3. Иудейская религия и культура. Основные книги иудаизма

Цель занятия – дать общее представление об иудействе и его священных книгах.

Задачи:

  1. Рассмотреть возникновение и развитие иудаизма как религии и культуры.
  2. Рассмотреть особенности ветхозаветного иудаизма и иудаизма I в. по Р.Х.
  3. Рассмотреть особенности современного иудаизма.
  4. Дать информацию о значимых сакральных и не сакральных книгах иудаизма.

План занятия:

  1. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  2. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти / творения в 4 т. Т. I. М.: Издание Спасо­Преображенского Валаамского монастыря. С. 200.
  2. Григорий Богослов, свт. Слово 45. На Святую Пасху // Григорий Богослов, святитель. Избранные творения. М.: Изд­во Сретенского монастыря, 2008. С. 218. 2 Телушкин Йосеф, раби. Еврейский мир. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2012. С. 14-15.

Основная учебная литература:

  1. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.
  2. Иларион (Алфеев), митр., Корытко Олег, прот., Васечко Валентин, прот. История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776с.

Дополнительная литература:

  1. Смирнов Александр, прот. Курс истории религий. М., 2007.
  2. Максимов Ю. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1. Портал «Православие.RU». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/28768.html  (дата обращения: 19.01.2018). // Он же. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 2. Портал «Православие.RU». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/28793.html (дата обращения: 19.01.2018).
  3. Мень Александр, прот. Каково отношение Православной Церкви к иудаизму? [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/ob-otnoshenii-pravoslaviya-k-iudaizmu (дата обращения: 19.01.2018).

Ключевые понятия:

  • Религия;
  • Иудаизм;
  • Фарисей;
  • Саддукей;
  • Ессей;
  • Зилот;
  • Раввинизм;
  • Синагога;
  • Талмуд;
  • Танах.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какова причина того, что христианство признает Христа Мессией, а иудеи – нет?
  2. Как иудаизм видит восстановление связи с Творцом?
  3. Каковы характерные особенности ветхозаветной религии?
  4. Каковы специфические черты ветхозаветного иудаизма как самобытной религии?
  5. Какие изменения в иудаизме произошли к началу нашей эры? Как они были связаны с политическим положением Иудеи?
  6. Какие религиозно-политические течения имели место в иудейском обществе в I веке по Р.Х.
  7. Какое значение и употребление приобрела синагога после разрушения храма?
  8. Какие функции священников взяли на себя раввины?
  9. Что представляет собой Танах?
  10. Какова главная цель Талмуда? Из каких пластов он состоит? Какого плана предписания он включает?
  11. Какие значимые, но не являющиеся сакральными, книги иудаизма вам известны?

Иллюстрации:

Разворот Талмуда. В центре крупно — текст Талмуда. Вокруг — более мелко — более поздние комментарииИерусалимская синагога

Видеоматериалы:

 

Андрей Зубов. Иудаизм и Христианство в поисках Живого Бога

Современный иудаизм. Библия в иудаизме. История религий. Зубов А.Б.

Проблема избранничества народа в иудаизме. Мессия. История религий. Зубов А.Б.

 

 

1. Еврейство: религия и культура

2. Ветхозаветный иудаизм

3. Иудаизм I века

4. Новоиудейство

4.1. Синагога

4.2. Раввинат

5. Ключевые книги иудаизма

5.1. Танах

5.2. Талмуд

5.3. Другие значимые книги

1. Еврейство: религия и культура

Иудаизм – национальная религия еврейского народа, самым тесным образом связанная с его историей и культурой. Термин, обозначающий данную религиозную традицию, – «иудаизм» (др.­греч. Ἰουδαϊσμός) – появляется в эллинистический период. В частности, во II Книге Маккавеев[1] он используется в качестве наименования веры евреев в противовес эллинистическому мировоззрению, включавшему в себя религиозные представления греко­римского мира.Иерусалимская синагога

Иудаизм – живая и динамично развивающаяся религия. Ее корни, как и корни христианства, уходят в ветхозаветную традицию. Однако ключевым вопросом, служащим водоразделом между иудаизмом и христианством, является отношение к личности Иисуса из Назарета. Все христианские конфессии принимают Его в качестве Обетованного Мессии, Сына Божия и Искупителя грехов человечества, в то время как иудаизм принципиально отрицает данный подход.

