизни в пустыне, идеал не пророка, а отважного смельчака, ловко расправляющегося со своими врагами. Дело дошло до того, что последователи Мухаммеда вынуждены были в виду преследований покинуть отечество и переселиться в Абиссинию. Сам пророк готов был пойти на некоторые уступки: по настоянию влиятельных лиц он согласился было изменить своему строгому монотеизму и признать за божественные существа, имеющие право ходатайствовать пред Аллахом, трех богинь – Манат, Аль-лат и Озза, почитавшихся у трех наиболее сильных племен, которые состояли в союзе с жителями Мекки. Но скоро сам Мухаммед раскаялся в своем малодушии и взял свое согласие назад, признав его внушением сатаны. Однако это только еще более озлобило враждебных к нему корейшитов, которые после этого дали обязательство не вступать в брак со всем родом Хашима, деда Мухаммеда, и не оказывать ему защиты в торговых путешествиях, вследствие чего хашимиты оказались в безвыходном положении, так как, не имея возможности присоединяться к корейшитским караванам и организовать собственную охрану, они лишились самого главного заработка. Положение Мухаммеда сделалось крайне тяжелым; не надеясь на успех проповеди в Мекке, он решился приобрести последователей в соседнем городе Таифе, но и оттуда он должен был бежать от озлобленной толпы под градом камней. Десять лет прошло в упорной борьбе, но ему все же не удалось образовать достаточную общину последователей ислама.

Однако обстоятельства неожиданно изменились в пользу Мухаммеда. Жители города Иатриба (Ятриппы), переименованного потом в Медину («город пророка»), в силу враждебного отношения к мекканцам решились принять учение Мухаммеда и подчиниться его руководительству. Завязавшиеся переговоры привели к тому, что жители Медины изъявили согласие признать Мухаммеда как бы членом своего племени и поэтому обязались защищать его так же, как они защищают жен и детей. Мухаммед принял предложение; это был крупный шаг, который требовал со стороны Мухаммеда большой решимости: покинуть родной город и перейти к противникам для араба было величайшим позором; но иного выхода для пророка не оставалось. После переговоров последователи ислама переселились из Мекки в Медину. Чтобы предупредить опасные последствия, враги Мухаммеда составили заговор на его жизнь; только благодаря хитрости ему удалось спастись от гибели и перебраться в Медину. Для мусульманства эго было событием величайшей важности, так как с этого времени начинается быстрое распространение ислама; поэтому год бегства Мухаммеда в Медину или так называемая гиджра (622-й год после Р.Х.) сделался у мусульман началом летосчисления.

В Медине Мухаммед сосредоточил в своих руках и церковную и светскую власть. Желая придать основанному им религиозному обществу более или менее прочную организацию, он устроил в Медине первую мусульманскую мечеть, куда каждый день верующие призывались на молитву моэззином; установлена была пятикратная ежедневная молитва, которая, впрочем, не требовала обязательного присутствия всех в мечети; все правоверные были обложены ежегодною податью на религиозные нужды. Но Мухаммеду не приходилось сосредоточивать все свое внимание на устроении религиозной жизни, так как его отвлекала от этого борьба с непокорными племенами, с которыми он расправлялся с восточной жестокостью: побежденные враги, в случае отказа от принятия ислама, или подвергались поголовному истреблению, или осуждались на изгнание, причем имущество их делилось между победителями – мусульманами, или же, наконец, облагались податью. Особенно Мухаммед стремился отомстить жителям Мекки; чтобы вдохнуть энергию в своих последователей, он объявил священную войну (джихад), причем обещал всем, погибшим в битве, райские блаженства. Несколько раз он делал удачные нападения на мекканские караваны и отбивал их; это особенно привлекало к нему мединцев, так как грабеж для бедуина-араба представлял самое приятное и, пожалуй, даже благородное занятие. Особенно важное значение имела битва при Бадре, где 800 мединцев одержали победу над отрядом мекканцев в 700 человек и отбили у них караван.

