начального богословского образования
Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, родился в 1784 году в семье церковнослужителя. Учёный по призванию, он был человеком кротким, расположенным к молитвенному деланию и аскетической жизни.
Будучи профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, он написал двухтомный труд под названием «Начертание церковной истории от библейских времён до 18 века», который полстолетия служил руководством в церковных школах.
Владыка был дружен с митрополитом Филаретом (Дроздовым). Как деятельный противник модного тогда мистицизма, он был удалён из Санкт-Петербурга на епископскую кафедру сначала в Уфу, а затем в Пензу. Народ его почитал за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству.
Святитель скончался 10 октября 1819 года.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
Цитаты из «Богословия деятельного»:
Эта наука [деятельное богословие] является деятельной не потому только, что она рассматривает истины деятельные, но и потому, что эти истины в человеке, который принимает их, должны быть живы, деятельны, плодотворны. Эта наука божественна, потому что всецело происходит от Бога. Он есть и Образец для нашей деятельности, и Творец истины, или Св. Писания, из которого заимствуется вся эта наука; Он есть источник всех наших сил и Виновник всех добрых действий...
Во времена патриархальные. Патриархам черты сего образа сообщаемы были посредством устного предания, но большей частью непосредственно Самим Богом, и заключались в словах: «ходи пред Богом» (Быт. 5:24; 17,1).
Во времена подзаконные. Когда употребление письменности сделалось необходимым, тогда изображение совершенного человека, написанное рукой его Первообраза на двух каменных скрижалях и заключенное в десяти заповедях, объяснено было Моисеем и разнообразно представлено последующими священными писателями. Во псалмах оно описано возвышенным, но удобопонятным образом; в книге Екклесиаста – в виде образов и сравнений; в Притчах и книге Сына Сирахова – в виде кратких и назидательных изречений; в Песни Песней – в образе таинственном; в жизнеописаниях пророков – в виде подвижничества или созерцания.
Во времена апостольские. Всесовершенный образец совершенного человека явился, наконец, в Сыне Божием, Который прошел все возможные для человека искушения, изменения и возрасты, освятил их примером Своим и показал, как должно проходить их сынам человеческим. Черты этого общего для всех образца, с присовокуплением некоторых частных подробностей, в соответствии с различными понятиями и состояниями человеческими, раскрыли в своих посланиях апостолы.
Во времена отеческие. Примеру апостолов последовали мужи апостольские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римского, свв. Игнатия и Поликарпа; в творениях святого Иустина; в «Наставнике» и «Строматах»14 св. Климента Александрийского. Впрочем, некоторые из них, а именно Тертуллиан, Ориген, Лактанций, свт. Киприан и свт. Кирилл Иерусалимский излагали его и отдельно от учения созерцательного. Главная истина, положенная ими в основание деятельной христианской жизни, состоит в следующем: стой за Христа даже до уз и смерти. Святые Отцы с IV века до исхода VII-го более всего старались побудить к умерщвлению плоти для Христа. Сюда относятся «Правила для подвижников» свт. Василия Великого, жизнеописание Моисея, написанное свт. Григорием Нисским, многие из стихотворений свт. Григория Назианзена и особенно главы прп. Антония Великого, беседы и слова прп. Макария Египетского, поучения прп. Ефрема Сирина. Другие же из Отцов IV века, а именно: сввт. Афанасий, Иоанн Златоуст, Амвросий и блж. Августин учили применительно к различным состояниям и обязанностям той или иной класс людей. С V века до разделения Церкви на Восточную и Западную мы уже находим меньше наставников в правилах чистой нравственности. Из них достойны замечания: прп. Исидор Пелусиот, свв. Григорий Великий, Исидор Испалийский. К ним можно причислить прпп. Марка Пустынника, Кассиана, Нила, Исаака Сирина, Диадоха, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и некоторых других. Число Отцов Восточных после X века восполняют: прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама.