Во многом это обусловлено специфическим для иудаизма пониманием последствий Эдемской трагедии и возможностей их преодоления.

Христианство, основываясь на повествовании книги Бытия, настаивает на радикальном изменении, произошедшем не только в отношениях между Богом и Адамом, но и в самой человеческой природе. Тление проникло во все составы нашего естества: оно оказалось подвержено распаду, и энтропия стала его приобретенным неотъемлемым свойством. Это глобальное повреждение не могло быть изменено покаянием, признанием вины и даже самой искренней просьбой о прощении. Как говорит об этом святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, «покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы покаяние».

Греховность как искажение, коррозия природы стали отныне достоянием всех потомков Адама. Христианство называет это явление «первородным грехом». Эта, как бы сказали святые отцы, тленность передается из поколения в поколение и является прямым следствием грехопадения, преступления воли Творца и разрыва с Источником жизни. Об этом очень точно и ярко говорится в текстах Нового Завета: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12).

Свершившаяся катастрофа требовала непосредственного Божественного вмешательства, вхождения Бога в саму ткань человеческой истории, человеческого бытия, человеческой природы. Как указывает святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Именно это и совершает Сын Божий, принявший человеческое естество, ставший во всем такими же, как мы, кроме греха, по страдавший и снисшедший до самой смерти, чтобы проложить нам путь к Воскресению. Без этого подвига невозможно преодоление трагизма бытия. И только последуя Христу, приобщившись Его мистическому Телу – Церкви Господней, мы вслед за Ним обретаем победу над грехом, тлением и смертью. Эта победа будет абсолютной в эсхатологической перспективе, после Второго Пришествия Спасителя.

Иудаизму совершенно чуждо представление о природных последствиях Адамова грехопадения. В одном из наиболее авторитетных изданий по истории еврейского народа, его вере и обычаях принципиально критикуется христианская позиция и прямо указывается: «В христианской теологии вся эта история с неповиновением была объявлена первородным грехом, которым отмечено с рождения все человечество. Но евреи никогда не трактовали ее подобным образом. <...> Древнейшие представления о человеческой природе не имеют ничего общего с христианской концепцией первородного греха. Скорее, Тора предполагает, что зло и эгоизм более естественны для человека, чем добро и альтруизм».

Иудаизм отказывается воспринимать грехопадение первых людей как катастрофу вселенского масштаба и, соответственно, не считает ее следствием произошедшее изменение человеческой природы. Выстраивание правильных, должных отношений с Богом мыслится через неукоснительное исполнение богоустановленных норм, которые объединены общим наименованием Закона. Иначе говоря, через соблюдение заповедей, являющихся выражением Завета, то есть правового договора между Богом и человечеством, действующим в лице избранного народа, происходит восстановление связи Творца и Его разумного создания. Человек становится праведным и достойным Божественной любви и покровительства. Для носителя подобных идей нет нужды во Христе, Искупителе и Спасителе человечества, восстановившем в Самом Себе целостность человеческого естества и в Своей Божественной личности соединившем человеческую природу с Божественной.

Показательно, что подобные глубинные, непреодолимые никакими интеллектуальными дискуссиями противоречия обнаружились уже на заре существования Церкви. Именно подобный подход в свое время жестко критиковал апостол Павел, настаивая на том, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3,20), и подчеркивая, что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2,21). Устами этого проповедника Евангельской истины был вместе с тем засвидетельствован и главный смысл всех ветхозаветных ритуальных установлений: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3,24).

Перечисленные фундаментальные различия между христианским и иудейским пониманием человека, его грехопадения и нынешнего состояния, а также личности и значения Иисуса с очевидностью демонстрируют огромную пропасть, лежащую между двумя религиями, укоренными в ветхозаветном откровении. И противоречия между ними – это не какой-то «семейный конфликт» внутри широкой авраамической традиции, а показатель двух принципиально разных взглядов на человека, мир и его Создателя. Более того, развитие иудаизма как на заре нашей эры, так и в эпоху Средневековья и даже в Новое и Новейшее время происходило во многом в качестве антитезы христианству. Поэтому, несмотря на очевидную связь национальной религии евреев с ветхозаветной религией, нет оснований для их полного отождествления. Можно сказать, что иудаизм во многом основывается на антихристианском прочтении и интерпретации ветхозаветного текста, соединенной с продолжающимся ожиданием прихода Мессии, Который должен, по представлениям иудеев, возглавить еврейский народ, избавив его от всех возможных невзгод, и даровать ему особые царственные привилегии в грядущем всемирном царстве. Современный иудаизм воспринимается значительной частью его адептов в качестве национальной культурной матрицы, способа этнической самоидентификации, что особенно проявляется в секулярной еврейской среде. В таком случае это понятие употребляется не только как имя религиозного учения, тем более что внутри данной традиции существует множество направлений (конфессий), зачастую радикально отличающихся друг от друга. Понятие «иудаизм» часто используется и для обозначения национальной культуры и ментальности.

