Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ

Житие

В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился 29 октября 1773 года в селе Повстине Пирятинского уезда Полтавской губернии в благочестивой семье священника.

С самого раннего детства воспитывался в духе благочестия, он очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.

Первоначальное обучение получил дома, первым педагогом его был родной отец.

В 1783 году поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию "Смирницкий".

После окончания училища поступил в Киевскую духовную академию.

В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром.

21 февраля 1797 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года - во иеромонаха.

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. "Много лет я прожил,- обыкновенно говаривал он,- а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки".

Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведовал лаврской типографией. Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.

Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано.

2 января 1815 года был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иеромонах Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года был возведен в сан архимандрита.

Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил государь со своим хором. По желанию государя литургию служил наместник Лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. "Скоропоспешно, - ответил Антоний, - так что я затруднялся в чтении молитв". "Люди дорожные", - оправдывался государь. "Дело Божие, - сказал набожный и прямодушный наместник, - до́лжно делать в надлежащем порядке".

Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: "Отец Антоний, идите за мной". Она привезла его в церковь, они вошли, стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать о. Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку, которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: "Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново". После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику, подвижнику схимонаху Вассиану. "И он мне на оное сказал, - рассказывал Антоний, - это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит - благословение на тебе Божие и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка". Это было за полгода до назначения его во епископа.

31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в Лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".

Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.

Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место покоя святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.

Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию. Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоев епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.

Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.

В 1829 году владыка Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 Литургии.

В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь - холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний, издав указ о безвозмездных отпеваниях, о причащении холерных в больницах, служении молебнов об избавлении от мора. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась. Возобновил почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.

7 августа 1832 года совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана.

Еще до этого события многие хотели иметь его изображение, в том числе преосвященный Антоний. Он просил художника Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.

Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. В надежде укреплял его и современный ему подвижник прп. Серафим Саровский. Он поздравлял епископа Антония с открытием святых мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.

6 декабря 1832 года владыка Антоний был возведен в сан архиепископа.

С первых дней службы в Воронеже у преосв. Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей святителя Митрофана. 1 сентября 1836 года был открыт первоклассный Воронежский Митрофанов монастырь.

Архиепископ Антоний тепло чтил святителя Митрофана и называл себя служкой его. При владыке Антонии написано и житие Митрофана Воронежского, и акафист ему благочестивым князем С.А. Шихматовым-Ширинским (в иночестве иеромонах Аникита).

Когда архиеп. Антония стала настойчиво преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской Лавре, свт. Митрофан в видении сказал ему: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются. Видит Господь труд твой и помогает тебе Своей благодатию в деле Своего Промысла о пастве и о тебе. И трудное, и непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?".

"Да, я думал Бога ради это сделать, - тихо сказал Антоний, - лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей".

"Если Бога ради думаешь делать, то передай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля".

С этих пор архиеп. Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.

Стараниями архиепископа Антония 19 февраля 1836 года открыто уездное духовное училище в Павловске, а в 1837 году - уездное Задонское духовное училище.

За период своего архипастырского служения в Воронеже преосв. Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.

Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиеп. Антония было наставление, вразумление и увещевание.

Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского Попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.

Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.

Щедрые пожертвования посылал преосв. Антоний и на св. места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.

На Афоне по его благословению и с его помощью иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя свт. Митрофана.

Не оставлял без внимания архиеп. Антоний и учебных заведений епархии как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых, в первую очередь, обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.

Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевской Лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез.

Незадолго до смерти, уже больной, архиепископ Антоний посетил Задонск, где были обретены мощи свт. Тихона. Это событие наполнило радостью сердце Антония. Перед гробом святителя он воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром!".

По возвращении из Задонска преосв. Антоний стал все более и более слабеть.

12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную Литургию. Чувствуя общую слабость, он продолжал заниматься делами, в декабре диктовал поздравительные письма на праздник Рождества Христова. 17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил святую воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедоваться, а 18 декабря после ранней обедни в своих покоях приобщился Святых Таин. 19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Скорбящей Божией Матери, а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве. Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным. По окончании соборования преосв. Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч, сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось.

Скончался 20 декабря 1846 года в десятом часу вечера, на 74 году жизни. Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой свт. Митрофана.

26 июня 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителя Антония Воронежского в лике общецерковных святых.

Цитаты из «Наставлений» свт. Антония:

Как проводить пост

Некто из приближенных по случаю наступающего Великого поста спросил преосвященного Антония: «Как, святитель, проводить пост Великий?» На это преосвященный сказал: «Ходите в церковь. Матерь наша Церковь научит нас, как проводить Великий пост. С молитвой соедините воздержание от запрещенных Церковью снедей, с воздержанием милостыню, с милостыней любовь, смирение и прочие святые добродетели. Нужно поговеть, исповедаться, приобщиться Святых Христовых Тайн и, так спасительно приготовившись, встретить в небесной, неизглаголанной радости и Светлое Воскресение Христово».

О Божественных дарах в дни святых праздников

Говорил некогда преосвященный Антоний, что всеблагой Господь награждает верующих Своих, Его любящих и усердно Ему работающих, особенно в великие праздники, на Рождество Христово, в Крещение, на Пасху и другие, посылая им бесценные праздничные подарки: иному слезы о грехах, любовь, смирение; иному долготерпение, благость; кому чистую молитву; а иногда посылает и временные вещественные награды.

Тропарь,

глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ чистоты́ зерца́ло,/ мона́шескаго жития́ ревни́телю/ и ни́щих пита́телю,/ оте́ческаго попече́ния о па́стве твое́й до́брый о́бразе,/ от ю́ности себе́ смири́вый/ и десни́цею Христо́вою в сла́ву святы́х возвы́шенный,/ земли́ Воро́нежския украше́ние,/ Анто́ние о́тче на́ш,/ в труде́х святи́тельских Митрофа́ну и Ти́хону поревнова́вый,/ с ни́миже в небесе́х ныне лику́я,// моли́ся Спа́су все́х дарова́ти ми́р и душа́м на́шим.

Кондак,

глас 3

От ю́ности твоея́ всего́ себе́ Го́сподеви преда́л еси́,/ в пеще́рах Ки́евских богому́дренно пребыва́я,/ и отту́ду во епи́скопа па́стве Воро́нежстей поста́вленный,/ святи́телю Христо́в Анто́ние всече́стне,/ в труде́х, бде́ниих и моли́твах до́бле подвиза́лся еси́,/ и та́ко во смире́нии дости́гл еси́ доброде́телей соверше́нства/ и Це́ркви Святе́й и́стиннаго послуша́ния,/ па́ки в Небе́сныя Оби́тели всели́лся еси́,/ с вели́кими во святы́х Митрофа́ном и Ти́хоном, предстоя́ Престо́лу Христо́ву,/ Влады́ку Спа́са все́х моли́,/ оставле́ние грехо́в получи́ти// и ве́лию ми́лость.

Дни памяти: 2 января, 17 сентября – Собор Воронежских святых, 23 сентября – Собор Липецких святых.

 

По материалам сайтов:

https://drevo-info.ru/articles/11845.html

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirnitskij/nastavlenija/#0_2