Развитие сего учения в Западной Церкви. С X века до времен схоластических15 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реалистов16. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали, что главная христианская обязанность – посещать святые места и потом вооружаться под крестом для освобождения Святой земли от врагов Христовых. Во времена схоластические оно облекалось в различные виды у схоластиков, моралистов, казуистов17 и мистиков. Употребление индульгенций в те времена ввело странное обыкновение, положенное в основание их деятельности: искупать грехи деньгами, вкладами и т. д. После преобразования Западной Церкви нравственное учение стали излагать отдельно от догматов веры. Георгий Каликст первым вступил на это поприще. Ему последовали Буддей, Гоорнбек и другие. Но в то же время оно являлось в форме аскетической, мистической, теософской, философской, канонической, в форме собеседований, состязаний и др. Главным и достаточным для спасения правилом жизни в эти времена паписты считали дела, другие же и почти все, отделившиеся от них общества, – веру.
Развитие богословия деятельного в Церкви Российской. В нашей Церкви учение о христианской деятельности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, названной «Добротолюбие». В сочинениях блж. Августина, переведенных в ближайшие к нам времена, содержится богословие таинственное и многие предметы нравственности; в нынешних же переводах богословия Шуберта, творений Еккартсгаузена, Штиллинга и других находим не совсем чистое учение. Сочинения отечественных писателей – прп. Нила Сорского, аскета и мистика XV века, свт. Димитрия Ростовского, писателя в некоторых местах таинственного, и свт. Тихона Воронежского, – имеют на себе печать древней простоты. В училищах преподавание богословия деятельного отдельно от созерцательного началось весьма недавно, и именно в наши времена. Первые опыты сего рода находим в «Деятельном богословии» Феофилакта и в книге «О должностях священников приходских».
Тропарь, глас 5
От юности смиренным нареченный, в монашестве же чистоте тезоименный, духовной мудрости любитель ты явился еси, златовещанный благочестия учитель и лживых пагубных учений обличитель, за Истину безумными гонимый, незлобие и кротость проповедавый, и паству Пензенскую ревностне пасый, святителю всечестне Иннокентие, моли Христа нас умудрити во спасение.
Молитва святителю Иннокентию Пензенскому
Боже Великий и Сильный, Боже Святый и во святых почиваяй! Се ныне мы, раби недостойнии, колена сердец наших в страсе и умилении приклоньше подножию величествия Твоего, припадаем и, не дерзая воззрети на высоту небесную, смиренно милости Твоея безмерныя чаем. Веси, Господи, яко недостойни есмы, но на молитву к Тебе ныне воздвизаем дивнаго угодника Твоего Иннокентия, чудотворца новоявленнаго, иже воистину бе муж по сердцу Твоему. Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми усты Твоими, яко ради и десятих праведных не погубиши града нечестивых.
Умилосердися, Владыко Святый, и ниневитяном, согрешшим Тебе, спасения искавый, и ныне на нас, непотребных и премного согрешших рабех Твоих, и приими в умилостивление молитвы пречуднаго сего святителя Твоего, с ним же и всех святых Твоих, прославленных в двотысящное лето преславнаго Воплощения Твоего, да ходатайствуют сии пред Тобою о нас, чадех и сродницех их, многа бо любы их, многое и дерзновение пред лицем Твоим. Многими грехми помрачися естество наше, осквернихом души и телеса своя по действу исконнаго человекоубийцы и противника Твоего, но паче припадаем благости Твоей, на милосердие Твое токмо надеющеся.
Усердно же просим и великаго ходатая нашего и теплаго в бедах нам предстателя Иннокентия, неповиннаго воистину во очесех Твоих, да пролиет и свою многомощную молитву пред Тобою, Отцем Светов. Не взирай убо на грехи наша, Боже Превечный, но призри на веру и надеяние наши и предстательство угодника Твоего Иннокентия, и очисти ны от скверн наших. Яко да слезами покаяния и действом благодати Твоея очищени, возможем внити в светлый оный и прекрасный чертог, его же уготовал еси любящим Тя, и тамо купно со святителем Иннокентием возможем воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.
День памяти: 23 октября