2. Ветхозаветный иудаизм

Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен этот завет, именно в этой точке впервые проявились вместе те важные элементы, которые стали впоследствии характерными особенностями религии Ветхого Завета.

Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего (Быт. 17,1), Бога Всевышнего, Владыки неба и земли (Быт. 14,22), Судии всей земли (Быт. 18,25).

Второй важный аспект – заключение Завета или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет венный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17,7-8). Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание (Быт. 17,9-11).

Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Оно привносит эсхатологическое напряжение, характерное для всей религии ветхозаветного иудаизма. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ (Быт. 13, 16), что этот народ будет владеть землей ханаанской (Быт. 15,18), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12,1-3).

Кроме того, как важную особенность можно отметить состояние постоянного откровения, прямого общения Бога с человеком, которое впоследствии будет главным образом характеризовать израильских пророков, неслучайно, что и сам Авраам при этом называется пророком (Быт. 20, 7).

Дальнейшую историю Завета, заключенного Богом с Авраамом, можно условно разделить на семь периодов или эпох, которые отражают стадии религиозно-общественного становления богоизбранного народа древнего Израиля.

1. Эпоха патриархов от Авраама до Моисея, которая заканчивается египетским пленом.

2. Эпоха Моисея и Иисуса Навина, в которую сбывается ряд обетований, данных Богом Аврааму, а вместе с тем Завет обновляется, дополняется целым рядом условий, заповедей, предписаний, новых обетовании и, в целом, религиозная жизнь народа упорядочивается.

3. Эпоха судей.

4. Эпоха ранней монархии, продолжавшаяся при Сауле, Давиде, Соломоне и, частично, Ровоаме. Строительство Иерусалимского Храма.

5. Эпоха разделенных царств, когда Израиль делится на два часто враждующих государства: Самарию и Иудею. Духовная жизнь народа в обоих царствах неуклонно приходит в упадок и развращение, характеризующаяся как нравственным падением, так и религиозным: обращением к иным богам, презрением заповедей и т. д.

6. Эпоха вавилонского плена, посланная как наказание за грех отступничества евреев от Завета.

7. Эпоха возвращения из Вавилона и восстановления завета с Богом. Вновь отстраивается Храм в Иерусалиме, восстанавливается религиозная жизнь в народе. После этого урока Израилю удается в целом освободиться от соблазна уклонения в язычество, и народ в большей степени пытается соблюдать заповеди, чем когда-либо прежде.

Специфические черты, определяющие и отличающие ветхозаветный иудаизм как самобытную религию, которые ясно просматриваются, начиная с эпохи Моисея и до начала I в. по Р.Х.

1. Вера в единого личного всевышнего Бога-Творца (Втор. 6, 4).

2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет (Быт. 17,7, Исх. 23,22-23).

3. Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха (Лев. 16,10, Чис. 28,22).

4. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. (Втор. 10,8).

5. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его (3Цар. 8,11), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения.

6. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю (4Цар. 21,10).

7. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим (1Цар. 12,5), он принимал помазание от пророка (3Цар. 19,16), сакрально представлял народ пред Богом.

3. Иудаизм I века

К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера.

В 63 году до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 году до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. Правление Ирода вызывало недовольство иудейского народа. Он не был чистокровным евреем, а образ жизни был весьма далек от благочестивого.

Преемником Ирода, умершего в 4 году до Р.Х., на иудейском престоле стал его сын Архелай, Галилея и Перея отошли к другому сыну Ирода – Антипе. В 6 году по Р.Х. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей императорскому прокуратору. Иудея лишилась даже видимости автономии, оккупация стала полной, череда царей на престоле Давида прервалась. Все это послужило усилению в народе ожидания скорейшего пришествия Мессии-Освободителя.