Озлобленные мекканцы в конце концов собрались с силами и решились сделать нападение на Медину; собран был трехтысячный отряд, тогда как у мединцев нашлось всего около 700 человек; мусульмане вначале опять одержали верх, но не довели дела до конца и бросились на грабеж; этим воспользовались мекканские войска и нанесли мединцам полное поражение; сам Мухаммед, израненный и потерявший сознание, едва не был захвачен врагами. Но эта победа при Оходе (в 625 году) не принесла никакой пользы жителям Мекки; новое нападение их на Медину (в 627 году) с десятитысячным отрядом закончилось отступлением, так как Мухаммед успел укрепить город рвами и земляными окопами. В это время он чувствовал уже за собой большую силу, так что решился даже совершить с верными ему мединцами путешествие в Мекку для поклонения Каабе. Жители Мекки были настолько запуганы, что не решились воспрепятствовать этому и заключили с Мухаммедом перемирие на десять лет. Это развязало ему руки, и он начал расправляться с непокорными ему племенами и, главным образом, с евреями, оказавшими наибольшее сопротивление исламу. Сознание своей силы внушило Мухаммеду дерзкую мысль обратиться к византийскому императору, царям персидскому и абиссинскому и к правителям Сирии и Египта с требованием, чтобы они приняли его учение и подчинились его власти; некоторые из указанных властителей не обратили на эту дерзость никакого внимания, но другие ответили выражением дружеских чувств и посылкой подарков, а правитель персидской области Йемен признал даже власть Мухаммеда, хотя это подчинение было фиктивным. Смелость арабского пророка дошла до того, что он предпринял поход против Сирии, который, однако, закончился поражением мусульман.

Вскоре Мухаммеду удалось подчинить своей власти родной город Мекку. Через два года после заключения перемирия Мухаммед, воспользовавшись случаем, чтобы обвинить жителей Мекки в нарушении договора, собрал большое войско и обложил этот город; видя свое безвыходное положение, мекканцы вынуждены были выразить готовность принять ислам и признать власть Мухаммеда. Таким образом, Мекка была завоевана без кровавой борьбы; только наиболее враждебные к пророку лица были преданы смерти. Теперь Мухаммед становится могущественным властителем; вся Аравия подчиняется его силе и принимает ислам, хотя конечно вовсе не по религиозным только побуждениям: принимает потому, что боится истребительной войны. Стало быть, и теперь ислам не обладал внутренней силой; если бы политическая мощь Мухаммеда ослабела, то редкая из завоеванных им областей осталась бы верной новому учению. Уже при жизни Мухаммеда в некоторых областях Аравии начались возмущения против ига ислама. Но Мухаммед был спокоен за Аравию и не покидал широких планов завоевания крупных государств: перед самой смертью он собирался сделать новое нападение на Сирию.

В 632 году 8 июня Мухаммед скончался в Медине с отрадным сознанием того, что он совершил и упрочил великое дело. «Аллах! говорил он перед смертью: я совершил данное мне поручение и выполнил свое призвание». В этих словах выразилась глубокая вера в прочность ислама; действительно, для него предстояло великое будущее, но сила его была не в нем самом, как думал Мухаммед, а, главным образом, в той системе обращения, которую он стал применять, в системе насилия и завоевания.Султан Мухаммед. Миниатюра к 17-й Суре Корана. Рукопись «Хамсе» Низами. 1539-1543 годы. Британский музей, Лондон.