Иродом было положено начало процессу падения авторитета первосвященников. Опасаясь конкуренции со стороны первосвященников, он отменил традицию, в соответствии с которой данный пост являлся пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну. Первосвященниками он назначал своих приближенных и смещал их по собственному желанию. Ирод также назначил самого себя хранителем облачения первосвященника и еще более увеличил зависимость первосвященника.

Параллельно с этим возрастает общественное значение и авторитет мудрецов, изучавших и толковавших Писание самостоятельно, независимо от сословия священников. В отличие от них, эти народные учителя могли происходить из разных слоев и родов не только Израиля, но и диаспоры. В их кругу начало формироваться устное предание, авторитет которого некоторые из мудрецов со временем пытались поднять до уровня Священного Писания.

Получили распространение синагоги, как вид молитвенных домов, в то время не отрицающих и не противопоставлявших себя Иерусалимскому Храму, который оставался центром ритуально-обрядовой жизни иудеев. В этих синагогах и учили указанные мудрецы-книжники, стремясь распространить религиозное знание и собственную интерпретацию Закона среди простого народа.

К тому времени религиозно активная часть иудейского общества распалась на несколько течений, наиболее известны из которых: фарисеи, саддукеи, ессеи и зилоты.

Фарисеи особенно радели за чистоту иудаизма, выступали против контактов с чужеземцами и против участия в любых языческих празднованиях. Они прилагали немалые усилия к тому, чтобы изучение Писания стало достоянием масс; применительно к ним в особенности стало употребляться обращение «равви» (учитель). Фарисеи учили, что «Устный Закон», состоящий из комментариев и интерпретаций, сложившихся в их же кругу, продолжает и развивает «Письменный Закон», то есть Священное Писание, и настаивали на необходимости его обязательного соблюдения и высоком авторитете. Фарисеи верили во всеобщее воскресение, в наличие бессмертных душ, в бытие ангелов.

Саддукеи учили о необходимости и самодостаточности для религиозной жизни иудея, прежде всего, храмового ритуала в том виде, как он предписан Писанием, и связанных с ним подробных сводов, регламентирующих поведение. Они отрицали «Устный Закон», сформированный фарисеями, признавая лишь Писание и придерживаясь его буквального понимания. По учению саддукеев, души людей умирали вместе с телом; они также отрицали воскресение и бытие ангельского мира. К этому направлению относили себя высшие слои еврейского общества, представители аристократии и финансовой элиты. Хотя саддукеи были в меньшинстве, но благодаря своему общественному положению и богатству, являлись самой влиятельной частью еврейского общества. Многие из них были священниками Храма и первосвященниками.

Ессеи представляли аскетическое течение, полагая необходимым удаляться от повседневной жизни современного им общества. Они образовали обособленное братство, считая лишь себя истинным Израилем. Предписания и толкования, выработанные ессеями, расходились с фарисейскими во многих принципиальных пунктах. Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, хотя некоторые брали себе жен ради продолжения рода. Члены общины занимались физическим трудом, в основном земледелием. Все их имущество находилось в коллективном владении. Общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения. Все свободное от работы время посвящалось изучению Писания. Каждый новый член общины проходил трехлетний испытательный срок, после чего должен был дать клятву быть благочестивым, не делать зла, ненавидеть ложь, не красть, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти.

Зилоты являлись экстремистским течением. Вопрос политической независимости Иудеи для них имел религиозную значимость, борьбу за освобождение от римской оккупации зилоты полагали священным долгом каждого иудея. Основателем движения был Иуда Галилеянин, поднявший волнение в 6 году по Р.Х. после введения Римом прямого управления через прокураторов. В течение последующих 70 лет сыновья и родственники Иуды возглавляли повстанцев по всей Иудее. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, многие из них были охвачены сильными мессианскими настроениями.

По различным оценкам, благодаря апостольской проповеди о явление подлинного Мессии – Христа, принесшего избавление не от оккупации римлян, а от ига греха, до трети еврейского народа на протяжении I века обратилось в христианство, и сродники Господа по плоти более столетия стояли во главе Иерусалимской Церкви.

В 66 г. разразилось великое иудейское восстание против Рима. Посланные из Рима легионы под командованием талантливых полководцев Веспасиана и Тита сокрушили восстание. В 70 г. после жестокой осады был взят Иерусалим и совершенно разрушен. Разрушению подвергся и Храм, лишь одна стена ограды была оставлена в качестве памятника доблести римских воинов, одолевших столь мощные укрепления. Евреям строго-настрого запрещалось приближаться к Иерусалиму, кроме одного дня в году, когда они, за большую плату могли приходить к руинам и оплакивать свое поражение и унижение. Последние очаги сопротивления римляне подавили к 73 году. Зилоты были уничтожены, поселения и братства ессеев, поддержавших восстание, стерты с лица земли. Из-за разрушения Храма и, в связи с этим, фактического упразднения священства, саддукеи сошли с исторической арены. Для той части еврейского народа, что отвергла Христа, оставалась лишь одна альтернатива: последовать за фарисеями. Именно они в изменившихся обстоятельствах, исключавших всякую возможность продолжения существования иудаизма в ветхозаветном виде, положили начало так называемому позднему, раввинистическому иудаизму, – по сути, уже иной религии, с иными характерными признаками.

4. Новоиудейство

Фарисеям-раввинам, организовавшим центр в г. Ямнии, в новых, изменившихся условиях пришлось настолько серьезно изменить и реформировать ветхозаветную религию, что образовавшийся благодаря их трудам поздний иудаизм или новоиудейство настолько разительно отличалось от богооткровенной веры, что фактически стало новой, совершенно иной религией.

4.1. Синагога

После гибели храма в 70 г. по Р.Х. роль синагоги (от греческого «собрание») претерпела существенное изменение и переосмысление, став новым центром ритуальной жизни.

Это было по-своему радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от храма, богослужение в синагоге не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения. Синагога приобрела огромное значение, будучи одновременно молитвенным домом, местом религиозного обучения и центром общественной жизни.

В основе планировки лежит конструкция Храма. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращен к Израилю, по возможности, к Иерусалиму. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин существуют отдельные помещения. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф, покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется ковчегом и соответствует священному ковчегу в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Пятикнижия.

В центре синагоги имеется возвышение (бима или ал-мемар), с которого читается Писание, на нем установлен стол для свитка. Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. Рядом обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями. Рядом с ковчегом находится место раввина. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботится о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

4.2. Раввинат

После уничтожения Храма исполнение предписанных Пятикнижием обрядов стало физически невозможным; при фарисеях-раввинах, ставших лидерами иудеев и отвергших Господа Иисуса Христа, значение священников практически полностью нивелировалось. В современном иудаизме память о выродившемся и вычеркнутом из религиозной жизни священническом сословии представляют коганим – лица, являющиеся потомками (по отцовской линии) Аарона. В настоящее время коганим отведены символические обязанности: проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

В ветхозаветные времена помимо богослужебных обязанностей, священники были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями, что имело закрепление и в самом Писании (Втор. 17,8-11). Все эти функции взяли на себя раввины, претендовавшие на доскональное знание и право единственно истинного понимания Закона. Их авторитет определялся лишь степенью учености, а не Божьей благодатью, на обладание которой раввины, в отличие от ветхозаветных священников, и не претендовали.

Раввины возглавляют иудейские общины, разрешают недоуменные вопросы и споры, совершают публичные богослужения, частные обряды, учат и толкуют Писание. В ведении раввина находится конкретное применение тех или иных талмудических предписаний в конкретной ситуации. Поэтому именно раввин дает совет, равносильный приказу, как поступить в том или ином случае жизни. Раввины руководят и духовным судом – бет-дин, и каждый иудей обязан в споре с другим иудеем обращаться именно в этот суд, а не в государственный.

5. Ключевые книги иудаизма

5.1. Танах

Разворот Талмуда. В центре крупно — текст Талмуда. Вокруг — более мелко — более поздние комментарииФундаментальной книгой иудаизма является Танах – свод библейских текстов Ветхого Завета, именуемых в христианской традиции каноническими. Название представляет собой акроним трех главных его частей:

1) Торá (ивр. «Закон», что соответствует Пятикнижию Моисееву);

2) Невиим (ивр. «Пророки»)[2];

3) Ктувим (ивр. «Писания») [3].

Абсолютное большинство текстов Танаха написано на иврите, за исключением половины Книги пророка Даниила и части Книги Ездры, составленных на арамейском языке.