Мы изложили только наиболее достоверные сведения о жизни Мухаммеда. Но мусульманские легенды разукрасили эту жизнь различными легендарными подробностями, которые в глазах правоверных имеют не меньшую ценность, чем несомненные исторические факты. Легендарные сказания передают, например, что еще в детстве Мухаммед был приготовлен к пророческому служению: из груди его было вынуто ангелом сердце, обмыто в золотом сосуде, наполненном верою, и потом опять вложено в грудь. Но особенно широкой известностью пользуется знаменитый рассказ о небесном путешествии Мухаммеда; основа этого рассказа заключается в следующем: пророк был перенесен ночью архангелом Гавриилом на крылатом коне Бораке в иерусалимский храм, где его с почтением встретили собравшиеся здесь древние пророки; отсюда Мухаммед был вознесен на седьмое небо к престолу самого Аллаха, который дал ему заповедь об обязательной пятикратной молитве в течение дня. Впрочем, и сам Мухаммед давал довольно ясные намеки на подобное свое путешествие в Иерусалим; в Коране говорится: «Хвала Тому, кто ночью перенес раба своего из заповедного храма (Каабы?) в тот другой, более отдаленный храм, окрестности которого мы благословили, чтобы показать ему некоторые из чудес наших. Воистину Бог все видит и слышит».

Трудно понять и охарактеризовать личность Мухаммеда в виду его болезненности, неустойчивости, крайней возбудимости и раздвоенности; здесь мы встречаемся с самыми непримиримыми противоречиями. С одной стороны, это был человек, бесспорно, добрый, по крайней мере в мусульманском смысле этого слова; он не придавал большой цены деньгам и иногда раздавал бедным все, что имел у себя; поэтому, заповедуя милостыню, он выражал искреннее влечение своего сердца: в тоже время он был снисходительным мужем и добрым семьянином. Но с другой стороны, он часто проявлял самую варварскую жестокость: кровавая месть, не знавшая границ и не щадившая даже женщин, поголовное истребление побежденных целыми сотнями и тысячами, хищнические набеги, вероломство и измена данному слову, – все это обнаруживает в нем грубого восточного дикаря. Особенно соблазнительной для наиболее благородных мусульман является чрезмерная, чисто болезненная чувственность Мухаммеда. После смерти Хадиджы, при которой он, по-видимому, не знал других женщин, он женился на вдове, а через три года взял новую жену, десятилетнюю девочку; вскоре к ним было прибавлено еще три жены; в конце концов у Мухаммеда был целый гарем из 14 жен; при этом он имел связи и с другими женщинами. И эта грубая чувственность прикрывалась и оправдывалась откровениями самого Аллаха, который для своего пророка не делал ограничений в числе жен и случайных связей; «если верующая женщина, говорится в Коране, отдается пророку, то пророк, если пожелает, может на ней жениться; такое преимущество полагается только ему, но не другим мусульманам» (Коран 33, 49). Когда Мухаммед вздумал жениться на жене своего приемного сына, что вызвало возмущение даже в среде арабов-мусульман, то пророк успокоил недовольных новым откровением Аллаха: «после того, как она была женой твоего приемного сына Заида, мы сочетали ее с тобой, чтобы впредь не считалось грехом для верующих жениться на разведенных женах их приемных сыновей; нужно поступать по воле Божией». Такое злоупотребление откровением Аллаха ради прикрытия чувственных вожделений некоторые хотят объяснить болезненностью Мухаммеда: «это несчастный больной, говорит проф. А. Крымский, а не обманщик»; но как бы мы ни оправдывали Мухаммеда, остается неустранимым тот факт, что некоторые откровения в Коране стоят в зависимости от личных греховных пристрастий мусульманского пророка.

Проверочные вопросы:

  1. Какие религии имели место в Аравии к моменту зарождения ислама? Какое влияние на формирование идей ислама оказало христианство?
  2. Что представляло собой мекканское святилище? Как происходило поклонение святыням Каабы?
  3. Какую организацию имела общественная жизнь арабов?
  4. Кто такие ханифы?
  5. Как складывалась жизнь Мухаммеда до его пророческого призвания?
  6. В чем суть пророческого служения, имевшего место среди арабов? Какие версии относительно призвания Мухаммеда существуют?
  7. Какой успех первоначально имела проповедь Мухаммеда в Мекке?
  8. Как распространялся ислам?
  9. Что вам известно о личности пророка Мухаммеда?

 

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.
  2. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.

Видеоматериалы:

Зубов А.Б. Ислам

Александр Дворкин. Ислам