В своем нынешнем виде Танах оформился в период раннего Средневековья (VIII в.) благодаря трудам масоретов, отчего сама современная редакция Библии на иврите именуется иногда масоретской. Слово «масора» обозначает буквально «предание» и в собственном смысле прилагается к традиции чтения, сохранения и истолкования библейского текста.

Заслугой масоретов является, в частности, введение в консонантный текст Танаха огласовок (знаков диакритики), а также кантилляционных знаков (мелодических помет для богослужебного использования библейских стихов) [4].

В литургическом контексте книги используются не в привычном для современного человека виде кодексов, а в соответствии с исторической традицией в форме объемных свитков, свернутых вокруг специальных деревянных стержней. Сам текст Танаха на иврите не печатается, а пишется вручную согласно нормам, в основе своей также сформулированным масоретами.

5.2. Талмуд

Второй по значимости книгой иудаизма является Талмуд (с ивр. «исследование», «изучение»). Этот текст имеет высочайший статус Устного Закона, поскольку исторически сложился как интерпретация Торы применительно к нуждам и обстоятельствам жизни разных эпох.

Соответственно, главная цель Талмуда – истолкование Божественных предписаний (мицвот – с ивр. букв. «повеления»), объяснение способа и меры их исполнения, попытка систематизации ритуальных и правовых установлений иудаизма. Согласно традиционным представлениям, возникшим в эпоху амораев и развитым позднее, Господь даровал Своему народу в общей сложности 613 заповедей (мицв), из которых 248 – предписывающих и 365 – запретительных. Вероятно, точкой кристаллизации талмудических текстов, обросших впоследствии многочисленными добавлениями и комментариями, были мидраши. Мидраш (с ивр. букв. «толкование») – это краткий текст экзегетического и гомилитического характера, который предлагает истолкование какого-либо из отрывков Письменного Закона и выводит из него поучение.

Композиционно Талмуд состоит из двух пластов.

Первый – Мишна (с арам. «повторение»). Это свод 63 трактатов, собранных и структурированных тематически трудами выдающегося иудейского ученого раввина Йегуды га­Наси в начале III века н.э. Здесь мицвы Письменного Закона рубрицированы предметно. Например, все предписания относительно праздников тщательно собраны в отдельный раздел, именуемый Моэд (букв. «срок»), внутри которого, в свою очередь, имеются отдельные главы, посвященные конкретным дням (например, отдельная глава – субботе, названная соответственно «Шаббат»). В отношении происхождения самого текста считается, что Мишна фиксирует записи различных дискуссий древних мудрецов и знатоков традиции, живших в I-II веках н. э., обозначаемых общим термином таннаи (от арам. тан – «повторять»; см. выше).

Второй пласт Талмуда – Гемара (с арам. «завершение») – собрание комментариев к текстам Мишны; были составлены в Эрец Исраэль (Иерусалимский талмуд) в III-IV веках и в Персии (Вавилонский талмуд) в III-VII веках.

Кроме того, печатные издания Талмуда включают в себя также комментарии: Тосафот (с ивр. «дополнение») – составлены европейскими талмудистами в XII-XIII веках; и комментарии Раши (акроним от рабби Шломо бен Ицхак (1040-1105)).

Исторически Талмуд сложился в двух редакциях: Вавилонской – более пространной и авторитетной (Талмуд Бавли) и Иерусалимской – более краткой (Талмуд Ерушалми). Соответственно, членение разделов, а также содержание двух версий несколько отличаются.

В Вавилонском Талмуде имеются следующие тематические разделы:

– Зраим («Посевы») – аграрные предписания;

– Моэд («Срок») – установления, связанные с отправлением суббот, а также особых дней;

– Нашим («Женщины») – матримониальные установления;

– Незекин («Ущербы») – предписания, касающиеся материального урона, а также относящиеся к практике судопроизводства;

– Кодашим («Святыни») – нормы, регулирующие совершение жертвоприношений (своеобразный «богослужебный устав»), а также регламентирующие пищевую практику (кашрут) и ритуальный забой скота (шхита);

– Тохорот («Чистота») – рассматриваются вопросы ритуальной чистоты и скверны.

В Иерусалимском Талмуде распределение материала выглядит несколько иначе: в частности, там отсутствуют два последних раздела.

Кроме указанного композиционного деления в составе Талмуда принято различать две содержательные части:

Галаха (от ивр. галахот «законы») – тексты, имеющие отношение к правовым вопросам нормирующего и регламентирующего характера;

Аггада (с ивр. «повествование») – все прочие тексты Талмуда самого разнообразного стиля и содержания (мудрые высказывания, притчи, поучения, рассуждения и пр.).

Степень авторитетности аггадических частей ниже, чем у галахических.

5.3. Другие значимые книги

Существуют еще несколько сочинений, пользующихся высоким авторитетом в иудейской среде, но не являющихся в собственном смысле слова сакральными текстами.

Мишне Тора (букв. «Повторение закона») – систематизирующий иудейское учение труд, вышедший в 1180 году из­под пера раввина Моше бен Маймона (1135-1204), более известного как Маймонид, или Рамбам (акроним от раббену Моше бен Маймон).

Шулхан арух (букв. «Накрытый стол») – труд, составленный раввином Иосефом бен Эфраимом Каро (1488-1575) и явившийся сокращением его монументального сочинения «Бет Иосеф» («Дом Иосефа»). В этом фундаментальном сочинении предпринята попытка свести воедино все положения Закона, что стало завершением кодификации Галахи. В настоящее время Шулхан Арух считается главной книгой по разрешению практических вопросов в рамках иудейского права и фактически базовым учебником по Галахе.

Отдельно стоит упомянуть о мистической книге «Зохар» («Сияние»), являющейся ключевым текстом для такого течения внутри иудаизма, как каббала. В каббалистической среде этот текст почитается наравне с Танахом и Талмудом. Установить точное авторство данной книги, состоящей из 22 томов, весьма затруднительно. Основные ее части, вероятно, были написаны между 1270 и 1300 годами в Испании мистиком Моше бен Шемом Тов де Леоном (ум. в 1305 г.). Содержание данного текста составляют эзотерическое истолкование Торы, а также поучения, основанные на историях из жизни иудейских учителей II века н. э.

Проверочные вопросы:

  1. Какова причина того, что христианство признает Христа Мессией, а иудеи – нет?
  2. Как иудаизм видит восстановление связи с Творцом?
  3. Каковы характерные особенности ветхозаветной религии?
  4. Каковы специфические черты ветхозаветного иудаизма как самобытной религии?
  5. Какие изменения в иудаизме произошли к началу нашей эры? Как они были связаны с политическим положением Иудеи?
  6. Какие религиозно-политические течения имели место в иудейском обществе в I веке по Р.Х.
  7. Какое значение и употребление приобрела синагога после разрушения храма?
  8. Какие функции священников взяли на себя раввины?
  9. Что представляет собой Танах?
  10. Какова главная цель Талмуда? Из каких пластов он состоит? Какого плана предписания он включает?
  11. Какие значимые, но не являющиеся сакральными, книги иудаизма вам известны?

Видеоматериалы:

Андрей Зубов. Иудаизм и Христианство в поисках Живого Бога

Современный иудаизм. Библия в иудаизме. История религий. Зубов А.Б.

Проблема избранничества народа в иудаизме. Мессия. История религий. Зубов А.Б.

 

 

 


[1] См.: «И о явленых с небесе бывших благомужествовавшым иудейства ради любочестно, яко всю страну мали суще опустошаху, и варваров множество прогоняху» (2 Мак. 2, 22).

[2] В Невиим включены кроме собственно книг, надписанных именами пророков, также некоторые книги, традиционно именуемые в Православии историческими: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств.

[3] Ктувим состоит из следующих книг: Псалмы, Притчи Соломоновы, Книга Иова, Песня Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Книга пророка Даниила, Книга Ездры, Книга Неемии, Книги Паралипоменон (I и II).

[4] Иврит принадлежит к семитской семье языков. Помимо иврита, к семитским языкам также относятся арабский, ассирийский, новоарамейский, мальтийский, амхарский и некоторые другие языки. Все названные языки имеют свою выраженную особенность строя. Слово в них имеет консонантный, то есть состоящий из согласных букв, корень слова. Этот корень содержит в себе семантическое значение слова, но не может существовать автономно. Все грамматические отношения и словообразование осуществляются и выражаются гласными, которые «разбавляют» двух­, трех­ или четырехбуквенный консонантный корень слова. На письме могут стоять огласовки — система обозначения гласных (и некоторых согласных) звуков, представленная в виде особых диакритических знаков (точек и черточек), которые ставятся рядом с буквой.